Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующей Желонкиной Г.А, судей Васляева В.С, Кривенкова О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Абрамяна Давида Левоновича, Воронина Игоря Владимировича, Ли Алексея Александровича, Кобзева Олега Владимировича на решение Алексинского межрайонного суда Тульской области от 20 декабря 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тульского областного суда от 14 июня 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Абрамяна Давида Левоновича, Воронина Игоря Владимировича, Ли Алексея Александровича, Кобзева Олега Владимировича к администрации муниципального образования Заокский район Тульской области о признании незаконными действий (бездействия).
Заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Кривенкова О.В, судебная коллегия по административным дела
установила:
Абрамян Д.Л, Воронин И.В, Ли А.А, Кобзев О.В. обратились в суд с административный иском к администрации муниципального образования Заокский район Тульской области о признании незаконными действий (бездействия), изменении вида разрешенного использования земельного участка, указав, что они являются собственниками земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес". До 2015 года данный земельный участок имел категорию "земли сельскохозяйственного назначения", вид разрешенного использования "для сельскохозяйственного производства". Решением Собрания представителей муниципального образования Заокский район Тульской области от 7 октября 2015 года N 32/168 "О внесении изменений в Генеральный план муниципального образования Малаховское Заокского района" данный земельный участок был включен в состав населенного пункта деревня Дворяниново Заокского района Тульской области и в функциональную зону (Ж). Решением Собрания представителей муниципального образования Заокский район от 4 февраля 2016 года N 38/205 "О внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования Малаховское Заокского района" внесены изменения в Правила землепользования и застройки муниципального образования Малаховское Заокского района Тульской области, согласно которым принадлежащий им земельный участок с кадастровым номером N был включен в зону застройки индивидуальными жилыми домами (Ж1). В результате принятых решений представительного органа муниципального образования принадлежащий им земельный участок, относившийся к функциональной зоне сельскохозяйственного использования (Сх1), на карте функциональных зон Генерального плана муниципального образования Малаховское Заокского района Тульской области, утвержденного решением от 7 октября 2015 года N 32/168, стал относиться к жилой функциональной зоне (Ж), а с 2016 года после принятия решения от 4 февраля 2016 года N 38/205 - к территориальной зоне - зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж1).
Решением Тульского областного суда от 10 февраля 2017 года по административному делу N, вышеуказанные решения Собрания представителей муниципального образования Заокский район Тульской области были отменены, а именно - признаны недействующими со дня вступления решения суда в законную силу. Данное решение суда вступило в законную силу 16 марта 2017 года. Полагали, что именно с этой даты категория принадлежащего им земельного участка и вид разрешенного использования спорного земельного участка должен был быть возвращен административным ответчиком в первоначальное положение.
Административные истцы предпринимали действия по восстановлению характеристик земельного участка с кадастровым номером N, имевшихся до принятия отмененных актов представительного органа местного самоуправления. Однако им было отказано Управлением Росреестра по Тульской области и администрацией муниципального образования Заокский район. Отказ администрации муниципального образования Заокский район Тульской области основан на доводе об изменении вида разрешенного использования. Между тем, их обращения были направлены не на изменение вида разрешенного использования земельного участка, а на восстановление вида использования земельного участка, который существовал до принятия указанных выше нормативных актов, признанных областным судом незаконными.
Вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N, "характерный для населенных пунктов", какой указан в настоящее время, не соответствует категории земель "земли сельскохозяйственного назначения" и решению Тульского областного суда от 10 февраля 2017 года. Полагали, что вид разрешенного использования, указанный в настоящее время в отношении земельного участка с кадастровым номером N, нарушает их права и законные интересы, как собственников указанного земельного участка, так как лишает их возможности правомерно использовать земельный участок в соответствии с установленным регламентом его использования, а именно - для сельскохозяйственного производства, а также нарушает их право как налогоплательщиков на соответствующее данной категории земли исчисление земельного налога, который исчисляется в соответствии с видом разрешенного использования.
