Судебная коллегия по уголовным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Фархутдиновой Н.М, судей Завьялова А.В, Курина Д.В.
при секретаре Копаневой У.П, с участием прокурора Буракова М.В, адвоката Васильевой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании уголовное дело по кассационному представлению заместителя прокурора ХМАО-Югры Горобченко А.В. на приговор Ханты-Мансийского районного суда ХМАО-Югры от 2 ноября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по уголовным делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 13 января 2022 года, в соответствии с которыми
Кобирдо Кристина Олеговна, "данные изъяты" года рождения, уроженка "данные изъяты", несудимая, осуждена по ч. 3 ст. 30, п. "г" ч. 4 ст. 228.1 УК РФ к лишению свободы на срок 6 лет 6 месяцев с отбыванием в исправительной колонии общего режима.
Срок наказания исчислен со дня вступления данного приговора в законную силу.
В срок лишения свободы зачтено время содержания лица под стражей в период с 16 июня 2021 года по день вступления приговора в законную силу в соответствии с ч. 3.2 ст. 72 УК РФ, из расчета один день за один день отбытия наказания в исправительной колонии общего режима.
Апелляционным определением судебной коллегии по уголовным делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 13 января 2022 года приговор от 2 ноября 2021 года оставлен без изменения.
Заслушав доклад судьи Завьялова А.В. об обстоятельствах дела, содержании судебных решений, доводах кассационного представления; выступление прокурора Буракова М.В, поддержавшего доводы представления, мнение адвоката Васильевой Е.В, возражавшей против удовлетворения представления, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Кобирдо К.О. осуждена за покушение на незаконный сбыт наркотических средств ?-пирролидиновалерофенон ("?-PVP") - производное N-метилэфедрон, массой не менее 36, 921 грамма, и каннабис (марихуана), массой в высушенном до постоянной массы состоянии не менее 17, 071 грамма, в крупном размере, с использованием электронных и информационно-телекоммуникационных сетей (включая сеть "Интернет"), группой лиц по предварительному сговору.
В соответствии с приговором преступление совершено 16 июня 2021 года в г. Ханты-Мансийске ХМАО-Югры при обстоятельствах, изложенных в приговоре.
В кассационном представлении заместитель прокурора ХМАО-Югры Горобченко А.В. выражает несогласие с судебными решениями, полагая их незаконными и необоснованными в связи с существенными нарушениями уголовно-процессуального закона и неправильным применением уголовного закона, что повлияло на исход дела. Указывает, что органами предварительного расследования действия Кобирдо К.О. квалифицированы по ч. 3 ст. 30, п.п. "а", "б" ч. 3 ст. 228.1 УК РФ (17 преступлений) и ч. 3 ст. 30, п. "г" ч. 4 ст. 228.1 УК РФ (2 преступления). Считает, что суд, не согласившись с указанной квалификацией, необоснованно переквалифицировал её действия на одно продолжаемое преступление, предусмотренное ч. 3 ст. 30, п. "г" ч. 4 ст. 228.1 УК РФ. Обращает внимание на то, что на момент задержания сотрудниками полиции Кобирдо К.О. уже вступила в предварительный преступный сговор с неустановленным лицом и получила от него партию наркотических средств для последующего сбыта. Она умышленно расфасовала наркотики в удобные для сбыта свертки и успела разложить по закладкам 17 из них, координаты и фотографии которых направила соучастнику, после чего была задержана сотрудниками правоохранительных органов. При этом 28 свертков с наркотическим веществом изъяты в ходе личного досмотра Кобирдо К.О, а оставшаяся часть наркотических средств обнаружена по месту её проживания.
