Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Галлингер А.А., рассмотрев жалобу защитника Масловой М.А. в интересах начальника Департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии г.Новосибирска Васильева К.А. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи 5-го судебного участка Центрального судебного района г.Новосибирска, исполняющего обязанности мирового судьи 1-го судебного участка Центрального судебного района г. Новосибирска от 15 июня 2022 г. и решение судьи Центрального районного суда г. Новосибирска от 21 июля 2022 г., вынесенные в отношении начальника Департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии г. Новосибирска Васильева Константина Александровича по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи 5-го судебного участка Центрального судебного района г. Новосибирска, исполняющего обязанности мирового судьи 1-го судебного участка Центрального судебного района г. Новосибирска от 15 июня 2022г, оставленным без изменения решением судьи Центрального районного суда г. Новосибирска от 21 июля 2022 г, начальник Департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии г. Новосибирска Васильев К.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
В жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, защитник Маслова М.А, действующая на основании доверенности в интересах начальника Департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии г.Новосибирска Васильева К.А, настаивает на отмене судебных решений, приводя доводы об их незаконности.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы заявителя позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 1 ст. 12.34 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения.
В соответствии с пунктом 5.2.4 "ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля" покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений (таблица А.1 приложения А), устранение которых осуществляют в сроки от 1 до 20 суток.
В силу п. 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 23 октября 1993 г. N 1090 (далее - Основные положения), должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
Как следует из материалов дела, 8 апреля 2022 г. в 10 часов 40 минут по ул.Сухарная, д. 76 допущено нарушение, выразившееся в несоблюдении требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержанию дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, выразившееся в допущении эксплуатации проезжей части ул. Сухарная, на участке от ул. Д.Ковальчук до ООТ "Река Ельцовка" при наличии дефектов покрытия проезжей части в виде выбоин (размеры отдельного повреждения: глубина 11 см, длина 1, 2 м, ширина 1 метр, площадь 1, 2 кв.м), при этом участок ул. Сухарная не обозначен дорожными знаками 1.6 и 3.24.
В силу части 4 статьи 6 и статьи 13 Федерального закона от 10 декабря1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Органы местного самоуправления, в ведении которых находятся автомобильные дороги, принимают меры к обустройству этих дорог, организуют их работу в целях максимального удовлетворения потребностей участников дорожного движения и обеспечения их безопасности.
Согласно пункту 2.1 Положения о Департаменте транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии г. Новосибирска, утвержденному решением городского Совета 27 июня 2007 г. N 654, одной из основных задач департамента является дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах г. Новосибирска и обеспечение безопасности дорожного движения на них, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах г. Новосибирска, а также обеспечение осуществления иных полномочий мэрии в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Также одной из основных функций департамента является участие в создании, размещении и обустройстве объектов транспортной инфраструктуры и поддержание их в надлежащем состоянии (п. 3.14.3 Положения).
Функцией Департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии г. Новосибирска является, в том числе, поддержание транспортной инфраструктуры в надлежащем состоянии, при этом Департамент наделен правом привлекать в установленном порядке организации и заключать договоры для выполнения функций, возложенных на него, вместе с тем указанные права не снимают с Департамента основной его задачи осуществления муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах г.Новосибирска.
Согласно Распоряжению мэрии г. Новосибирска от 01 октября 2021 г. N 360-рк Васильев К.А, с указанной даты, назначен на должность начальника Департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии г.Новосибирска. В соответствии с его должностной инструкцией, начальник Департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии г.Новосибирска осуществляет общее руководство работой Департамента (п. 3.1), организует работу структурных подразделений департамента по управлению и контролю деятельности муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений сферы транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса (п. 3.5.7), организует работу структурных подразделений департамента по созданию, размещению и обустройству объектов транспортной инфраструктуры и поддержанию их в надлежащем состоянии.
В нарушение п. 5.2.4 "ГОСТ Р 50597-2017 и п. 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, меры к ограничению (запрещению) движения на данном участке дороги, эксплуатация которого с нарушением требований технических норм угрожает безопасности дорожного движения, не приняты.
Лицом, ответственным за состояние указанной дороги является Департамент транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии г. Новосибирска.
Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения начальника Департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии г. Новосибирска Васильева К.А. к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ.
