Судебная коллегия по гражданским делам Первого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Макаровой Н.А, судей Вишневской В.Д, Шеховцовой Ю.В, с участием прокурора Ильина Ю.В, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Левина Михаила Викторовича к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Саратовской области, Межмуниципальному отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации "Балашовский" Саратовской области о признании заключения служебной проверки и приказа об увольнении незаконными, восстановлении на службе в органах внутренних дел, по кассационной жалобе Левина Михаила Викторовича
на решение Балашовского районного суда Саратовской области от 4 марта 2022г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 23 июня 2022 года, заслушав доклад судьи Первого кассационного суда общей юрисдикции Вишневской В.Д, возражения представителя ГУ МВД России по Саратовской области Лысогорской О.В. относительно доводов кассационной жалобы, выслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Ильина Ю.В, полагавшего кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению, а вынесенные по делу судебные акты законными, обоснованными и не подлежащими отмене
установила:
Левин М.В. обратился в суд с иском к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Саратовской области, Межмуниципальному отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации "Балашовский" Саратовской области о признании заключения служебной проверки и приказа об увольнении незаконными, восстановлении на службе в органах внутренних дел.
Решением Балашовского районного суда Саратовской области от 4 марта 2022 г. в удовлетворении исковых требований Левину М.В. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 23 июня 2022 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба Левина М.В. - без удовлетворения.
В поданной кассационной жалобе Левин М.В. просит отменить решение Балашовского районного суда Саратовской области от 4 марта 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 23 июня 2022 года, ссылаясь на нарушения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, обсудив указанные доводы, судебная коллегия не находит оснований для отмены вынесенных по делу судебных постановлений по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции является несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций по делу допущено не было.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Левин М.В. с сентября 2013 года проходил службу в органах внутренних дел, с 02 марта 2014 года в должности оперуполномоченного отделения экономической безопасности и противодействия коррупции МО МВД России "Балашовский" Саратовской области (реализующий задачи и функции органов внутренних дел на территории Балашовского, Романовского и Самойловского муниципального районов) Саратовской области.
Приказом начальника МО МВД России "Балашовский" Саратовской области N л/с от ДД.ММ.ГГГГ капитан полиции Левин М.В. - оперуполномоченный отделения экономической безопасности и противодействия коррупции МО МВД России "Балашовский" Саратовской области уволен со службы в органах внутренних дел по п.9 ч.3 ст.82 Федерального закона N 342-ФЗ от 30 ноября 2011 года "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", то есть в связи с совершением проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел.
Основанием к увольнению послужило заключение служебной проверки от ДД.ММ.ГГГГ N, согласно которому 13 ноября 2021 года начальником ГУ МВД России по Саратовской области назначена служебная проверка по факту вывоза сотрудниками МО МВД России "Балашовский" Саратовской области с территории МО МВД России "Балашовский" Саратовской области немаркированной табачной продукции, подлежащей уничтожению в соответствии с вступившим в законную силу приговором Балашовского районного суда, с целью её последующей реализации.
Служебной проверкой установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО8 и ФИО9 с территории МО МВД России на служебном автомобиле "Лада Ларгус" вывезена изъятая немаркированная табачная продукция, подлежащая уничтожению. Местонахождение вывезенных данными сотрудниками вещественных доказательств служебной проверкой не установлено, в связи с чем, поведение Левина М.В. было расценено как способ укрытия противоправных действий, совершенных ФИО10 в части распоряжения изъятыми вещественными доказательствами по своему усмотрению. Левин М.В. своими действиями вызвал сомнение в его объективности и беспристрастности, что свидетельствует о его личной заинтересованности. Своими действиями он нанес ущерб личной репутации, авторитету федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, а также государственной власти, то есть совершил проступок, порочащий честь сотрудника органов внутренних дел.
Служебной проверкой было установлено, что 13 ноября 2021 года в результате неправомерных действий должностных лиц МО МВД России "Балашовский" Саратовской области было утрачено около 59 406 пачек немаркированной табачной продукции. На основании собранных материалов, в заключении служебной проверки, утвержденной 20 декабря 2021 года начальником ГУ МВД России по Саратовской области, установлен факт совершения Левиным М.В. проступка порочащего честь сотрудника органов внутренних дел, который выразился в укрытии противоправных действий, совершенных сотрудниками полиции ФИО8 и ФИО9 в части распоряжения изъятыми вещественными доказательствами по своему усмотрению.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований Левина М.В, суд первой инстанции исследовал юридически значимые обстоятельства, дал оценку представленным доказательствам в их совокупности и исходил из доказанности ответчиком факта совершения истцом действий, дающих основания для увольнения со службы в органах внутренних дел Российской Федерации в соответствии с пунктом 9 части 3 статьи 82 Федерального закона от 30.11.2011 N342-Ф3 "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Установив, что факт совершения истцом Левиным М.В. при выполнении служебных обязанностей порочащего проступка нашел свое подтверждение, процедура проведения служебной проверки соответствует требованиям закона, нарушений процедуры и порядка увольнения истца не установлено, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.
