Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Латушкиной С.Б.
судей Кожевниковой Л.П, Андугановой О.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N42RS0012-01-2021-002158-70 (2-1076/2021) по иску К.А.И. к Отделению Пенсионного Фонда Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу об оспаривании решения об отказе в установлении пенсии
по кассационной жалобе К.А.И. на решение Мариинского городского суда Кемеровской области от 18 октября 2021 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 7 июня 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Кожевниковой Л.П, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
К.А.И. обратился в суд с иском к Отделению Пенсионного Фонда Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу (далее- ОПФР по Кемеровской области- Кузбассу) об оспаривании решения об отказе в установлении пенсии.
В обоснование заявленных требований указал, что 22 марта 2021 г. он обратился Государственное учреждение -Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г. Мариинске (далее - УПФР в г. Мариинске) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 17 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Решением пенсионного органа от 2 апреля 2021 г. ему отказано в установлении досрочной страховой пенсии по старости ввиду отсутствия необходимого стажа. По мнению ответчика специальный стаж работы истца с осужденными составляет 8 лет 6 месяцев 19 дней.
При этом ответчиком не учтены в специальный стаж периоды работы истца в Федеральном казенном профессиональном образовательном учреждении N 264 Федеральной службы исполнения наказаний (далее- ФКПОУ N 264 ФСИН) в должности мастера производственного обучения: с 19 декабря 2014 г. по 2 марта 2015 г. и с 4 марта 2015 г. по 21 марта 2021 г. - 6 лет 3 месяца 2 дня, так как согласно проведенной специальной оценке условий труда установлен допустимый класс опасности (подкласс 2).
С указанным решением не согласен, полагает, что спорные периоды его работы также подлежали включению в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости.
19 декабря 2014 г. была осуществлена специальная оценка условий труда мастера производственного обучения. Из карт N 1 и N ЗА специальной оценки условий труда следует, что у мастера производственного обучения итоговый класс условий труда- второй. Также отражено, что, работникам, занятым на данном рабочем месте, не устанавливаются такие гарантии и компенсации, как повышенная оплата труда, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, сокращенная продолжительность рабочего времени, молоко или другие равноценные пищевые продукты, лечебно-профилактическое питание. Однако в указанной карте отражено, что работникам, занятым на данном рабочем месте, предусмотрено право на досрочное назначение трудовой пенсии.
Кроме того, при осуществлении специальной оценки условий труда, не оценивались такие факторы, как шум, параметры световой среды, тяжесть трудового процесса, напряженность трудового процесса и прочие.
Согласно записям в его трудовой книжке, 30 мая 2006 г. он принят на работу в ГОУ НПО ФСИН России на должность мастера производственного обучения, где он работает по настоящее время. За период его работы менялось лишь наименование образовательного учреждения, его трудовая функция и условия труда не менялись.
Таким образом, суммарный стаж работы за указанный период с 30 мая 2006 г. по 18 декабря 2014г, с 19 декабря 2014 г. по 2 марта 2015г, с 4 марта 2015 г. по 21 марта 2021г. составил 14 лет 9 месяцев 21 день.
По состоянию на 17 сентября 2021г. специальный стаж за работу с осужденными составляет 15 лет 3 месяца 17 дней, соответственно, он имеет право на назначение досрочной страховой пенсии по старости.
Согласно справке Федерального казенного профессионального учреждения N264 от 23 августа 2021г. N, он имел постоянную полную занятость с 30 мая 2006 г. по 2 марта 2015 г. и с 4 марта 2015 г. по 23 августа 2021 г. в должности мастера производственного обучения, в соответствии с разделом 4 списка работ, профессий и должностей работников учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, занятых на работах с осужденными, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 1994 г. N 85 "Об утверждении списка работ, профессий и должностей работников учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, занятых на работах с осужденными, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда".
Истец просил суд признать решение УПФР в г. Мариинске от 2 апреля 2021 г. N незаконным; возложить на ответчика обязанность включить период его работы с 19 декабря 2014 г. по 2 марта 2015 г. и с 4 марта 2015г. по 17 сентября 2021г. в ФКПОУN264 ФСИН России по Кемеровской области-Кузбассу в должности мастера производственного обучения в специальный трудовой стаж, дающий право на назначение страховой пенсии по старости досрочно в соответствии с п. 17 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, возложить на УПФР в г. Мариинске обязанность назначить ему досрочную страховую пенсию по старости с 30 мая 2021г.
