Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Козиной Н.М, судей Зеленовой Е.Ф, Грудновой А.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N2-1386/2022 по иску Петровой Татьяны Петровны к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Тюменской области "Тюменский специализированный дом ребенка" о признании незаконным приказа об отстранении от работы, взыскании заработной платы за время отстранения от работы, компенсации морального вреда, по кассационной жалобе Петровой Татьяны Петровны на решение Калининского районного суда г. Тюмени от 25 февраля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 27 июня 2022 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Зеленовой Е.Ф. об обстоятельствах дела, принятых по делу судебных актах, доводах кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Петрова Т.П. обратилась в суд с иском к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Тюменской области "Тюменский специализированный дом ребенка" (далее по тексту ГБУЗ ТО "Тюменский специализированный дом ребенка"), окончательно настаивала на требованиях, в которых просила признать незаконным приказ N 145-ос от 08 декабря 2021 года об отстранении от работы без сохранения заработной платы, взыскать заработную плату за период отстранения от работы в размере 62 160, 45 руб, компенсацию морального вреда в размере 50 000 руб, судебные расходы по оплате юридических услуг в размере 5 000 руб.
В обоснование исковых требований указала, что 08 декабря 2021 года ответчиком издан приказ N 145-ос об отстранении ее от работы без сохранения заработной платы в связи с не прохождением в установленном порядке обязательной вакцинации против новой коронавирусной инфекции и отказа от её прохождения. Приказ об отстранении считает незаконным. Она работает в должности уборщика служебных помещений и не относится к категориям лиц, подлежащим обязательной вакцинации. Полагает, что у работодателя отсутствуют полномочия по возложению обязанности на своих работников пройти профилактические прививки, поскольку в соответствии с частью 1 статьи 5, частью 2 статьи 11 Закона N157-ФЗ граждане при осуществлении иммунопрофилактики имеют право на отказ от профилактических прививок, профилактические прививки проводятся при наличии информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство гражданина, иммунопрофилактика граждан является добровольной.
Решением Калининского районного суда г. Тюмени от 25 февраля 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 27 июня 2022 года, в удовлетворении исковых требований Петровой Т.П. отказано.
В кассационной жалобе Петрова Т.П. просит отменить решение суда первой инстанции и апелляционное определение, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права. Указывает на то, что работа в государственном бюджетном учреждение здравоохранения Тюменской области "Тюменский специализированный дом ребенка" не включена в перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, она работает в должности уборщика служебных помещений, ее работа не связана с высоким риском заболевания инфекционными болезнями, при выполнении которых требуется обязательное проведение работникам профилактических прививок. Полагает, что ответчиком и Главным государственным врачом по Тюменской области превышены полномочия, в результате чего ограничены ее конституционные права и свободы. Полагает, что для определения категории граждан, для которых прививка является обязательной, необходимо применить нормы Постановления Правительства N 825, а не приказа 1307н от 09 декабря 2020 года Минздрава России.
В представленных на кассационную жалобу возражениях представитель ответчика просит оставить обжалуемые судебные постановления без изменения, кассационную жалобу истца без удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы гражданского дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, и следует из материалов дела, что ГБУЗ ТО "Тюменский специализированный дом ребенка" является юридическим лицом, осуществляющим деятельность больничных организаций, деятельность, связанную с оборотом психотропных веществ (разработка, производство, изготовление, переработка, хранение, перевозка, отпуск, реализация, распределение, приобретение, использование, уничтожение), медицинскую деятельность.
Петрова Т.П. с 25 октября 2010 года состоит в трудовых отношениях с ГБУЗ ТО "Тюменский специализированный дом ребенка", с 01 апреля 2014 года в должности уборщика служебных помещений.
