Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Лопаткиной Н.А, судей Кудрявцевой Е.Н, Комбаровой И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к ТСЖ "Горького 26", некоммерческой унитарной организации " "адрес"вой фонд капитального ремонта многоквартирных домов" об обязании осушения подвального помещения, устранения источника затопления подвального помещения, об обязании произвести перерасчет по оплате коммунальных платежей и освобождении от их уплаты до устранения причин подтопления подвала по кассационной жалобе истца ФИО1 на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам "адрес"вого суда от ДД.ММ.ГГГГ.
Заслушав доклад судьи Лопаткиной Н.А, выслушав представителя ФИО1, представителя некоммерческой унитарной организации " "адрес"вой фонд капитального ремонта многоквартирных домов", судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратился в суд с иском к ТСЖ "Горького 26", НУО " "адрес"вой фонд капитального ремонта многоквартирных домов" об обязании осушения подвального помещения, устранения источника затопления подвального помещения, об обязании произвести перерасчет по оплате коммунальных платежей и освобождении от их уплаты до устранения причин подтопления подвала.
Требования мотивированы тем, что истец является собственником нежилых помещений общей площадью 4144, 9 кв.м многоквартирного жилого "адрес" по адресу: "адрес". ТСЖ "Горького 26" осуществляет управление многоквартирным жилым домом, расположенным по вышеуказанному адресу на основании решения общего собрания собственников многоквартирного "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ. С момента приобретения данного имущества в собственность нежилое помещение N и N в "адрес" подвергается подтоплению. В нарушение действующих санитарно-эпидемиологических требований в подвале дома периодически скапливается вода и сточные воды. Из заключения специалиста ООО "СТЭА" от ДД.ММ.ГГГГ следует, что причиной подтопления нежилых помещений являются дефекты, обнаруженные в конструкциях и инженерных сетях здания всего многоквартирного дома, в котором расположены объекты исследования, а именно: отсутствие гидроизоляции (заделка отверстий, щелей, покрытие гидроизоляционным составом, водонепроницаемость бетона) конструкций подвала многоквартирного жилого дома (стен, пола); отсутствие наружной ливневой канализации всего многоквартирного жилого дома, обеспечивающей отвод дождевых вод с кровли здания в ливневую канализацию, минуя слив под стены подвала жилого дома; отсутствие отмостки жилого дома, препятствующей просачиванию грунтовых вод под стены подвала; некачественная заделка вводов инженерных сетей в подвал многоквартирного жилого дома. Стоимость приведения в соответствие с эксплуатацией помещений по назначению составит по состоянию на сентябрь 2020 года - 3 824 000 руб. Своим бездействием ТСЖ "Горького 26" нарушает правила содержания и ремонта жилого дома. ДД.ММ.ГГГГ в адрес ответчика была направлена претензия на неудовлетворительное содержание имущества многоквартирного дома. Ответчик отказал ему в удовлетворении претензии и указал, что в смете на 2020 год не заложены расходы на проведение указанных работ.
Решением Абинского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования удовлетворены частично. На ТСЖ "Горького 26" и НУО " "адрес"вой фонд капитального ремонта многоквартирных домов" возложена обязанность выполнить работы по устранению причин подтопления подвалов, указанные в пункте 3 выводов заключения судебной экспертизы N от ДД.ММ.ГГГГ, проведенной ООО "Агентство технических экспертиз "Паритет". На НУО "Краснодарский краевой фонд капитального ремонта многоквартирных домов" возложена обязанность разработать проектные решения по усилению фундаментов и наружных стен здания; нанести с внутренней стороны помещения на конструкции стен и фундаментной плиты проникающую гидроизоляцию, герметизацию мест пропуска инженерных коммуникаций через наружные цокольные стены и герметизацию узлов соединения конструкций; выполнить ремонт трещин и дефектов железобетонных цокольных стен инъекционными составами; разработать проектные решения и выполнить работы по отводу поверхностных вод с территории земельного участка от стен многоэтажного жилого дома; разработать проектные решения и выполнить работы по водопонижению площадки расположения многоэтажного жилого дома: установить бортики (пороги) отсекающие ливневые воды на входах в подвальные помещения.
