Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующей Желонкиной Г.А, судей Васляева В.С, Кривенкова О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Чикунова Игоря Алексеевича на решение Рамонского районного суда Воронежской области от 18 февраля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Воронежского областного суда от 24 мая 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Чикунова Игоря Алексеевича к администрации Рамонского муниципального района Воронежской области о признании незаконным решения.
Заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Кривенкова О.В, судебная коллегия по административным делам
установила:
Чикунов И.А. обратился в суд с названным административным иском, в котором просил признать незаконным уведомление администрации Рамонского муниципального района Воронежской области от 25 октября 2021 года N о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке - о недопустимости размещения индивидуального жилого дома на земельном участке с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес"; возложить обязанность повторно рассмотреть уведомление Чикунова И.А. в течение 7 рабочих дней с момента вступления в законную силу решения суда.
В обоснование требований указал, что ему на праве собственности принадлежит указанный земельный участок, который относится к землям сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования "садоводство и ведение дачного хозяйства". Земельный участок поставлен на кадастровый учет 11 ноября 2020 года. На момент его постановки на кадастровый учет указанный земельный участок был расположен в территориальной зоне - зона сельскохозяйственного использования на землях сельскохозяйственного назначения, СХ4. Для указанной территориальной зоны был установлен градостроительный регламент, в соответствии с которым основным видом разрешенного использования земельных участков являлось "садоводство и ведение дачного хозяйства", при этом градостроительным регламентом допускалось размещение на земельных участках капитальных сооружений высотой до 15 м с минимальным отступом от линии улиц 5 м. С целью строительства на земельном участке садового дома административный истец обратился в администрацию Рамонского муниципального района Воронежской области с уведомлением о планируемом строительстве садового дома, однако оспариваемым уведомлением ему сообщено о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке с кадастровым номером N.
Полагал, что в связи с тем, что на момент постановки земельного участка на кадастровый учет документами градостроительного зонирования Новоживотинновского сельского поселения, с учетом классификатора видов разрешенного использования, строительство садового дома на земельном участке административного истца допускалось, то после принятия приказа департаментом архитектуры и градостроительства Воронежской области от 10 сентября 2021 года N 45-01-04/1027, которым земельный участок был отнесен к территориальной зоне сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, административный истец также имеет право возводить строения на своем земельном участке.
Решением Рамонского районного суда Воронежской области от 18 февраля 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Воронежского областного суда от 24 мая 2022 года, в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В кассационной жалобе, поданной 30 августа 2022 года через суд первой инстанции, Чикунов И.А. просит отменить судебные акты и принять новое решение об удовлетворении административного иска. Указывает, что возможно использование земельного участка по прежнему фактическому виду разрешенного использования без приведения его в соответствии с принятым после постановки земельного участка градостроительным регламентом, поскольку оно не опасно для жизни и здоровья людей, окружающей среды, объектов культурного наследия.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебного акта в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра в кассационном порядке по доводам жалобы не установлено.
Как установлено судами и следует из материалов административного дела, земельный участок с кадастровым номером N, находящийся в собственности Чикунова И.А, имеет вид разрешенного использования - "садоводство и ведение дачного хозяйства", категория земель - "земли сельскохозяйственного назначения".
В соответствии с Правилами землепользования и застройки Новоживотинновского сельского поселения Рамонского муниципального района Воронежской области, утвержденными приказом департамента архитектуры и градостроительства Воронежской области от 10 сентября 2021 года N 45-01-04/1027 (далее также - ПЗЗ от 10 сентября 2021 года) земельный участок с кадастровым номером Чикунова И.А. отнесен к сельскохозяйственным угодьям в составе земель сельскохозяйственного назначения.
В уведомлении о планируемом строительстве садового дома на земельном участке с кадастровым номером N, с которым Чикунов И.А. 19 октября 2021 года обратился в администрацию Рамонского муниципального района Воронежской области, в сведениях о виде разрешенного использования земельного участка указано "садоводство и ведение дачного хозяйства", а в сведениях о виде разрешенного использования объекта капитального строительства указано "садовый дом".
В уведомлении о недопустимости размещения садового дома на земельном участке, находящемся в составе земель сельскохозяйственного назначения, от 25 октября 2021 года N отдел градостроительной деятельности администрации Рамонского муниципального района Воронежской области указал, что размещение садового дома не допускается в соответствии с видами разрешенного использования указанного земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством, действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве.
Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, руководствуясь статьями 36, 51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, статьями 77, 79 Земельного кодекса Российской Федерации, исходил из того, что нормами Земельного кодекса Российской Федерации установлен прямой запрет на строительство садового дома на земельном участке с кадастровым номером N, в связи с чем административным ответчиком правомерно направлено уведомление о недопустимости размещения садового дома на земельном участке.
При установленных по делу фактических обстоятельствах судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов.
Деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель устанавливается, исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства, является одним из основных принципов земельного законодательства. Собственники и иные владельцы земельных участков обязаны использовать их в соответствии с целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием (статьи 1, 7, 42 Земельного кодекса Российской Федерации).
