Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Желонкиной Г.А, судей Васляева В.С. и Кривенкова О.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Павленко ФИО7 на решение Дзержинского районного суда Калужской области от 17 июня 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Калужского областного суда от 12 июля 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - УМВД России) по Калужской области к Павленко ФИО8 о помещении лица, подлежащего депортации, в центр временного содержания иностранных граждан.
Заслушав доклад судьи Васляева В.С, заключение прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Дедова С.Б. об оставлении обжалуемых судебных решений без изменения, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
распоряжением Министерства юстиции Российской Федерации (далее-Минюст России) от 31 марта 2021 года N 2417-рн "О нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащего освобождению из мест лишения свободы" признано нежелательным пребывание (проживание) в Российской Федерации Павленко М.С.
В соответствии с данным распоряжением и в отсутствии законных оснований для пребывания административного ответчика на территории Российской Федерации, УМВД России по Калужской области 14 июня 2022 года принято решение о ее депортации.
В связи с тем, пограничное сообщение между Российской Федерацией и Украиной приостановлено, УМВД России по Калужской области обратилось в суд с настоящим административным иском, в котором просило о помещении Павленко М.С. в центр временного содержания иностранных граждан до исполнения решения о депортации на срок до 17 декабря 2022 года.
Решением Дзержинского районного суда Калужской области от 17 июня 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Калужского областного суда от 12 июля 2022 года, заявленные административные исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Павленко М.С. направила 6 сентября 2022 года в Первый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции кассационную жалобу (поступила 23 сентября 2022 года), в которой просила об их отмене ввиду незаконности и необоснованности, с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении заявленных административных требований.
Со ссылкой на положения постановления Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2021 года N 274 "О предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации", указывает на то, что обращалась в уполномоченные органы Российской Федерации с заявлением о предоставлении временного убежища, получила соответствующую справку.
Поскольку указанная справка в силу п. п. 4 и 5 названного постановления Правительства Российской Федерации является документом, свидетельствующим о законности ее нахождения на территории Российской Федерации, считала принятое в отношении нее решение незаконным.
Обращала внимание также на то, что с 24 февраля 2022 года в связи с проведением на территории Украины специальной военной операции пункты пропуска через государственные границы России и Украины закрыты; на территории Российской Федерации имеет родственников, несовершеннолетнего ребенка.
Определением судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции от 3 октября 2022 года кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
О времени и месте рассмотрения дела иные лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом. Руководствуясь ч. 2 ст. 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия рассмотрела дело в их отсутствие.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно ч. 2 ст. 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами нижестоящих инстанций при рассмотрении настоящего административного дела не допущено.
Разрешая возникший спор по существу и удовлетворяя административные исковые требования, суд первой инстанции, с которым согласилась судебная коллегия по административным делам Калужского областного суда, руководствуясь положениями Конституции Российской Федерации, Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию", пришел к выводу о наличии правовых оснований для помещения лица, подлежащего депортации, в центр временного содержания иностранных граждан.
Оснований не согласиться с данными выводами судов нижестоящих инстанций у судебной коллегии не имеется, поскольку они соответствуют нормам материального права, регулирующим спорное правоотношение, и представленным в дело доказательствам.
Иностранные граждане, находясь в Российской Федерации, согласно требованиям ч. 2 ст. 15, ч. 3 ст. 62 Конституции Российской Федерации, ст. 4 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" обязаны соблюдать законодательство Российской Федерации.
Действующим законодательством предусматривается возможность ограничения права иностранных граждан находиться на территории Российской Федерации. Указанное право государства является одним из основных признаков суверенитета Российской Федерации.
Пунктом 3 ст. 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, принятого 16 декабря 1966 года Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-ом пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН, и п. 3 ст. 2 Протокола N 4 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (1963 год) определено, что право пребывания на территории суверенного государства может быть ограничено последним в случаях, предусмотренных законом, необходимых для охраны государственной (национальной) безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения или прав и свобод других лиц.
В силу п.п. 4 - 6 ст. 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которых принято решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, обязаны выехать из Российской Федерации в порядке, предусмотренном федеральным законом.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Павленко М.С, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, являющаяся гражданкой Украины, приговором Калужского районного суда Калужской области от ДД.ММ.ГГГГ признана виновной в совершении преступлений, предусмотренных "данные изъяты" Уголовного кодекса Российской Федерации, и ей назначено наказание в виде лишения свободы сроком 3 года 6 месяцев, с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.
Распоряжением Федеральной службы исполнения наказаний от 31марта 2021 года N 2417-рн "О нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащего освобождению из мест лишения свободы" признано нежелательным пребывание (проживание) в Российской Федерации Павленко М.С, сроком на 8 лет после отбытия наказания до момента погашения судимости.
В соответствии с п. п. 11 и 12 ст. 31 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" в случае, если уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в отношении иностранного гражданина, находящегося в местах лишения свободы, вынесено решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации или решение о не разрешении въезда в Российскую Федерацию, такое решение в течение трех рабочих дней со дня его вынесения направляется в соответствующий территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, который принимает решение о депортации данного иностранного гражданина либо в случае наличия международного договора Российской Федерации о реадмиссии, который затрагивает данного иностранного гражданина, решение о его реадмиссии.
14 июня 2022 года УМВД России по Калужской области принято решение о депортации Павленко М.С.
Исполнение решения о депортации иностранного гражданина, указанного в п. 11 настоящей статьи либо решения о его реадмиссии осуществляется после отбытия данным иностранным гражданином наказания, назначенного по приговору суда.
Согласно п. 9 ст. 31 данного Федерального закона иностранные граждане, подлежащие депортации, содержатся в специальных учреждениях до исполнения решения о депортации.
Суды нижестоящих инстанций, давая оценку действиям УМВД России по Калужской области, установив, что Павленко М.С. после освобождении из мест лишения свободы находится на территории Российской Федерации без законных на то оснований, в отношении нее приняты решения о нежелательности пребывания и депортации, которые незаконными не признаны, пришли к выводу о наличии оснований для ее помещения в Центр временного содержания иностранных граждан.
Судебная коллегия по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с указанными выводами судов, поскольку они соответствуют требованиям законодательства, регулирующего спорные правоотношения, материалам дела и фактическим обстоятельствам.
Вопреки доводам кассационной жалобы, помещение административного ответчика, подлежащей депортации, в Центр временного содержания иностранных граждан требованиям закона не противоречит и не влечет нарушение ее прав и законных интересов.
При этом временные пределы ограничения прав и свобод административного ответчика при его содержании в указанном центре являются соразмерными и определены судом с учетом времени необходимого для оформления документов и завершения процедуры депортации.
Доводы кассационной жалобе о наличии у Павленко М.С. на территории Российской Федерации близких родственников, являющихся гражданами Российской Федерации, не свидетельствуют о незаконности обжалуемых судебных актов, поскольку наличие родственников на территории Российской Федерации не исключает возможность содержания заявителя жалобы в специальном учреждении до исполнения решения о депортации в пределах установленного судом срока.
Суд же кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями ст. 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судами фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами первой и апелляционной инстанций при разрешении дела и правом переоценки доказательств не наделен.
Само по себе иное толкование подателем кассационной жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств дела не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Оснований для отмены или изменения судебного акта, предусмотренных ч. 1 ст. 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 и 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Дзержинского районного суда Калужской области от 17 июня 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Калужского областного суда от 12 июля 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Павленко ФИО9 - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключается срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции в случае, когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 28 октября 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.