20 октября 2021 года ГБУЗ ТО "Тюменский специализированный дом ребенка" издан приказ N 78/адм об организации прохождения вакцинации сотрудников учреждения; в списке лиц, подлежащих вакцинации, указана Петрова Т.П. С указанным приказом истица ознакомлена, в представленных работодателю заявлениях от 29 октября 2021 года, от 03 ноября 2021 года, Петрова Т.П. выразила отказ от вакцинации против новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
Приказом ГБУЗ ТО "Тюменский специализированный дом ребенка" от 08 декабря 2021 года N 145-ос уборщик служебных и производственных помещений Петрова Т.П. в связи с непрохождением вакцинации от новой коронавирусной инфекции (COVID-19) временно отстранена от работы с 09 декабря 2021 года до издания Главным государственным санитарным врачом по Тюменской области постановления об окончании периода эпидемиологического неблагополучия в регионе, до предоставления работником сертификата о вакцинации либо документа, подтверждающего наличие противопоказаний к вакцинации от COVID-19.
С указанным приказом Петрова Т.П. ознакомлена 08 декабря 2021 года; выразила свое не согласие с приказом.
Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении требований Петровой Т.П, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 5, 21, 76 Трудового кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Федерального закона от 17 сентября 1998 года N 157-ФЗ "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней", Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21 марта 2014 года N125н, постановлением Главного государственного санитарного врача по Тюменской области от 18 октября 2021 года N 8 "О проведении профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям в Тюменской области", исходил из того, что Петрова Т.П. является работником медицинской организации и социальной сферы, она своевременно была осведомлена о необходимости предоставления документов о вакцинации, отстранение Петровой Т.П. от работы было осуществлено работодателем в связи с непредставлением работником доказательств, свидетельствующих об исполнении ею постановления по Тюменской области от 18 октября 2021 года N 8 "О проведении профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям в Тюменской области" о получении профилактической прививки от COVID-19 либо предоставлении документов об имеющихся у нее противопоказаниях для проведения прививки, в связи с чем пришел к выводу о законности принятого работодателем приказа об отстранении Петровой Т.П. от работы.
Не установив оснований для признания незаконным приказа N 145-ос от 08 декабря 2021 года об отстранении от работы, суд первой инстанции отказал в удовлетворении производных требований о взыскании заработной платы за период отстранения от работы, компенсации морального вреда и судебных расходов.
Проверяя законность решения, суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Настаивая на отмене судебных постановлений, Петрова Т.П. ссылается на то, что работа в государственном бюджетном учреждение здравоохранения Тюменской области "Тюменский специализированный дом ребенка" не включена в перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок, она работает в должности уборщика служебных помещений, ее работа не связана с высоким риском заболевания инфекционными болезнями, при выполнении которых требуется обязательное проведение работникам профилактических прививок, считает, что работодателем и Главным государственным врачом по Тюменской области превышены полномочия.
Указанные доводы истца являются несостоятельными, основанными на неверном толковании норм материального права, регулирующих вопросы проведения иммунопрофилактики от инфекционных заболеваний и трудового законодательства по вопросам отстранения работника от работы.
Профилактические прививки проводятся в соответствии с законодательством Российской Федерации для предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний, как это предусмотрено в статье 35 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
Согласно пункту 2 статьи 5 Федерального закона "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней" отсутствие профилактических прививок влечет отказ в приеме граждан на работы или отстранение граждан от работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями. Профилактические прививки по эпидемическим показаниям проводятся гражданам при угрозе возникновения инфекционных болезней, перечень которых устанавливает федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (часть 1 статьи 10 Федерального закона "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней").
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 года N 66 коронавирусная инфекция (2019-nCoV) включена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 01 декабря 2004 года N 715. Профилактическая прививка против новой коронавирусной инфекции приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 09 декабря 2020 года N 1307н внесена в календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, утвержденный приказом Минздрава России от 21 марта 2014 года N 125н.
Решение о проведении профилактических прививок по эпидемическим показаниям (в виде мотивированных постановлений о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан) принимают Главный государственный санитарный врач Российской Федерации, главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих (подпункт 6 пункта 1 статьи 51 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и пункт 2 статьи 10 Федерального закона "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней").