Просили признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Заокский район Тульской области, заключающееся в неосуществлении предусмотренных законом действий после вступления в силу решения Тульского областного суда от 10 февраля 2017 года по приведению сведений о земельных участках, в том числе о земельном участке административных истцов, в соответствие с требованиями закона и указанным судебным актом; признать незаконным отказ администрации муниципального образования Заокский район Тульской области, изложенный в письме от 20 июля 2021 года N, на их обращение об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N; изменить с даты вступления в силу решения Тульского областного суда от 10 февраля 2017 года по административному делу N вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N площадью 249 000 кв. м, расположенного по адресу: "адрес", категория земель "земли сельскохозяйственного назначения", установив для данного земельного участка вид разрешенного использования "для сельскохозяйственного производства".
Решением Алексинского межрайонного суда Тульской области от 20 декабря 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Тульского областного суда от 14 июня 2022 года, административное исковое заявление оставлено без удовлетворения.
В кассационной жалобе, поданной 24 августа 2022 года через суд первой инстанции, административные истцы просят судебные акты отменить, постановив новое решение об удовлетворении заявленных требований. Настаивают на том, что категория земельного участка и вид разрешенного использования спорного земельного участка должен был быть возвращен в первоначальное положение.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебного акта в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра в кассационном порядке по доводам жалобы не установлено.
Из материалов дела следует, что земельный участок с кадастровым номером N общей площадью 249 000 кв. м, расположенный по адресу: "адрес", категория земель "земли сельскохозяйственного назначения", вид разрешенного использования "индивидуальные жилые дома с приусадебными земельными участками", принадлежит на праве общей долевой собственности административным истцам Кобзеву О.В. (616/2490 долей), Абрамяну Д.Л. (309/2490 долей и 11/50 долей), Ли А.А. (320/2490 долей), Воронину И.В. (14/50 долей).
Вступившим в законную силу решением Тульского областного суда от 10 февраля 2017 года по административному делу N постановлено, в том числе, признать недействующими со дня вступления решения суда в законную силу: решение Собрания представителей муниципального образования Заокский район Тульской области от 7 октября 2015 года N 32/168 "О внесении изменений в Генеральный план муниципального образования Малаховское Заокского района" с приложениями в части включения земельного участка с кадастровым номером N, в настоящее время разделенного на 171 земельный участок, в состав населенного пункта деревни Дворяниново Заокского района Тульской области, в функциональную зону - жилая зона (Ж); решение Собрания представителей муниципального образования Заокский район Тульской области от 4 февраля 2016 года N 38/205 "О внесении изменений в правила землепользования и застройки муниципального образования Малаховское Заокского района" с приложениями в части включения земельного участка с кадастровым номером N, в настоящее время разделенного на 171 земельный участок, в зону застройки индивидуальными жилыми домами (Ж1). Сообщение о принятии данного судебного решения подлежит опубликованию Собранием представителей муниципального образования Заокский район Тульской области Тульской области в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу в официальном печатном издании Собрания представителем муниципального образования Заокский район Тульской области Тульской области. Если опубликование решения суда или сообщения о его принятии невозможно в указанный срок в связи с определенной периодичностью выпуска официального печатного издания, решение суда или сообщение о нем подлежит опубликованию по истечении указанного срока в ближайшем номере такого издания.
Административные истцы 15 июля 2021 года обратились в администрацию муниципального образования Заокский район Тульской области Тульской области с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N с "индивидуальные жилые дома с приусадебными земельными участками" на "для сельскохозяйственного производства", указав, что решение Собрания представителей муниципального образования Заокский район Тульской области Тульской области от 7 октября 2015 года N 32/168 "О внесении изменений в Генеральный план муниципального образования Малаховское Заокского района" в части включения указанного земельного участка в функциональную зону - жилая зона (Ж) признано недействующим решением Тульского областного суда от 10 февраля 2017 года.
Администрация муниципального образования Заокский район Тульской области Тульской области в письме от 20 июля 2021 года N отказала административным истцам в изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N, указав, что для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения градостроительное зонирование не осуществляется и виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства не устанавливаются, а потому они не могут быть изменены. Кроме того, спорный земельный участок расположен в границах территории объекта культурного наследия регионального значения - достопримечательное место "Дворяниново". В соответствии с общими требованиями к осуществлению деятельности и градостроительным регламентом в границах территории Достопримечательного места запрещается изменение вида разрешенного использования земель.