Полагает, что судом в нарушение требований закона не дана надлежащая оценка показаниям Кобирдо К.О, согласно которым 11 июня 2021 года она прибыла авиатранспортом в г..Ханты-Мансийск, заранее имея договоренность с соучастником на сбыт наркотических средств на территории города. 15 июня 2021 года она получила оптовую партию наркотиков и расфасовала их в удобные для сбыта упаковки различной массы, в этот же день по указанию "куратора" разместила в тайниках-закладках по различным адресам 20 свертков, сделала фотографии каждой из "закладок" с указанием координат, которые направила посредством приложения "Телеграмм" "куратору", а 16 июня 2021 года аналогичным образом также по указанию неустановленного соучастника разместила в тайниках-закладках еще 30 свертков с наркотиками. Сведений о том, что осужденная намеревалась сбыть предварительно расфасованное наркотическое средство, помещая его в тайники в различных местах г..Ханты-Мансийска, одному лицу, материалы дела не содержат. Умыслом Кобирдо К.О. и неустановленного лица при размещении "закладок" в каждом конкретном случае охватывался сбыт определенного количества наркотического средства разным лицам (неопределенным приобретателям) и в каждом конкретном случае они выполнили умышленные действия, непосредственно направленные на незаконный сбыт наркотических средств в значительном размере, однако преступный умысел не был доведен до конца по независящим от них обстоятельствам, так как Кобирдо К.О. была задержана сотрудниками полиции. В связи с изложенным, в каждом случае осужденной выполнена самостоятельная объективная сторона преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 30, п.п. "а", "б" ч. 3 ст. 228.1 УК РФ. Указанные обстоятельства, исходя из показаний Кобирдо К.О, с достоверностью ею осознавались. Таким образом, действия Кобирдо по размещению 17 тайников-закладок не подлежат квалификации как единое продолжаемое преступление.
Считает, что с учетом совершения особо тяжких преступлений, направленных против здоровья населения, Кобирдо К.О. назначено чрезмерно мягкое наказание, которое не отвечает принципу справедливости, не соразмерно содеянному, не направлено на достижение целей наказания. Кроме того, указывает, что в нарушение ч. 3 ст. 240 УПК РФ судом в приговоре приведены показания Кобирдо К.О. (т. 7 л.д. 113-117), которые согласно протоколу судебного заседания от 26 октября 2021 года не оглашались. Просит судебные решения в отношении Кобирдо К.О. отменить, уголовное дело передать на новое судебное разбирательство в суд первой инстанции.
Проверив материалы уголовного дела, обсудив доводы кассационного представления, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 401.15 УПК РФ основаниями отмены или изменения приговора, определения или постановления суда при рассмотрении уголовного дела в кассационном порядке являются существенные нарушения уголовного и (или) уголовно-процессуального законов, повлиявшие на исход дела.
В соответствии со ст. 401.6 УПК РФ пересмотр в кассационном порядке приговора, определения, постановления суда по основаниям, влекущим ухудшение положения осужденного, оправданного, лица, в отношении которого уголовное дело прекращено, допускается в срок, не превышающий одного года со дня вступления их в законную силу, если в ходе судебного разбирательства были допущены повлиявшие на исход дела нарушения закона, искажающие саму суть правосудия и смысл судебного решения как акта правосудия.
Согласно материалам уголовного дела, органами предварительного следствия Кобирдо К.О. обвинялась в совершении 17 преступлений, предусмотренных ч. 3 ст. 30, п.п. "а", "б" ч. 3 ст. 228.1 УК РФ и 2 преступлений, предусмотренных ч. 3 ст. 30, п. "г" ч. 4 ст. 228.1 УК РФ.
Не согласившись с данной квалификацией, суд первой инстанции посчитал, что установленные обстоятельства дела свидетельствуют о том, что обнаруженные при проведении осмотров мест происшествия, обыске, личном досмотре наркотические средства Кобирдо К.О. намеревалась сбыть и преследовала единую цель сбыта всей массы. По мнению суда, ее действия по получению наркотических средств, разделению и фасовке, помещению в тайники-закладки и хранение оставшейся массы при себе и по месту жительства с этой же целью, свидетельствуют о совершении Кобирдо К.О. единого продолжаемого преступления.
