Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Бетрозовой Н.В, судей Мартыновой Н.Н. и Руденко Ф.Г, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Барабаш И.В. к государственному учреждению - Управлению пенсионного фонда в г. Новороссийске Краснодарского края о зачете в стаж периода работы в льготном исчислении, по кассационной жалобе Барабаш И.В. на решение Приморского районного суда г. Новороссийска от 20 июля 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 12 января 2022 года.
Заслушав доклад судьи Бетрозовой Н.В, судебная коллегия
установила:
Барабаш И.В. обратилась в суд с иском к государственному учреждению - Управлению пенсионного фонда в г. Новороссийске Краснодарского края (далее - ГУ УПФР по г. Новороссийску, пенсионный орган) о зачете в стаж периода работы в льготном исчислении.
В обоснование заявленных исковых требований истцом указано, что 29 декабря 2020 года она обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400 - ФЗ "О страховых пенсиях". Однако решением пенсионного органа от 23 марта 2021 года ей было отказано в установлении досрочной страховой пенсии в связи с отсутствием требуемого медицинского стажа. Считает данное решение незаконным, поскольку период её работы с 01 июня 2004 года по 31 мая 2017 года в должности фельдшер-лаборант в ГБУ патологоанатомическое бюро г. Новороссийска засчитан в специальный стаж в календарном исчислении, а не в льготном исчислении как один год работы за один год и шесть месяцев.
Ссылаясь на изложенные обстоятельства, истец просила суд признать незаконным и отменить решение ГУ УПФР в г. Новороссийске от 23 марта 2021 года N об отказе в установлении досрочной страховой пенсии, возложить на ответчика обязанность включить в специальный стаж в льготном исчислении (1 год работы как 1 год и 6 месяцев) период её работы: с 01 июня 2004 года по 31 мая 2017 года в должности медицинского лабораторного техника (фельдшера-лаборанта) в МБУ "Патологоанатамическое бюро г. Новороссийска" и назначить ей страховую пенсию досрочно.
Решением Приморского районного суда г. Новороссийска от 20 июля 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 12 января 2022 года, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе заявитель ставит вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов, как постановленных с нарушением норм материального и процессуального права. Просит постановить по делу новое решение, которым исковые требования удовлетворить.
В обоснование доводов жалобы указывает, что представленные в материалы дела доказательства, достоверно свидетельствующие о наличии правовых оснований для включения спорного периода работы в стаж в льготном исчислении и назначения пенсии.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы.
В силу части 1 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.
Информация о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы заблаговременно размещена на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
При таких обстоятельствах в целях недопущения волокиты и скорейшего рассмотрения и разрешения гражданских дел судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Судами установлено и следует из материалов дела, что 29 декабря 2020 года Барабаш И.В. обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением ГУ УПФР в г. Новороссийске от 23 марта 2021 года N в назначении досрочной пенсии по старости отказано, поскольку общий стаж Барабаш И.В. составил 22 года 9 месяцев 19 дней, а специальный стаж в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N400 - ФЗ "О страховых пенсиях" составил 23 года 9 месяцев 15 дней.
При этом не засчитан в льготном исчислении период работы истца с 01 июня 2004 года по 31 мая 2017 года (13л. 00м. 01д.) в должности фельдшер-лаборант в ГБУ "Патологоанатомичекое бюро г.Новороссийска", так как с 01 ноября 1999 года в Перечне структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей, работа в которых засчитывается в стаж работы, как год и шесть месяцев, Списков должностей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 и от 29 октября 2002 года N 781 структурное подразделение Патологоанатомичекое бюро не поименовано, а в выписке из индивидуального лицевого счета сведения о льготном исчислении медицинского стажа, отсутствует. Данный период засчитан в специальный стаж в календарном исчислении.
Согласно трудовой книжке Барабаш И.В. с 11 марта 1998 года работает лаборантом-гистологии, фельдшером-лаборантом и медицинским лабораторным техником с 11 марта 1998 года в Патологоанатомическом отделении в Городской больнице N1 г. Новороссийска до 31 мая 2004 года; с 01 июня 2004 года по 31 мая 2017 года МБУ "Патологоанатомическое Бюро" УЗА Новороссийска; с 01 июня 2017 года по 21 апреля 2020 года ГБУЗ "Патологоанатомическое Бюро г. Новороссийска" Министерства здравоохранения Краснодарского края.
В выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, работодателем - ГБУЗ "Патологоанатомическое бюро г. Новороссийска" М3 КК в отношении Барабаш И.В представлены сведения, согласно которым спорный период, указан как специальный стаж в календарном исчислении, без указания льготного исчисления один год работы за один год и шесть месяцев.
