Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Козиной Н.М, судей Зеленовой Е.Ф, Грудновой А.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N2-318/2022 по иску Корень Вячеслава Анатольевича к Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Челябинской области о включении периода работы в стаж, дающий право на получение надбавки за выслугу лет, о взыскании невыплаченной надбавки, компенсации за неиспользованный отпуск, компенсации морального вреда, по кассационной жалобе Корень Вячеслава Анатольевича на решение Советского районного суда г. Челябинска от 01 февраля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 07 июня 2022 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Зеленовой Е.Ф. об обстоятельствах дела, принятых по делу судебных актах, доводах кассационной жалобы, возражения представителя Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Челябинской области Тудвасова В.Ю. относительно доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Корень В.А. обратился в суд с иском к Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Челябинской области (далее - Управление Росгвардии по Челябинской области) о возложении обязанности включить в стаж, дающий право на получение процентной надбавки за выслугу лет, период работы с 21 августа 2006 года по 29 июля 2016 года в Управлении Федеральной миграционной службы Российской Федерации по Челябинской области (далее - УФМС), о взыскании невыплаченной процентной надбавки за выслугу лет за период с 15 марта 2021 года по 10 августа 2021 года, компенсации за неиспользованный отпуск за 2021 год при увольнении пропорционально отработанному времени за период с 15 марта 2021 года по 10 августа 2021 года, компенсации морального вреда в размере 15 000 руб.
В обоснование заявленных требований указал, что в период с 15 марта 2021 года по 10 августа 2021 года работал в должности инспектора отдела контроля за частной охранной деятельностью Центра лицензионно-разрешительной работы Управления Росгвардии по Челябинской области. При определении стажа работы, дающего право на получение ежемесячной процентной надбавки за выслугу лет и дополнительного отпуска, в указанный стаж не был включен период его работы с 21 августа 2006 года по 29 июля 2016 года в УФМС - системе, подведомственной Министерству внутренних дел Российской Федерации (далее - МВД России). На его письменное заявление о включении указанного периода работы в соответствующий стаж ответа он не получил. Неправомерными действиями ответчика ему причинены нравственные страдания.
Решением Советского районного суда г. Челябинска от 01 февраля 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 07 июня 2022 года, в удовлетворении исковых требований Корень В.А. отказано.
В кассационной жалобе Корень В.А. просит отменить решение суда первой инстанции и апелляционное определение, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
В представленных на кассационную жалобу возражениях представитель Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Челябинской области просит оставить обжалуемые судебные постановления без изменения, кассационную жалобу истца без удовлетворения, ссылаясь на несостоятельность её доводов.
Корень В.А. в судебное заседание кассационной инстанции не явился, извещен, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявлял. Судебная коллегия в соответствии с частью 3 статьи 167, частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации признала возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося истца.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы гражданского дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено и следует из материалов дела, что Корень В.А. в период с 15 марта 2021 года по 10 августа 2021 года работал инспектором отдела контроля за частной охранной деятельностью Центра лицензионно-разрешительной работы Управления Росгвардии по Челябинской области.
Для определения размера ежемесячной процентной надбавки за выслугу лет, подлежащей к выплате Корень В.А, была создана комиссия, которой был установлен стаж работы Корень В.А, дающий право на получение ежемесячной процентной надбавки за выслугу лет по состоянию на 15 марта 2021 года - 15 лет 2 месяца 4 дня.
При этом в стаж работы Корень В.А, дающий право на получение ежемесячной процентной надбавки не был включен период его работы в УФМС России по Челябинской области с 21 августа 2006 года по 29 июля 2016 года.
Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении требований истца, суд первой инстанции, руководствуясь приказом Росгвардии от 09 декабря 2019 года N 398 "Вопросы оплаты труда гражданского персонала войск национальной гвардии Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июля 2012 года N 711 (в редакции от 31 октября 2015 года) "О вопросах Федеральной миграционной службы", исходил из того, что Федеральная миграционная служба, являвшаяся федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере миграции, правоприменительные функции, функции по федеральному государственному контролю (надзору) и предоставлению (исполнению) государственных услуг (функций) в сфере миграции, не входит в перечень федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством предусмотрена военная или приравненная к ней служба, и пришел к выводу, что работа в УФМС России по Челябинской области не может быть приравнена к военной службе и службе в войсках и воинских формированиях, в связи с чем указал на отсутствие оснований для включения в стаж работы, дающего право на получение процентной надбавки за выслугу лет, периода работы с 21 августа 2006 года по 29 июля 2016 года в Управлении Федеральной миграционной службы Российской Федерации по Челябинской области.
Признав правомерными действия Управления Росгвардии по Челябинской области по не включению периода работы Корень В.А. в Федеральной миграционной службе России в стаж работы, дающий право на получение надбавки за выслугу лет, суд отказал в удовлетворении производных исковых требований о взыскании невыплаченной процентной надбавки за выслугу лет, компенсации за неиспользованный отпуск, компенсации морального вреда.
Проверяя законность решения, суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Указом Президента Российской Федерации от 09 марта 2004 года N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" (в первоначальной редакции) была образована Федеральная миграционная служба с передачей ей правоприменительных функций, функций по контролю и надзору и функций по оказанию государственных услуг в сфере миграции Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Указом Президента России от 19 июля 2004 года N 928 (в первоначальной редакции) утверждено Положение о Федеральной миграционной службе, в соответствии с пунктом 1 которого ФМС России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции. ФМС России подведомственно Министерству внутренних дел Российской Федерации.
