Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лавник М.В, судей Гусева Д.А, Леонтьевой Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-68/2022 (УИД 55RS0003-01-2021-006799-73) по иску Чудиновой Валентины Геннадьевны к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Омской области о возложении обязанности включить в специальный стаж периоды работы, назначении досрочной страховой пенсии по старости, по кассационной жалобе Чудиновой Валентины Геннадьевны на решение Ленинского районного суда г. Омска от 19 января 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 5 мая 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Гусева Д.А, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Чудинова Валентина Геннадьевна (далее по тексту - Чудинова В.Г, истец) обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском административном округе г. Омска (далее также - ответчик) о возложении обязанности включить в специальный стаж периоды работы, дающие право на назначение страховой пенсии по старости, назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Требования мотивированы тем, что в июле 2021 г. истец обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
Решением УПФР в Ленинском административном округе г. Омска от 22 июля 2021 г. N N в установлении пенсии отказано в связи с отсутствием необходимого специального стажа на соответствующих видах работ. Специальный стаж определен 27 лет 1 месяц 22 дня, при этом в специальный стаж не включены периоды 31 декабря 1999 г, с 6 декабря 2000 г. по 12 декабря 2000 г, с 1 января 2001 г. по 12 января 2021 г, с 20 февраля 2018 г. по 4 марта 2018 г, с 14 апреля 2018 г. по 26 августа 2018 г, с 10 сентября 2018 г. по 31 декабря 2020 г. Полагает исключение указанных периодов незаконным и нарушающим ее права, поскольку в данные периоды времени она осуществляла медицинскую деятельность в должности медицинской сестры различных учреждений здравоохранения. В настоящее время продолжает работать в должности главной медицинской сестры БУЗОО "Детский санаторий N 2", ее должностные обязанности напрямую связаны с организацией медицинской деятельности учреждения.
Просила обязать ответчика включить в ее специальный стаж периоды 31 декабря 1999 г, с 6 декабря 2000 г. по 12 декабря 2000 г, с 1 января 2001 г. по 12 января 2001 г. в ГУЗ Отделенческая клиническая больница на станции Омск-Пассажирский Федерального государственного унитарного предприятия Западно-Сибирской железной дороги МПС РФ, с 20 февраля 2018 г. по 4 марта 2018 г, с 14 апреля 2018 г. по 26 августа 2018 г, с 10 сентября 2018 г. по 31 декабря 2020 г. в БУЗОО "Детский санаторий N 1", БУЗОО "Детский санаторий N 2", признать право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения с момента наступления права, обязать ответчика назначить досрочную страховую пенсию по старости с момента наступления права, взыскать государственную пошлину.
В ходе рассмотрения дела в связи с реорганизацией ответчика с согласия истца произведена замена Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском административном округе г. Омска на его правопреемником Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Омской области (далее по тексту - ОПФР по Омской области, ответчик).
Решением Ленинского районного суда г. Омска от 19 января 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 5 мая 2022 г, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, Чудинова В.Г. просит отменить решение Ленинского районного суда г. Омска от 19 января 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 5 мая 2022 г.
Относительно доводов кассационной жалобы письменных возражений не представлено.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, своевременно и надлежащим образом извещенные о дне, времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились, сведений об уважительных причинах неявки суду не сообщили.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает кассационную жалобу подлежащей оставлению без удовлетворения по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для признания выводов судов первой и апелляционной инстанций незаконными.
Право на социальное обеспечение по возрасту относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется статьей 39 Конституции Российской Федерации. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее по тексту - Федеральный закон "О страховых пенсиях"), вступившим в силу с 1 января 2015 г.
Согласно статье 2 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом. Изменение условий назначения страховых пенсий, норм установления страховых пенсий и порядка выплаты страховых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений в настоящий Федеральный закон.
В силу части 1 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда. При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
Согласно пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций и следует из материалов дела, Чудинова В.Г, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратилась в Государственное учреждение - УПФР в Ленинском административном округе г. Омска 12 июля 2021 г. с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании пункта 20 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Решением УПФР в Ленинском административном округе г. Омска от 22 июля 2021 г. N Чудиновой В.Г. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого специального стажа.
Продолжительность учтенного ответчиком специального стажа с учетом постановления Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 составила 24 года 1 месяц 22 дня, с учетом постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 г. N 2-П - 27 лет 1 месяц 22 дня.