Указанные обстоятельства подтверждены полно приведенными в обжалуемых судебных актах доказательствами, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
Указанное деяние образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 12.4 КоАП РФ.
Требования ст. 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные ст. 26.1 данного Кодекса.
В настоящей жалобе заявитель утверждает, что начальник Департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии г. Новосибирска Васильев К.А. не является субъектом вмененного административного правонарушения.
Данный довод состоятельным признать нельзя ввиду следующего.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ).
В соответствии с п. 6 ст. 3 данного Федерального закона дорожной деятельностью признается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (п. 12 ст. 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ).
Согласно п. 2 ст. 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Исходя из положений приведенных норм и п. 13 Основных положений, субъектами административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.34 КоАП РФ, являются должностные и юридические лица, ответственные за состояние дорог и дорожных сооружений.
Указанная норма не содержит указаний на исключительные признаки субъекта указанного административного правонарушения, следовательно, таким субъектом может быть любое должностное или юридическое лицо, ответственные за состояние дорог и дорожных сооружений.
В силу ст. 15 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ осуществление дорожной деятельности обеспечивается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также физическими или юридическими лицами, являющимися собственниками таких автомобильных дорог или правообладателями земельных участков, предоставленных для размещения таких автомобильных дорог.
Доказательств, подтверждающих невозможность соблюдения требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог, начальником Департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии г. Новосибирска Васильевым К.А. суду не представлено.
Довод жалобы о том, что участок автомобильной дороги, на котором обнаружены недостатки, закреплен на праве оперативного управления за МБУ "ГЦОДД", которое и должно отвечать за допущенные нарушения, являлись предметом рассмотрения судов нижестоящих инстанций и обоснованно отклонены по основаниям, указанным в соответствующих актах.
Производство работ по содержанию автомобильных дорог осуществляется муниципальными учреждениями города Новосибирска сферы осуществления дорожной деятельности на основании муниципального задания, составленного в соответствии с технологией уборки в зависимости от категорий, транспортно-эксплуатационных характеристик и потребительских свойств автомобильных дорог.
Таким образом, в силу приведенных норм, обязанность по выявлению несоответствия качества автомобильных дорог требованиям нормативных правовых актов возложена на Департамент транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии г. Новосибирска и администрации.
В связи с изложенным, начальник Департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии г. Новосибирска Васильев К.А. обязан в соответствии с целями и задачами Департамента, а так же в соответствии с должностной инструкцией, обеспечивать сохранность автомобильных дорог общего пользования муниципального значения г. Новосибирска, улучшать их техническое состояние путем обеспечения безопасного бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам муниципального значения.
Доводы жалобы о том, что органом муниципальной власти исследуемая автомобильная дорога передана в оперативное управление МБУ "ГЦОДД", на которое также возложена ответственность за состояние дорог и дорожных сооружений, не являются основанием для освобождения начальника Департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии г. Новосибирска Васильева К.А. от административной ответственности по ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, поскольку данное обстоятельство не освобождает его от обязанности осуществления необходимого контроля за состоянием и сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах г. Новосибирска.
В остальной части доводы жалобы аналогичны ранее заявленным районному суд, были разрешены районным судом при рассмотрении дела в порядке ст. 30.6 КоАП РФ, им дана надлежащая правовая оценка, с которой нет оснований не согласиться.
Порядок и срок привлечения начальника Департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии г. Новосибирска Васильева К.А. к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено начальнику Департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии г. Новосибирска Васильеву К.А. в пределах санкции, предусмотренной ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ в минимальном размере.
Обстоятельств, которые в силу п. п. 2 - 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 30.13 и 30.17 КоАП РФ, судья
постановил:
постановление мирового судьи 5-го судебного участка Центрального судебного района г. Новосибирска, исполняющего обязанности мирового судьи 1-го судебного участка Центрального судебного района г. Новосибирска от 15 июня 2022г. и решение суд судьи Центрального районного суда г. Новосибирска от 21 июля 2022 г, вынесенные в отношении начальника Департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии г. Новосибирска Васильева Константина Александровича по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменений, жалобу защитника Масловой М.А. в интересах Васильева К.А. - без удовлетворения.
Судья: А.А. Галлингер
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.