Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующей Желонкиной Г.А, судей Васляева В.С, Кривенкова О.В.
рассмотрела в закрытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО1 на решение Ленинского районного суда города Курска от 3 марта 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Курского областного суда от 31 мая 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению ФИО1 к областному бюджетному учреждению здравоохранения "Областная клиническая наркологическая больница" о признании незаконными действий.
Заслушав доклад судьи Кривенкова О.В, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
ФИО1 обратилась в суд с вышеуказанным административным иском, мотивируя свои требования несогласием с действиями областного бюджетного учреждения здравоохранения "Областная клиническая наркологическая больница" (далее - ОБУЗ "ОКНБ") по постановке ее на диспансерный учет. Указывала на то, что при этом был нарушен соответствующий порядок, она не была уведомлена о постановке ее на диспансерный учет, согласия на медицинское вмешательство и на постановку на учет не давала. Просила признать постановку ее на диспансерный учет у врача-нарколога в ОБУЗ "ОКНБ" незаконной, обязать ОБУЗ "ОКНБ" снять ее с диспансерного учета..
Решением Ленинского районного суда города Курска от 3 марта 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Курского областного суда от 31 мая 2022 года, в удовлетворении административного иска отказано.
В кассационной жалобе, поданной 5 сентября 2022 года через суд первой инстанции, ФИО1 просит отменить судебные акты и направить дело на новое рассмотрение. В обоснование кассационной жалобы указывает на несоответствие выводов судов фактических обстоятельствам дела, ненадлежащее исследование и оценку доказательств. Указывает, что она согласия на медицинское вмешательство, в том числе на диспансерное наблюдение, не давала, фактически решение о ее постановки на диспансерный учет административным ответчиком не принималось, поэтому все последующие действия являются незаконными.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились. При таких обстоятельствах, учитывая положения части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Основаниями для отмены или изменения судебного акта в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По настоящему административному делу таких оснований для пересмотра в кассационном порядке по доводам жалобы не установлено.
Как установлено судами и следует из материалов административного дела, ФИО1 проходила стационарное лечение в "данные изъяты" с 21 сентября 2012 года по 28 сентября 2012 года с диагнозом "данные изъяты"", выписана с рекомендацией наблюдения врача "данные изъяты" по месту жительства, в связи с чем постановлена на диспансерный учет в ОБУЗ "ОКНБ" согласно действовавшему в 2012 году приказу Министерства здравоохранения СССР от 12 сентября 1988 года N 704 "О сроках диспансерного наблюдения больных алкоголизмом, наркоманиями и токсикоманиями". В последующем ФИО1 в ОБУЗ "ОКНБ" для подтверждения стойкой ремиссии (выздоровления) не обращалась.
При прохождении медицинской комиссии по замене удостоверения на право управления транспортными средствами 3 декабря 2021 года ФИО1 обратилась в ОБУЗ "ОКНБ", ей были разъяснены сроки и порядок диспансерного наблюдения согласно нормам действующего законодательства, а также доведены сведения о том, что сам факт наличия "данные изъяты" расстройства, сведения о котором имеются в медицинском учреждении, относится к медицинским противопоказаниям к управлению транспортными средствами. В этот же день ФИО1, в том числе оформлено информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство в форме диспансерного наблюдения.
На обращение ФИО1 от 23 декабря 2021 года в ОБУЗ "ОКНБ" относительно возникшей ситуации, связанной с нахождением ее на учете в ОБУЗ "ОКНБ", препятствующей в получении нового водительского удостоверения, последней получен ответ от 29 декабря 2021 года исх. N, содержащий указание на период прохождения ФИО1 курса стационарного лечения, указанного выше, ссылки на положения приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30 декабря 2015 года N 1034н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю "психиатрия-наркология" и Порядка диспансерного наблюдения за лицами с психическими расстройствами и (или) расстройствами поведения, связанными с употреблением психоактивных веществ", постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 года N 1604, приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30 июля 2019 года N 573н, а также разъяснение о том, что подтвержденная стойкая ремиссия указанного выше заболевания может быть юридически установлена лишь членами врачебной комиссии по окончании диспансерного наблюдения.
