Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Чиркова Т.Н., рассмотрев жалобу старшего государственного инспектора Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в области охраны окружающей среды, заместителя начальника Нефтеюганского управления по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа-Югры "данные изъяты" на вступившие в законную силу решение судьи Нефтеюганского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 13 апреля 2022 года, решение судьи суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 29 июня 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью "РН-Юганскнефтегаз",
УСТАНОВИЛ:
постановлением старшего государственного инспектора Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в области охраны окружающей среды, заместителя начальника Нефтеюганского управления по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа-Югры (Природнадзора Югры) N 09-685/2021 от 03 февраля 2022 года ООО "РН-Юганскнефтегаз" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
Решением судьи Нефтеюганского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 13 апреля 2022 года (N 12-225/2022), оставленным без изменения решением судьи суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 29 июня 2022 года, указанное постановление отменено, производство по делу прекращено ввиду недоказанности обстоятельств, на основании которых оно вынесено.
В жалобе на вступившие в законную силу судебные акты должностное лицо, вынесшее постановление, выражает несогласие с ними, просит об их отмене и о возвращении дела на новое рассмотрение.
ООО "РН-Юганскнефтегаз" представило возражения на кассационную жалобу, считает решение судьи районного суда и решение судьи суда округа законными и обоснованными, просит судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу должностного лица без удовлетворения.
Дело об административном правонарушении, истребованное по указанной жалобе, поступило в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции 21 сентября 2022 года.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 8.31 КоАП РФ загрязнение лесов сточными водами, химическими, радиоактивными и другими вредными веществами, отходами производства и потребления и (или) иное негативное воздействие на леса влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Как следует из материалов дела, наказание должностным лицом назначено ООО "РН-Юганскнефтегаз" по части 2 статьи 8.31 КоАП РФ за загрязнение 14 декабря 2021 года в 04 час. 35 мин. лесного фонда нефтью и нефтепродуктами на площади 0, 3286 га в квартале 168 выделе 19, в результате отказа (инцидента) на нефтепроводе O 273х7, т.вр.к. 802-т.вр.к 803, Южно-Тепловского месторождения нефти в границах Нефтеюганского лесничества, чем нарушены положения пункта 1 статьи 50.7 Лесного кодекса Российской Федерации, пункта 20 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 09 декабря 2020 года N 2047.
Судья районного суда и судья окружного суда при пересмотре дела в порядке статьи 30.6 КоАП РФ с указанными выводами не согласились, установив нарушение порядка привлечения общества к административной ответственности, отменили постановление должностного лица и прекратили производство по делу ввиду недоказанности обстоятельств, на основании которых оно вынесено.
Вместе с тем обжалуемые судебные акты законными признать нельзя.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
О соблюдении установленного законом порядка привлечения к административной ответственности свидетельствует, в частности, получение доказательств по делу об административном правонарушении в порядке, предусмотренном законом, поэтому собранные по делу доказательства должны оцениваться в соответствии со статьей 26.11 КоАП РФ, а также с позиции соблюдения требований закона при их получении (часть 3 статьи 26.2 КоАП РФ).
Эти требования установлены нормами КоАП РФ (главы 25-28), Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации", другими федеральными законами, устанавливающими особенности при осуществлении некоторых видов государственного контроля (надзора).
Как усматривается из материалов дела, должностным лицом Природнадзора Югры издано распоряжение N 09-319/2021 от 20 декабря 2021 года о проведении мероприятий по исчислению размера вреда, причиненного землям лесного фонда в квартале 168 Нефтеюганского урочища, Нефтеюганского участкового лесничества, ТО-Нефтеюганское лесничество.
По результатам мероприятия по исчислению размера вреда, причинённого землям лесного фонда на территории лесного фонда Нефтеюганского участкового лесничества Нефтеюганского урочища в квартале 168 выдел 19 (в районе кустовой площадки N 806 Южно-Тепловского лицензионного участка Мало-Балыкского месторождения нефти) выявлено загрязнение земель нефтью, составлен соответствующий отчет.
На основании полученных данных 24 декабря 2021 года должностным лицом вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования, у общества истребованы копии актов технического расследования (аварии) инцидента, после получения которых составлен протокол об административном правонарушении.
Признавая имеющиеся в материалах дела доказательства недопустимыми, судебные инстанции исходили из того, что эти доказательства получены не в рамках контрольного мероприятия, предусмотренного Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации".
Определение о возбуждении дела об административном правонарушении судебными инстанциями во внимание не принято, исходя из того, что административное расследование фактически не проводилось.
Между тем, для целей Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" к государственному контролю (надзору), муниципальному контролю не относятся, в частности, расследование причин возникновения аварий, несчастных случаев на производстве, профессиональных заболеваний, инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений, поражений) людей, животных и растений, причинения вреда (ущерба) окружающей среде, имуществу граждан и организаций, государственному и муниципальному имуществу (пункт "в" части 3 статьи 1 названного закона).
В соответствии с положениями пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" под вредом окружающей среде понимается негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов; загрязнение окружающей среды представляет собой поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду.
Поэтому суждение судебных инстанций о нарушении требований вышеназванного закона при проведении контрольных мероприятий следует признать ошибочным.
Вопреки выводам судебных инстанций, для оценки законности возбуждения дела об административном правонарушении совершение фактических действий, указывающих на проведение административного расследования, значения не имеет, поскольку решение вопроса о необходимости совершения тех или иных действий, направленных на сбор доказательств, находится в компетенции должностного лица, осуществляющего производство по делу.
Исходя из изложенного, принятые по делу судебные акты законными признаны быть не могут, поскольку при их вынесении не выполнены задачи производства по делам об административных правонарушениях о всестороннем, полном, объективном и своевременном выяснении обстоятельств дела и разрешении его в соответствии с законом, вывод о недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление, сделан без соблюдения требований названных выше норм.
Изложенное свидетельствует о том, что судебными инстанциями допущено имеющее фундаментальный, принципиальный характер существенное нарушение, повлиявшее на исход дела, что не позволяет признать обжалуемые судебные акты законными.
Доводы, изложенные в возражениях общества на жалобу должностного лица, состоятельными признаны быть не могут как основанные на ошибочном толковании закона.
Оснований для вывода о проведении в отношении ООО "РН-Юганскнефтегаз" контрольного (надзорного) мероприятия, к проведению которого применимы нормы Федерального закона от 14 июля 2022 года N 290-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 1 Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" не имеется.
КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу акты по делу об административном правонарушении предусмотрена возможность вынесения решения об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случае существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных данным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело (пункт 3 часть 2 статьи 30.17 КоАП РФ).
В связи с тем, что срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, по рассматриваемому делу не истек, обжалуемые судебные акты подлежат отмене, а дело об административном правонарушении - возвращению на новое рассмотрение в районный суд, при котором следует учесть изложенное и всесторонне, полно и объективно исследовать все обстоятельства дела в их совокупности в соответствии с требованиями статей 24.1, 26.1 КоАП РФ.
При таких данных, руководствуясь статьями 30.12 - 30.18 КоАП РФ, постановил:
решение судьи Нефтеюганского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 13 апреля 2022 года, решение судьи суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 29 июня 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО "РН-Юганскнефтегаз" отменить.
Дело направить в Нефтеюганский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры на новое рассмотрение.
Судья Т.Н. Чиркова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.