Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Васильевой Т.И, судей Синьковской Л.Г, Кольцюка В.М, при помощнике судьи Борковской А.Б, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N3а-3261/2022 по апелляционной жалобе управления городского хозяйства города Калуги на решение Калужского областного суда от 1 июля 2022 года, которым удовлетворено административное исковое заявление заместителя прокурора Калужской области о признании недействующим в части постановления Городской Думы городского округа "Город Калуга" от 16 июля 2008 года N113 "Об утверждении размера платы за содержание жилого помещения многоквартирных домов муниципального образования "Город Калуга"".
Заслушав доклад судьи Первого апелляционного суда общей юрисдикции Васильевой Т.И, выслушав объяснения прокурора Генеральной прокуратуры Лазаревой Е.И, представителя управления городского хозяйства города Калуги Кондратьевой Д.С, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
постановлением Городской Думы городского округа "Город Калуга" от 16 июля 2008 года N113 утвержден размер платы за содержание жилого помещения многоквартирных домов муниципального образования "Город Калуга"" (далее - Постановление от 16 июля 2008 года N113).
Приложение N 3 (таблица) предусматривает размер платы за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма муниципальных и государственных жилых помещений в многоквартирных домах, собственники помещений в которых приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, но не приняли решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, и для собственников помещений, которые на их общем собрании приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, но не приняли решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения.
В пункте 5 приложения N 3 предусмотрено, что размер платы за содержание жилого помещения включает в себя, в числе прочего, уборку мест общего пользования многоквартирного дома (лестничных клеток, лифтов и т.д.) (при условии принятия соответствующего решения собственниками).
Пунктом 3 примечания к приложению N 3 предусмотрено, что размер платы за услуги по уборке мест общего пользования многоквартирным домом устанавливается общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме.
Пунктом 9 примечания к приложению N3 предусмотрено, что в размере платы за содержание жилого помещения не учтены расходы на содержание встроенных котельных. В многоквартирных домах, оборудованных встроенными котельными, размер платы за содержание встроенной котельной определяется исходя из расходов на их содержание и общей площади жилых и нежилых помещений многоквартирного дома, не входящих в состав общего имущества.
Указанный нормативный правой акт был опубликован в приложении к газете "Калужская неделя" от 23 июля 2008 года N29.
В последующем в него вносились изменения решениями Городской Думы городского округа "Город Калуга" от 2 апреля 2010 года N31, от 23 июня 2010 года N88, от 17 декабря 2010 года N174, от 18 июля 2012 года N116, от 24 октября 2012 года N150, от 28 ноября 2012 года N169, от 26 декабря 2012 года N206, от 27 декабря 2013 года N200, от 29 октября 2014 года N135, от 24 декабря 2014 года N167, от 17 июня 2015 года N114, от 24 декабря 2015 года N236, от 24 декабря 2015 года N237, от 25 мая 2016 года N65, от 20 сентября 2017 N174, от 25 октября 2017 года N198, от 29 ноября 2017 года N237, от 24 января 2018 года N15, от 24 октября 2018 года N217, от 26 декабря 2018 года N297, от 12 июля 2019 года N151, от 28 ноября 2019 года N239, от 28 апреля 2021 года N84. Последняя редакция (от 28 апреля 2021 года N84) опубликована в приложении к газете "Калужская неделя" от 29 апреля 2021 года N16.
Заместитель прокурора Калужской области обратился в суд с административным иском, в котором, с учетом уточнений, просил признать недействующим со дня вступления решения суда в законную силу пункт 5 столбца N2 таблицы приложения N3 в части слов "при условии принятия соответствующего решения собственниками", пункт 3 примечания к приложению N 3 и пункт 9 примечания к приложению N3 к постановлению Городской Думы городского округа "Город Калуга" от 16 июля 2008 года N113 "Об утверждении размера платы за содержание жилого помещения многоквартирных домов муниципального образования "Город Калуга" (в редакции решения Городской Думы городского округа "Город Калуга" от 28 апреля 2021 года N 84).
