Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующей Желонкиной Г.А, судей Васляева В.С, Кривенкова О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Поповой Екатерины Васильевны на решение Липецкого областного суда от 25 ноября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 15 марта 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Поповой Екатерины Васильевны к управлению имущественных и земельных отношений Липецкой области о признании недействующими в части Перечней объектов недвижимого имущества.
Заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Кривенкова О.В, заключение прокурора четвертого отдела (кассационного) (с дислокацией в городе Саратове) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Дедова С.Б, полагавшего, что судебные акты подлежат оставлению без изменения, судебная коллегия по административным делам
установила:
приказами управления имущественных и земельных отношений Липецкой области от 13 декабря 2018 года N 134 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2019 год (далее Перечень на 2019 год), от 15 ноября 2019 года N 135 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2020 год (далее Перечень на 2020 год), от 18 ноября 2020 года N 190 утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2021 год (далее Перечень на 2021 год).
Попова Е.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании недействующими приказов управления имущественных и земельных отношений Липецкой области от 13 декабря 2018 года N 134, от 15 ноября 2019 года N 135, от 18 ноября 2020 года N 190 в части включения нежилых зданий с кадастровыми номерами N, N, N в Перечни на 2019-2021 годы, указывая, что здания не обладают признаками объекта налогообложения, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость, включение объектов в Перечни противоречит статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и нарушает законные интересы административного истца, необоснованно возлагая обязанность по уплате налога на имущество в завышенном размере.
Определением Липецкого областного суда от 25 ноября 2021 года в связи с отказом административного истца от части требований прекращено производство по делу по административному исковому заявлению Поповой Е.В. к управлению имущественных и земельных отношений Липецкой области о признании недействующими пунктов 577, 5754 Перечня на 2019 год, пунктов 6449, 6426 Перечня на 2020 год, пунктов 6601, 6578 Перечня на 2021 год.
Решением Липецкого областного суда от 25 ноября 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 15 марта 2022 года, в удовлетворении остальной части административных исковых требований Поповой Е.В. отказано.
В кассационной жалобе, поданной 12 сентября 2022 года через суд первой инстанции, Попова Е.В. просит отменить судебные акты и вынести новое решение об удовлетворении административного иска. Считает незаконным включение нежилого здания с кадастровым номером N в Перечни на 2020-2021 годы, нарушающим права административного истца в связи с возложением обязанности по уплате налога на имущество в завышенном размере.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебного акта в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра в кассационном порядке по доводам жалобы не установлено.
Установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статьи 72 и 76 Конституции Российской Федерации).
В силу подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, отнесено решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Согласно пункту 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу: 1) определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1, 2 пункта 1 данной статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость; 2) направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации; 3) размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
На основании пункта 2.49 Положения об управлении имущественных и земельных отношений Липецкой области, утвержденного распоряжением Главы администрации Липецкой области от 7 октября 2010 года N 402-р, управление имущественных и земельных отношений Липецкой области определяет перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Приказ управления имущественных и земельных отношений Липецкой области от 25 ноября 2019 года N 135 "Об утверждении Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2020 год", вступил в силу с 1 января 2020 года, 27 ноября 2019 года опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, 4 декабря 2019 года в Липецкой газете N 233, а также на официальном сайте http://uizo.lipetsk.ru/, а приказ управления имущественных и земельных отношений Липецкой области от 18 ноября 2020 года N 190 "Об утверждении Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость на 2021 год" вступил в силу с 1 января 2021 года, 20 ноября 2020 года опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, 24 ноября 2020 года в Липецкой газете N140, а также на официальном сайте http://uizo.lipetsk.ru/.
Таким образом, судебные инстанции пришли к верному выводу о принятии оспариваемых нормативных правовых актов уполномоченным органом в пределах компетенции с соблюдением порядка их опубликования.
Налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, абзац первый пункта 1 статьи 399 названного Кодекса).
Согласно статьи 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 этого же Кодекса, подпунктом 6 пункта 1 которой предусмотрены иные здание, строение, сооружение, помещение.
Законом Липецкой области от 7 августа 2017 года N 87-ОЗ "Об установлении единой даты начала применения на территории Липецкой области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" (принят Липецким областным Советом депутатов 27 июля 2017 года) установлена единая дата начала применения на территории Липецкой области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения - 1 января 2018 года.
В соответствии с частью 1 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
На основании статьи 1.1 Закона Липецкой области от 27 ноября 2003 года N 80-ОЗ "О налоге на имущество организаций в Липецкой области" налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества в отношении недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них.
Решением Совета депутатов сельского поселения Сенцовский сельсовет Липецкого муниципального района Липецкой области от 18 октября 2018 года N 278 утверждено Положение о налоге на имущество физических лиц на территории администрации сельского поселения Сенцовский сельсовет. При этом для объектов налогообложения, включенных в Перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации определена налоговая ставка в размере 2, 0 процентов.
Виды недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется исходя из их кадастровой стоимости, перечислены в пункте 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в том числе указаны административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них, а также нежилые помещения, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (подпункты 1, 2).
