Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лавник М.В, судей Гусева Д.А, Новожиловой И.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-205/2022 (УИД 42RS0013-01-2021-004712-18) по иску Воробьевой Ирины Николаевны к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу об оспаривании решения об отказе в установлении досрочной страховой пенсии по старости, возложении обязанности по включению периодов работы в специальный страховой стаж, назначении досрочной страховой пенсии по старости, по кассационной жалобе Воробьевой Ирины Николаевны на решение Междуреченского городского суда Кемеровской области от 2 февраля 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 16 июня 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Гусева Д.А, объяснения участвующих в судебном заседании Восьмого кассационного суда общей юрисдикции посредством видеоконференц-связи истца Воробьевой И.Н. и ее представителя Левченко И.И, поддержавших доводы и требования кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Воробьева Ирина Николаевна (далее по тексту - Воробьева И.Н, истец) обратилась суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Междуреченске Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное), (далее по тексту - УПФР в г. Междуреченске Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное), ответчик) о признании решения об отказе в установлении пенсии незаконным, включении периодов работы в стаж на соответствующих видах работ, с учетом работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, назначении досрочной страховой пенсии по старости, взыскании судебных расходов.
Требования мотивированы тем, что 16 июля 2021 г. Воробьева И.Н. обратилась в УПФР в г. Междуреченске Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости.
Решением УПФР в г. Междуреченске Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) от 15 сентября 2021 г. N истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по пункту 6 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" ввиду отсутствия требуемого стажа на соответствующих видах работ (10 лет).
Истец с таким решением не согласна, считает его незаконным и необоснованным, нарушающим ее право на своевременное установление и назначение досрочной пенсии.
Просила признать решение УПФР в г. Междуреченске Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) от 15 сентября 2021 г. N незаконным, обязать ответчика включить в специальный стаж по Списку N2 из расчета год работы за один год и шесть месяцев периоды работы:
- с 29 июня 1988 г. по 19 августа 1988 г. в качестве рабочей на геофизических работах Таежного производственного объединения полевой партии N 100 (местность Крайнего Севера);
- с 5 сентября 1990 г. по 3 ноября 1992 г. в качестве геолога Тындинской геологоразведочной экспедиции ПГО "Таежгеология" (местность, приравненная к районам Крайнего Севера);
- с 4 ноября 1992 г. по 6 сентября 1993 г. в качестве геолога полевой партии N 104 Тындинской геологоразведочной экспедиции ГГП "Амургеология" (местность, приравненная к районам Крайнего Севера);
- обязать ответчика назначить истцу досрочную страховую пенсию по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 22 июля 2021 г.
Определением Междуреченского городского суда от 23 ноября 2021 г. произведена замена ненадлежащего ответчика Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Междуреченске Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) на надлежащего - Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу (далее по тексту - ОПФР по Кемеровской области - Кузбассу).
Решением Междуреченского городского суда Кемеровской области от 2 февраля 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 16 июня 2022 г, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, Воробьева И.Н. просит отменить решение Междуреченского городского суда Кемеровской области от 2 февраля 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 16 июня 2022 г.
Относительно доводов кассационной жалобы письменных возражений не представлено.
Истец Воробьева И.Н. и ее представитель - адвокат Левченко И.И, действующая по ордеру от 6 октября 2022 г, участвующие в судебном заседании Восьмого кассационного суда общей юрисдикции посредством видеоконференц-связи, доводы и требования кассационной жалобы поддержали, просили кассационную жалобу удовлетворить.
Представитель ответчика ОПФР по Кемеровской области - Кузбассу своевременно и надлежащим образом извещенный о дне, времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, в судебное заседание не явился, сведений об уважительных причинах неявки суду не сообщил.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося представителя ответчика.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает кассационную жалобу подлежащей оставлению без удовлетворения по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для признания выводов судов первой и апелляционной инстанций незаконными.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее по тексту - Федеральный закон "О страховых пенсиях"), вступившим в силу с 1 января 2015 г.
Согласно статье 2 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом. Изменение условий назначения страховых пенсий, норм установления страховых пенсий и порядка выплаты страховых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений в настоящий Федеральный закон.