Определением суда от 7 октября 2021г. произведена замена ответчика в порядке правопреемства надлежащим ответчиком - Государственное учреждение - Отделение Пенсионного Фонда Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу (далее -ОПФР по Кемеровской области - Кузбассу).
Решением Мариинского городского суда Кемеровской области от 18 октября 2021г. в удовлетворении исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 20 января 2022 г. решение Мариинского городского суда Кемеровской области от 18 октября 2021 г. отменено, по делу принято новое решение, которым исковые требования удовлетворены. Суд признал незаконным решение УПФР в г. Мариинске Кемеровской области - Кузбассу (межрайонное) от 2 апреля 2021 г. N в части невключения периодов работы в специальный стаж истца с 19 декабря 2014 г. по 2 марта 2015 г. и с 4 марта 2015 г. по 21 марта 2021 г, возложил на ответчика обязанность включить в специальный стаж истца периоды его работы с 19 декабря 2014 г. по 2 марта 2015 г. и с 4 марта 2015 г. по 21 марта 2021 г. в Федеральном казенном профессиональном образовательном учреждении N 264 Федеральной службы исполнения наказания в должности мастера производственного обучения, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 17 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, назначить истцу досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п. 17 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ с даты возникновения права на ее назначение - с 30 мая 2021 г.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 21 апреля 2022 г. апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 20 января 2022 г. отменено, с направлением на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции - Кемеровский областной суд.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 14 апреля 2022 г. решение Мариинского городского суда Кемеровской области от 18 октября 2021 г. оставлено без изменения.
К.А.И. обратился в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой ставится вопрос об отмене решения Мариинского городского суда Кемеровской области от 18 октября 2021 г, апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 7 июня 2022 г. как незаконных, принятых с нарушением норм материального права.
В судебное заседание суда кассационной инстанции стороны не явились, о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом извещены. Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь ч.5 ст.379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, рассмотрела дело в отсутствие неявившихся лиц.
Статья 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В силу положений ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что судом апелляционной инстанции допущены такие нарушения и они выразились в следующем.
Судами установлено и следует из материалов дела, что 22 марта 2021 г. Крянников А.И. обратился УПФР в г. Мариинске Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 17 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ.
Решением УПФР в г. Мариинске Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) от 2 апреля 2021 г. N К.А.И. отказано в установлении досрочной страховой пенсии по старости с 22 марта 2021 г. ввиду отсутствия права на нее.
На момент обращения в пенсионный орган специальный стаж К.А.И. составлял 8 лет 6 месяцев 19 дней, при требуемом - 10 лет; страховой стаж - 18 лет 5 месяцев 2 дня, при требуемом - 25 лет. В страховой стаж не учтены периоды работы, учтенные при назначении пенсии по выслуге лет.
УПФР в г. Мариинске Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) не были учтены в специальный стаж периоды работы К.А.И. в ФКПОУ N 264 ФСИН России по Кемеровской области - Кузбассу в должности мастера производственного обучения с 19 декабря 2014 г. по 2 марта 2015 г. и с 4 марта 2015г. по 21 марта 2021 г. (6 лет 3 месяца 2 дня), поскольку согласно проведенной специальной оценке условий труда (19 декабря 2014 г.) установлен допустимый класс опасности (подкласс 2).
Из копии трудовой книжки следует, что 30 мая 2006 г. К.А.И. принят в ГОУ НПО ФСИН России Профессиональное училище N264 на должность мастера производственного обучения, работает по настоящее время.
В результате неоднократных переименований ГОУ НПО ФСИН России Профессиональное училище N264 с 22 ноября 2013 г. имеет наименование ФКПОУ N 264 ФСИН России по Кемеровской области.