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований.
Проверяя решение суда первой инстанции в апелляционном порядке, судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда с целью проверки доводов апелляционной жалобы назначила по делу государственную судебную экспертизу условий труда.
Из заключения государственной экспертизы условий труда Министерства труда и социального развития Краснодарского края от 13 декабря 2021 года N/Т3 следует, что МУЗ "Патологоанатомическое бюро" управления здравоохранения администрации г. Новороссийска имело статус учреждения здравоохранение (в соответствии с Номенклатурой государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 6 августа 2013 г. N529 н) и являлось юридическим лицом, находящимся в ведении регионального органа здравоохранения Краснодарского края. Барабаш И.В. с 01 июня 2004 года по 31 мая 2017 года согласно штатному расписанию МБУ "Патологоанатомическое бюро" УЗ администрации г. Новороссийск исполняла обязанности должности "фельдшер-лаборант" полный рабочий день за ставку заработной платы. Барабаш И.В. в основное рабочее время исполняла обязанности должности "фельдшер-лаборант" в МБУ "Патологоанатомическое бюро" УЗ администрации г. Новороссийск, которое являлось учреждением здравоохранения, что соответствует требованиям законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регламентирующих порядок обращения за пенсией и досрочного назначения страховой пенсии по подпункту 20 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N400-ФЗ "О страховых пенсиях", в календарном исчислении, как лицу, осуществлявшему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
Дав самостоятельную оценку представленным в материалы дела доказательствам в их совокупности и взаимной связи по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе заключению судебной экспертизы, суд апелляционной инстанции признал законными и обоснованными выводы суда первой инстанции об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на неправильном толковании и применении норм материального права, а также сделаны с нарушением норм процессуального права.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее также - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ), вступившим в силу с 01 января 2015 г.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ в редакции, действовавшей на момент обращения истца в пенсионный орган по вопросу досрочного назначения пенсии).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
Пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного Федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение".
В соответствии с подпунктом "н" пункта 1 данного постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
Из приведенных нормативных положений следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
Однако суды при рассмотрении дела положения указанных норм закона, устанавливающих возможность досрочного назначения пенсии только тем лицам, которые осуществляли лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, не учли, не применили к спорным отношениям закон, подлежащий применению.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Указанным Списком предусмотрено включение в специальный стаж работы врачей-специалистов всех наименований в учреждениях, поименованных в пунктах 1 - 31 раздела "Наименование учреждений" данного Списка, в календарном исчислении.
Пунктом 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N781 предусмотрен льготный порядок исчисления стажа:
а) лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городе, в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), год работы в сельской местности или в поселке городского типа (рабочем поселке) засчитывается в указанный стаж работы как год и 3 месяца;
б) лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению (далее именуется - перечень), год работы засчитывается в указанный стаж работы как год и 6 месяцев. В таком же порядке в стаж работы засчитываются периоды работы в соответствующих должностях в отделениях (группах, палатах, выездных бригадах скорой медицинской помощи), перечисленных в пунктах 1 - 3 перечня в организациях (структурных подразделениях), указанных в пункте 6 данных Правил.
Пункт 6 Правил исчисления периодов работы предусматривает, что в стаж работы засчитывается на общих основаниях в порядке, предусмотренном этими Правилами, работа в должностях, указанных в списке:
в клиниках и больницах высших медицинских образовательных учреждений, Военно-медицинской академии, военно-медицинских институтов и медицинских научных организаций;
в центральной консультационно-диагностической поликлинике Военно-медицинской академии;
в лечебно-профилактических структурных подразделениях территориальных медицинских объединений;
в медико-санитарных частях, медицинских частях, амбулаториях, лазаретах, поликлиниках, поликлинических отделениях, кабинетах (рентгеновских подвижных и стоматологических подвижных), группах специализированной медицинской помощи (военного округа, флота), группах медицинского обеспечения, медицинской службе, медицинской группе, военно-медицинских службах, стационарах, санитарно-эпидемиологических лабораториях, санитарно-контрольных пунктах, медицинских ротах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей).