На ТСЖ "Горького 26" возложена обязанность выполнить работы по искусственному осушению подвальных помещений (откачке стоячей воды, осушение стен, полов и потолков); отчистить внутренние поверхности бетонных конструкций и расшивке трещин; выполнить герметизацию мест примыкания отмостки к стенам здания; выполнить герметизацию ограждающих металлических конструкций входных групп в подвальные помещения; установить кондиционирование. С ТСЖ "Горького 26" в пользу ФИО1 взысканы расходы на оплату услуг независимого эксперта в размере 29 000 руб, расходы на оплату юридических услуг в размере 20 000 руб. В остальной части исковые требования оставлены без удовлетворения. С ТСЖ "Горького 26" и НУО "Краснодарский краевой фонд капитального ремонта многоквартирных домов" солидарно в доход местного бюджета взыскана государственная пошлина в размере 300 руб.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от ДД.ММ.ГГГГ решение Абинского районного суда Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ отменено, по делу принято новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В кассационной жалобе истец ФИО1 просит отменить апелляционное определение, оставить без изменения решение суда первой инстанции в связи с тем, что судом апелляционной инстанции допущены существенные нарушения норм материального и процессуального права. В обоснование жалобы указывает на то, что с момента приобретения истцом в собственность нежилых помещений они неоднократно подвергались подтоплению вследствие некачественно выполненных строительно-монтажных работ по возведению МКД, что установлено судебным экспертом. Наружные и внутренние несущие стены, колонны, фундамент здания, являющиеся частью нежилых помещений, относятся к общедомовому имуществу, отдельное техническое вмешательство в них запрещено. Судом проигнорированы выводы проведенной по делу судебной экспертизы о необходимости проведения строительных работ, в том числе текущего ремонта, что является обязанностью управляющей компании в силу Закона и в рамках договора на содержание и обслуживание дома.
В судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции в судебное заседание явилась представитель ФИО1, которая поддержала доводы кассационной жалобы.
Также явилась представитель некоммерческой унитарной организации "Краснодарский краевой фонд капитального ремонта многоквартирных домов", которая возражала против удовлетворения кассационной жалобы.
Остальные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились. Сведения об уважительности причин своей неявки не представили. При этом информация о движении дела была размещена также на официальном сайте Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в сети Интернет по адресу: 4kas.sudrf.ru.
В силу части 1 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса РФ лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.
При таких обстоятельствах в целях недопущения волокиты и скорейшего рассмотрения и разрешения гражданских дел судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судами и усматривается из материалов дела, ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ является собственником нежилого помещения с кадастровым номером N площадью N кв.м и нежилого помещения с кадастровым номером N площадью N кв.м, расположенных по адресу: "адрес".
Основным видом деятельности ТСЖ "Горького 26" являются: управление эксплуатацией указанного многоквартирного дома; обслуживание и ремонт недвижимого имущества в многоквартирном доме; организация финансирования содержания, эксплуатации, развития комплекса жилого дома, в том числе прием платежей, оплата услуг подрядных организаций; оформление документов для получения субсидий, дотаций, привлечение кредитов и займов; организация охраны многоквартирного дома, придомовой территории, имущества собственников и владельцев помещений; содержание и благоустройство придомовой территории; текущий и капитальный ремонт помещений, конструкций многоквартирного дома, инженерных сооружений; передача в аренду, внаем части общего имущества, помещений, фасадов, элементов зданий, придомовой территории; ведение реестра собственников и владельцев помещений (пункт 2.2 Устава).
Товарищество обязано обеспечивать надлежащее санитарное и техническое состояние общего имущества в многоквартирном доме (пункт 3.5 Устава).
ДД.ММ.ГГГГ между ТСЖ "Горького 26" и ФИО1 заключен договор N на обслуживание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома.
Согласно акту N от ДД.ММ.ГГГГ осмотрено нежилое помещение (подвал), принадлежащее ФИО1, кадастровый N, установлено, что помещение заполнено водой, уровень воды от 5 до 7 см.
Согласно акту N от ДД.ММ.ГГГГ осмотрено нежилое помещение (подвал), принадлежащее ФИО1, кадастровый N, установлено, что помещение заполнено водой, уровень воды от 17 до 21 см.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 в адрес ТСЖ "Горького 26" направлена претензия со ссылкой на неудовлетворительное содержание имущества в многоквартирном доме.
