Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного
суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Латушкиной С.Б, судей Кожевниковой Л.П, Андугановой О.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N54RS0010-01-2021-007081-45 (N 2-282/2022) по иску Ш.Н.Г. к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Новосибирской области о признании решения незаконным
по кассационной жалобе Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Новосибирской области на решение Центрального районного суда г. Новосибирска от 10 февраля 2022 г, с учетом определения суда от 25 февраля 2022 г. об исправлении описки, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 12 мая 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Кожевниковой Л.П, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Ш.Н.Г. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Новосибирской области (далее- ОФПР по Новосибирской области) о признании решения незаконным.
В обосновании исковых требований указала, что 22 ноября 2019 г. она обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной пенсии на основании пп. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее -Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ). Оспариваемым решением отказано в назначении досрочной пенсии в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ. Полагает, что ответчиком необоснованно не включены в специальный стаж периоды ее работы.
Просила суд с учетом уточнений исковых требований признать незаконным решение пенсионного органа от 22 мая 2020 г. N об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости в части отказа во включении в стаж работы дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, а именно, периодов работы:
17 августа 1987 г. - 30 ноября 1993 г. - воспитатель в ПО "НПЗ" дк 473;
18 января 2010 г. - 2 ноября 2010 г, 9 ноября 2010 г. - 18 июня 2019 г, 22 июня 2019 г. - 21 ноября 2019 г. - учитель-логопед общеобразовательного комплекса школа-сад "Наша школа"
24 апреля 2006 г. - 6 августа 2006 г, 29 августа 2007г. - 17 декабря 2008 г, с 1 января 2009 г. - 30 сентября 2009 г. - учитель-логопед СОШ N180;
10 февраля 2003 г. - 1 марта 2003 г, 4 декабря 2003 г. - 23 декабря 2003 г, 2 февраля 2007 г. - 2 марта 2007 г. - учебные отпуска;
- 5 марта 2007 г. - 17 марта 2007 г, 17 сентября 2007 г. - 10 октября 2007 г, 14 января 2008 г. - 8 февраля 2008 г. - курсы повышения квалификации, дополнительные отпуска.
Также просила возложить на ответчика обязанность назначить ей досрочную страховую пенсию по старости с 22 ноября 2019 г.
Решением Центрального районного суда г. Новосибирска от 10 февраля 2022 г, с учетом определения суда от 25 февраля 2022 г. об исправлении описки, исковые требования удовлетворены частично. Суд признал незаконным решение пенсионного органа от 22 мая 2020 г. N об отказе во включении в стаж периодов работы:
с 17 августа 1987 г. по 30 ноября 1993 г.;
с 18 января 2010 г. по 20 июля 2010 г, с 23 августа 2010 г. по 2 ноября 2010 г, с 9 ноября 2010 г. по 14 октября 2018 г, с 18 октября 2018 г. по 18 июня 2019 г, с 22 июня 2019 г. по 21 ноября 2019 г.; с 10 февраля 2003 г. по 1 марта 2003 г, 4 декабря 2003 г. - 23 декабря 2003 г, с 2 февраля 2007 г. по 2 марта 2007 г, с 5 марта 2007г. по 17 марта 2007 г.
Суд возложил на ответчика обязанность включить указанные период в стаж истца, дающий право на досрочное назначение пенсии, а также назначить досрочную пенсию с 11 марта 2020 г. В удовлетворении остальной части иска суд отказал.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 12 мая 2022 г. решение Центрального районного суда г. Новосибирска от 10 февраля 2022 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, представитель ОПФР Новосибирской области ставит вопрос об отмене судебных актов, как незаконных, принятых с нарушением норм материального права, ссылаясь на неверное толкование судами пенсионного законодательства, на отсутствие оснований для включения спорных периодов работы истца в специальный стаж.
Представитель Ш.Н.Г. - К.Д.Л. относительно доводов кассационной жалобы представил письменные возражения.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции стороны не явились о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом извещены. На основании ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции рассмотрела дело в отсутствие неявившихся лиц.