Согласно справке от 23 августа 2021 г. ФКПОУ N 264 ФСИН России по Кемеровской области К.А.И. имел постоянную полную занятость с 30 мая 2006 г. по 2 марта 2015 г. и с 4 марта 2015 г. по 23 августа 2021 г. в должности мастера производственного обучения, в соответствии с разделом 4 списка работ, профессий и должностей работников учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, занятых на работах с осужденными, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 1994г. N85 "Об утверждении списка работ, профессий и должностей работников учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, занятых на работах с осужденными, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда".
В соответствии с картой специальной оценки условий труда N1, протоколу проведения исследований (испытаний) и измерений аэрозолей преимущественно фиброгенного действия, протоколу проведения исследований (испытаний) и измерений световой среды, протоколу измерений (оценки) тяжести трудового процесса от 19 декабря 2014 г. мастеру производственного обучения ФКПОУ N 264 ФСИН России установлен итоговый класс (подкласс) условий груда 2.
К.А.И. с данной картой ознакомлен 4 февраля 2015г, о чем имеется его подпись.
Согласно карте специальной оценки условий труда N15, протоколу измерений показателей напряженности трудового процесса от 25 сентября 2020г. мастеру производственного обучения ФКПОУ N 264 ФСИН России установлен итоговый класс (подкласс) условий труда 2.
К.А.И. с данной картой ознакомлен 21 октября 2020г, о чем имеется его подпись.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении исковых требований, исходил из того, что условия труда на рабочем месте истца относятся ко 2 классу условий труда, в связи с чем не имеется оснований для включения в специальный стаж истца, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости по п. 17 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, периодов работы с 19 декабря 2014 г. по 2 марта 2015 г. и с 4 марта 2015 г. по 17 сентября 2021 г. в ФКПОУ N 264 ФСИН России по Кемеровской области - Кузбассу в должности мастера производственного обучения и назначения досрочной страховой пенсии по старости.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводом суда первой инстанции, поскольку условия выполнение истцом в спорный период времени работы не соответствовали вредному или опасному классу условий труда, что подтверждается письменными материалами дела, в частности картой специальной оценки условий труда от 19 декабря 2014 г. и от 25 сентября 2020г.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что суд апелляционной инстанции, проверяя решение суда первой инстанции, неправильно применил нормы материального права.
4 октября 2022 г. Конституционным Судом Российской Федерации было принято постановление N40-П, которым Суд обязал федерального законодателя уточнить пенсионные права работников системы исполнения наказаний. Пункт 17 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ и ст. 12 и 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации в той мере, в какой содержащиеся в них положения, обусловливая реализацию пенсионных прав постоянно и непосредственно занятых на работах с осужденными рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы (в том числе медицинских работников, занятых на таких работах в указанных учреждениях), установлением по результатам специальной оценки условий труда соответствующего класса (подкласса) вредных и (или) опасных условий труда на их рабочих местах, позволяют не включать периоды такой деятельности в их страховой стаж, необходимый для возникновения права на досрочное назначение им страховой пенсии по старости на основании п. 17 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ о страховых пенсиях, притом что действующим правовым регулированием не предусмотрена возможность учета специфики такой трудовой деятельности.
Определен порядок обеспечения пенсионных прав указанных работников до внесения изменений в действующее законодательство.
Конституционный Суд Российской Федерации указал, что досрочное назначение пенсии по старости рабочим и служащим, занятым на работах с осужденными, впервые было предусмотрено ст. 36 Закона Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", принятого в 1993 году. В целях реализации этого права Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 1994 г. N 85 утвержден Список работ, профессий и должностей работников учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, занятых на работах с осужденными, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда.
Пунктом 4 Списка от 3 февраля 1994 г. N85 предусмотрено, что правом на пенсию в связи с особыми условиями труда пользуются мастера производственного обучения, являющиеся работниками общеобразовательных организаций воспитательных колоний, а также образовательных организаций, которые создаются при учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, постоянно и непосредственно занятые на работах с осужденными.
В соответствии с разъяснением Министерства труда Российской Федерации от 20 мая 1994 г. N39 "О порядке применения Списка работ, профессий и должностей работников учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, занятых на работах с осужденными, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда" правом на льготное пенсионное обеспечение по Списку пользуются рабочие и служащие учреждений, исполняющих наказания, занятые на работах с осужденными постоянно и непосредственно в течение полного рабочего дня.