При этом в стаж на соответствующих видах работ не были включены периоды работы, в том числе 31 декабря 1999 г, с 6 декабря 2000 г. по 12 декабря 2000 г, с 1 января 2001 г. по 12 января 2001 г, с 20 февраля 2018 г. по 4 марта 2018 г, с 14 апреля 2018 г. по 26 августа 2018 г, с 10 сентября 2018 г. по 31 декабря 2020 г. в связи с отсутствием подтверждения работодателями кода льготного стажа в индивидуальном лицевом счете истца.
В свою очередь Чудинова В.Г. настаивала на включении спорных периодов работы в специальный стаж, просила признать за ней право и обязать ответчика назначить досрочную страховую пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения с момента наступления права.
Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении в части включения в специальный стаж периодов без кода льготы 31 декабря 1999 г, с 6 декабря 2000 г. по 12 декабря 2000 г, с 1 января 2001 г. по 12 января 2001 г. в ГУЗ Отделенческая клиническая больница на станции Омск-Пассажирский Федерального государственного унитарного предприятия Западно-Сибирской железной дороги МПС РФ, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для включения спорных периодов в специальный стаж истца.
Суд апелляционной инстанции, проверяя законность и обоснованность принятого по делу решения, согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Оснований не соглашаться с выводами судов первой и апелляционной инстанций у судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не имеется, поскольку они подробно и обстоятельно мотивированы, должным образом отражены в обжалуемых судебных актах, постановлены в соответствии с правильно установленными фактическими обстоятельствами дела, верной оценкой собранных по делу доказательств, основаны на правильном применении норм права, регулирующих возникшие отношения, и на имеющихся в деле доказательствах, которым суды дали оценку в соответствии с требованиям статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из положений статьи 14 Федерального закона "О страховых пенсиях" при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1).
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2).
Согласно положениям статьи Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" целями индивидуального (персонифицированного) учета являются, в том числе, создание условий для назначения страховых и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении; создание информационной базы для реализации и совершенствования пенсионного законодательства Российской Федерации, для назначения страховых и накопительной пенсий на основе страхового стажа застрахованных лиц и их страховых взносов, а также для оценки обязательств перед застрахованными лицами по выплате страховых и накопительной пенсий, срочной пенсионной выплаты, единовременной выплаты средств пенсионных накоплений (абзацы 1-3).
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.
Согласно статье 8.1 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о зарегистрированных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии со статьей 28 Федерального закона "О страховых пенсиях" физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Исходя из изложенного, по общему правилу периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. При этом работодатели несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, а также несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
В случае возникновении спора о периодах работы, подлежащих включению в страховой стаж, назначения страховой пенсии по старости, порядке исчисления этого стажа, сведения о наличии такого стажа могут быть подтверждены в судебном порядке с представлением доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В трудовой книжке истца имеются следующие записи о спорных периодах работы в Отделенческой клинической больнице на станции Омск Западно-Сибирской железной дороги: 1 августа 1995 г. принята в урологическое отделение медсестрой; 24 мая 1999 г. присвоена вторая квалификационная категория по сестринскому делу; 7 октября 1999 г. Отделенческая клиническая больница на станции Омск Западно-Сибирской железной дороги переименована в Государственное учреждение Отделенческая клиническая больница на станции Омск Западно-Сибирской железной дороги; 5 августа 2002 г. Государственное учреждение Отделенческая клиническая больница на станции Омск Западно-Сибирской железной дороги переименована в Государственное учреждение здравоохранения Отделенческая клиническая больница на станции Омск-Пассажирский Федеральное государственное унитарное предприятие Западно-Сибирской железной дороги МПС РФ; 17 января 2000 г. переведена старшей медсестрой урологического отделения; 16 октября 2003 г. присвоена первая квалификационная категория по сестринскому делу; 9 апреля 2004 г. присвоена высшая квалификационная категория по сестринскому делу; 28 февраля 2005 г. уволена переводом в Негосударственное учреждение здравоохранения Отделенческая клиническая больница на станции Омск-Пассажирский ОАО "РЖД", пункт 5 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации.
Как следует из выписки из индивидуального лицевого счета, Чудинова В.Г. зарегистрирована в системе обязательного пенсионного страхования 28 октября 1999 г, соответственно, спорные периоды работы истца имеют место после ее регистрации как застрахованного лица, в связи с чем для зачета данных периодов в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, они должны подтверждаться сведениями индивидуального лицевого счета (часть 2 статьи 14 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Спорные периоды работы истца 31 декабря 1999 г, с 6 декабря 2000 г. по 12 декабря 2000 г, с 1 января 2001 г. по 12 января 2001 г, сведения о которых работодатель предоставил без указания кода льготы, могут быть включены в специальный стаж только при условии доказанности недостоверности данных сведений.
В материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о недостоверности предоставленных работодателем сведений относительно спорных периодов работы, отсутствуют какие-либо документы, подтверждающие выполнение истцом работы в спорные периоды постоянно в течение полного рабочего дня в качестве медицинской сестры.
Согласно архивной справке филиала ОАО "РЖД" Западно-Сибирской железной дороги от 7 ноября 2018 г. о подтверждении трудового стажа за 1995 - 2005 годы Чудинова В.Г. принята медицинской сестрой в урологическое отделение с 1 августа 1995 г, переведена старшей медсестрой урологического отделения с 17 января 2000 г, уволена переводом в Негосударственное учреждение здравоохранение Отделенческая клиническая больница на станции Омск-Пассажирский ОАО "РЖД" 28 февраля 2005 г, пункт 5 статьи 77 КЗоТ РСФСР. Приказ от 28 февраля 2005 г. N.
В карточках учета заработной платы за 1992 - 1998 годы Чудиновой В.Г. сведений о периодах работы, не подлежащих включению в специальный трудовой стаж, не имеется, с 1 января 1999 г. - все отвлечения по данным индивидуального персонифицированного учета.
В ответ на запрос суда апелляционной инстанции филиалом ОАО "РЖД" Западно-Сибирская железная дорога представлены: личная карточка формы Т-2, лицевые счета за 1998-1999 годы, 2000-2001 годы и расчетные листы за декабрь 1999 года, декабрь 2000 года и январь, февраль 2001 года. Дополнительно также сообщено, что табеля учета рабочего времени за период с 1999 год по 2001 год на хранение в отдел архивов ст. Омск не поступали. Других документов, свидетельствующих об освобождении Чудиновой В.Г. от исполнения трудовых обязанностей в декабре 1999 года, с декабря 2000 года по февраль 2000 года, в архиве не имеется.
Из представленных по запросу суда документов (личной карточки формы Т-2, лицевых счетов за 1998-1999 годы, 2000-2001 годы и расчетных листов за декабрь 1999 года, декабрь 2000 года и январь, февраль 2001 года), не усматриваются причины неисполнения Чудиновой В.Г. трудовых обязанностей 31 декабря 1999 г, с 6 декабря 2000 г. по 12 декабря 2000 г, с 1 января 2001 г. по 12 января 2001 г.
В ходе рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции 20 апреля 2022 г. истец пояснила, что в периоды 31 декабря 1999 г, с 6 декабря 2000 г. по 12 декабря 2000 г, с 1 января 2001 г. по 12 января 2001 г. в командировки не направлялась, в отпуске не находилась, больничного не было, перевода на другую работу не было. Из пояснений представителя истца следует, что 31 декабря 1999 г, с 1 января 2001 г. по 12 января 2001 г. у истца был отпуск без сохранения заработной платы. В отношении периода с 6 декабря 2000 г. по 12 декабря 2000 г. пояснения сторона истца дать не смогла.
С учетом изложенного следует признать обоснованными выводы судов первой и апелляционной инстанций об отсутствии правовых оснований для зачета в специальный стаж Чудиновой В.Г. периодов 31 декабря 1999 г, с 6 декабря 2000 г. по 12 декабря 2000 г, с 1 января 2001 г. по 12 января 2001 г.
Разрешая требования о включении в специальный стаж периодов работы с 20 февраля 2018 г. по 4 марта 2018 г, с 14 апреля 2018 г. по 26 августа 2018 г, с 10 сентября 2018 г. по 14 марта 2019 г. в БУЗОО "Детский санаторий N 1", с 15 марта 2019 г. по 31 декабря 2020 г. в БУЗОО "Детский санаторий N 2", суд первой инстанции пришел к выводу, с которым согласился суд апелляционной инстанции, что работа истца не подлежит включению в специальный стаж, так как названные санатории не имеют ни одного из прямо предусмотренных Списками санаториев профиля работы, с которыми законодатель после 1 ноября 1999 г. связывает возможность назначения медицинским сестрам досрочной страховой пенсии по старости.
Оснований не соглашаться в указанной части с выводами судов первой и апелляционной инстанций у судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не имеется.
В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях" Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".
Согласно подпункту "н" пункта 1 данного постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения применяются:
- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
- Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
- Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
Из приведенных нормативных положений следует, что право на назначение досрочной страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие, в том числе в городах, не менее 30 лет лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
Согласно действовавшему до 1 ноября 1999 г. правовому регулированию (постановление Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464) в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений засчитывались все виды лечебной и иной работы по охране здоровья населения в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных прилагаемым Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций) (абзац 5 пункта 2 постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464).