В силу положений ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Статья 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции рассмотрела дело в пределах доводов кассационной жалобы ответчика.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, возражений на кассационную жалобу, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не усматривает оснований для удовлетворения жалобы.
Судами установлено и следует из материалов дела, что 22 ноября 2019 г. Ш.Н.Г, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратилась в пенсионный орган с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
Решением пенсионного органа от 22 мая 2020 г. N ей отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости из-за отсутствия требуемого стажа на соответствующих видах работ.
В стаж для досрочного назначения пенсии пенсионным органом засчитаны следующие периоды работы Ш.Н.Г.:
с 1 декабря 1993 г. по 26 сентября 1994 г. - в должности воспитателя д/с (комбинированного типа) N 335, с 27 сентября 1994 г. по 17 декабря 1996г, с 27 сентября 1999 г. по 14 января 2000 г. в должности воспитателя в д/с287, с 1 февраля 2000 г. по 3 декабря 2000 г, с 11 сентября 2002 г. по 9 февраля 2003 г, 2 марта 2003 г. по 3 декабря 2003г, с 24 декабря 2003 г. по 24 марта 2004 г, 3 апреля 2004 г. по 23 апреля 2006 г. в должности воспитателя в д/с 466, с 7 августа 2006 г. по 1 февраля 2007г, с 3 марта 2007 г. по 4 марта 2007 г, с 18 марта 2007г. по 28 августа 2007 г. в должности зам. директора по воспитательной работе, с 1 октября 2009 г. по 17 января 2010 г. в должности учитель - логопед
в МБОУ "СОШ N 24", всего засчитано 08 лет 11 месяцев 13 дней.
В стаж для назначения пенсии в соответствии с п. 19 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013г. N 400-ФЗ пенсионным органом не засчитаны следующие периоды:
с 17 августа 1987 г. по 30 ноября 1993 г. ? в должности воспитателя в ПО "НПЗ" д/к 473, так как наименование учреждения "детский комбинат" не предусмотрено Списком от 29 октября 2002 г. N781;
с 18 марта 2010 г. по 2 ноября 2010 г, с 9 ноября 2010 г. по 18 июня 2019г, с 22 июня 2019г. по 21 ноября 2019 г. - учитель-логопед в "Общеобразовательном комплексе шкода-сад "Наша школа", так как отсутствует документальное подтверждение статуса и типа образовательного учреждения, предусмотренного Списком от 29 октября 2002 г. N781;
с 18 января 2010 г. по 30 мая 2010 г. - учитель -логопед СОШ N 24, так как отсутствует документальное подтверждение работы в данной должности;
с 24 апреля 2006 г. по 6 августа 2006 г, с 29 августа 2007г. по 17 декабря 2018 г, с 1 января 2009 г. по 30 сентября 2009г. - работа в должности учителя-логопеда СОШ N180, так как отсутствуют документы, подтверждающие занятость на полную ставку и занятости штатной должности за указанные периоды, с 25 марта 2004 г. по 2 апреля 2004 г, 23 дня с 2006 г. (по индивидуальным сведениям), с 18 декабря 2008 г. по 31 декабря 2008 г, с 3 ноября 2010 г. по 8 ноября 2010 г, с 19 июня 2019г. по 21 июня 2019 г. отпуска без сохранения, заработной платы, как периоды, не предусмотренные Правилами от 11 июля 2002 г. N516;
с 10 февраля 2003 г. по 1 марта 2003 г, с 4 декабря 2003г. по 23 декабря 2003 г, с 2 февраля 2007г. по 2 марта 2007 г. - учебный отпуск (превышающий норматив в соответствии со ст. 173 Трудового кодекса Российской Федерации, как период, не предусмотренный Правилами от 11 июля 2002 г. N 516;
с 18 декабря 1996 г. по 28 февраля 1997 г, с 1 марта 1997 г. по 26 сентября 1999г, с 4 декабря 2000 г. по 10 сентября 2002 г. - отпуска по уходу за ребенком, как период, не предусмотренный Правилами от 11 июля 2002 г. N 516;
с 5 марта 2007 г. по 17 марта 2007 г.- курсы, с 17 сентября 2007 г. по 10 октября 2007 г, с 14 января 2008 г. по 8 февраля 2008 г. - дополнительные отпуска, как периоды, не предусмотренные Правилами от 11 июля 2002 г. N516.