Постановлением Главного государственного санитарного врача по Тюменской области от 18 октября 2021 года N 8 "О проведении профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции COVID-19 отдельным категориям (группам) граждан по эпидемическим показаниям в Тюменской области" постановлено обеспечить с 18 октября 2021 года проведение профилактических прививок по эпидемическим показаниям против новой коронавирусной инфекции гражданам в возрасте от 18 лет и старше, подлежащим обязательной вакцинации по эпидемическим показаниям, гражданам, работающим на основании трудового договора, гражданско-правового договора в организациях (учреждениях) независимо от форм собственности, у индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность, в том числе в сфере образования, здравоохранения, физической культуры и спорта, социальной защиты и социального обслуживания, деятельности по отдыху и оздоровлению детей, в том числе частной формы собственности (подпункт 1.1).
Обязанность по вакцинации не распространяется на граждан, имеющих медицинские противопоказания к профилактической прививке против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в соответствии с временными Методическими рекомендациями "Порядок проведения вакцинации взрослого населения против COVID-19" (письмо Министерства здравоохранения РФ от 30.10.2021 N 30-4/И/2-17927); на граждан, переболевших новой коронавирусной инфекцией в течение 6 последних месяцев и имеющих медицинские документы, подтверждающие факт перенесенного заболевания COVID-19 (пункт 2 Постановления Главного государственного санитарного врача по Тюменской области от 18 октября 2021 года N 8 в редакции от 11 ноября 2021 года).
Руководителям юридических лиц независимо от ведомственной принадлежности и формы собственности, индивидуальным предпринимателям: организовать проведение профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) отдельным категориям (группам) граждан, подлежащим обязательной вакцинации, указанным в пункте 1 настоящего Постановления первым компонентом или однокомпонентной вакциной в срок до 12 ноября 2021 года, вторым компонентом вакцины от новой коронавирусной инфекции - в срок до 03 декабря 2021 года - с охватом в соответствии с планом не менее 80% от общей численности работников, сотрудников (подпункт 7.2); обеспечить отстранение от работы с 12 ноября 2021 года лиц, не имеющих ни одной прививки против новой коронавирусной инфекции, с 03 декабря 2021 года - лиц, не имеющих законченного курса вакцинации, за исключением лиц, указанных в пункте 2 настоящего Постановления.
В соответствии со статьей 76 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника в случаях, перечисленных в указанной статье, а также в других случаях, предусмотренных данным кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Работодатель отстраняет от работы (не допускает к работе) работника на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы или недопущения к работе, если иное не предусмотрено данным кодексом, другими федеральными законами. В период отстранения от работы (недопущения к работе) заработная плата работнику не начисляется.
Верно применив приведенные нормы права, а также положения статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации, суды пришли к обоснованному выводу о наличии у Главного государственного санитарного врача по Тюменской области полномочий на принятие постановления о проведении профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) отдельным категориям (группам) населения Тюменской области в 2021 году по эпидемиологическим показаниям. Принятое постановление подлежало обязательному исполнению работодателем истца.
Оспариваемый истцом приказ от 08 декабря 2021 года N 145-ос об отстранении от работы соответствует постановлению Главного государственного санитарного врача по Тюменской области от 18 октября 2021 года N8, положениям Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", Федерального закона "Об иммунопрофилактике инфекционных болезней", приказу Минздрава России от 21 марта 2014 года N 125н "Об утверждении национального календаря профилактических прививок по эпидемиологическим показаниям".
Нарушений трудовых прав Петровой Т.П. при издании приказа от 08 декабря 2021 года N 145-ос об отстранении от работы ответчиком не допущено, поскольку истица, будучи извещенной о необходимости вакцинации, медицинские документы о прохождения вакцинации либо о наличии медицинских противопоказаний не представила, при этом полностью осознавала последствия не прохождения вакцинации и не предоставления соответствующих документов.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не содержат обстоятельств, свидетельствующих о нарушении судами норм материального и процессуального права, не опровергают правильность выводов судов и законность принятых судебных постановлений.
При таких обстоятельствах, суд кассационной инстанции приходит к выводу, что при рассмотрении настоящего гражданского дела судами первой и апелляционной инстанций не допущено нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильного судебного постановления.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Калининского районного суда г. Тюмени от 25 февраля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тюменского областного суда от 27 июня 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Петровой Татьяны Петровны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.