Первый апелляционный суд общей юрисдикции в составе:
судьи судебной коллегии по административным делам Кудряшова В.К, рассмотрев без проведения судебного заседания частную жалобу акционерного общества "Стройматериалы" на определение судьи Белгородского областного суда от 22 июля 2022 года (материал N 9а-30/2022), которым отказано в принятии административного искового заявления акционерного общества "Стройматериалы" об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Стройматериалы" (далее - АО "Стройматериалы", Общество) обратилось в Белгородский областной суд с административным иском об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес", равной его рыночной стоимости.
В обоснование заявленных требований указано, что кадастровая стоимость объекта недвижимости, утвержденная по состоянию на 1 января 2021 года, существенно превышает его рыночную стоимость, определенную в отчете об оценке, ввиду чего административный истец обязан уплачивать земельный налог в большем размере.
Определением судьи Белгородского областного суда от 22 июля 2022 года в принятии административного искового заявления АО "Стройматериалы" отказано на основании пункта 1 части 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).
Не соглашаясь с указанным определением суда, в частной жалобе АО "Стройматериалы" просит его отменить как незаконное, указывая на то, что ДД.ММ.ГГГГ административный истец обратился в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости на территории Белгородской области (далее - Комиссия) с заявлением об установлении в отношении объекта с кадастровым номером N его рыночной стоимости по состоянию на дату утверждения кадастровой стоимости - 1 января 2021 года. Решением Комиссии от 30 июня 2022 года заявление отклонено. Как собственник объекта недвижимости на основании статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) и КАС РФ административный истец имеет правовой интерес в установлении кадастровой стоимости данного объекта недвижимости в размере, равном его рыночной стоимости, по состоянию на дату государственной кадастровой оценки, а поэтому вправе оспаривать результаты определения кадастровой стоимости.
В соответствии с положениями частей 2 и 2.1 статьи 315 КАС РФ рассмотрение судом частной жалобы на определение суда первой инстанции в апелляционном порядке осуществляется судьей единолично, по правилам, установленным главой 34 названного кодекса, без проведения судебного заседания.
Проверив поступивший административный материал N 9а-30/2022, изучив доводы частной жалобы, суд приходит к следующему.
Из представленного материала следует, что кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N утверждена по состоянию на 1 января 2021 года в размере 291 897 572 руб. 11 коп, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ N.
ДД.ММ.ГГГГ административный истец обратился в Комиссию с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка равной его рыночной стоимости, определенной отчетом об оценке N от ДД.ММ.ГГГГ по состоянию на дату государственной кадастровой оценки. Решением Комиссии от ДД.ММ.ГГГГ N заявление Общества отклонено.
ДД.ММ.ГГГГ АО "Стройматериалы" обратилось в Белгородский областной суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N равной его рыночной стоимости.
Отказывая в принятии административного искового заявления Общества, суд исходил из того, что статьей 6 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 269-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 269-ФЗ) до 1 января 2023 года установлен переходный период применения статей 22 и 21 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее - Федеральный закон N 237-ФЗ), особенности которого зависят от принятия высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения о дате перехода к применению положений статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ.
Постановлением Правительства Белгородской области от 20 июня 2022 года N 360-пп "О дате перехода к применению положений статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" установлена дата перехода к применению положений статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ - 1 июля 2022 года.
Исходя из положений частей 3, 11, 15 статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ заявление об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости подается в бюджетное учреждение, созданное субъектом Российской Федерации и наделенное полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости. Решение бюджетного учреждения в отношении заявления об установлении рыночной стоимости может быть оспорено в суде в порядке административного судопроизводства. Одновременно с оспариванием решения бюджетного учреждения в суд может быть также заявлено требование об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.
Таким образом, на основании решения высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации о переходе к применению положений 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ с 1 июля 2022 года на территории Белгородской области полномочиями по принятию решений о пересмотре кадастровой стоимости обладает бюджетное учреждение, созданное субъектом Российской Федерации и наделенное полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости, решение которого может быть оспорено в суде в порядке административного судопроизводства и одновременно с оспариванием которого может быть также заявлено требование об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что поскольку административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости и установлении рыночной стоимости подано административным истцом в суд 19 июля 2022 года, то есть после перехода к применению положений статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ, минуя обращение в бюджетное учреждение, в принятии такого заявления следует отказать на основании пункта 1 части 1 статьи 128 КАС РФ.
С таким выводом суда суд апелляционной инстанции согласиться не может исходя из следующего.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 128 КАС РФ если иное не предусмотрено данным кодексом, судья отказывает в принятии административного искового заявления в случае, если заявление подлежит рассмотрению в порядке конституционного или уголовного судопроизводства, производства по делам об административных правонарушениях либо не подлежит рассмотрению в судах.
В силу статьи 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность (часть 1). Если для определенной категории административных дел федеральным законом установлен обязательный досудебный порядок урегулирования административного или иного публичного спора, обращение в суд возможно после соблюдения такого порядка (часть 3).
В соответствии с частью 1 статьи 245 КАС РФ юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
В статье 22 Федерального закона N 237-ФЗ установлено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость (часть 7).
В соответствии с частью 3 статьи 6 Федерального закона N 269-ФЗ рассмотрение заявлений об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, поданных до даты, указанной в решении, или до завершения переходного периода, если высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации решение не принималось, осуществляется в соответствии со статьей 22 Федерального закона N 237-ФЗ, то есть судом либо комиссией.
Согласно части 4 статьи 6 Федерального закона N 269-ФЗ сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, которые внесены в Единый государственный реестр недвижимости в результате оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в порядке, установленном статьей 22 Федерального закона N 237-ФЗ, применяются с 1 января года, в котором в суд или в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости подано заявление об оспаривании, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Таким образом, положения статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ, действующие на территории Белгородской области с 1 июля 2022 года, не подлежат применению к спорным правоотношениям, поскольку процедура оспаривания кадастровой стоимости земельного участка начата административным истцом до указанной даты.
На дату обращения в Комиссию у заявителя существовало право на оспаривание результатов определения кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном статьей 22 Федерального закона N 237-ФЗ, соответственно, у суда не имелось указанных в обжалуемом определении оснований для отказа в принятии административного иска.
Учитывая изложенное, обжалуемое определение подлежит отмене, а материал - направлению в суд первой инстанции для рассмотрения вопроса о принятии административного искового заявления к производству суда.
Руководствуясь статьями 315, 316 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
определил:
определение судьи Белгородского областного суда от 22 июля 2022 года отменить.
Материал N 9а-30/2022 по административному исковому заявлению акционерного общества "Стройматериалы" об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости направить в Белгородский областной суд для рассмотрения вопроса о его принятии к производству суда.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Первый кассационный суд общей юрисдикции.
Судья В.К. Кудряшов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.