В обоснование требований заместитель прокурора указал, что постановление в оспариваемой части противоречит положениям статей 36, 156, 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункту 23 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 года N 290, пунктам 11, 12 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491. Согласно названным нормам расходы по уборке мест общего пользования и расходы на содержание встроенных котельных входят в размер платы за содержание жилого помещения. Однако, административный ответчик, на которого возложена обязанность установить размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и размер платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, по сути, возложил обязанность по установлению размера платы за услуги по уборке мест общего пользования многоквартирного дома на общее собрание собственников помещений, а также исключил из размера платы за содержание жилого помещения расходы на содержание встроенных котельных, которые входят в минимальный перечень услуг, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Решением Калужского областного суда от 1 июля 2022 года административные исковые требования заместителя прокурора Калужской области удовлетворены. Признаны недействующими с момента вступления в законную силу решения суда постановление Городской Думы городского округа "Город Калуга" от 16 июля 2008 года N113 "Об утверждении размера платы за содержание жилого помещения многоквартирных домов муниципального образования "Город Калуга", в редакции решения N84 от 28 апреля 2021 года, в части установления в пункте 5 столбца 2 таблицы приложения N 3 слов (при условии принятия соответствующего решения собственниками", пункты 3, 9 примечания к приложению N3 указанного постановления.
В апелляционной жалобе управление городского хозяйства города Калуги в лице представителя по доверенности Яковенко Т.А. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований заместителя прокурора. Работы по содержанию оборудования крышной котельной не входят в состав утвержденного минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме. Цена договора на обслуживание оборудования крышной котельной в 9-ти этажном доме варьируется от 30 000 до 61 495 рублей в месяц в зависимости от конкретного перечня работ, необходимого для обслуживания входящего в состав комплекса крышной котельной оборудования с учетом технической документации по эксплуатации. В связи с наличием различий в установленном оборудовании, определение размера в конкретном размере будет нарушать права и законные интересы собственников помещений. Жилищный кодекс Российской Федерации и Методические рекомендации по установлению размера платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, а также по установлению порядка определения предельных индексов изменения размера такой платы, утвержденные приказом Минстроя России от 6 апреля 2018 года N 213/пр, не содержат прямой императивной нормы о том, что размер платы устанавливаемый органом местного самоуправления должен быть выражен в четком цифровом эквиваленте.
Считает ошибочным вывод суда о том, что оспариваемым постановлением "не установлены виды работ, которые включаются в фактические расходы на содержание", так как данный вопрос не относится к компетенции органа местного самоуправления, виды работ установлены Минимальным перечнем работ и услуг, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 года N 290. Отмечает, что после вступления обжалуемого решения суда в законную силу будет исключена возможность начисления платы за содержание котельных.
От прокуратуры Калужской области поступили письменные возражения на апелляционную жалобу управления городского хозяйства города Калуги, в которых указано на то, что решение суда является законным и обоснованным, подлежащим оставлению без изменения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
В соответствии со статьями 150, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся лиц, Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, государственные гарантии его осуществления, определены Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Пунктом 6 части 1 статьи 16 поименованного закона к вопросам местного значения городского округа в числе прочего относится осуществление полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
По вопросам местного значения органами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации (части 1 и 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года N131-ФЗ).
Жилищный кодекс Российской Федерации устанавливает, что жилищное законодательство помимо прочего регулирует отношения по поводу внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, в том числе уплаты взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме; органы местного самоуправления могут принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (пункт 11 части 1 статьи 4, часть 7 статьи 5).
В соответствии с частями 1, 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
Плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства; собственник помещения в многоквартирном доме обязан участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения (часть 1 статьи 156, части 1 статьи 158 кодекса).
