Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Желонкиной Г.А, судей Васляева В.С, Кривенкова О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации города Сочи на решение Ленинского районного суда города Воронежа от 15 октября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Воронежского областного суда от 5 апреля 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Берга Д.О, Комаровой С.В. к администрация города Сочи, администрации Лазаревского внутригородского района муниципального образования городского округа город-курорт Сочи, первому заместителю главы администрации Лазаревского внутригородского района муниципального образования городского округа город-курорт Сочи Кавицыну В.А. о признании незаконным решения.
Заслушав доклад судьи Желонкиной Г.А, судебная коллегия
установила:
Берг Д.О, Комарова С.В. обратились в суд с административным иском, в котором просили признать незаконным решение администрации Лазаревского внутригородского района муниципального образования городского округа город-курорт Сочи от 11 июня 2021 года N О01/2.01-72П-861/21 в части оснований возвращения заявления.
В обоснование заявленных требований указали, что через портал государственных и муниципальных услуг 24 мая 2021 года в администрацию Лазаревского внутригородского района муниципального образования городского округа город-курорт Сочи было подано заявление, подписанное простой электронной подписью, о предоставлении муниципальной услуги "Предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов". В заявлении ставился вопрос о предоставления земельного участка 45 с кадастровым номером N при жилом доме по "адрес" Оспариваемым решением административного ответчика заявление было возвращено, поскольку подписано простой электронной подписью, не указан способ предоставления результатов рассмотрения заявления, не указаны адресные ориентиры здания, расположенного на земельном участке.
Административные истцы полагали, что оспариваемое решение нарушает их права поскольку заявлено подано через портал госуслуг, а следовательно достаточно простой электронной подписи; не указание способа направления ответа на обращение не является основанием к возращению заявления согласно пункту 3 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации; адресные ориентиры здания, расположенного на земельном участке приведены в выписке из ЕГРН.
Решением Ленинского районного суда города Воронежа от 15 октября 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Воронежского областного суда от 5 апреля 2022 года, административные исковые требования Комаровой С.В. удовлетворены.
Признано незаконным решение администрации Лазаревского внутригородского района муниципального образования город-курорт Сочи от 11 июня 2021 года N 001/2.01-72П-861/21 о возвращении Комаровой С.В. заявления от 24 мая 2021 года о продаже земельного участка с кадастровым номером "адрес"; возложена обязанность в течение двухнедельного срока с даты вступления решения суда в законную силу повторно рассмотреть заявление Комаровой С.В. и принять по нему решение в соответствии с действующим законодательством.
В удовлетворении административных исковых требований Берга Д.О. отказано.
В кассационной жалобе, поданной 18 августа 2022 года почтой через суд первой инстанции, поступившей в Первый кассационный суд общей юрисдикции 31 августа 2022 года, администрации города Сочи просит отменить состоявшиеся судебные акты, в связи с неправильным применением норм материального и процессуального права, несоответствием выводов суда обстоятельствам дела. Полагает, что заявления и иные документы, необходимые для предоставления государственных и (или) иных муниципальных услуг, предоставляемые в форме электронных документов, подписываются в соответствии с требованиями Федерального закона от 6 апреля 2011 года N 63-ФЗ "Об электронной подписи". Регистрация заявления возможна при наличии электронной цифровой подписи и специальных технических средств, однако документы, представленные в электронной форме на предоставление муниципальной услуги, Комаровой С.В. направлены без электронной цифровой подписи. Также в заявление не указан способ предоставления результатов его рассмотрения, адресные ориентиры объектов капитального строительства. Учитывая данные обстоятельства у суда не имелось основания к удовлетворению заявленных требований.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно, в надлежащей форме, информация имеется, в том числе на официальном сайте суда, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалуемом судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра в кассационном порядке по доводам жалобы не установлено.
Материалами административного дела подтверждается и установлено судами, что 4 мая 2011 года между Комаровой С.В. и муниципальным образованием город-курорт Сочи заключен договор аренды земельного участка 45, кадастровый N, площадью 700 кв.м, с видом разрешенного использования "для индивидуального жилищного строительства", расположенного по адресу: "адрес" сроком на 10 лет.
