Судья Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Феофилова Л.В., рассмотрев жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью "ТрансСервис" Павловой Ю.Н. на вступившие в законную силу постановление заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Тюменской области N 97 от 09 февраля 2022 года, решение судьи Ленинского районного суда г. Тюмени от 07 апреля 2022 года, решение судьи Тюменского областного суда от 06 июня 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 6.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью "ТрансСервис",
УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Тюменской области N 97 от 09 февраля 2022 года, оставленным без изменения решением судьи Ленинского районного суда г. Тюмени от 07 апреля 2022 года и решением судьи Тюменского областного суда от 06 июня 2022 года, общество с ограниченной ответственностью "ТрансСервис" (далее - ООО "ТрансСервис", Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 6.35 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении (далее - КоАП РФ), с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 250 000 рублей.
В жалобе, поданной в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, защитник общества выражает несогласие с указанными выше постановлением и судебными решениями, просит их отменить и прекратить производство по делу.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В силу ч. 1 ст. 6.35 КоАП РФ несоблюдение санитарно-эпидемиологических требований к сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации или обезвреживанию отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных частью 7 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии с ч. 1 ст. 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
В силу ст. 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Закон N 52-ФЗ) индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в том числе, выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.
Согласно ч. 1 ст. 22 Закона N 52-ФЗ отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года N 3 утверждены СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий" (далее - СанПиН 2.1.3684-21).
Пунктом 11 СанПиН 2.1.3684-21 (в редакции, действовавшей на момент совершения административного правонарушения) определено, что срок временного накопления несортированных ТКО определяется исходя из среднесуточной температуры наружного воздуха в течение 3-х суток: плюс 5 °C и выше - не более 1 суток; плюс 4 °C и ниже - не более 3 суток.
Согласно ст. 8 Закона N 52-ФЗ граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
В ходе рассмотрения дела установлено, что ООО "ТрансСервис" привлечено административной ответственности за выявленные в ходе проведения плановой проверки Тюменской межрайонной природоохранной прокуратурой нарушения санитарно-эпидемиологических требований ст. 39 Закона N 52-ФЗ, п. 11 СанПиН 2.1.3684-21, выразившиеся в том, что не произведено транспортирование отходов в соответствии с установленным графиком санитарных норм и правил со следующих населенных пунктов:
- с 07 марта 2021 по 11 марта 2021 года в д. Старая Нерпа, п. Первомайский, д. Крашенинино, д. Пантелеевка, д. Суклем, с. Нижнеманай, с. Верхнеманай, ; Ниходская, д. Сосновская, д. Тополевка, с. Киселево Упоровского муниципального района;
- с 02 апреля 2021 года по 04 апреля 2021 года в с. Упорово Упоровского муниципальной района по следующим контейнерным площадкам: ул. Парковая, д.2, 12, 18, 28, 38, 42; ул. Радужная, д.5, 17, 36, 49; ул. Нагорная, д. 8, 22, 32; ул. Свободы, ; 21, 43, 4, 10, 26, 32; ул. Тенистая, д.2, 10, 18, 24; ул. Солнечная, д. 4, 12; yл. Юности, д.2, 12; ул. Дорожная, д. 12, 20; ул. Садовая, д. 13; ул. Дружбы, д.3, 9;
- 07 апреля 2021 года в с. Упорово Упоровского муниципального образования по следующим контейнерным площадкам: ул. Володарского, д. 28, 40, 45, 90, 99, 100; ул. Крупской, д. 2, 7, 15, 23, 28а, 35, 41, 51, 61, 71, 86, 90; ул. Попова, д. 2 5, 8; ул. Павлова, д.9; ул. Заречная, д. 3, 11, 21, 34; ул. Механизаторов, д. 6, 9, 15, 16; ул. Чивилева, д. 5, 17, 26, 29, 41, 49, 55, 63, 77; ул. Дзержинского, д. 2 11, 15; ул. Октябрьская, д.4, 7, 18, 22, 30, 36, 42, 48; ул. Чехова, д. 11, 21, 35, 43, 51; ул. Зеленая, д. 3, 9, 17; ул. Восточная, д.6, 17, 29; ул. Юбилейная, д. 4; ул. Чкалова, 5, 13, 23, 37, 43, 49, 57, 60; ул. Первомайская, д. 5, 9а, 13, 21, 27, 35, 64; ул. Новая, д. 1, 3, 6, 11; ул. Речная, д. 37; ул. Комсомольская, д.1;
- 07 мая 2021 года и 09 мая 2021 года в д. Красная Заводоуковского городского округа;
- 03 июня 2021 года в с. Лесное Юргинского муниципального образования;
- 10 июня 2021 года в д. Колычева, Дегтярева, Бельховка, Андреева, Новый Тап, Малая Трошина, Туманова Юргинского муниципального района;
- 14 июня 2021 года в д.Бушуево, д. Марклова, д. Зоново, д. Синьга Юргинского муниципального района;
- 15 июня 2021 года в д. Бельховка Юргинского муниципального района;
- 16 июня 2021 года в д. Зоново, Синга Юргинского муниципального района;
- 17 июня 2021 года в д. Лабино, д. Малая Трошина, д. Туманова, д. Бельховка, д. Северо-Плетнево, д. Субботино, д. Соколова, д. Одина Юргинского муниципального района.