Указанный в подпункте "б" пункта 5 Правил исчисления периодов работы Перечень структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев, содержит в качестве наименования структурного подразделения "отделения хирургического профиля стационаров учреждений, предусмотренных пунктами 1 - 6, 8, 12, 15, 20, 21, 27 - 30 списка", "отделения (группы, палаты, выездные бригады скорой медицинской помощи) анестезиологии-реанимации, а также реанимации и интенсивной терапии учреждений, предусмотренных в пунктах 1 - 6, 8, 12, 15, 16, 20, 21, 27 - 30 списка", "патолого-анатомические отделения учреждений, предусмотренных в пунктах 1 - 6, 14, 20 списка, Клинического центра Московской медицинской академии имени И.М. Сеченова; отделения (в том числе общей, детской и инфекционной патологии) патолого-анатомических бюро (института), "отделы (отделения) всех наименований бюро судебно-медицинской экспертизы, центральной судебно-медицинской лаборатории, центральной лаборатории медико-криминалистической идентификации, судебно-медицинской лаборатории, предназначенные для судебно-гистологического и судебно-медицинского исследования трупов".
В соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1).
Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими (часть 4).
Частью 4 статьи 198 данного кодекса установлено, что в мотивировочной части решения суда должны быть указаны обстоятельства дела, установленные судом; доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах; доводы, по которым суд отвергает те или иные доказательства; законы, которыми руководствовался суд.
Согласно части 1 статьи 195 этого же кодекса решение суда должно быть законным и обоснованным.
Пунктом 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении" разъяснено, что решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Из приведенных положений закона и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации следует, что суд оценивает доказательства и их совокупность по своему внутреннему убеждению, однако это не предполагает возможность оценки судом доказательств произвольно и в противоречии с законом.
Результаты оценки доказательств суд должен указать в мотивировочной части судебного постановления, в том числе доводы по которым он отвергает те или иные доказательства или отдает предпочтение одним доказательствам перед другими.
Данные требования процессуального закона и разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции выполнены не были.
В обоснование исковых требований истец ссылалась на то, что должностные обязанности лаборанта и фельдшера-лаборанта патологоанатомического отделения с 1998 года по 2004 года и с 2004 года по 2017 года регламентированы "Положением о должностных обязанностях лаборанта и фельдшера патологоанатомического (централизованного патологоанатомического) отделения", утвержденного Приказом Министерства здравоохранения СССР от 04 апреля 1983 года N 375 "О дальнейшем совершенствовании патологоанатомической службы в стране" (в редакции Приказа Минздрава СССР от 11 марта 1988 года N 203). При этом с 11 марта 1998 года по настоящее время она работает на одном и том же рабочем месте в патологоанатомическом отделении, характер и условия труда были неизменными как до 2004 года, так и с 2004 года по 2017 год и по настоящее время.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, посчитав, что работа истца с 01 июня 2004 года по 31 мая 2017 года в качестве фельдшера-лаборанта проходила в ГБУЗ "Патологоанатомическое бюро г. Новороссийска", которое являлось учреждением здравоохранения без наличия в нём отделений, а также, что работодателем сведения в отношении Барабаш И.В. за спорный период в льготном порядке один год работы за один год и шесть месяцев, за данный период не отражены, не усмотрев правовых оснований для включения данного периода работы в стаж в льготном исчислении.
Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда, приведя в апелляционном определении положения норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, а также содержание судебной экспертизы, указала на обоснованность вывода суда первой инстанции о том, что спорный период подлежит включению в специальный стаж истца в календарном исчислении.
Вместе с тем, проигнорировав доводы истца о том, что ее трудовая деятельность протекала на одном и том же рабочем месте и с одними и теми же условиями и характером труда, которую пенсионный орган за исключением спорного периода включил в специальный стаж в льготном исчислении, суды не указали, на основании каких доказательств ими было установлено, что ГБУЗ "Патологоанатомическое бюро г. Новороссийска" не входит в перечень учреждений, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев.
Также в материалах дела содержится историческая справка о переименовании от 29 декабря 2020 года, выданная ГБУЗ "Городская Больница N 1 г. Новороссийска" Министерства здравоохранения Краснодарского края, которая была оставлена судами без внимания и надлежащей правовой оценки с учетом заявленных исковых требований.
При таких обстоятельствах выводы судов об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований являются преждевременными.
Согласно части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции повторно рассматривает дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных главой 39 данного Кодекса.
Повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию (пункт 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 июня 2012 г. N 13 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции").
Принимая во внимание, что приведенные выше требования закона и указания Пленума Верховного Суда Российской Федерации судом апелляционной инстанции при рассмотрении дела выполнены не были, судебная коллегия находит апелляционное определение подлежащим отмене с направлением дела на новое апелляционное рассмотрение.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 12 января 2022 года отменить, гражданское дело направить в суд апелляционной инстанции - Краснодарский краевой суд.
Председательствующий Н.В. Бетрозова
Судьи Н.Н. Мартынова
Ф.Г. Руденко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.