Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Конкина И.В., рассмотрев жалобу на вступившие в законную силу постановление мирового судьи 4-го судебного участка Центрального судебного района г.Новосибирска, исполняющего обязанности мирового судьи 1-го судебного участка Центрального судебного района г.Новосибирска, от 15 июня 2022г., решение Центрального районного суда г.Новосибирска от 21 июля 2022г., вынесенные в отношении должностного лица - начальника департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса Васильева Константина Александровича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением мирового судьи 4-го судебного участка Центрального судебного района г.Новосибирска, исполняющего обязанности мирового судьи 1-го судебного участка Центрального судебного района г.Новосибирска, от 15 июня 2022г, оставленным без изменения решением Центрального районного суда г.Новосибирска от 21 июля 2022г, начальник департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса Васильев К.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
В жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, защитник Васильева К.А. - Маслова М.А. просит постановление и решение отменить, производство по делу прекратить.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Согласно части 2 статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.
В соответствии с п. 13 "Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения", Постановления Правительства РФ от 23 октября 1993 года N 1090 "О Правилах дорожного движения", должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать их в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
В соответствии с частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений, в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
Как усматривается из материалов дела, 20.03.2022 в 22 часа 25 минут должностным лицом - начальником департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса Васильевым К.А. допущено нарушение, выразившееся в не соблюдении требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержанию дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, а именно: на проезжей части улицы Писемского, в районе дома N12 к. 2 отсутствует горизонтальная дорожная разметка 1.1 и 1.5 и имеются дефекты проезжей части в виде колеи: глубина 5см, длиной 20 мета, которые препятствуют проезду транспортных средств (изменяющих траекторию и скорость движения), при этом данный участок улицы не обозначен соответствующими дорожными знаками (1.16 и 3.24) при необходимости ограждением (в том числе временными техническими средствами организации дорожного движения по ГОСТ 32758); отсутствует стационарное электрическое освещение.
Фактические обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, в том числе, протоколом об административном правонарушении, протоколом выявленных недостатков N948, фотоматериалом, должностной инструкцией, и иными представленными доказательствами, которым была дана оценка на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения.
Учитывая изложенное, на основании исследования и оценки в совокупности имеющихся в материалах дела доказательств, судебные инстанции пришли к правильному выводу о наличии в бездействиях должностного лица Васильева К.А. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 КоАП РФ.
В постановлении мирового судьи по делу об административном правонарушении содержатся все сведения, предусмотренные частью 1 статьи 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отражено событие правонарушения, квалификация деяния, приведены имеющие значение обстоятельства, установленные при рассмотрении дела. Постановление должным образом мотивировано.
Жалоба по делу об административном правонарушении рассмотрена районным судом в соответствии с требованиями ст. ст. 30.6 - 30.9 КоАП РФ, доводы, имеющие правовое значение, получили надлежащую оценку.
Выводы судебных инстанций сомнений не вызывают.
Доводы жалобы, поданной в Восьмой кассационный суд, сводятся к несогласию с оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств, произведенной судебными инстанциями в соответствии с положениями ст. 26.11 КоАП РФ, полностью аналогичны доводам, которые были предметом исследования при рассмотрении дела, обоснованно признаны несостоятельными. Оснований для переоценки не имеется.
В силу части 4 статьи 6 и статьи 13 Федерального закона от 10 декабря1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Органы местного самоуправления, в ведении которых находятся автомобильные дороги, принимают меры к обустройству этих дорог, организуют их работу в целях максимального удовлетворения потребностей участников дорожного движения и обеспечения их безопасности.
Согласно пункту 2.1 Положения о Департаменте транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии г. Новосибирска, утвержденному решением городского Совета 27 июня 2007 г. N 654, одной из основных задач департамента является дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах г. Новосибирска и обеспечение безопасности дорожного движения на них, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах г. Новосибирска, а также обеспечение осуществления иных полномочий мэрии в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Также одной из основных функций департамента является участие в создании, размещении и обустройстве объектов транспортной инфраструктуры и поддержание их в надлежащем состоянии (п. 3.14.3 Положения).