1 сентября 2018 года между Бергом Д.О, Комаровой С.В. и Бергом О.В. заключен договор о совместной деятельности, согласно которому стороны обязуются соединить свои вклады и совместно действовать без образования юридического лица для строительства и эксплуатации индивидуальных жилых домов.
Комарова С.В. через интернет-портала государственных и муниципальных услуг Краснодарского края на основании подпункта 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации обратилась в администрацию Лазаревского внутригородского района муниципального образования городской округ город-курорт Сочи с заявлением о предоставлении муниципальной услуги "Продажа земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, без проведения торгов" в отношении указанного выше земельного участка.
Письмом от 11 июня 2021 года N 001/2.01-72П-861/21 заявление возвращено заявителю, поскольку документы, представленные в электронной форме на предоставление муниципальной услуги, направлены без электронной цифровой подписи; не указан способ предоставления результатов его рассмотрения из перечня, предусмотренного пунктом 108 Регламента, в соответствии с перечнем документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов, утвержденным приказом Росреестра от 2 сентября 2020 года N П/0321; к заявлению о предоставлении в собственность за плату земельного участка, на котором расположено здание, сооружение, прилагается сообщение заявителя (заявителей), содержащее перечень всех зданий, сооружений, расположенных на испрашиваемом земельном участке с указанием кадастровых (условных, инвентарных) номеров и адресных ориентиров (зданий, сооружений, принадлежащих на соответствующем праве заявителю, однако в сообщении не указаны адресные ориентиры объектов капитального строительства, расположенных на земельном участке с кадастровый номером N.
Удовлетворяя требования Комаровой С.В, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что у администрации Лазаревского внутригородского района муниципального образования город-курорт Сочи отсутствовали основания для возвращения без рассмотрения заявления Комаровой С.В. Административными ответчиками не представлено доказательств отсутствия электронной подписи Комаровой С.В. при подаче заявления, а такое основание для возвращения заявления как неуказание способа предоставления результатов его рассмотрения из перечня, предусмотренного пунктом 108 Регламента, не предусмотрено пунктом 3 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации и пунктом 32 Административного регламента предоставления государственной услуги "Продажа земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, без проведения торгов", утвержденного постановлением администрации города Сочи от 27 февраля 2015 года N 572, в связи с чем не может быть признано законным. В заявлении - сообщении Комаровой С.В. указаны необходимые сведения в отношении расположенного на испрашиваемом земельном участке здания.
Отказывая Бергу Д.О. в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что прав в отношении спорного земельного участка он не имеет, с заявлением о продаже земельного участка обращалась единолично Комарова С.В, в связи с чем его права оспариваемым отказом не нарушены.
Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций.
В заявлении о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов подлежат указанию сведения, предусмотренные пунктом 1 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации.
К заявлению о предоставлении земельного участка прилагаются документы, предусмотренные подпунктами 1 и 4 - 6 пункта 2 статьи 39.15 настоящего Кодекса (пункт 2 названной статьи).
Предоставление указанных документов не требуется в случае, если указанные документы направлялись в уполномоченный орган с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, по итогам рассмотрения которого принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
В течение десяти дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган возвращает это заявление заявителю, если оно не соответствует положениям пункта 1 названной статьи, подано в иной уполномоченный орган или к заявлению не приложены документы, предоставляемые в соответствии с пунктом 2 указанной статьи. При этом уполномоченным органом должны быть указаны причины возврата заявления о предоставлении земельного участка (пункт 3 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации).
Аналогичные положения содержатся в пунктах 21-22, 32 Административного регламента предоставления государственной услуги "Продажа земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, без проведения торгов", утвержденного постановлением администрации города Сочи от 27 февраля 2015 года N 572.