Как установлено в приговоре, Кобирдо К.О, имея преступный умысел, направленный на незаконный сбыт наркотических средств с использованием электронных и информационно-телекоммуникационных сетей (включая сеть "Интернет"), вступила с неустановленным следствием лицом в предварительный преступный сговор, направленный на незаконный сбыт наркотических средств неопределенному кругу лиц на территории г. Ханты-Мансийска ХМАО-Югры, после чего соучастники распределили между собой преступные роли. Кобирдо К.О, выполняя отведенную ей роль, должна была получать из "тайников-закладок" переданные ей наркотические средства, фасовать их в отдельные свертки и раскладывать их на территории г. Ханты-Мансийска, получая согласно договоренности денежное вознаграждение в сумме 600 рублей за одну "закладку". Осуществляя задуманное, 15 июня 2021 года Кобирдо К.О. получила от неустановленного лица адрес "тайника-закладки", в котором находилось наркотическое средство ?-пирролидиновалерофенон (?-PVP), являющееся производным наркотического средства N-метилэфедрон, массой не менее 36, 921 грамма, и наркотическое средство - каннабис (марихуана), массой наркотического средства высушенного до постоянной массы не менее 17, 071 грамма.
Затем, 16 июня 2021 года Кобирдо К.О. по месту своего проживания расфасовала полученное наркотическое средство в различные свертки для потребителей наркотиков г. Ханты-Мансийска ХМАО-Югры, после чего разложила часть расфасованного наркотического средства в 17 оборудованных ею "тайниках-закладках" и, используя свой мобильный телефон, осуществила фиксацию мест нахождения указанных тайников, фотоизображение которых с указанием координат геопозиций направила соучастнику для дальнейшего размещения мест нахождения в сети "Интернет" с целью дальнейшей реализации наркотического средства неопределенному кругу лиц.
Кроме того, Кобирдо К.О. 16 июня 2021 года, действуя умышленно, с единым умыслом, незаконно в составе группы лиц по предварительному сговору с неустановленным лицом, незаконно хранила в кармане своей куртки, находящейся при ней, в целях последующего незаконного сбыта на территории г. Ханты-Мансийска ХМАО-Югры 28 расфасованных свертков, в которых находилось наркотическое средство ?-пирролидиновалерофенон (?-PVP), являющееся производным наркотического средства N-метилэфедрон, массой не менее 13, 32 грамма.
Кроме того, Кобирдо К.О. 16 июня 2021 года, продолжая реализовывать совместный преступный единый умысел, направленный на незаконный сбыт наркотических средств неопределенному кругу лиц на территории г. Ханты-Мансийска ХМАО-Югры расфасовала в различные свертки и пакеты и незаконно хранила в целях последующего незаконного сбыта по месту своего проживания наркотическое средство ?-пирролидиновалерофенон (?-PVP), которое является производным наркотического средства N-метилэфедрон, общей массой не менее 18, 081 грамма, и вещество, содержащее в своем составе наркотическое средство - каннабис (марихуана), общей массой наркотического средства, высушенного до постоянной массы не менее 4, 341 грамма.
Указанные действия Корбидо К.О. квалифицированы судом первой инстанции по ч. 3 ст. 30, п. "г" ч. 4 ст. 228.1 УК РФ.
Судебная коллегия по уголовным делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры при рассмотрении уголовного дела в апелляционном порядке согласилась с данной юридической оценкой действий Кобирдо К.О, оставила без удовлетворения апелляционное представление.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 15 июня 2006 года N 14 "О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами" под незаконным сбытом наркотических средств понимается незаконная деятельность лица, направленная на их возмездную либо безвозмездную реализацию (продажа, дарение, обмен, уплата долга, дача взаймы и т.д.) другому лицу (приобретателю). При этом сама передача лицом реализуемых средств, веществ, растений приобретателю может быть осуществлена любыми способами, в том числе непосредственно, путем сообщения о месте их хранения приобретателю, проведения закладки в обусловленном с ним месте, введения инъекции.
Об умысле на сбыт указанных средств, веществ, растений могут свидетельствовать при наличии к тому оснований их приобретение, изготовление, переработка, хранение, перевозка лицом, самим их не употребляющим, количество (объем), размещение в удобной для передачи расфасовке, наличие соответствующей договоренности с потребителями и т.п.