Норма ст. 36 Закона Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" впоследствии включена в пенсионное законодательство (введенный в 1996 году п. "м" ст. 12 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-I "О государственных пенсиях в Российской Федерации", подп. 8 п. 1 ст. 28, а с 1 января 2009 г. - подп. 17 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"). При этом, как следует из п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516), и постановления Минтруда России от 22 мая 1996 г. N 29 "Об утверждении разъяснения "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет", одним из условий реализации права на досрочное назначение пенсии по старости является постоянная занятость в течение полного рабочего дня на работах с осужденными. Факт занятости на работах с осужденными постоянно и непосредственно в течение полного рабочего дня (не менее 80% рабочего времени) для зачета соответствующих периодов работы в специальный стаж подтверждается справкой, выданной администрацией учреждения, исполняющего наказания.
Тем самым до введения в действие Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда" и самого Федерального закона "О специальной оценке условий труда" действовал механизм, позволяющий определять категории работников учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, которые в связи с продолжительной занятостью в течение полного рабочего дня на работах с осужденными (не менее 15 лет для мужчин и 10 лет для женщин) при соблюдении условия о наличии страхового (до 1 января 2002 г. - трудового) стажа определенной продолжительности приобретали право на досрочное назначение пенсии по старости в рамках системы обязательного пенсионного страхования с учетом уплаты за указанных лиц в общем порядке страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
С введением в действие названных законов данный правовой механизм изменен. На работодателей возложена обязанность по уплате за период с 1 января 2013 года страховых взносов по дополнительным тарифам, установленным ст. 58.3 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (введена Федеральным законом от 3 декабря 2012 г. N 243-ФЗ), а с 1 января 2017 г. - ст. 428 Налогового кодекса Российской Федерации. Также предусмотрено правило о том, что периоды такой работы, имевшие место после 1 января 2013 г, засчитываются в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по дополнительным тарифам. Условия назначения пенсии по старости применяются, если класс условий труда на рабочих местах по таким работам соответствовал вредному и (или) опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда. До установления на таких рабочих местах класса условий труда в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О специальной оценке условий труда", соответствующие периоды могут засчитываться в стаж для досрочного назначения пенсии по старости по признаваемым действительными, но не более чем до 31 декабря 2018 г. результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в порядке, действовавшем до дня вступления в силу того же Федерального закона (п. 3 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в действующей редакции, введенной Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 421-ФЗ, ч. 6 ст. 30 и ч. 8 ст. 35 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Следовательно, начиная с 1 января 2013 г..для зачета рабочим и служащим, включая мастеров производственного обучения, учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, периодов работы с осужденными в страховой стаж, необходимый для возникновения права на досрочное назначение трудовой, а с 1 января 2015 г..- страховой пенсии по старости (в соответствии с подп. 17 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а с 1 января 2015 г..- п. 17 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях"), наряду с подтверждением занятия должности, предусмотренной Списком работ, профессий и должностей работников учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, занятых на работах с осужденными, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда (применяется в силу подп. "к" п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г..N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение"), а также постоянной и непосредственной занятости на работах с осужденными, необходимо подтвердить начисление и уплату работодателем страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по дополнительному тарифу. При этом до проведения специальной оценки условий труда класс (подкласс) вредных и (или) опасных условий труда не устанавливался, а страховые взносы уплачивались по единому тарифу: в 2013 году - 2%, в 2014 году - 4%, в 2015 году и последующие годы - 6%.
После проведения работодателем такой оценки для указанных работников условия труда на их рабочих местах должны отвечать классу (подклассу) вредных и (или) опасных, а работодатель обязан уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации по дополнительному тарифу, соответствующему установленному классу (подклассу) (от 2 до 8%).
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации наличие вредных и (или) опасных условий труда на рабочих местах, связанных с работой с осужденными, само по себе подтверждается указанием соответствующей должности в Списке работ, профессий и должностей работников учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, занятых на работах с осужденными, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда. В то же время, как уже отмечено, уплата работодателем страховых взносов по дополнительному тарифу - одно из условий для включения периодов такой деятельности в страховой стаж, необходимый для возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии с п. 17 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", а проведение специальной оценки условий труда, по результатам которой на конкретном рабочем месте идентифицированы вредные и (или) опасные условия труда и определен их класс (подкласс), является в системе действующего регулирования необходимой предпосылкой такой уплаты.
