Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Карасова Н.Х., рассмотрев жалобу Кириченко Г.В. на вступившие в законную силу постановление судьи Керченского городского суда Республики Крым от 1 февраля 2022 года и решение судьи Верховного Суда Республики Крым от 15 марта 2022 года, вынесенные в отношении директора общества с ограниченной ответственностью "Мега Центр" (далее - ООО "Мега Центр", общество) Кириченко Галины Викторовны по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Керченского городского суда Республики Крым от 1 февраля 2022 года, оставленным без изменения решением судьи Верховного Суда Республики Крым от 15 марта 2022 года, директор ООО "Мега Центр" Кириченко Г.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 (десять тысяч) рублей.
В жалобе, поданной в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, Кириченко Г.В. просит отменить состоявшиеся в отношении нее по настоящему делу об административном правонарушении судебные акты, ссылаясь на их незаконность, производство по делу прекратить.
Изучение в порядке части 2 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы в постановлении приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения директора ООО "Мега Центр" Кириченко Г.В. к административной ответственности) установлена ответственность за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 настоящего Кодекса.
Граждане Российской Федерации обязаны соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, выполнять установленные правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (статья 19 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Федеральный закон N 68-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 11 вышеназванного закона органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера (подпункт "а"); устанавливают обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в соответствии с подпунктом "м" данного пункта (подпункт "у"); с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения во исполнение правил поведения, установленных в соответствии с подпунктом "а.2" статьи 10 указанного Федерального закона, могут устанавливать дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в соответствии с подпунктом "а.1" статьи 10 названного Федерального закона (подпункт "ф").
Указом Главы Республики Крым от 17 марта 2020 г. N 63-У "О введении режима повышенной готовности на территории Республики Крым" (далее - Указ Главы Республики Крым от 17 марта 2020 г. N 63-У) с целью предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) на территории Республики Крым введен режим функционирования "Повышенная готовность" для органов управления и сил территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Республики Крым с 00 часов 00 минут 17 марта 2020 года и до особого распоряжения.
Согласно пункту 15 Указа Главы Республики Крым от 17 марта 2020 г..N 63-У руководителям организаций, предприятий, учреждений независимо от организационно-правовой формы и формы собственности и индивидуальным предпринимателям до особого распоряжения в торговых, торгово-развлекательных центрАх площадью 300 кв. м и более: обеспечить допуск совершеннолетних граждан при наличии документа, удостоверяющего личность, и сертификата о прохождении вакцинации против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) или QR-кода, полученного с использованием специализированного приложения Единого портала государственных и муниципальных услуг, или сертификата о перенесенном заболевании (COVID-19) или QR-кода, полученного с использованием специализированного приложения Единого портала государственных и муниципальных услуг, или справок об отрицательном результате лабораторного исследования на COVID-19 методом ПЦР либо экспресс-тестирования на выявление антигена SARS-CoV-2 (срок действия - не более 48 часов от времени результата лабораторного исследования) (подпункт 15.1); обеспечить при посещении посетителями учреждений, организаций, указанных в подпункте 15.1 настоящего пункта, измерение температуры тела на входе, в случае выявления лиц с повышенной температурой тела не допускать посещения такими лицами указанных учреждений, организаций (подпункт 15.3); установить пункты контроля и дополнительные ограждения в целях недопущения нахождения посетителей, не имеющих документа, удостоверяющего личность, и сертификата о прохождении вакцинации против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) или QR-кода, полученного с использованием специализированного приложения Единого портала государственных и муниципальных услуг, или сертификата о перенесенном заболевании (COVID-19) или QR-кода, полученного с использованием специализированного приложения Единого портала государственных и муниципальных услуг, или справок об отрицательных результатах лабораторного исследования на COVID-19 методом ПЦР либо
экспресс-тестирования на выявление антигена SARS-CoV-2 (срок действия - не более 48 часов от времени результата лабораторного исследования) (подпункт 15.6); обеспечить проведение проверки действительности QR-кода, предъявляемого посетителем, путем его сканирования камерой смартфона, планшета, иного подобного устройства, подключенного к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в том числе с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг, и соответствия инициалов и даты рождения посетителя, содержащихся в QR-коде, данным, содержащимся в документе, удостоверяющем личность такого гражданина (подпункт 15.7).
В связи с принятием Указа Главы Республики Крым от 5 марта 2022 г. N 40-У названный пункт 15 Указа Главы Республики Крым от 17 марта 2020 г. N 63-У утратил силу.
Из материалов дела следует, что основанием для привлечения директора ООО "Мега Центр" Кириченко Г.В. послужили изложенные в обжалуемых судебных актах выводы о том, что 2 декабря 2021 года в 16 часов 34 минуты по адресу: Республика Крым, г. Керчь, пер. Кооперативный, 26, директор ООО "Мега Центр" Кириченко Г.В. не выполнила правила поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, а именно не проводила мероприятия по повышению устойчивости функционирования торгового центра "МЕГА" и обеспечению жизнедеятельности работников и посетителей в чрезвычайных ситуациях при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, на территории Республики Крым, на которой с 00 часов 00 минут 17 марта 2020 года введен режим функционирования "Повышенная готовность" с целью предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nСоv).
Вместе с тем, состоявшиеся по делу об административном правонарушении судебные акты нельзя считать законными и обоснованными.
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (часть 1 статьи 2.1 названного Кодекса).
Статьей 54 Конституции Российской Федерации гарантировано, что никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии такого обстоятельства как признание утратившими силу закона или его положения, устанавливающих административную ответственность за содеянное, за исключением случая одновременного вступления в силу положений закона, отменяющих административную ответственность за содеянное и устанавливающих за то же деяние уголовную ответственность.
Согласно части 2 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.
Положения части 2 статьи 1.7 и пункта 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются взаимосвязанными. Они воспроизводят и конкретизируют соответствующие положения Конституции Российской Федерации применительно к институту административной ответственности физических и юридических лиц. Исходя из этих норм, действие закона, отменяющего административную ответственность, либо иным образом улучшающего положение лица, совершившего административное правонарушение, распространяется на лиц, в отношении которых не исполнено постановление о назначении административного наказания.
Указом Главы Республики Крым от 5 марта 2022 г. N 40-У действие пункта 15 Указа Главы Республики Крым от 17 марта 2020 г. N 63-У утратило силу.
Таким образом, приведенная выше норма, устанавливающая требования, за неисполнение которых в отношении заявителя возбуждено производство по данному делу об административном правонарушении, в настоящее время утратила силу.
Сведения об исполнении привлеченным к административной ответственности лицом постановления о назначении административного наказания в материалах дела отсутствуют.
Пунктом 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 указанного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
С учетом изложенного, постановление судьи Керченского городского суда Республики Крым от 1 февраля 2022 года и решение судьи Верховного Суда Республики Крым от 15 марта 2022 года, вынесенные в отношении директора ООО "Мега Центр" Кириченко Г.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежат отмене.
Производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 5 части 1 статьи 24.5 данного Кодекса.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
жалобу директора общества с ограниченной ответственностью "Мега Центр" Кириченко Г.В. удовлетворить.
Постановление судьи Керченского городского суда Республики Крым от 1 февраля 2022 года и решение судьи Верховного Суда Республики Крым от 15 марта 2022 года, вынесенные в отношении директора общества с ограниченной ответственностью "Мега Центр" Кириченко Галины Викторовны по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по настоящему делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья Н.Х. Карасова
Справка:
судья городского суда Кит М.В. N 5-73/2022
судья Верховного суда РК Дяченко Л.А. N 12-215/2022
судья кассационного суда Карасова Н.Х. ПN 16-4361/2022
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.