Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Карасова Н.Х., рассмотрев жалобу Оболенцева Ю.А. на вступившие в законную силу постановление судьи Хостинского районного суда г. Сочи Краснодарского края от 13 августа 2021 года и решение судьи Краснодарского краевого суда от 4 октября 2021 года, вынесенные в отношении директора федерального государственного бюджетного учреждения санаторий "Юность" Министерства здравоохранения Российской Федерации (далее - ФГБУ санаторий "Юность", учреждение) Оболенцева Юрия Александровича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Хостинского районного суда г. Сочи Краснодарского края от 13 августа 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Краснодарского краевого суда от 4 октября 2021 года, директор ФГБУ санаторий "Юность" Оболенцев Ю.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
В жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, Оболенцев Ю.А. просит отменить состоявшиеся в отношении него по настоящему делу об административном правонарушении судебные акты, ссылаясь на их незаконность, производство по делу прекратить.
Изучение в порядке части 2 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы в постановлении приведены в редакции, действовавшей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения директора ФГБУ санаторий "Юность" Оболенцева Ю.А. к административной ответственности) установлена ответственность за нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи.
Основанием для привлечения директора ФГБУ санаторий "Юность" Оболенцева Ю.А. к административной ответственности, предусмотренной названной выше нормой, послужили изложенные в постановлении судьи районного суда обстоятельства того, ФГБУ санаторий Юность", являясь лицом, которому объект культурного наследия регионального значения "Дача полковника Квитко, начало XX века", расположенного по адресу: "адрес", ул. "адрес", 6, передан на праве оперативного управления и согласно плану работ по сохранению объекта культурного наследия и благоустройству прилегающей территории, предусмотренного охранным обязательством, обязано выполнить полный комплекс ремонтно-реставрационных работ и работ по приспособлению объекта культурного наследия к современному использованию в соответствии с согласованной научно-проектной документацией, разработать научно-проектную документацию на проведение полного комплекса работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения в срок до декабря 2020 года, в установленный срок и на момент составления 15 апреля 2021 года протокола об административном правонарушении не выполнил указанные требования, проектная документация в управление не представлена.
Судья Краснодарского краевого суда, рассматривая жалобу Оболенцева Ю.А, поданную в порядке статей 30.1-30.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с выводами судьи районного суда согласился.
Вместе с тем с состоявшимися по делу судебными актами согласиться нельзя по следующим основаниям.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Согласно пункту 3 статьи 29.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в числе прочих вопросов выясняют, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные названным Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.
В соответствии с частью 1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 названного Кодекса.
Протокол об административном правонарушении относится к числу доказательств по делу об административном правонарушении и является процессуальным документом, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение.
В силу статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протокол об административном правонарушении составляется с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола (части 4 и 4.1 статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Исходя из положений статьи 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, извещается или вызывается в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, направленным по месту его жительства, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
Из приведенных выше норм следует, что протокол об административном правонарушении может быть составлен в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, только при наличии сведений о надлежащем извещении такого лица о месте и времени составления протокола.
Иное толкование приведенных выше норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях означало бы нарушение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, на непосредственное участие при осуществлении в отношении него процессуальных действий.
Как следует из материалов дела, 15 апреля 2021 года протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составлен ведущим консультантом отдела государственного надзора и административной практики управления государственной охраны объектов культурного наследия администрации Краснодарского края в отношении директора ФГБУ санаторий "Юность" Оболенцева Ю.А. в его отсутствие (т.1 л.д.1-6).
В материалах дела имеется уведомление от 1 апреля 2021 года N 78-08-4620/2021 о необходимости явки для дачи пояснений и решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении юридического лица - ФГБУ санаторий "Юность" и должностного лица - Оболенцева Ю.А. (т.1 л.д.93-96).
Из текста названного уведомления следует, что законному представителю юридического лица - ФГБУ санаторий "Юность" Оболенцеву Ю.А. необходимо прибыть к 14 часам 00 минутам 15 апреля 2021 года в управление государственной охраны объектов культурного наследия Краснодарского края для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Сведений о необходимости явки директора ФГБУ санаторий "Юность" Оболенцева Ю.А. уведомление не содержит.
Указанное уведомление, адресованное директору ФГБУ санаторий "Юность" Оболенцеву Ю.А, направлено по адресу: "адрес", который согласно выписки из Единого государственного реестра юридических лиц является адресом юридического лица (т.1 л.д.65-92)
Из отчета об отслеживании отравления с почтовым идентификатором 35001455002515 усматривается, что отправление вручено адресату 9 апреля 2021 года, что также подтверждается уведомлением о вручении (т.1 л.д.103, 104).
На уведомлении о вручении содержится отметка "вызов на протокол ФГБУ санаторий "Юность", проставлена нечитабельная подпись лица, его получившего без указания организации (т.1 л.д.104).
Вместе с тем, подписи Оболенцева Ю.А, подтверждающей получение последним извещения, на указанном документе не имеется.
Наличие в материалах дела данного уведомления не является доказательством должного уведомления директора ФГБУ санаторий "Юность" Оболенцева Ю.А. о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит каких-либо ограничений, связанных с извещением лица о месте и времени составления протокола об административном правонарушении, вынесения постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, в связи с чем оно в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть произведено с использованием любых доступных средств связи или доставки, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому такое извещение направлено.