С данными выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием согласился суд апелляционной инстанции, указав, что в ходе проверки установлено, что истец, находясь при исполнении служебных обязанностей, совершил проступок, порочащий его честь, нравственные правила поведения и профессионально-этические принципы, подрывающий авторитет и деловую репутацию органов внутренних дел.
Судебная коллегия считает приведенные выводы судов первой и апелляционной инстанций обоснованными, поскольку они основаны на надлежащей оценке доказательств по делу, сделаны в соответствии с правилами статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и с нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения, при правильном распределении между сторонами бремени доказывания и установлении всех обстоятельств, имеющих значение для дела. Представленным сторонами доказательствам судами дана верная правовая оценка.
Возможность увольнения со службы сотрудника органов внутренних дел, более не отвечающего указанным выше требованиям, предопределена необходимостью комплектования правоохранительных органов лицами, имеющими высокие морально-нравственные качества и способными надлежащим образом выполнять принятые ими на себя обязательства по защите прав и свобод человека и гражданина, соблюдению положений Конституции Российской Федерации, обеспечению безопасности, законности и правопорядка. При этом пункт 9 части 3 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ не предполагает возможности его произвольного применения, поскольку презюмирует, что принятию решения об увольнении сотрудника органов внутренних дел со службы за совершение проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел, то есть за несоблюдение им добровольно принятых на себя обязательств, предусмотренных законодательством, предшествует объективная оценка совершенного им деяния, а обоснованность увольнения со службы может быть предметом судебной проверки (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 17 февраля 2015 г. N 278-О).
Из содержания приведенных выше нормативных положений с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации следует, что для сотрудников органов внутренних дел установлены повышенные требования к их поведению как в служебное, так и во внеслужебное время, вследствие чего на них возложены особые обязанности - заботиться о сохранении своих чести и достоинства, не совершать проступков, вызывающих сомнение в объективности, справедливости и беспристрастности сотрудника, наносящих ущерб его репутации, авторитету органа внутренних дел и государственной власти. Несоблюдение сотрудником органов внутренних дел таких добровольно принятых на себя обязательств, предусмотренных законодательством, является проступком, порочащим честь сотрудника органов внутренних дел. В случае совершения сотрудником органов внутренних дел проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел, он подлежит безусловному увольнению, а контракт с ним - расторжению.
Изложенные Левиным М.В. в кассационной жалобе доводы об отсутствии в его действиях противоправности и проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел, а также о том, что выводы служебной проверки не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, по существу направлены на переоценку результатов проведенной в отношении истца служебной проверки, оформленной заключением от 21 декабря 2021 г.
Вместе с тем, судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела верно установлено, что предусмотренный законом порядок проведения служебной проверки в отношении истца соблюден, материалы служебной проверки содержат выводы о совершении истцом действий, умаляющих авторитет сотрудника полиции, обладающего специальным правовым статусом, обусловленным выполнением конституционно значимых функций по обеспечению правопорядка и общественной безопасности, что и послужило основанием для его увольнения по пункту 9 части 3 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011г. N342-ФЗ.
Кроме того, данные доводы являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, не содержат фактов, которые не были проверены и учтены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебных постановлений по существу, влияли на их обоснованность и законность, либо опровергали выводы судов. В целом, указанные доводы являются процессуальной позицией истца, основаны на его субъективной оценке фактических обстоятельств дела и представленных доказательств.
Доводы кассационной жалобы истца о незаконности увольнения, со ссылкой на несоразмерность указанной меры характеру допущенного нарушения, оценены судами первой и апелляционной инстанции и верно признаны необоснованными.
Увольнение со службы сотрудника полиции, совершившего проступок, порочащий честь сотрудника органа внутренних дел, предопределено необходимостью комплектования правоохранительных органов лицами, имеющими высокие морально-нравственные качества и способными надлежащим образом выполнять принятые ими на себя обязательства по защите прав и свобод человека и гражданина, соблюдению Конституции Российской Федерации, обеспечению безопасности, законности и правопорядка. Закон в данном случае не предоставляет руководителю органа внутренних дел права избрания для такого сотрудника более мягкой меры ответственности, чем увольнение из органов внутренних дел. Увольнение сотрудника органов внутренних дел за совершение проступка, порочащего честь сотрудника органов внутренних дел, обусловлено особым правовым статусом указанных лиц.
Выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами. Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену состоявшихся по делу судебных актов, не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Балашовского районного суда Саратовской области от 4 марта 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 23 июня 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Левина Михаила Викторовича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.