Полагая указанное решение в части отказа во включении в стаж для досрочного назначения пенсии периодов работы в ПО "НПЗ", Общеобразовательном комплексе школа- сад "Наша школа", СОШ N 180, учебных отпусков, курсов повышения квалификации, дополнительных отпусков, нарушающим ее пенсионные права, Ш.Н.Г. обратилась в суд с иском.
Частично удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что периоды работы истца с 17 августа 1987 г. по 30 ноября 1993 г, с 18 января 2010 г. по 20 июля 2010г, с 23 августа 2010 г. по 2 ноября 2010 г, с 9 ноября 2010 г. по 14 октября 2018г, с 18 октября 2018 г. по 18 июня 2019 г, с 22 июня 2019 г. по 21 ноября 2019 г, с 10 февраля 2003 г. по 1 марта 2003 г, 4 декабря 2003 г. - 23 декабря 2003г, с 2 февраля 2007 г. по 2 марта 2007 г, с 5 марта 2007г. по 17 марта 2007 г. - необоснованно не включены пенсионным органом в специальный стаж истца, поскольку в указанные периоды она осуществляла педагогическую деятельность в организациях для детей. Установив, что общий специальный стаж истца, с учетом периодов учтенных пенсионным органом и периодов, включенных судом, составляет 25 лет 02 месяца 11 дней, и с учетом положений ч. 3 ст. 10 Федерального закона от 3 октября 2018 г. N 350- ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий", суд первой инстанции пришел к выводу о назначении Ш.Н.Г. досрочной пенсии с 11 марта 2020 г. (с учетом определения об исправление описки).
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием, дополнительно отметив, что представленными доказательствами подтверждается осуществление истцом в спорные периоды педагогической деятельности в должности воспитателя в учреждении для детей. В спорные периоды работы Ш.Н.Г. в детском комбинате N473 в должности воспитателя действовал Общесоюзный классификатор "Отрасли народного хозяйства", содержащий перечень учреждений дошкольного образования, в которых могла осуществляться педагогическая деятельность, которая служит основанием для назначения досрочной страховой пенсии по старости.
Согласно разделу 92400 3 Общесоюзного классификатора "Отрасли народного хозяйства", утвержденного 1 января 1976 г. и утратившего силу с 1 января 2003 г, к учреждениям дошкольного воспитания относятся детские сады, ясли, ясли-сады (комбинаты), детские площадки.
В связи с указанным, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что обстоятельство, связанное с наименованием учреждения, в котором работала истец, указывающим не на детский сад, а на детский комбинат, не может влиять на ее право в назначении досрочной пенсии, поскольку ее должность была связана с педагогической деятельностью, истец занималась воспитанием и обучением малолетних детей, планировала и организовывала их жизнедеятельность.
Проанализировав законодательство, регулирующее спорные правоотношения, а также представленные документы в отношении общеобразовательной автономной некоммерческой организации "Образовательный комплекс школа-сад "Наша школа", в которой работала истец, суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции о том, что наименование указанного учреждения подпадает под понятие образовательного учреждения, поскольку Списком, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, вопреки доводам апеллянта, предусмотрены не наименования учреждений, а их виды. Исходя из Устава, указанное учреждение является общеобразовательным. Таким образом, периоды работы истца в должности учителя- логопеда в ОДНО "Образовательный комплекс школа-сад "Наша школа" является специальным стажем, дающим право на досрочное назначение пенсии в связи с педагогической деятельностью.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда обшей юрисдикции считает, что судом первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела нормы материального права применены правильно.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены вступившим в силу с 1 января 2015 г. Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) (ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 указанного федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с п.п. 19-21 ч. 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону. Назначение страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на ее получение по достижении соответствующего возраста в соответствии с п. 21 ч. 1 настоящей статьи, осуществляется при достижении ими возраста, указанного в приложении 6 к настоящему Федеральному закону (ч. 1.1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Частью 2 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (ч. 3 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
В ч. 4 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ указано, что периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
В целях реализации положений ст.ст. 30 и 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее также - постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665).