Административными истцами оспаривается правомерность действий по отказу администрацией муниципального образования Заокский район Тульской области Тульской области в изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером N, содержащемуся в письме от 20 июля 2021 года N, которые полагали, что бездействие администрации муниципального образования Заокский район Тульской области Тульской области после вступление в силу решения Тульского областного суда от 10 февраля 2017 года по приведению сведений о земельном участке является незаконным.
Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, исходил из того, что для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения градостроительное зонирование не осуществляется, и виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства не устанавливаются, вследствие этого они не могут быть изменены.
При установленных по делу фактических обстоятельствах судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с приведенными выводами.
Так, в силу подпункта 1 пункта 1 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются, в том числе, на земли сельскохозяйственного назначения.
На основании пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территории, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (абзац первый). Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования (абзац второй).
Разрешенное использование земельных участков определяется градостроительным регламентом, содержащимся в правилах землепользования и застройки (пункт 9 статьи 1, части 2, 6 статьи 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 3 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.
Между тем, статьей 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки в границах территории памятников и ансамблей, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также в границах территорий памятников или ансамблей, которые являются вновь выявленными объектами культурного наследия и решения о режиме содержания, параметрах реставрации, консервации, воссоздания, ремонта и приспособлении которых принимаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об охране объектов культурного наследия. Градостроительные регламенты не устанавливаются для земель лесного фонда, земель, покрытых поверхностными водами, земель запаса, земель особо охраняемых природных территорий (за исключением земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов), сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, земельных участков, расположенных в границах особых экономических зон и территорий опережающего социально-экономического развития.
В силу пункта 5 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами.
Для земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения градостроительное зонирование не осуществляется и виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства не устанавливаются, вследствие этого они не могут быть изменены.
Учитывая указанные нормативные положения, судебные инстанции пришли к обоснованным выводам о законности действий административного ответчика.
Более того, спорный земельный участок расположен в охранной зоне "Музея-усадьбы Болотова А.Т. "Дворяниново" и границах территории объекта культурного наследия регионального значения - достопримечательное место "Дворяниново".
Приказом инспекции Тульской области по государственной охране объектов культурного наследия от 1 октября 2019 года N 162 "Об утверждении требований к осуществлению деятельности и градостроительным регламентам в границах территории объекта культурного наследия регионального значения - достопримечательное место "Дворяниново" Тульской области Заокского района муниципального образования Малаховское, утверждены требования к осуществлению деятельности и градостроительным регламентам в границах территории объекта культурного наследия регионального значения - достопримечательное место "Дворяниново" Тульской области Заокского района муниципального образования Малаховское (приложение N 1) и его карту (схему) (приложение N 2).
В целях сохранения и восстановления (регенерации) историко-градостроительной среды, обеспечения физической сохранности его ценностной структуры (предмета охраны) и ее максимальной репрезентации; обеспечения эффективного функционирования территории достопримечательного места в современных условиях устанавливаются следующие требования к осуществлению деятельности и градостроительным регламентам в границах территории объекта культурного наследия регионального значения - достопримечательное место "Дворяниново" Тульской области Заокского района муниципального образования Малаховское, запрещается: перевод земель или земельных участков из одной категории в другую; изменение вида разрешенного использования земель (пункт 1.2).
Судебная коллегия полагает выводы правильными, все юридически значимые обстоятельства определены верно, доказательства оценены в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационная жалоба иных доводов, обосновывающих необходимость отмены принятых по делу судебных актов, не содержит и сводится к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки судов, а также выражению несогласия с произведенной оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств.
Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене обжалуемых судебных постановлений не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Алексинского межрайонного суда Тульской области от 20 декабря 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тульского областного суда от 14 июня 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Абрамяна Давида Левоновича, Воронина Игоря Владимировича, Ли Алексея Александровича, Кобзева Олега Владимировича - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 31 октября 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.