Введение в системе обязательного пенсионного страхования особых правил для лиц, занятых на работах с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, в том числе для мастеров производственного обучения образовательных учреждений, и соответствующих требований к работодателям, с которыми они состоят в трудовых отношениях, обусловлено не только отнесением занятости на этих работах к особым условиям труда, предполагающим дополнительные социальные гарантии, но и необходимостью сформировать финансовую базу для осуществления страховщиком - Пенсионным фондом Российской Федерации выплат застрахованным обязательного страхового обеспечения при наступлении страховых случаев. Как следует из ст. 17 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", именно страховые взносы, в частности взносы по дополнительному тарифу за лиц, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, выступают материальной гарантией предоставления застрахованным надлежащего страхового обеспечения. Начисление и уплата страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации направлены на реализацию таких принципов социального страхования, как устойчивость и автономность финансовой системы, государственная гарантированность соблюдения прав застрахованных на защиту от социальных рисков и исполнения обязательств по обязательному пенсионному страхованию, а равно принципа солидарности, в том числе применительно к бремени установленных законом расходов на обязательное пенсионное страхование. Подобное регулирование также призвано обеспечивать нормальное функционирование соответствующего финансового механизма и в конечном счете - выплату застрахованным пенсий в размере, предусмотренном законом и адекватном результатам их труда.
Специальная оценка условий труда представляет собой, согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона "О специальной оценке условий труда", единый комплекс последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников. В силу ч. 3 той же статьи оценка проводится в отношении условий труда всех категорий работников, за исключением надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями - физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, или с работодателями - религиозными организациями, зарегистрированными в соответствии с федеральным законом. Следовательно, условия труда занятых на работах с осужденными рабочих и служащих учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, в том числе мастеров производственного обучения, подлежат специальной оценке.
По общему правилу, в ее ходе последовательно реализуются следующие процедуры: идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов (не осуществляется в отношении рабочих мест названных медицинских работников, поскольку соответствующие должности включены в Список работ, профессий и должностей работников учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, занятых на работах с осужденными, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда, - ч. 6 ст. 10 данного Федерального закона); исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных производственных факторов; классификация условий труда на рабочем месте по итогам таких исследований (испытаний) и измерений; оформление результатов специальной оценки условий труда. Анализу подлежат физические, химические и биологические вредные и (или) опасные факторы производственной среды, а также такие вредные и (или) опасные факторы трудового процесса, как его тяжесть, т.е. показатели физической нагрузки на опорно-двигательный аппарат и на функциональные системы организма работника, и напряженность, т.е. показатели сенсорной нагрузки на центральную нервную систему и органы чувств работника (ч.ч. 1 и 2 ст. 13 данного Федерального закона); эти характеристики производственной среды и трудового процесса, как правило, инструментально измеримы и в основном применимы при оценке условий труда на производственных предприятиях. Результаты исследований (испытаний) и измерений оформляются протоколами в отношении каждого из вредных и (или) опасных производственных факторов, а по их итогам осуществляется отнесение условий труда на рабочих местах по степени вредности и (или) опасности к классам (подклассам) условий труда (ч.ч. 6 и 8 ст. 12 данного Федерального закона), код которых заносится в индивидуальный лицевой счет гражданина в Пенсионном фонде Российской Федерации.
Как следует из буквального смысла приведенных положений, работа с осужденными к названным факторам не отнесена и отражает специфику трудовой деятельности, которая не подлежит измерению посредством описанного в данном Федеральном законе инструментария. Между тем законодатель не оговорил исключений из общего требования о проведении специальной оценки условий труда для тех случаев, когда особые условия труда, с которыми связано досрочное назначение пенсии, не могут быть инструментально измерены и подтверждены в порядке, закрепленном данным Федеральным законом, а также не отнес учреждения, исполняющие наказания в виде лишения свободы, к организациям, где такая оценка имеет свои особенности (Перечень рабочих мест в организациях, осуществляющих отдельные виды деятельности, в отношении которых специальная оценка условий труда проводится с учетом устанавливаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти особенностей; утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 апреля 2014 г. N 290). Отсутствуют и формальные основания для реализации предусмотренного ч.ч. 9 - 11 ст. 12 данного Федерального закона права комиссии по проведению специальной оценки условий труда принять решение о невозможности проведения исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов, поскольку это допускается в случаях, когда их проведение на рабочих местах может создать угрозу для жизни.