Как следует из подпункта 1 пункта 1, пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации, земли сельскохозяйственного назначения используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется, исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами.
В статье 77 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами (в том числе прудами, образованными водоподпорными сооружениями на водотоках и используемыми для целей осуществления прудовой аквакультуры), а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
Согласно пункту 1 части 9 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации в состав зон сельскохозяйственного использования могут включаться зоны сельскохозяйственных угодий - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими).
Правовой режим сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения предусматривает приоритет в целевом использовании, их особую охрану, которая, в частности, выражается в недопущении выведения таких земель из сельскохозяйственного оборота, осуществления их застройки, в том числе в целях использования в сельскохозяйственной деятельности (часть 1 статьи 79 Земельного кодекса Российской Федерации, части 1, 4 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 6 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительные регламенты не устанавливаются, в частности, для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения.
В соответствии с частью 1 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации, применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Разрешенное использование может быть следующих видов: 1) основные виды разрешенного использования; 2) условно разрешенные виды использования; 3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.
Основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования (часть 4 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункт 2 статьи 7 Земельного кодекса). Разрешение на условно разрешенный вид использования предоставляется в установленном статьей 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации порядке (часть 6 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации) и предполагает проведение соответствующих публичных процедур: общественных обсуждениях или публичных слушаниях, проводимых в порядке, установленном статьей 5.1 указанного Кодекса.
Сведения о категории земель, к которой отнесен земельный участок, и о его разрешенном использовании в числе других сведений об объекте недвижимости вносятся в Единый государственный реестр недвижимости (кадастр недвижимости) в качестве дополнительных сведений (часть 5 статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").
Виды разрешенного использования земельных участков до 4 апреля 2021 года определялись в соответствии с классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 года N 540.
С 5 апреля 2021 года действует классификатор видов разрешенного использования земельных участков, утвержденный приказом Росреестра от 10 ноября 2020 года N П/0412.
Отношения, связанные с территориальным планированием, градостроительным зонированием, планировкой территории регламентируются Градостроительным кодексом Российской Федерации.
Генеральный план поселения является документом территориального планирования муниципального образования, который утверждается представительным органом местного самоуправления муниципального образования (пункт 1 части 1 статьи 8, пункт 2 части 1 статьи 18, часть 1 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 7, пункту 20 части 1 и частям 3, 4 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статье 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации утверждение генерального плана сельского поселения относится к вопросам местного значения муниципального района.
В силу пункта 17 части 1 статьи 2 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальный правовой акт - решение, принятое непосредственно населением муниципального образования по вопросам местного значения, либо решение, принятое органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления по вопросам местного значения, по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также по иным вопросам, отнесенным уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления и (или) должностных лиц местного самоуправления, документально оформленные, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающие либо изменяющие общеобязательные правила или имеющие индивидуальный характер.
Таким образом, генеральный план поселения после его утверждения муниципальным правовым актом нормативного характера приобретает силу указанного акта и устанавливает общеобязательные правила, действующие на территории соответствующего муниципального образования.
Кроме того, Градостроительным кодексом Российской Федерации предусмотрены и полномочия по утверждению (изменению) правил землепользования и застройки, составной частью которых являются территориальные зоны и градостроительные регламенты, устанавливающие виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (статьи 1, 8, 30 и др.). При этом виды разрешенного использования земельных участков, определяющие их правовой режим и служащие одной из основных характеристик данных участков, непосредственно влияют на объем прав их собственников, а также других категорий землепользователей и обязательны к исполнению (абзац седьмой статьи 42, пункт 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации).
Из материалов дела следует, что находящийся в собственности Чикунова И.А. земельный участок с кадастровым номером N согласно генеральному плану Новоживотинновского сельского поселения Рамонского муниципального района Воронежской области, утвержденному решением Совета народных депутатов Новоживотинновского сельского поселения Рамонского муниципального района Воронежской области от 27 марта 2012 года находится на землях сельскохозяйственного назначения, мероприятий по размещению на указанном участке объектов капитального строительства и других объектов не предусмотрено.
Правилами землепользования и застройки Новоживотинновского сельского поселения Рамонского муниципального района Воронежской области, утвержденными приказом департамента архитектуры и градостроительства Воронежской области от 10 сентября 2021 года N 45-01-04/1027, установлены зоны садоводства и огородничества за границами населенных пунктов.
Согласно представленной административным ответчиком информации из ПЗЗ от 10 сентября 2021 года земельный участок с кадастровым номером N расположен на территории, для которой градостроительные регламенты не устанавливаются, относится к землям сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения.
Соответственно, 19 октября 2021 года в момент обращения административного истца с уведомлением о планируемом строительстве садового дома на земельном участке с кадастровым номером N какое-либо капитальное строительство, согласно требований градостроительного законодательства, недопускалось.