Между тем следует учесть, что в рамках настоящего дела Оболенцев Ю.А. привлечен к административной ответственности как должностное лицо ФГБУ санаторий "Юность", следовательно, извещение подлежало направлению по адресу его места жительства.
В силу части 2 статьи 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях извещения, адресованные гражданам, в том числе индивидуальным предпринимателям, направляются по месту их жительства.
Вместе с тем, независимо от способа извещения на момент составления протокола об административном правонарушении) у административного органа должны быть доказательства, достоверно свидетельствующие о том, что привлекаемое к ответственности лицо извещено о времени и месте совершения процессуального действия.
В рассматриваемом случае должностное лицо административного органа полагая, что Оболенцев Ю.А. надлежащим образом уведомлен о дате, времени и месте составления в отношении последнего протокола об административном правонарушении путем направления извещения по месту исполнения должностных обязанностей Оболенцева Ю.А, совершило указанное процессуальное действие в его отсутствие.
Какие-либо доказательства, свидетельствующие о том, что на момент возбуждения производства по делу уведомление о дате, времени и месте составления процессуального документа получено самим Оболенцевым Ю.А, как и доказательства направления Оболенцеву Ю.А. соответствующего уведомления по месту его жительства, в деле отсутствуют.
Составление протокола об административном правонарушении в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении - директора ФГБУ санаторий "Юность" Оболенцева Ю.А, не извещенного о времени и месте его составления, не отвечает требованиям статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и повлекло нарушение права указанного лица на защиту.
В настоящее время возможность устранения недостатков протокола об административном правонарушении утрачена, возвращение протокола составившему его должностному лицу после начала рассмотрения дела об административном правонарушении нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не предусмотрено, устранение такого выше нарушения на стадии рассмотрения дела и жалоб невозможно.
Допущенное нарушение требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является существенным, повлияло на всесторонность, полноту и объективность рассмотрения дела, а также законность принятых актов.
Кроме того, материалы дела не содержат данных, свидетельствующих об извещении директора ФГБУ санаторий "Юность" Оболенцева Ю.А. о времени и месте рассмотрения его жалобы судьей Краснодарского краевого суда.
Определением судьи Краснодарского краевого суда от 13 сентября 2021 года судебное заседание назначено на 4 октября 2021 года в 11 часов 50 минут (т.2 л.д.33), в дело приложено извещение на имя Оболенцева Ю.А, однако сведения о вручении данного извещения названному лицу в материалах дела отсутствуют (т.2 л.д.32)
4 октября 2021 года судья Краснодарского краевого суда, посчитав Оболенцева Ю.А. надлежащим образом уведомленным о месте и времени судебного заседания, и не обсудив вопрос о возможности проведения судебного заседания в его отсутствие, рассмотрел жалобу Оболенцева Ю.А. без его участия.
Следовательно, порядок рассмотрения дела об административном правонарушении судьей краевого суда не соблюден, дело рассмотрено без участия Оболенцева Ю.А. в отсутствие сведений о том, что он извещен о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом.
Рассмотрение судьей Краснодарского краевого суда жалобы Оболенцева Ю.А. в его отсутствие, не извещенного надлежащим образом о судебном заседании, лишило его возможности воспользоваться предоставленными ему частью 1 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальными правами, что повлияло на полноту, всесторонность и объективность установления обстоятельств дела и повлекло за собой существенное нарушение норм действующего процессуального права.
При таких обстоятельствах постановление судьи Хостинского районного суда г. Сочи Краснодарского края от 13 августа 2021 года и решение судьи Краснодарского краевого суда от 4 октября 2021 года, вынесенные в отношении директора ФГБУ санаторий "Юность" Оболенцева Ю.А. по настоящему делу об административном правонарушении, подлежат отмене.
В силу пункта 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 данного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
С учетом того, что на момент рассмотрения в Четвертом кассационном суде общей юрисдикции жалобы Оболенцева Ю.А. истек срок давности его привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, производство по данному делу об административном правонарушении в силу положений пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подлежит прекращению в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Как указано Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 16 июня 2009 г. N 9-П, в силу презумпции невиновности лицо, в отношении которого дело об административном правонарушении прекращено ввиду истечения сроков давности, считается невиновным, то есть государство, отказываясь от преследования лица за административное правонарушение, не ставит более под сомнение его статус в качестве невиновного и, более того, признает, что не имеет оснований для опровержения его невиновности.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
жалобу Оболенцева Ю.А. удовлетворить.
Постановление судьи Хостинского районного суда г. Сочи Краснодарского края от 13 августа 2021 года и решение судьи Краснодарского краевого суда от 4 октября 2021 года, вынесенные в отношении директора федерального государственного бюджетного учреждения санаторий Юность" Министерства здравоохранения Российской Федерации Оболенцева Юрия Александровича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья Н.Х. Карасова
Справка:
судья районного суда Сидорук К.К. N 5-382/2021
судья краевого суда Талинский О.Л. N 12-2093/2021
судья кассационного суда Карасова Н.Х. N 16-4513/2022
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.