Подпунктом "м" п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 предусмотрено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей применяются:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
В п. 4 раздела "Наименование учреждений и организаций" Перечня учреждений и организаций, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397, предусмотрены детские сады и объединенные ясли-сады.
В п. 2 примечаний к названному Перечню указано, что работа по специальности в учреждениях, организациях и должностях, предусмотренных настоящим Перечнем, дает право на пенсию, независимо от ведомственной принадлежности учреждений или организаций (детские сады, сады - ясли, детские ясли).
Список, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463, отражал наименование учреждений как "все типы детских дошкольных учреждений".
В соответствии с Постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР от 21 мая 1959 г. N 558 "О мерах по дальнейшему развитию детских дошкольных учреждений, улучшению воспитания и медицинского обслуживания детей дошкольного возраста", действовавшего до 3 февраля 2020 г, было проведено объединение детских яслей и детских садов в единые дошкольные учреждения, которым дали бытовое название - детские комбинаты. Независимо от ведомственной принадлежности созданные детские комбинаты регистрировались в районном отделе народного образования с присвоением порядкового номера детского дошкольного учреждения и наделялись правами юридического лица.
Из копии трудовой книжки истца следует, что 17 августа 1987 г. она принята воспитателем в д/к N473, откуда уволена 30 ноября 1993г. в связи с переводом в детский сад N335.
Из справки МКДОУ г. Новосибирска "Детский сад N473 комбинированного вида" от 4 июля 2019 г. следует, что Ш.Н.Г. работала в должности воспитателя с 13 августа 1987 г. по 29 ноября 1993 г. на полную ставку, что дает право на назначение досрочной пенсии по пп. 19 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ, периодов, не подлежащих включению в стаж, не имеется.
Из справки АО "Новосибирский приборостроительный завод" от 19 февраля 2020 г. следует, что Ш.Н.Г. действительно работала на ПО "НПЗ" в должности воспитателя в д/к N473 с 17 августа 1987 г. (приказ от 13 августа 1987 г. N) по 30 ноября 1993 г. (приказ от 29 ноября 1993 г. N).
Суд апелляционной инстанции правильно учел положения Общесоюзного классификатора "Отрасли народного хозяйства", содержащий перечень учреждений дошкольного образования, в которых могла осуществляться педагогическая деятельность, и которая служит основанием для назначения досрочной страховой пенсии по старости, предусматривающие, что к учреждениям дошкольного воспитания относятся детские сады, ясли, ясли-сады (комбинаты), детские площадки.
Судом апелляционной инстанции правильно применены нормы права и в отношении спорных периодов работы истца в общеобразовательной автономной некоммерческой организации "Образовательный комплекс школа-сад "Наша школа").
Пунктом 3 ст. 50 Гражданского кодекса Российской Федерации определены организационно-правовые формы юридических лиц, являющихся некоммерческими организациями, к числу которых отнесены в том числе учреждения.
Согласно ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 5 мая 2014 г. N 99-ФЗ "О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" и на момент осуществления Ш.Н.Г. педагогической деятельности в Негосударственном образовательном учреждении полного общего образования комплекс школа сад "Наша школа", которое впоследствии реорганизовано в Общеобразовательную автономную некоммерческую организацию "Образовательный комплекс школа-сад "Наша школа") учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение).
В соответствии с п. 1 ст. 123.21 Гражданского кодекса Российской Федерации (в действующей редакции) учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Учредитель является собственником имущества созданного им учреждения. На имущество, закрепленное собственником за учреждением и приобретенное учреждением по иным основаниям, оно приобретает право оперативного управления в соответствии с названным кодексом.
Учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное учреждение, муниципальное учреждение).