Названным приказом департамента архитектуры и градостроительства Воронежской области от 10 сентября 2021 года N 45-01-04/1027 признаны утратившими силу, в том числе, решение Совета народных депутатов Новоживотинновского сельского поселения Рамонского муниципального района Воронежской области от 5 апреля 2018 года N 113 "О внесение изменений в Правила землепользования и застройки Новоживотинновского сельского поселения Рамонского муниципального района Воронежской области, согласно которым на территории Новоживотинновского сельского поселения Рамонского муниципального района Воронежской области были установлены зоны сельскохозяйственного использования и установлены градостроительные регламенты за исключением земель лесного фонда, земель водного фонда, покрытых поверхностными водами, земель запаса, земель особо охраняемых природных территорий, сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения.
Согласно указанному градостроительному регламенту к основным видам разрешенного использования земельных участков сельскохозяйственного использования отнесено "садоводство и ведение дачного хозяйства", к условно разрешенному виду отнесено "ведение садоводства".
В уведомлении о недопустимости размещения садового дома на земельном участке, находящемся в составе земель сельскохозяйственного назначения, от 11 ноября 2021 года административный ответчик сослался на то, что в соответствии с приказом Росреестра от 10 ноября 2020 года N П/0412 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков" вид разрешенного использования "садоводство" - осуществление хозяйственной деятельности, в том числе, на сельскохозяйственных угодьях, связанной с выращиванием многолетних плодовых и ягодных культур, винограда и иных многолетних культур.
Согласно указанному классификатору "садоводство" имеет код 1.5, в свою очередь "ведение садоводства" определено как осуществление отдыха и (или) выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур; размещение для собственных нужд садового дома, жилого дома, указанного в описании вида разрешенного использования с кодом 2.1, хозяйственных построек и гаражей для собственных нужд и имеет код 13.2.
В части 7 статьи 54 Федерального закона от 29 июля 2017 года N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" указано, что для целей применения в данном законе, других федеральных законах и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актах такие виды разрешенного использования земельных участков, как "садовый земельный участок", "для садоводства", "для ведения садоводства", "дачный земельный участок", "для ведения дачного хозяйства" и "для дачного строительства", содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости и (или) указанные в правоустанавливающих или иных документах, считаются равнозначными. Земельные участки, в отношении которых установлены такие виды разрешенного использования, являются садовыми земельными участками. Положения данной части не распространяются на земельные участки с видом разрешенного использования "садоводство", предназначенные для осуществления садоводства, представляющего собой вид сельскохозяйственного производства, связанного с выращиванием многолетних плодовых и ягодных культур, винограда и иных многолетних культур.
Из буквального толкования указанной нормы закона следует, что виды разрешенного использования земельных участков "ведение садоводства" и "садоводство" не являются равнозначными.
Как указано выше, Правилами землепользования и застройки Новоживотинновского сельского поселения Рамонского муниципального района Воронежской области, в которые решением Совета народных депутатов Новоживотинновского сельского поселения Рамонского муниципального района Воронежской области от 5 апреля 2018 года N 113 были внесены изменения, вид разрешенного использования земельного участка "ведение садоводства", предполагающий размещение для собственных нужд садового дома, жилого дома, указанного в описании вида разрешенного использования с кодом 2.1, относился к условно разрешенному виду использования земельного участка, к которому относились виды деятельности, объекты капитального строительства, осуществлять и размещать которые на земельных участках разрешено в силу перечисления этих видов деятельности и объектов в составе градостроительных регламентов применительно к соответствующей территориальной зоне, при условии получения разрешения в порядке, определенном статьей 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации, настоящими Правилами, иными муниципальными правовыми актами, при условии обязательного соблюдения требований технических регламентов.
Каких либо сведений о том, что административный истец до прекращения действия Правил землепользования и застройки Новоживотинновского сельского поселения Рамонского муниципального района Воронежской области, в редакции решения Совета народных депутатов Новоживотинновского сельского поселения Рамонского муниципального района Воронежской области от 5 апреля 2018 года N 113, получал разрешение на условно разрешенный вид использования земельного участка, необходимый для возведения садового дома, в порядке, определенном статьей 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации, материалы дела не содержат и судами не установлено.
Выяснив обстоятельства, предусмотренные частью 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, дав им оценку по существу, суды, руководствуясь вышеприведенными нормами права, пришли к обоснованным выводам о том, что размещение садового дома на земельном участке с кадастровым номером N, расположенном по адресу: "адрес", имеющего категорию земель "земли сельскохозяйственного назначения и относящиеся к сельскохозяйственным угодьям", противоречит требованиям действующего законодательства.
Судебная коллегия полагает выводы судов правильными, все юридически значимые обстоятельства определены верно, исследованы, доказательства оценены в соответствие с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Переоценка представленных в дело доказательств не отнесена к полномочиям суда кассационной инстанции.
Выводы, изложенные в судебных актах, мотивированы, соответствуют установленным фактическим обстоятельствам, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, судами при рассмотрении дела не допущено.
Кассационная жалоба каких-либо иных доводов, обосновывающих необходимость отмены принятых судебных актов, не содержит и сводится лишь к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда судов, а также выражению несогласия с произведенной оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств.
Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене обжалуемых судебных постановлений не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Рамонского районного суда Воронежской области от 18 февраля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Воронежского областного суда от 24 мая 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Чикунова Игоря Алексеевича - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 26 октября 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.