Правовой механизм, в рамках которого от результатов специальной оценки условий труда напрямую зависит уплата страховых взносов по дополнительному тарифу, выступающая необходимым условием для включения соответствующих периодов трудовой деятельности отдельных категорий застрахованных в страховой стаж, требуемый для возникновения права на досрочное назначение страховой (до 1 января 2015 г. - трудовой) пенсии по старости в связи с особыми условиями труда, предполагает и установление государственных гарантий реализации лицами, занятыми в таких условиях, своих пенсионных прав в полном объеме. Законодатель, регулируя отношения в сферах специальной оценки условий труда и обязательного пенсионного страхования, должен поддерживать баланс конституционно значимых интересов всех субъектов данных отношений, а вводимые им правила этой оценки не должны обесценивать конституционное право на пенсионное обеспечение. Однако, установив такой механизм реализации права рабочих и служащих учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, в том числе медицинских работников, постоянно и непосредственно занятых на работах с осужденными, на досрочное назначение пенсии по старости, при котором приобретение ими страхового стажа на данных работах, по существу, зависит от результатов специальной оценки условий труда, законодатель, определив процедуру исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных производственных факторов для целей этой оценки, не принял во внимание специфику указанной трудовой деятельности. В итоге в специальный страховой стаж граждан, надлежащим образом выполнявших работу и в силу закона отнесенных к лицам, имеющим право на досрочное назначение пенсии, не засчитываются соответствующие периоды, а значит, вопреки ст. 39 (ч.ч. 1 и 2) Конституции Российской Федерации создаются препятствия для реализации предусмотренных для них законом пенсионных прав.
Конституционный Суд Российской Федерации определилвпредь до внесения изменений, вытекающих из вышеприведенного Постановления, пенсионные права постоянно и непосредственно занятых на работах с осужденными рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы (в том числе медицинских работников, занятых на таких работах в указанных учреждениях), должны обеспечиваться:
работодателем (страхователем) путем уплаты за период с 1 января 2022 г. страховых взносов по дополнительному тарифу, который был предусмотрен на период до проведения специальной оценки условий их труда в соответствии с ч. 2 ст. 58.3 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (утратил силу с 1 января 2017 г.), с включением соответствующих периодов их трудовой деятельности в страховой стаж, необходимый для возникновения права на досрочное назначение страховой пенсии по старости на основании п. 17 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях";
государством в порядке исполнения за страхователя обязанности по перечислению в Пенсионный фонд Российской Федерации не уплаченных по указанному дополнительному тарифу за период с 1 января 2013 года до 1 января 2022 г. страховых взносов за застрахованных лиц, которым в соответствии с настоящим Постановлением в страховой стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости на основании п. 17 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", учитывается работа, выполнявшаяся в данный период.
В силу ч. 1 ст. 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению (п. 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении").
Как разъяснено в п. 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении", решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст.ст. 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В силу абз. 2 ч. 2 ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации данные требования распространяются и на суд апелляционной инстанции.
Таким образом, апелляционное определение также должно соответствовать общим требованиям, предъявляемым к решению суда ст. 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, то есть должно быть законным и обоснованным.
Ввиду изложенного апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 7 июня 2022 г. нельзя признать законным, поскольку оно принято с нарушениями норм материального и процессуального права, что в силу ст. 379.7, п. 2 ч. 1 ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены обжалуемого судебного постановления и направления дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду апелляционной инстанции следует учесть изложенное и разрешить возникший спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям нормами материального права, требованиями процессуального закона и установленными по делу обстоятельствами.
Руководствуясь ст.ст. 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 7 июня 2022 г. отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции - Кемеровский областной суд.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.