В Списке профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденном постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464, были поименованы врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности, а также врачи и средний медицинский персонал, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью.
С 1 ноября 1999 г. был введен в действие новый Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066.
Этим списком к учреждениям здравоохранения, работа в которых дает право на пенсию по выслуге лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, были отнесены, в частности, санатории (курорты) (в том числе детские) для лечения туберкулеза всех форм, для больных с последствиями полиомиелита, для гематологических больных, для лечения больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата, для больных ревматизмом, психоневрологические (пункт 21 Списка, раздел "Наименование учреждений"), к должностям - должность медицинской сестры.
Аналогичное правовое регулирование предусмотрено и пунктом 21 раздела "Наименования учреждений" Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781.
Приведенное правовое регулирование спорные отношения свидетельствует о том, что с 1 ноября 1999 г. только медицинским работникам, работающим в санаториях определенного профиля, поименованного в указанных списках, периоды такой работы включаются в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
Таким образом, с 1 ноября 1999 г. изменилось правовое регулирование пенсионного обеспечения медицинских работников санаториев (курортов), которое стало предусматривать включение в стаж, дающий право на назначение пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, работу в том числе медицинских сестер в санаториях (курортах) только определенного профиля - для лечения туберкулеза всех форм, для больных с последствиями полиомиелита, для гематологических больных, для лечения больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата, для больных ревматизмом, психоневрологических больных. Работа по медицинским специальностям в санаториях (курортах) иных, помимо перечисленных в указанном перечне профилей, после принятия постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066, а именно после 1 ноября 1999 г, не включается в стаж, дающий право на назначение пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения.
Как следует из материалов дела, в период с 20 февраля 2018 г. по 14 марта 2019 г. Чудинова В.Н. осуществляла трудовую деятельность в качестве старшей медицинской сестры общебольничного персонала в БУЗОО "Детский санаторий N 1", с 15 марта 2019 г. по настоящее осуществляет трудовую деятельность в качестве главной медицинской сестры БУЗОО "Детский санаторий N 2".
Периоды работы с 20 февраля 2018 г. по 4 марта 2018 г, с 14 апреля 2018 г. по 26 августа 2018 г. и с 10 сентября 2018 г. по 31 декабря 2020 г. включены ответчиком в страховой стаж истца.
Сведения о наличии условий для досрочного назначения страховой пенсии (код льготы) выписка не содержит.
В соответствии с пунктом 5.2.11.15 приложения к приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 6 августа 2007 г. N 522 "О ведении государственного реестра курортного фонда Российской Федерации" медицинская специализация (профиль) санатория определяется в соответствии с приложением к лицензии на медицинскую деятельность.
Из представленной лицензии от 7 декабря 2017 г. N ЛО-55-01-002229 следует, что БУЗОО "Детский санаторий N 1" предоставлено право на осуществление медицинской деятельности согласно приложению.
Из приложения N 1 к названной лицензии следует, что в номенклатуру работ и услуг включены: при оказании первичной, в том числе доврачебной, врачебной и специализированной, медико-санитарной помощи организуются и выполняются следующие работы (услуги): при оказании первичной доврачебной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по лечебной физкультуре, медицинскому массажу, организации сестринского дела, сестринскому делу в педиатрии, физиотерапии; при оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении организуются и выполняются работы (услуги) по организации здравоохранения и общественному здоровью, педиатрии, физиотерапии.
24 октября 2016 г. БУЗОО "Детский санаторий N 2" выдана лицензия на осуществление медицинской деятельности N ЛО-55-01-002032.
В перечень работ (услуг), выполняемых (оказываемых) в составе лицензируемого вида деятельности включены: при оказании первичной, в том числе доврачебной, врачебной и специализированной, медико-санитарной помощи организуются и выполняются следующие работы (услуги): при оказании первичной доврачебной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по лечебной физкультуре, медицинскому массажу, организации сестринского дела, сестринскому делу в педиатрии, физиотерапии; при оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении организуются и выполняются работы (услуги) по организации здравоохранения и общественному здоровью, педиатрии, физиотерапии.
Таким образом, БУЗОО "Детский санаторий N 1", БУЗОО "Детский санаторий N 2" не имеют профили деятельности, перечисленные в пункте 21 списка, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781.