При решении вопросов, касающихся разрешения права управления транспортными средствами у лиц, страдающих наркоманией, токсикоманией или алкоголизмом, необходимо выяснять наличие состояния стойкой ремиссии, которая должна быть объективно подтверждена результатами диспансерного наблюдения, что и было разъяснено административному истцу в указанном выше сообщении. Отсутствие заключения врачебной комиссии медицинского учреждения о снятии административного истца с учета свидетельствует об имеющемся у него медицинском противопоказании для управления транспортными средствами по состоянию здоровья.
Диспансерное наблюдение в отношении ФИО1 организовано ОБУЗ "ОКНБ" в соответствии с нормами действовавшего в 2012 году законодательства, а именно: согласно Инструкции о порядке диспансерного учета больных хроническим алкоголизмом, наркоманиями, токсикоманиями и профилактического наблюдения лиц, злоупотребляющих алкоголем, замеченных в немедицинском потреблении наркотических и других одурманивающих средств без клинических проявлений заболевания, утвержденной приказом Министерства здравоохранения СССР от 12 сентября 1988 года N 704, не было предусмотрено получение согласия пациента на медицинское вмешательство с учетом установленного ей диагноза, в связи с чем доводы административного истца о необходимости получения от нее в указанном случае добровольного согласия на медицинское вмешательство, включая диспансерное наблюдение, являются несостоятельными.
В соответствии с указанной Инструкцией, действовавшей до 13 декабря 2018 года, обязательному диспансерному учету подлежали все лица, которым установлен диагноз хронический алкоголизм, за исключением лиц, обращающихся за наркологической помощью в кабинеты (отделения) для анонимного лечения.
Отказывая в удовлетворении административного искового заявления ФИО1, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, на основе норм действующего законодательства с учетом фактических обстоятельств дела пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для признания действий ОБУЗ "ОКНБ" по постановке ФИО1 на диспансерный учет незаконными.
Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований не согласиться с выводами судом нижестоящих инстанций.
Согласно статье 26 Закона Российской Федерации от 2 июля 1992 года N 3185-I "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" в отношении лица, страдающего психическим расстройством, в амбулаторных условиях осуществляются профилактика, диагностика, лечение, медицинская реабилитация и диспансерное наблюдение в зависимости от медицинских показаний. Психиатрическая помощь в амбулаторных условиях (за исключением диспансерного наблюдения) оказывается при добровольном обращении лица, страдающего психическим расстройством, в соответствии со статьей 4 названного Закона. Диспансерное наблюдение может устанавливаться независимо от согласия лица, страдающего психическим расстройством, или его законного представителя в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 27 указанного Закона, и предполагает наблюдение за состоянием психического здоровья лица путем регулярных осмотров врачом-психиатром и оказание ему необходимой медицинской и социальной помощи. В редакции до 25 ноября 2013 года указанная норма цитируемого Закона предусматривала диспансерное наблюдение в качестве вида помощи, оказываемой в амбулаторных условиях.
Согласно статьи 27 данного Закона диспансерное наблюдение может устанавливаться за лицом, страдающим хроническим и затяжным психическим расстройством с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями. Решение вопросов о необходимости установления диспансерного наблюдения и о его прекращении принимается комиссией врачей-психиатров, назначенной руководителем медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь в амбулаторных условиях, или комиссией врачей-психиатров, назначенной органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере здравоохранения. Установленное ранее диспансерное наблюдение прекращается при выздоровлении или значительном и стойком улучшении психического состояния лица. После прекращения диспансерного наблюдения психиатрическая помощь в амбулаторных условиях оказывается в соответствии с частью 2 статьи 26 данного Закона. При изменении психического состояния лицо, страдающее психическим расстройством, может быть освидетельствовано без его согласия или без согласия его законного представителя по основаниям и в порядке, предусмотренным частью 4 статьи 23, статьями 24, 25 указанного Закона. Диспансерное наблюдение может быть возобновлено в таких случаях по решению комиссии врачей-психиатров. Положения о том, что решение вопросов о необходимости прекращения диспансерного наблюдения принимается комиссией врачей-психиатров, содержала и редакция данной нормы до 25 ноября 2013 года.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 года N 1604 утвержден Перечень медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством. Данным перечнем как противопоказание к управлению транспортным средством (до прекращения диспансерного наблюдения в связи со стойкой ремиссией (выздоровлением), названы коды заболевания по МКБ-10: F10-F16, F18, F19.
Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30 декабря 2015 года N 1034н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю "психиатрия-наркология" и Порядка диспансерного наблюдения за лицами с психическими расстройствами и (или) расстройствами поведения, связанными с употреблением психоактивных веществ" определено, что диспансерному наблюдению в медицинских организациях, имеющих лицензию на медицинскую деятельность по оказанию услуг (выполнению работ) по "психиатрии-наркологии" подлежат все лица, которым установлены диагнозы: наркомания и иные лица, обратившиеся за медицинской помощью по профилю "психиатрия-наркология".
Согласно пункту 7 Порядка диспансерного наблюдения за лицами с психическими расстройствами и (или) расстройствами поведения, связанными с употреблением психоактивных веществ (далее - Порядок), утвержденному приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30 декабря 2015 года N 1034н, осмотр врачом-психиатром-наркологом (врачом-психиатром-наркологом участковым) пациентов, находящихся под диспансерным наблюдением, осуществляется: в течение первого года ремиссии - не реже одного раза в месяц; находящихся в ремиссии от одного года до двух лет - не реже одного раза в шесть недель; находящихся в ремиссии свыше двух лет - не реже одного раза в три месяца.
Диспансерное наблюдение представляет собой динамическое наблюдение, в том числе необходимое обследование, за состоянием здоровья пациентов в целях своевременного выявления, предупреждения осложнений, обострения заболевания, иных патологических состояний, их профилактики, осуществления лечения и медицинской реабилитации указанных лиц, а также подтверждения наличия стойкой ремиссии заболевания (пункт 2 Порядка).
В соответствии с подпунктом 1 пункта 12 Порядка решение о прекращении диспансерного наблюдения принимает врачебная комиссия в следующих случаях:
1) наличие у пациентов с диагнозом "синдром зависимости" (код заболевания по МКБ-10 - F1x.2), в том числе граждан, находившихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, при предоставлении из них медицинской документации о прохождении лечения и подтверждении ремиссии: подтвержденной стойкой ремиссии не менее трех лет; подтвержденной стойкой ремиссии не менее двух лет при условии самостоятельного обращения пациента за оказанием медицинской помощи по профилю "психиатрия-наркология" и отсутствия возложенной судом обязанности пройти диагностику, профилактические мероприятия, лечение и (или) медицинскую и (или) социальную реабилитацию в связи с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ;
2) наличие у пациентов с диагнозом "употребление с вредными последствиями" (код заболевания по МКБ-10 - F1x.1) подтвержденной стойкой ремиссии не менее года.
Ранее действовавшая редакция пункта 12 Порядка устанавливала, что решение о прекращении диспансерного наблюдения принимает врачебная комиссия в следующих случаях: наличие подтвержденной стойкой ремиссии не менее трех лет у пациентов с диагнозом "синдром зависимости" (код заболевания по МКБ-10 - F1x.2), в том числе граждан, находившихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, при предоставлении из них медицинской документации о прохождении лечения и подтверждении ремиссии; не менее года подтвержденной стойкой ремиссии у больных с диагнозом "употребление с вредными последствиями" (код заболевания по МКБ-10 - F1x.1); если медицинская организация не может в течение одного года обеспечить осмотр больного, несмотря на все принимаемые меры.