В ответе на претензию ТСЖ "Горького 26" указало, что в смете на 2020 год, утверждё ФИО3 на общем собрании членов ТСЖ от ДД.ММ.ГГГГ не заложены расходы на проведение указанных истцом работ.
В ходе рассмотрения дела судом первой инстанции была назначена строительно-техническая экспертиза, производство которой поручено ООО "Агентство технических экспертиз "Паритет", представившему заключение N.1-21 от ДД.ММ.ГГГГ, в выводах которого перечислены причины подтопления нежилых помещений, принадлежащих истцу, а также работы, необходимые для устранения причин подтопления.
Разрешая заявленные требования по существу и приходя к выводу об их удовлетворении, суд первой инстанции исходил из того, что наружные и внутренние несущие стены, колонны, фундаменты здания, являющиеся частью нежилых помещений истца, относятся к общедомовому имуществу, обязанность по их надлежащему содержанию и ремонту возложена на управляющую компанию.
Суд апелляционной инстанции признал выводы суда первой инстанции ошибочными, в связи с чем отменил решение суда и отказал в иске ФИО1 к обоим ответчикам.
Исследовав и оценив доводы и возражения сторон, представленные сторонами доказательства, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований к НУО " "адрес"вой фонд капитального ремонта многоквартирных домов".
Подпунктом 2 п. 1 ст. 154 ЖК РФ установлено, что капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственников многоквартирного дома.
Согласно ч. 1 ст. 189 ЖК РФ капитальный ремонт производится исключительно на основании решения общего собрания собственников помещений. При этом собственники обязаны определить перечень работ по капитальному ремонту, их стоимость и лицо, уполномоченное участвовать в приемке работ.
В соответствии с ч. 4.1 ст. 170 ЖК РФ в случае, если собственниками помещений в многоквартирном доме принято решение об определении размера ежемесячного взноса на капитальный ремонт в размере минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и сроки проведения капитального ремонта общего имущества в таком доме определяются в соответствии с региональной программой капитального ремонта. Собственники помещений в многоквартирном доме вправе принять решение о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме в более ранние сроки, чем это установлено региональной программой капитального ремонта, при условии, что на дату принятия данного решения средств на специальном счете достаточно для финансирования капитального ремонта или выбраны иные способы его финансирования.
К основным обязанностям регионального оператора в соответствии со ст. 182 ЖК РФ относится обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, установленные региональной программой капитального ремонта общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, расположенных на территории "адрес", на ДД.ММ.ГГГГ годы, утвержденной постановлением главы администрации (губернатора) "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N.
Как установлено судом, многоквартирный "адрес" в "адрес", со степенью потребности "2, 07", включен в региональную программу с проведением капитального ремонта в плановые периоды с 2035 по 2037 годы ремонт лифтов, лифтовых шахт, машинных и блочных помещений, в плановые периоды с ДД.ММ.ГГГГ годы по следующим видам работ: фасад, система электроснабжения, система газоснабжения, система теплоснабжения, система горячего водоснабжения.
В рамках региональной программы можно выполнить капитальный ремонт общего имущества собственников многоквартирного дома исключительно при соблюдении действующего законодательства.
Собственники помещений многоквартирного дома решения о досрочном проведении капитального ремонта решением общего собрания не принимали.
При таких обстоятельствах, суд кассационной инстанции находит принятое апелляционное определение в указанной части законным и обоснованным.
Вопреки доводам кассационной жалобы в указанной части судом апелляционной инстанции были верно определены и истолкованы нормы материального права, подлежащие применению к спорным правоотношениям.
Между тем, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит, что с обжалуемым апелляционным определением в части отказа в удовлетворении исковых требований ФИО1 к ТСЖ "Горького 26" согласиться нельзя по следующим основаниям.