Законом Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании", действовавшим в спорные периоды педагогической деятельности Ш.Н.Г, было установлено, что образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников (п. 1 ст. 12 названного закона).
Согласно п. 3 ст. 12 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" образовательные учреждения по своим организационно-правовым формам могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными, общественных и религиозных организаций).
Аналогичные положения закреплены в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", вступившем в силу с 1 сентября 2013 г, в ч. 1 ст. 22 которого установлено, что образовательная организация создается в форме, установленной гражданским законодательством для некоммерческих организаций.
При этом образовательная организация в зависимости от того, кем она создана, является государственной, муниципальной или частной (ч. 4 ст. 22 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"), Исходя из системного толкования приведенных нормативных положений образовательная организация является некоммерческой организацией и может создаваться в организационно-правовых формах, установленных гражданским законодательством для некоммерческих организаций, которое в зависимости от того, кем оно создано, может быть государственным, муниципальным или частным.
Из Списка, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, следует, что в качестве видов учреждений в него включены: "общеобразовательные учреждения", "школы всех наименований".
Судами правильно принято во внимание, что по результатам проведенной пенсионным органом проверки факта льготной работы истца в ОДНО "Образовательный комплекс школа-сад "Наша школа" был составлен акт от 19 июня 2020 г, подтверждающий, что согласно Уставу, организация осуществляет образовательный процесс и реализует образовательные программы по следующим направлениям: "дошкольное образование", "начальное общее образование", "основное общее образование", "среднее (полное) общее образование", "дополнительное образование" и по типу относится к общеобразовательным учреждениям.
Доводы кассатора о том, что периоды работы в образовательном комплексе школа-сад "Наша Школа" согласно сведениям персонифицированного учета до 13 августа 2018 г. не были отнесены работодателем к работе, дающей право на досрочное назначение пенсии, были предметом правовой оценки суда апелляционной инстанции, который отклонил указанные доводы, указав, что основанием для исключения данного периода из специального стажа истца согласно решению пенсионного органа послужило отсутствие в соответствующем Списке наименование учреждения "образовательный комплекс "школа-сад", что не является законным. При этом некорректное предоставление работодателем сведений не может служить основанием для отказа во включении в подсчет специального стажа истца спорных периодов, поскольку право истца на пенсионное обеспечение не может быть ограничено недобросовестными действиями работодателя.
Установив, что общий специальный стаж истца, с учетом периодов, зачтенных судом, составляет 25 лет 02 месяца 11 дней на дату обращения в пенсионный орган - 22 ноября 2019 г, суды пришли к правильному выводу, о том, что право истца на указанную пенсию возникло не позднее 11 сентября 2019 г. Учитывая положения ч. 1.1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013г. N 400-ФЗ, ч. 3 ст.10 Федерального закона от 3 октября 2018 г. N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий", согласно которым для лиц, которые в период с 1 января 2019 г. по 31 декабря 2020 г. приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может быть назначена на шесть месяцев раньше сроков, предусмотренных Приложением 7 (не ранее чем через 12 месяцев со дня возникновения права на страховую пенсию по старости) к указанному Федеральному закону, суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции о том, что пенсия подлежит назначению с 11 марта 2020 г. (11 сентября 2019 + 6 месяцев).
Доводы кассатора повторяют доводы апелляционной жалобы, были предметом правовой оценки суда апелляционной инстанции, основаны на ошибочном толковании пенсионным органом норм материального права.
Вопреки доводам кассационной жалобы, материальный закон при рассмотрении настоящего дела применен судами верно, указаний на нарушения норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием к отмене судебных актов, кассационная жалоба не содержит. Правом давать иную оценку собранным по делу доказательствам, а также обстоятельствам, на которые заявитель ссылается в своей кассационной жалобе в обоснование позиции, суд кассационной инстанции не наделен в силу императивного запрета, содержащегося в ч. 3 ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу о том, что оснований для отмены судебных постановлений по доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Центрального районного суда г. Новосибирска от 10 февраля 2022 г, с учетом определения суда от 25 февраля 2022 г. об исправлении описки, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 12 мая 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Новосибирской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.