Инструкция о порядке диспансерного учета больных хроническим алкоголизмом, наркоманиями, токсикоманиями и профилактического наблюдения лиц, злоупотребляющих алкоголем, замеченных в немедицинском потреблении наркотических и других одурманивающих средств без клинических проявлений заболевания (далее - Инструкция), утвержденная приказом Министерства здравоохранения СССР от 12 сентября 1988 года N 704, действовавшая до издания приказа Минздрава России от 13 декабря 2018 года N 877, также устанавливала, что диспансерному учету и динамическому наблюдению в амбулаторных наркологических учреждениях (подразделениях) подлежат все лица, которым установлены диагнозы: хронический алкоголизм, наркомания, токсикомания. За время диспансерного учета больные должны получить квалифицированную медицинскую помощь, обеспечивающую состояние длительной ремиссии. В случае выполнения больным всех назначений лечащего врача, соблюдения сроков явок в наркологические учреждения (подразделения) и наступления после лечения стойкой, объективно подтвержденной ремиссии, устанавливаются определенные сроки диспансерного учета, в частности для больных хроническим алкоголизмом - три года. Снятие с диспансерного учета производится, в том числе, по причине стойкой ремиссии (выздоровления) на основании заключения врачебно-консультативной комиссии учреждения, в котором наблюдался больной.
В абзаце первом раздела 1 Инструкции определен круг лиц, которые подлежат диспансерному учету и динамическому наблюдению в амбулаторных наркологических учреждениях (подразделениях). К ним относятся лица, которым установлены диагнозы: хронический алкоголизм, наркомания, токсикомания. Исключение составляют лица, обращающееся за наркологической помощью в кабинеты (отделения) для анонимного лечения больных алкоголизмом и хозрасчетные наркологические амбулатории (кабинеты).
За лицами, обратившимися за наркологической помощью самостоятельно или по направлению различных общественных организаций, лечебно-профилактических учреждений, предприятий и организаций, органов внутренних дел, у которых злоупотребление алкоголем, наркотическими и другими одурманивающими средствами не сопровождается клиническими проявлениями заболевания (в дальнейшем по тексту группа риска), организуется профилактическое наблюдение.
На всех наркологических больных и лиц группы риска в установленном порядке заполняется медицинская карта амбулаторного наркологического больного и контрольная карта диспансерного наблюдения за психически больным.
Диспансерный учет больных хроническим алкоголизмом, наркоманиями, токсикоманиями и профилактическое наблюдение лиц группы риска осуществляются по месту жительства, в территориальных наркологических учреждениях (подразделениях). Диагноз наркологического заболевания может быть установлен как в амбулаторных, так и в стационарных условиях только врачом психиатром-наркологом в соответствии с принципами деонтологии и строгим соблюдением действующих документов Минздрава СССР. В отдельных случаях диагноз наркологического заболевания может быть установлен при обследовании и лечении в психиатрических (психоневрологических) учреждениях, однако, окончательное решение вопроса о необходимости диспансерного учета (профилактического наблюдения) в данных случаях принимается участковым врачом психиатром-наркологом по месту жительства больного (лица группы риска) по получении соответствующих материалов и при необходимости после дополнительного обследования.
Все юридически значимые обстоятельства определены судами правильно, исследованы, доказательства, вопреки мнению административного истца, оценены в соответствие с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Доводы административного истца в кассационной жалобе основаны на ошибочном толковании процессуального законодательства, направлены на переоценку установленных судами обстоятельств, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность вынесенных по делу судебных актов, либо опровергали выводы судов. В связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм процессуального права и не могут служить основанием для отмены принятых по делу судебных актов.
Остальные доводы кассационной жалобы повторяют позицию административного истца в судах первой и апелляционной инстанций, они были предметом рассмотрения судов, им дана надлежащая правовая оценка и на правильность постановленных в соответствии с законом судебных актов они не влияют.
Предусмотренных частью 3 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации безусловных оснований к отмене обжалуемых судебных постановлений не установлено.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ленинского районного суда города Курска от 3 марта 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Курского областного суда от 31 мая 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 31 октября 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.