Таким образом, действия виновного лица, имеющего умысел на сбыт наркотических средств нескольким лицам при отсутствии с ними предварительной договоренности на реализацию всего объема этих средств, следует квалифицировать как самостоятельные преступления, предусмотренные ст. 228.1 УК РФ.
В соответствии с материалами уголовного дела, Кобирдо К.О. действовала в составе группы лиц по предварительному сговору, согласно договоренности с неустановленным соучастником, распространение наркотических средств должно было осуществляться бесконтактным способом, путем размещения отдельных закладок в различных местах, предназначенных для неопределенного круга лиц. Как следует из показаний самой осужденной, подтвержденных в судебном заседании, она была заранее осведомлена о том, что фасуемые и размещаемые ею в "тайниках-закладках" наркотические средства предназначались для разных приобретателей. Сведений о наличии предварительной договоренности о сбыте всей массы наркотических средств одному лицу по делу не установлено.
С учетом изложенного выводы суда первой и апелляционной инстанции о совершении Кобирдо К.О. единого продолжаемого преступления не соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам.
Кроме того, заслуживают внимания доводы кассационного представления и доводы прокурора, изложенные в судебном заседании суда кассационной инстанции, о нарушении судом первой инстанции требований ст. 240 УПК РФ, так как в основу обжалуемого приговора в обоснование вины Кобирдо К.О. положены доказательства, не исследованные судом, а именно: справка об исследовании N 106 (т. 1 л.д. 13-14, т. 2 л.д. 156); справка об исследовании N 105 (т.1 л.д. 17-18), постановление о предоставлении результатов ОРМ (т. 1 л.д. 21-22), постановление о рассекречивании сведений, составляющих государственную тайну (т.1 л.д. 24-25), акт досмотра (т. 1 л.д. 31-39), протокол осмотра места происшествия (т. 1 л.д. 167-182), заключение эксперта N 198 (т. 2 л.д. 172-179), заключение эксперта N 206 (т. 2 л.д. 187-200), рапорт (т. 4 л.д. 78), протокол дополнительного допроса обвиняемой (т. 7 л.д. 113-117).
Вместе с тем, суд не вправе ссылаться в подтверждение своих выводов на собранные по делу доказательства, если они не были исследованы судом и не нашли своего отражения в протоколе судебного заседания.
Таким образом, допущенные судом нарушения уголовного и уголовно-процессуального законов являются существенными, повлиявшими на исход дела, они искажают саму суть правосудия и смысл судебного решения как акта правосудия, поскольку квалификация судом действий осужденной как единого продолжаемого преступления не основана на установленных фактических обстоятельствах, повлекла необоснованное улучшение положения осужденной, назначение ей чрезмерно мягкого наказания, которое не отвечает принципу справедливости, о чем правильно указано в кассационном представлении.
Учитывая, что суд кассационной инстанции не вправе самостоятельно изменить пересматриваемые судебные решения в сторону ухудшения положения осужденной, приговор Ханты-Мансийского районного суда ХМАО-Югры от 2 ноября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по уголовным делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 13 января 2022 года подлежат отмене, уголовное дело в отношении Кобирдо К.О. - направлению на новое судебное рассмотрение в тот же суд первой инстанции в ином составе суда.
Принимая во внимание тяжесть предъявленного Кобирдо К.О. обвинения, данные о её личности, необходимость рассмотрения уголовного дела в разумные сроки, следует избрать ей меру пресечения в виде заключения под стражу.
Руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 401.14 УПК РФ, судебная коллегия
определила:
приговор Ханты-Мансийского районного суда ХМАО-Югры от 2 ноября 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по уголовным делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 13 января 2022 года в отношении Кобирдо Кристины Олеговны отменить, передать уголовное дело на новое судебное рассмотрение в тот же суд первой инстанции в ином составе.
Избрать Кобирдо К.О. меру пресечения в виде заключения под стражу на 3 месяца до 25 августа 2022 года.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.