С учетом изложенного, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для включения периодов работы в БУЗОО "Детский санаторий N 1", БУЗОО "Детский санаторий N 2" в специальный стаж истца.
Не могут быть приняты во внимание доводы кассационной жалобы Чудиновой В.Г. о том, что в настоящее время она работает в должности главной медицинской сестры БУЗОО "Детский санаторий N 2", должностные обязанности напрямую связаны с организацией медицинской деятельности учреждения, поскольку право на назначение досрочной страховой пенсии по старости связывается не с любой работой, а лишь с такой, при выполнении которой организм работника подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером профессиональной деятельности.
Таким образом, само по себе занятие медицинской деятельностью не дает права на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с медицинской деятельностью, в данном случае необходимым условием является то, чтобы этот вид деятельности был предусмотрен соответствующими Списками.
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу об отсутствии у Чудиновой В.Г. права на назначение досрочной страховой пенсии по старости ввиду отсутствия оснований для включения спорных периодов в специальный стаж лечебной деятельности.
Не влекут отмену оспариваемых судебных актов доводы кассационной жалобы с указанием на пункт 1 постановления Правительства Российской Федерации от 21 января 2002 г. г. N 30 "О реализации федеральных законов "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" по следующим основания.
В соответствии с пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 21 января 2002 г. N 30 "О реализации федеральных законов "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" нормативные правовые акты Российской Федерации, определяющие порядок реализации прав на пенсионное обеспечение и условия пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан, принятые до вступления в силу вышеуказанных законов, применяются в части, им не противоречащей.
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 29 января 2004 г. N 2-П со ссылкой на постановление от 24 мая 2001 г. N 8-П и определение от 5 ноября 2002 г. N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
В этой связи в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, т.е. до 1 января 2002 г, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства, действовавшего на момент приобретения права.
Учитывая, что периоды работы в БУЗОО "Детский санаторий N 1", БУЗОО "Детский санаторий N 2" протекали после 1 января 2002 г, суды первой и апелляционной инстанций правомерно применили к возникшим правоотношениям Список от 29 октября 2002 г. N 781.
Являются несостоятельными доводы Чудиновой В.Г. о наличие у нее необходимого стажа для назначения пенсии досрочно в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", поскольку требуемый стаж у Чудиновой В.Г. отсутствует.
Кроме того, положения пункта 2 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" также предусматривали, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 названной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" были утверждены правила, которые регулируют порядок исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Именно вышеуказанное постановление Правительства Российской Федерации предусматривает возможность включения в специальный стаж лечебной деятельности работу в санаториях соответствующего типа или профиля.
Приведенные в кассационной жалобе доводы, по сути, выражают несогласие с выводами судов, эти доводы не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судами при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебных постановлений, влияли на их обоснованность и законность, либо опровергали выводы судов первой и апелляционной инстанций, не свидетельствуют о том, что при рассмотрении дела судами были допущены нарушения, влекущие отмену вынесенных судебных постановлений в кассационном порядке, направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых ими доказательств, что в силу статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
На недопустимость судом кассационной инстанции устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанций, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими, а также исследовать новые доказательства указано в пункте 36 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 г. N 17 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции".
Согласно разъяснению, содержащемуся в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 г. N 17 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции", производство в суде кассационной инстанции предназначено для проверки законности вступивших в законную силу судебных постановлений, установления правильности применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судебными инстанциями в ходе предшествующего рассмотрения дела.
Решение вопроса исследования и оценки доказательств, установление фактических обстоятельств дела отнесено к компетенции судов первой и апелляционной инстанций, поэтому связанные с ним доводы заявителя подлежат отклонению.
Одним из принципов верховенства права является принцип правовой определенности, который предусматривает недопустимость пересмотра окончательного решения суда исключительно в целях проведения повторного слушания по делу и постановления нового решения. Пересмотр окончательного решения суда возможен лишь с целью исправления судебных ошибок при неправильном применении правовых норм. Отклонение от данного принципа допустимо исключительно при наличии существенных и неоспоримых обстоятельств. Указанные обстоятельства заявителем в кассационной жалобе не приведены.
Юридически значимые обстоятельства дела судами первой и апелляционной инстанций определены правильно, выводы судов должным образом мотивированы и основаны на установленных фактических обстоятельствах дела, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права.
Поскольку судами первой и апелляционной инстанций материальный закон применен и истолкован правильно, нарушений процессуального права не допущено, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ленинского районного суда г. Омска от 19 января 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 5 мая 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Чудиновой Валентины Геннадьевны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.