В пункте 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: 1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания; 2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Таким образом, включению в Перечень в целях статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации подлежат объекты недвижимости при условии их соответствия любому из приведенных в пункте 4 указанной статьи критериев: вид разрешенного использования земельного участка; предназначение объекта недвижимости; фактическое использование здания (строения, сооружения).
В Перечень подлежит включению такое здание, которое отвечает одному из критериев, установленных названными выше правовыми нормами.
Как установлено судами и следует из материалов административного дела, нежилое здание с кадастровым номером N, общей площадью 848, 4 кв. м, расположенное по адресу: "адрес", собственником которого является административный истец, включено в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость под пунктом 6495 в Перечень на 2020 год, под пунктом 6738 в Перечень на 2021 год.
Вид фактического использования спорного здания административным ответчиком не устанавливался.
При этом спорное здание расположено на земельном участке с кадастровым номером, имеющим вид разрешенного использования "для эксплуатации производственной базы", не предусматривающий размещение объектов, определенных в статье 378.2 Налогового Кодекса Российской Федерации, в связи с чем спорное здание не подлежало включению в Перечень по данному критерию.
Из всех оснований, предусмотренных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, спорный объект включен в Перечни на 2020-2021 годы исходя из предназначения объекта "общественное питание".
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 14 октября 2021 года Попова Е.В. является собственником нежилого здания с кадастровым номером N, наименование "здание столовой", назначение "общественное питание".
В ходе судебных разбирательств установлено, что последняя техническая инвентаризация здания столовой проводилась 9 декабря 2010 года. Инвентаризационное дело на здание N выделено из инвентаризационного дела N в связи с тем, что из ранее существовавшего объекта с наименованием "Производственная база" произведен выдел объектов лит. А (здание столовой), лит. Б и лит. Д (подвалы), лит. В и лит. Е (склады), лит. Г (навес), замощение, ворота, о чем имеются соответствующие решения собственника. Право собственности на каждый объект зарегистрировано в установленном законом порядке. В связи с тем, что собственником земельного участка не изменен вид разрешенного использования и наименование объектов, в данных технической инвентаризации наименование не изменено, и значится как "производственная база". Из материалов инвентаризационного дела также следует, что здание столовой лит. А не входит в производственный комплекс и инфраструктуру какого-либо предприятия, является отдельно стоящим зданием, отделено от других зданий возведенной стеной. В здание имеется свободный доступ посетителей, оборудован отдельный вход, что свидетельствует о том, что здание предназначено для оказания услуг общественного питания населению.
Исходя из экспликации к поэтажному плану строения следует, что здание столовой (лит. А) состоит из помещений категории "общепит", "торговое", в составе которых имеются: "магазин" (назначение торговое) площадью 85, 8 кв. м, обеденные залы площадью 23, 7 кв. м и 149, 7 кв. м (назначение общепит) площадью 848, 4 кв. м, что составляет более 20 процентов от общей площади спорного здания. Помещения с наименованием "холодильная камера", "пекарня", "комната обработки овощей", "цех хранения продуктов", "цех приготовления пищи", "склад" являются вспомогательными помещениями с назначением "общественное питание". Иные помещения (коридор, тамбур, душевая, раздевалка, моечная, умывальная, туалет, гардеробная) являются подсобными помещениями (категория - общепит).
Разрешая заявленные требования, судебные инстанции пришли к обоснованным выводам о том, что отдельно стоящее здание с кадастровым номером N соответствует критериям, определенным пунктом 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, с учетом его назначения, наименования помещений площадью свыше 20 процентов от общей площади согласно документам технического учета, сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости, предусматривающим размещение торговых объектов и объектов общественного питания.
С учетом анализа требований ГОСТ Р 51303-2013 "Национальный стандарт Российской Федерации. Торговля, Термины и определения", утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 28 августа 2013 года N 582-ст, ГОСТ 31985-2013, введенного в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 июня 2013 года N 191-ст, ГОСТ 32692-2014, введенного в действие приказом Росстандарта от 27 мая 2014 года N 459-ст, СЭП СП 2.3.6.1079-01 2.3.6. "Организации общественного питания. Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья", судами правомерно указано, что положения вышеуказанных нормативных правовых актов относят столовую к предприятию общественного питания, составляющего не только площади залов обслуживания посетителей (обеденных залов), но и складов, производственных участков для доготовки продукции, раздаточных зон, иных подсобных помещений, недоступных для потребителей и фактически используемых для осуществления деятельности названных объектов, ведущей к извлечению прибыли. В этой связи спорное здание, имеющее назначение "общественное питание", а также включающее помещение магазина с назначением "торговое", отвечает условиям, предусмотренным подпунктом 2 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, для признания объекта торговым центром.
Судебная коллегия полагает выводы правильными, все юридически значимые обстоятельства определены верно, доказательства оценены в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационная жалоба иных доводов, обосновывающих необходимость отмены принятых по делу судебных актов, не содержит и сводится к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки судов, а также выражению несогласия с произведенной оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств.
Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене обжалуемых судебных постановлений не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Липецкого областного суда от 25 ноября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 15 марта 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Поповой Екатерины Васильевны - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 31 октября 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.