В силу пункта 27 Регламента, документы могут быть представлены заявителем в электронной форме в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 7 июля 2011 года N 553 "О порядке оформления и представления заявлений и иных документов, необходимых для предоставления государственных и (или) муниципальных услуг, в форме электронных документов.
В соответствии с пунктом 42 Регламента, принятие и регистрация уполномоченным органом заявления о предоставлении муниципальной услуги в электронной форме возможны при наличии электронной цифровой подписи (ЭЦП) и специальных технических средств в порядке, установленном Федеральным законом от 6 апреля 2011 года N 63-Ф3 "Об электронной подписи".
Основанием для начала административной процедуры является поступление документов, необходимых для предоставления муниципальной услуги, в форме электронного документа с электронной подписью, вид которой предусмотрен законодательством Российской Федерации, с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет в федеральную государственную информационную систему "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (www.gosuslugi.ru) и на официальный портал государственных и муниципальных услуг Краснодарского края (www.pgu.krasnodar.ru) в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 7 июля 2011 года N 553 "О порядке оформления и представления заявлений и иных документов, необходимых для предоставления государственных и (или) муниципальных услуг, в форме электронных документов" (пункт 106 Регламента).
Согласно пункту 1 постановления Правительства Российской Федерации от 7 июля 2011 года N 533 "О порядке оформления и представления заявлений и иных документов, необходимых для предоставления государственных и (или) муниципальных услуг, в форме электронных документов" установлено, что заявления и иные документы, необходимые для предоставления государственных и (или) муниципальных услуг, представляемые в форме электронных документов подписываются в соответствии с требованиями Федерального закона "Об электронной подписи" и статей 21.1 и 21.2 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".
В соответствии подпунктом 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.
Перечень документов, которые необходимо приложить к заявлению, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и предусмотренных перечнем, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением документов, которые должны быть представлены в уполномоченный орган в порядке межведомственного информационного взаимодействия, предусмотрен приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 2 сентября 2020 года N П/0321 "Об утверждении перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов".
Учитывая обстоятельства дела, нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций об удовлетворении заявленных требований Комаровой С.В. основанными на требованиях действующего законодательства и установленных обстоятельствах. У администрации Лазаревского внутригородского района муниципального образования город-курорт Сочи отсутствовали основания для возвращения заявления Комаровой С.В. без рассмотрения по указанным основаниям. Простой подписью уже пользуется лицо, когда входит на портал государственных услуг и ее достаточно для получения большинства электронных услуг, то есть Комарова С.В. автоматически получила возможность использования простой электронной подписью при направлении обращения. В заявлении заявителем указаны необходимые сведения в отношении расположенного на испрашиваемом земельном участке здания.
Материалы дела не содержат относимых и допустимых доказательств подтверждающих доводы административных ответчиков, а ссылка на решение Лазаревского районного суда г. Сочи от 28 февраля 2022 года не влечет отмену судебных актов.
По настоящему административному делу оспаривались основания и процедура возвращения заявления Комаровой С.В. без рассмотрения по существу, что является предметом рассмотрения в рамках административного судопроизводства, тогда как в приведенном решении разрешался вопрос о правах Комаровой С.В. на объект недвижимости, расположенный на испрашиваемом земельном участке. На момент рассмотрения настоящего дела в суде такого спора еще не имелось и основанием к возвращению заявления указанное обстоятельство не являлось.
Доводы кассационной жалобы направлены на иную оценку обстоятельств по делу, иное толкование норм материального права, и несогласие с выводами судов, что в силу статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не является основанием к отмене судебных актов в кассационном порядке.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом первой и апелляционной инстанций не допущено. Обстоятельства, имеющие значение для дела, определены правильно, выводы, изложенные в оспариваемых судебных актах, мотивированы, соответствуют обстоятельствам дела и подтверждены имеющимися доказательствами, которым дана оценка в соответствии со статьей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ленинского районного суда города Воронежа от 15 октября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Воронежского областного суда от 5 апреля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Лазаревского внутригородского района муниципального образования городского округа город-курорт Сочи - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 11 октября 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.