Функцией Департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии г. Новосибирска является, в том числе, поддержание транспортной инфраструктуры в надлежащем состоянии, при этом Департамент наделен правом привлекать в установленном порядке организации и заключать договоры для выполнения функций, возложенных на него, вместе с тем указанные права не снимают с Департамента основной его задачи осуществления муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах г.Новосибирска.
Согласно Распоряжению мэрии г. Новосибирска от 01 октября 2021 г. N 360-рк Васильев К.А, с указанной даты, назначен на должность начальника Департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии г.Новосибирска. В соответствии с его должностной инструкцией, начальник Департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии г.Новосибирска осуществляет общее руководство работой Департамента (п. 3.1), организует работу структурных подразделений департамента по управлению и контролю деятельности муниципальных унитарных предприятий и муниципальных учреждений сферы транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса (п. 3.5.7), организует работу структурных подразделений департамента по созданию, размещению и обустройству объектов транспортной инфраструктуры и поддержанию их в надлежащем состоянии.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ).
В соответствии с п. 6 ст. 3 данного Федерального закона дорожной деятельностью признается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (п. 12 ст. 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ).
Согласно п. 2 ст. 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Федеральный закон от 10 декабря 1995г. N 196-ФЗ) обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Исходя из положений приведенных норм и п. 13 Основных положений, субъектами административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.34 КоАП РФ, являются должностные и юридические лица, ответственные за состояние дорог и дорожных сооружений.
Указанная норма не содержит указаний на исключительные признаки субъекта указанного административного правонарушения, следовательно, таким субъектом может быть любое должностное или юридическое лицо, ответственные за состояние дорог и дорожных сооружений.
В силу ст. 15 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ осуществление дорожной деятельности обеспечивается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также физическими или юридическими лицами, являющимися собственниками таких автомобильных дорог или правообладателями земельных участков, предоставленных для размещения таких автомобильных дорог.
Производство работ по содержанию автомобильных дорог осуществляется муниципальными учреждениями города Новосибирска сферы осуществления дорожной деятельности на основании муниципального задания, составленного в соответствии с технологией уборки в зависимости от категорий, транспортно-эксплуатационных характеристик и потребительских свойств автомобильных дорог.
Таким образом, в силу приведенных норм, обязанность по выявлению несоответствия качества автомобильных дорог требованиям нормативных правовых актов возложена на Департамент транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии г. Новосибирска и администрации.
В связи с изложенным, начальник Департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии г. Новосибирска Васильев К.А. обязан в соответствии с целями и задачами Департамента, а так же в соответствии с должностной инструкцией, обеспечивать сохранность автомобильных дорог общего пользования муниципального значения г. Новосибирска, улучшать их техническое состояние путем обеспечения безопасного бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам муниципального значения.
Доводы жалобы о том, что органом муниципальной власти исследуемая автомобильная дорога передана в оперативное управление МБУ "ГЦОДД", на которое также возложена ответственность за состояние дорог и дорожных сооружений, не являются основанием для освобождения начальника Департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии г. Новосибирска Васильева К.А. от административной ответственности по ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, поскольку данное обстоятельство не освобождает его от обязанности осуществления необходимого контроля за состоянием и сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах г. Новосибирска.
Процессуальных нарушений не установлено. Порядок и срок давности привлечения Васильева К.А. к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено в пределах санкции, предусмотренной частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для должностных лиц, с учетом всех установленных по делу обстоятельств.
Таким образом, обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление мирового судьи 4-го судебного участка Центрального судебного района г.Новосибирска, исполняющего обязанности мирового судьи 1-го судебного участка Центрального судебного района г.Новосибирска, от 15 июня 2022г, решение Центрального районного суда г.Новосибирска от 21 июля 2022г, вынесенные в отношении должностного лица - начальника департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса Васильева Константина Александровича по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника Васильева К.А. - Масловой М.А. - без удовлетворения.
Судья И.В.Конкина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.