В состав общего имущества в многоквартирном доме входят общие помещения многоквартирного дома, несущие и ненесущие конструкции, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование многоквартирного дома, расположенное за пределами или внутри помещений, обслуживающее более одного помещения, машино-места в многоквартирном доме, а также земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты (пункт 1 статьи 290, пункт 2 статьи 287.6 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 3 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда и размер платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, устанавливаются органами местного самоуправления.
Если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления с учетом методических рекомендаций, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства (часть 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Проанализировав вышеприведенные положения, суд первой инстанции с учетом пункта 5 статьи 1, пункта 2 статьи 48 Устава муниципального образования "Город Калуга" пришел к выводу о том, что оспариваемый нормативный правовой акт, а также изменяющие его акты, устанавливающие размер платы за содержание жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма муниципальных и государственных жилых помещений в многоквартирных домах, собственники помещений в которых приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, но не приняли решения об установлении размера платы за содержание жилого помещения, и для собственников помещений, которые на их общем собрании приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, но не приняли решения об установлении размера платы за содержание жилого помещения, приняты Городской Думой города Калуги в пределах предоставленных ей полномочий с соблюдением установленного порядка, официально опубликованы и вступили в силу. Решение суда в названной части не обжалуется.
Устанавливая размер платы за содержание жилого помещения, в том числе содержание помещений общего пользования, орган местного самоуправления исходил из того, что расходы на уборку мест общего пользования многоквартирного дома (лестничных клеток, лифтов и т.д.) учитываются в составе платы за содержание при условии принятия соответствующего решения собственниками общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме. Размер платы на уборку мест общего пользования устанавливается общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме (пункт 5 приложения N 3, пункт 3 примечания к приложению N 3 Постановления от 16 июля 2008 года N113).
Кроме того, в размере платы за содержание жилого помещения не учтены расходы на содержание встроенных котельных, размер платы за содержание которых предлагается определять исходя из расходов на их содержание и общей площади жилых и нежилых помещений многоквартирного дома, не входящих в состав общего имущества (пункт 3 примечания к приложению N 3 Постановления от 16 июля 2008 года N113).
Признавая названные нормы не соответствующими законодательству, имеющему большую юридическую силу, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что с силу подпункта "а" пункта 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 N 491 (далее - Правила N 491), в состав общего имущества включаются помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее - помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, мусороприемные камеры, мусоропроводы, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование).
Пунктом 29 Правил N 491 предусмотрено, что расходы за содержание жилого помещения определяются в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, включая в том числе оплату расходов на содержание внутридомовых инженерных систем электро, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (за исключением случаев, когда стоимость таких коммунальных ресурсов в многоквартирном доме включается в состав платы за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с пунктом 40 Правил предоставления коммунальных услуг), обоснованные расходы на истребование задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, на снятие показаний приборов учета, содержание информационных систем, обеспечивающих сбор, обработку и хранение данных о платежах за жилые помещения и коммунальные услуги, выставление платежных документов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.
Следовательно, расходы на уборку мест общего пользования, а также на содержание встроенных котельных как связанные с содержанием общего имущества подлежат учету при определении размера платы за содержание жилого помещения.
Методические рекомендации по установлению размера платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, а также по установлению порядка определения предельных индексов изменения размера такой платы, утвержденные приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 6 апреля 2018 года N213/пр (далее - Методические рекомендации), приняты в соответствии с положениями, закрепленными в части 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации, и содержат конкретные указания по расчету и определению размера платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме (пункт 3).
Согласно пунктам 3.2, 3.3 данных рекомендаций определение размера платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме рекомендуется осуществлять исходя из Минимального перечня, без включения в нее платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме; размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме рекомендуется определять по типам многоквартирных домом посредством расчета среднего значения размеров платы за содержание жилого помещения, утвержденных исходя из Минимального перечня.
В соответствии с пунктом 35 Правил N 491 размеры платы за содержание жилого помещения и размеры обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание общего имущества, должны быть соразмерны утвержденному перечню, объемам и качеству услуг и работ.
Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядок их оказания и выполнения утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2013 года N 290 (далее - Постановление N 290), в соответствии с пунктом 18 которого к общим работам, выполняемым для надлежащего содержания систем водоснабжения (холодного и горячего), отопления и водоотведения в многоквартирных домах относятся: проверка исправности, работоспособности, регулировка и техническое обслуживание насосов, запорной арматуры, контрольно-измерительных приборов, автоматических регуляторов и устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета, расширительных баков и элементов, скрытых от постоянного наблюдения (разводящих трубопроводов и оборудования на чердаках, в подвалах и каналах);
постоянный контроль параметров теплоносителя и воды (давления, температуры, расхода) и незамедлительное принятие мер к восстановлению требуемых параметров отопления и водоснабжения и герметичности систем;
контроль состояния и замена неисправных контрольно-измерительных приборов (манометров, термометров и т.п.);
восстановление работоспособности (ремонт, замена) оборудования и отопительных приборов, водоразборных приборов (смесителей, кранов и т.п.), относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме;
контроль состояния и незамедлительное восстановление герметичности участков трубопроводов и соединительных элементов в случае их разгерметизации;
контроль состояния и восстановление исправности элементов внутренней канализации, канализационных вытяжек, внутреннего водостока, дренажных систем и дворовой канализации;
переключение в целях надежной эксплуатации режимов работы внутреннего водостока, гидравлического затвора внутреннего водостока;
промывка участков водопровода после выполнения ремонтно-строительных работ на водопроводе;
очистка и промывка водонапорных баков;
проверка и обеспечение работоспособности местных локальных очистных сооружений (септики) и дворовых туалетов;
промывка систем водоснабжения для удаления накипно-коррозионных отложений.
К работам по содержанию помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме относятся: сухая и влажная уборка тамбуров, холлов, коридоров, галерей, лифтовых площадок и лифтовых холлов и кабин, лестничных площадок и маршей, пандусов; влажная протирка подоконников, оконных решеток, перил лестниц, шкафов для электросчетчиков слаботочных устройств, почтовых ящиков, дверных коробок, полотен дверей, доводчиков, дверных ручек; мытье окон; очистка систем защиты от грязи (металлических решеток, ячеистых покрытий, приямков, текстильных матов); проведение дератизации и дезинсекции помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, дезинфекция септиков, дворовых туалетов, находящихся на земельном участке, на котором расположен этот дом (пункт 23 Постановления N 290).
Таким образом, в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения, орган местного самоуправления обязан установить плату за содержание жилого помещения с учетом минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и не вправе передавать данное полномочие на разрешение общего собрания собственников помещений или управляющей компании. При этом орган местного самоуправления не наделен полномочиями по произвольному определению отдельных видов услуг и работ, необходимых для надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме и подлежащих учету при определении размера платы, не соответствующих установленному минимальному перечню.
Утверждение заинтересованного лица о том, что размер платы за обслуживание встроенных котельных должен быть определен в пределах фактически понесенных расходов и может отличаться в зависимости от вида оборудования не соответствует изложенным выше положениям действующего федерального законодательства и прямо противоречит пунктам 3.3, 3.4 Методических рекомендаций, согласно которым расчет может осуществляться исходя из средних значений размеров платы, полученных на основе информации о принятых общими собраниями собственников помещений в многоквартирных домах решениях об утверждении платы за содержание жилого помещения.
Указание в жалобе на отсутствие в законодательстве императивных норм об установлении размера платы в четком цифровом эквиваленте не соответствует пункту 3.6 Методических рекомендаций, предлагающему определять размер платы в рублях на 1 квадратный метр помещения (жилого, нежилого) в многоквартирном доме в месяц.
Иные доводы апелляционной жалобы в целом связаны с несогласием с выводами, изложенными в решении суда, оснований не согласиться с которыми судебная коллегия не усматривает.
С учетом изложенного принятое по делу решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для его отмены не установлено.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решениерешение Калужского областного суда от 1 июля 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу управления городского хозяйства города Калуги - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Первый кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.