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 21 мая 2012 года N 636 "О структуре федеральных органов исполнительной власти" постановлением Правительства Российской Федерации от 13 июля 2012 года N 711 было утверждено "Положение о Федеральной миграционной службе", в соответствии с пунктом 1 которого ФМС России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере миграции, правоприменительные функции, функции по федеральному государственному контролю (надзору) и предоставлению (исполнению) государственных услуг (функций) в сфере миграции.
В соответствии с Положением об Управлении Федеральной миграционной службы по Челябинской области, утвержденным Приказом ФМС России от 02 декабря 2013 года N 659, должности в УФМС по Челябинской области могут замещаться в установленном порядке сотрудниками органов внутренних дел РФ, прикомандированными к ФМС России, федеральными гражданскими служащими и работниками.
На основании Указа Президента Российской Федерации от 05 апреля 2016 года N 156 "О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции" Федеральная миграционная служба упразднена, её функции и полномочия переданы Министерству внутренних дел Российской Федерации. Порядок исчисления выслуги лет сотрудников упраздняемой Федеральной миграционной службы положениями Указа Президента Российской Федерации от 05 апреля 2016 года N 156 не урегулирован.
На момент трудоустройства истца в Управление Росгвардии по Челябинской области порядок исчисления стажа для определения размера ежемесячной надбавки за выслугу лет был урегулирован приказом Росгвардии от 09 декабря 2019 года N 398 "Вопросы оплаты труда гражданского персонала войск национальной гвардии Российской Федерации", которым было предусмотрено, что в стаж непрерывной работы (выслугу лет) для установления гражданскому персоналу процентной надбавки включаются периоды работы в организациях войск национальной гвардии и федеральных государственных унитарных предприятиях, подведомственных Росгвардии, периоды военной службы (службы) в войсках национальной гвардии независимо от причин увольнения и длительности перерывов в работе, военной службе (службе).
Наравне с работой, военной службой (службой), указанной в абзаце первом настоящего подпункта, в выслугу лет включаются также периоды работы, военной службы (службы):
в Вооруженных Силах СССР, Комитете государственной безопасности СССР, Министерстве внутренних дел СССР и их органах, организациях и войсках;
в Вооруженных Силах государств - бывших республик СССР до окончания переходного периода (до 31 декабря 1994 г. и до 31 декабря 1999 г. - в случаях заключения и ратификации двусторонних межгосударственных договоров);
в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, в которых федеральным законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, и их организациях;
на должностях, включаемых (засчитываемых) в стаж государственной гражданской службы Российской Федерации для установления государственным гражданским служащим Российской Федерации ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе Российской Федерации в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 19 ноября 2007 года N 1532 "Об исчислении стажа государственной гражданской службы Российской Федерации для установления государственным гражданским служащим Российской Федерации ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе Российской Федерации, определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет и размера поощрений за безупречную и эффективную государственную гражданскую службу Российской Федерации";
в органах внутренних дел, внутренних войсках и налоговой милиции Украины, расположенных на территориях Республики Крым и г. Севастополя, исчисленные в порядке, действовавшем на территориях Республики Крым и г. Севастополя до 21 февраля 2014 года.
Периоды работы, военной службы (службы), включаемые в соответствии с настоящим подпунктом в выслугу лет, суммируются (пункт 20.3 Приложения N4 - Условия, размеры и порядок осуществления выплат стимулирующего характера гражданскому персоналу войск национальной гвардии Российской Федерации).
Проанализировав положения вышеприведенных нормативных правовых актов, а также полномочия, возложенные на Федеральную миграционную службу, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу о том, что работа в УФМС России по Челябинской области не может быть приравнена к военной службе и службе в войсках и воинских формированиях, правовых оснований для включения Корень В.А. в стаж, дающий право на получение процентной надбавки за выслугу лет, периода работы истца с 21 августа 2006 года по 29 июля 2016 года в Управлении Федеральной Миграционной службы Российской Федерации по Челябинской области, у ответчика не имелось.
Доводы кассационной жалобы Корень В.А. сводятся к утверждению о том, что период работы заявителя в УФМС России по Челябинской области должен быть приравнен к службе в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах.
Суд кассационной инстанции не может согласиться с доводами истца, поскольку в период с 21 августа 2006 года по 29 июля 2016 года истец службу в органах внутренних дел не проходил, лицом, прикомандированным к ФМС России, не являлся.
Доводы кассационной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки судов первой и апелляционной инстанций.
Вопреки доводам кассационной жалобы выводы судов первой и апелляционной инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на правильном применении норм материального права, подтверждаются доказательствами, представленными в материалы дела, которым дана надлежащая правовая оценка.
При рассмотрении настоящего гражданского дела судами первой и апелляционной инстанций не допущено нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к принятию неправильных судебных постановлений.
С учетом изложенного, суд кассационной инстанции считает, что оснований для отмены обжалуемых судебных решений в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по доводам кассационной жалобы заявителя не имеется.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Советского районного суда г. Челябинска от 01 февраля 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 07 июня 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Корень Вячеслава Анатольевича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.