Как установлено административным органом и судами нижестоящих инстанций между ООО "ТЭО" (региональный оператор) и ООО "ТрансСервис" заключены договоры от 11 февраля 2021 года N25/2021-ТР, от 19 января 2021 года N4/2021, от 19 января 2021 года N10/2021 на оказание услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов на территориях Заводоуковского городского округа, Омутинского, Юргинского и Упоровского районов Тюменской области.
Пунктом 5.1.1 договоров установлено, что исполнитель, в данном случае ООО "ТрансСервис", обязан осуществлять транспортирование ТКО в соответствии с нормами и правилами, установленными законодательством в области обращения с отходами, а также в области обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия населения.
В соответствии с п.4.3 указанных договоров периодичность вывоза отходов установлена графиком и действующими на дату оказания услуг Санитарными нормами и правилами.
В рамках исполнения указанных договоров ООО "ТЭО" в адрес ООО "ТрансСервис" были направлены претензии от 29 марта 2021 года N 4047, 16 апреля 2021 года N 5278; 21 июня 2021 года N 8407, от 28 июня 2021 года N 8843 по факту ненадлежащего исполнения указанных договоров.
С учетом изложенных обстоятельств ООО "ТрансСервис", осуществляя деятельность по оказанию услуг по транспортированию твердых коммунальных отходов на территориях Заводоуковского городского округа, Омутинского, Юргинского и Упоровского районов, в нарушение установленной санитарно-эпидемиологическим законодательством периодичности не произведено транспортирование твердых коммунальных отходов.
Фактические обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 6.35 КоАП РФ, подтверждаются совокупностью собранных по делу об административном правонарушении доказательств, оценив которые всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, должностное лицо и судьи пришли к обоснованному выводу о виновности общества в совершении вмененного административного правонарушения. Оснований для иной оценки выводов о виновности и представленных в материалы дела доказательств, подтверждающих установленные обстоятельства, не имеется.
Доводы жалобы защитника об отсутствии состава административного правонарушения со ссылками на то, что субъектом правонарушения, вменяемого обществу, является региональный оператор ООО "ТЭО", являлись предметом рассмотрения нижестоящими инстанциями и обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в судебных решениях.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Принимая обжалуемые акты, должностное лицо административного органа и судебные инстанции пришли к верным выводам о том, что общество имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но юридическим лицом не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению, и указанные выводы в полной мере подтверждены представленными в дело доказательствами.
Несогласие заявителя с этими выводами и оценкой имеющихся в деле доказательств, с толкованием должностным лицом и судебными инстанциями норм КоАП РФ и законодательства, подлежащих применению в деле, основанием для отмены или изменения обжалуемых актов не является.
Иные доводы жалобы не опровергают наличие в действиях привлекаемого к административной ответственности лица объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 6.35 КоАП РФ, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу постановлений.
Таким образом, общество обоснованно привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 6.35 КоАП РФ.
Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом, отвечает требованиям ст. 28.2 КоАП РФ, содержит сведения, необходимые для рассмотрения дела, включая событие административного правонарушения.
Нарушений процессуальных норм при рассмотрении дела об административном правонарушении не допущено.
В соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные ст. 26.1 КоАП РФ. Нарушений принципов презумпции невиновности и законности, закрепленных в ст. 1.5, 1.6 КоАП РФ, при рассмотрении дела не допущено.
Порядок и сроки давности привлечения к административной ответственности администрации соблюдены.
Наказание назначено обществу в минимальном размере, предусмотренном санкцией статьи для юридических лиц.
Оснований, позволяющих признать совершенное ООО "ТрансСервис" административное правонарушение малозначительным и освободить общество от административной ответственности, в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ, не имеется. В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в нарушении норм санитарного законодательства, что создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, окружающей среде, с учетом чего указанное деяние не может быть признано малозначительным.
Руководствуясь статьями 30.13-30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Тюменской области N 97 от 09 февраля 2022 года, решение судьи Ленинского районного суда г. Тюмени от 07 апреля 2022 года, решение судьи Тюменского областного суда от 06 июня 2022 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьей 6.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении в отношении общества с ограниченной ответственностью "ТрансСервис", оставить без изменения, жалобу защитника Павловой Ю.Н. - без удовлетворения.
Судья Л.В. Феофилова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.