По смыслу частей 1, 1.2, 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, управление многоквартирным домом осуществляется одним из способов, предусмотренных частью 2 указанной статьи, и должно обеспечивать надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме. Состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
На основании пунктов 1, 2 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации 3 апреля 2013 года N 290 (далее - Минимальный перечень), к работам, выполняемым в отношении всех видов фундаментов, а также выполняемые в зданиях с подвалами относятся: коррозии арматуры, расслаивания, трещин, выпучивания, отклонения от вертикали в домах с бетонными, железобетонными и каменными фундаментами; проверка состояния гидроизоляции фундаментов и систем водоотвода фундамента, при выявлении нарушений - восстановление их работоспособности; проверка температурно-влажностного режима подвальных помещений и при выявлении нарушений устранение причин его нарушения; проверка состояния помещений подвалов, входов в подвалы и приямков, принятие мер, исключающих подтопление, захламление, загрязнение и загромождение таких помещений, а также мер, обеспечивающих их вентиляцию в соответствии с проектными требованиями.
Согласно пункту "в" части 6 Правил оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации 3 апреля 2013 года N 290, в целях обеспечения оказания услуг и выполнения работ, предусмотренных перечнем услуг и работ, лица, ответственные за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, обязаны своевременно заключать договоры оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме со сторонними организациями, в том числе специализированными, в случае, если лица, ответственные за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, не оказывают таких услуг и не выполняют таких работ своими силами, а также осуществлять контроль за выполнением указанными организациями обязательств по таким договорам.
В соответствии с частью 2.2 статьи 161 ЖК при управлении многоквартирным домом товариществом собственников жилья оно несет ответственность за содержание общего имущества в данном доме в соответствии с требованиями технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 данного кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем. Указанное товарищество может оказывать услуги и (или) выполнять работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме своими силами или привлекать на основании договоров лиц, осуществляющих соответствующие виды деятельности.
Таким образом, действующим законодательством предусмотрена обязанность товарищества собственников жилья как управляющей организации выполнять, в том числе незамедлительно, работы, связанные с содержанием и ремонтом общего имущества, входящие в Минимальный перечень, вне зависимости от обязательств иных лиц в отношении такого имущества.
Целью данного правового регулирования является обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащего содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно выводам заключения судебной экспертизы ООО "Агентство технических экспертиз "Паритет" N от ДД.ММ.ГГГГ работы, которые необходимо выполнить для устранения причин подтопления: по искусственному осушению подвальных помещений (откачке стоячей воды, осушение стен, полов и потолков); отчистке внутренних поверхностей бетонных конструкций и расшивке трещин; герметизации мест примыкания отмостки к стенам здания; герметизации ограждающих металлических конструкций входных групп в подвальные помещения; замене и пуско-наладке неисправного технологического оборудования (установки кондиционирования) относятся к текущему ремонту, необходимы для поддержания эксплуатационных качеств конструкций.
В соответствии с ч. 3 ст. 86 ГПК РФ несогласие суда с заключением эксперта должно быть мотивировано в решении или определении суда.
Однако суд апелляционной инстанции в нарушение ч. 3 ст. 86 ГПК РФ немотивированно отверг указанные выше выводы и, не обладая специальными знаниями в области строительства, пришел к выводу о том, что приведенные выше работы относятся не к текущему ремонту, а к капитальному.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения кассационных жалобы, представления кассационный суд общей юрисдикции вправе отменить постановление суда первой или апелляционной инстанции полностью либо в части и направить дело на новое рассмотрение в соответствующий суд.
Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу об отмене апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам "адрес"вого суда от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа в удовлетворении исковых требований ФИО1 к ТСЖ "Горького 26" с направлением дела в указанной части на новое апелляционное рассмотрение. В остальной части апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам "адрес"вого суда от ДД.ММ.ГГГГ подлежит оставлению без изменения, кассационная жалоба ФИО1 - без удовлетворения.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и вынести законное и обоснованное судебное постановление.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
кассационную жалобу ФИО1 удовлетворить частично.
Апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам "адрес"вого суда от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа в удовлетворении исковых требований ФИО1 к ТСЖ "Горького 26" об обязании осушения подвального помещения, устранения источника затопления подвального помещения, об обязании произвести перерасчет по оплате коммунальных платежей и освобождении от их уплаты до устранения причин подтопления подвала отменить.
Дело в указанной части направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
В остальной части апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам "адрес"вого суда от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
"данные изъяты"
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.