В силу части 1 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда. При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 г, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в экспедициях, партиях, отрядах, на участках и в бригадах непосредственно на полевых геолого-разведочных, поисковых, топографо-геодезических, геофизических, гидрографических, гидрологических, лесоустроительных и изыскательских работах и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций и следует из материалов дела, истец Воробьева И.Н, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, 16 июля 2021 г. обратилась в УПФР в г. Междуреченске Кемеровской области-Кузбасса (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости.
При этом судами обоснованно отмечено, что в заявлении от 16 июля 2021 г. истцом не было указано правовое основание для назначения пенсии.
Рассмотрев представленные документы, УПФР в г. Междуреченске Кемеровской области-Кузбасса (межрайонное) приняло решение об отказе в установлении пенсии по пункту 6 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", определив, что на дату обращения страховой стаж Воробьевой И.Н. составил 30 лет 6 месяцев, стаж на соответствующих видах работ по пункту 6 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" - 5 месяцев 18 дней.
В связи с тем, что в оспариваемом решении пенсионного фонда некорректно указаны периоды работы истца, не включенные в специальный стаж, а также не указаны периоды работы, включенные в специальный стаж, судом апелляционной инстанции был направлен запрос в адрес ответчика и получены следующие разъяснения.
В стаж по пункту 6 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" были засчитаны следующие периоды работы истца:
- с 7 июля 1988 г. по 19 августа 1988 г. (1 месяц 13 дней - в льготном исчислении 2 месяца 5 дней) - в качестве рабочей на геофизических работах в Таежном производственном геологическом объединении "Таежгеология" в полевой партии N100 (район Крайнего Севера);
- с 12 мая 1989 г. по 25 августа 1989 г. (3 месяца 14 дней) - в качестве рабочей на поисково-съемочных работах в ПГО "Волковгеология" Министерства геологии СССР.
Не засчитаны в стаж по пункту 6 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" следующие периоды работы истца:
- с 29 июня 1988 г. по 6 июля 1988 г. (а не по 19 августа 1988 г, как указано в решении УПФР) - 8 дней в качестве рабочей на геофизических работах в Таежном производственном объединении (ПГО "Таежгеология") полевой партии N100 (район Крайнего Севера), так как документально не подтверждена занятость на полевых геологоразведочных работах;
- с 5 сентября 1990 г. по 6 сентября 1993 г. (3 года 2 дня) - в качестве геолога в Тындинской геологоразведочной экспедиции ПГО "Таежгеология" и Тындинской Геологоразведочной экспедиции ГГП "Амургеология" (местность, приравненная к районам Крайнего Севера), так как документально не подтверждена занятость на полевых геологоразведочных работах.
Из представленной по запросу суда апелляционной инстанции выписки сведений индивидуального лицевого счета, сведения о работе истца в региональной базе данных значатся с 1 января 1998 г.
Из копии диплома серии N N следует, что Воробьева И.Н. окончила Томский политехнический институт, имеет специальность "Геологическая съемка, поиски и разведка месторождений полезных ископаемых".
Записями в трудовой книжке истца подтверждается, что Воробьева (ранее - П.) И.Н. с 29 июня 1988 г. зачислена рабочей на геофизических работах 4 разряда Таежного производственного объединения полевой партии N 100 в местности Крайнего Севера, 7 июля 1988 г. выехала на полевые работы, 19 августа 1988 г. выехала с полевых работ, 19 августа 1988 г. уволена в связи с окончанием производственной практики; с 5 сентября 1990 г. зачислена после окончания института геологом Тындинской геологоразведочной экспедиции ПГО "Таежгеология", в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, уволена 3 ноября 1992 г. в связи с ликвидацией предприятия; с 4 ноября 1992 г. принята геологом полевой партии N 104 Тындинской геологоразведочной экспедиции ГГП "Амургеология", откуда уволена 6 сентября 1993 г. по собственному желанию, по уходу за ребенком до 14-летнего возраста.
Разрешая спор, суд первой инстанции, оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности, пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.
Суд апелляционной инстанции, проверяя законность и обоснованность принятого по делу решения, согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Оснований не соглашаться с выводами судов первой и апелляционной инстанций у судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не имеется, поскольку они подробно и обстоятельно мотивированы, должным образом отражены в обжалуемых судебных актах, постановлены в соответствии с правильно установленными фактическими обстоятельствами дела, верной оценкой собранных по делу доказательств, основаны на правильном применении норм права, регулирующих возникшие отношения, и на имеющихся в деле доказательствах, которым суды дали оценку в соответствии с требованиям статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях" Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее по тексту - постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665).
В соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее по тексту - Правила N 516).
Пунктом 7 Правил N 516 предусмотрено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с полевыми геологоразведочными, поисковыми, топографо-геодезическими, геофизическими, гидрографическими, гидрологическими, лесоустроительными и изыскательскими работами в экспедициях, партиях, отрядах, на участках и в бригадах периоды указанных работ непосредственно в полевых условиях учитываются в следующем порядке: работа от 6 месяцев до одного года - как один год; работа менее 6 месяцев - по фактической продолжительности.
Таким образом, юридически значимыми при определении права на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года "О страховых пенсиях" являются факторы, которые необходимо подтверждать работодателю или застрахованному лицу соответствующими документами: занятость на выполнении геологоразведочных, поисковых, топографо-геодезических, геофизических, гидрографических, гидрологических, лесоустроительных и изыскательских работах; непосредственное выполнение полевых работ; выполнение вышеуказанных работ в составе экспедиции, партии, отряде, на участках и в бригадах.
Поскольку записями в трудовой книжке, а также представленными истцом архивными справками АО "Росгеология" не подтверждается занятость истца на полевых геологоразведочных работах в период с 29 июня 1988 г. по 6 июля 1988 г. в качестве рабочей на геофизических работах в Таежном производственном объединении (ПГО "Таежгеология") полевой партии N 100 (район Крайнего Севера), а также в период с 5 сентября 1990 г. по 6 сентября 1993 г. (3 года 2 дня) - в качестве геолога в Тындинской геологоразведочной экспедиции ПГО "Таежгеология" и Тындинской Геологоразведочной экспедиции ГГП "Амургеология" (местность, приравненная к районам Крайнего Севера), судебные инстанции обоснованно отказали о включении указанных периодов в стаж по пункту 6 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Также суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу об отсутствии оснований для включения периодов работы, заявленных в иске, и в стаж работы по Списку N 2, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173, а также для суммирования периодов работы и назначения пенсии с уменьшением возраста.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Подпунктом "б" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 предусмотрено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, применяются:
- Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение";
- Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г.
Списком N 2 от 26 января 1991 г. раздел производства "Геологоразведочные работы" не поименован.
Списком N 2, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173 разделом II "Геологоразведочные работы (поверхностные)" предусмотрены а) Рабочие, с перечислением рабочих должностей; б) Инженерно-технические работники, к которым относятся инженерно-технические работники экспедиций, партий, отрядов, участков и полевых баз, занятые на геологоразведочных и поисковых работах.
Вопреки доводам кассационной жалобы, поскольку материалами дела, в том числе представленными архивными справками, копией трудовой книжки не подтверждается осуществление работы истцом в периоды, заявленные в иске, в качестве инженерно-технического работника экспедиций, партий, отрядов, участков и полевых баз, занятого на геологоразведочных и поисковых работах, суды пришли к обоснованному выводу об отказе во включении спорных периодов в специальный стаж по Списку N 2, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173.
В пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что при разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях (Закон СССР от 14 июля 1956 г. "О государственных пенсиях", Закон СССР от 15 мая 1990 г. "О пенсионном обеспечении граждан в СССР", Закон Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и принятые в соответствии с ними подзаконные акты).
Пунктом "е" статьи 12 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" было предусмотрено, что пенсия в связи с особыми условиями труда устанавливается мужчинам - по достижении 55 лет, женщинам - по достижении 50 лет, если они трудились соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в экспедициях, партиях, отрядах, на участках и в бригадах непосредственно на полевых геолого - разведочных, поисковых, топографо - геодезических, геофизических, гидрографических, гидрологических, лесоустроительных и изыскательских работах и имеют общий трудовой стаж, указанный в статье 10 Закона.
При этом период работы непосредственно в полевых условиях от полугода до года учитывается за год работы, менее полугода - по фактической ее продолжительности, а на сезонных работах - в соответствии со статьей 94 настоящего Закона.
Положения пункта 6 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" и пунктом "е" статьи 12 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" содержат аналогичные основания для назначения досрочной страховой пенсии по старости.
Относительно порядка исчисления стажа суды обоснованно отметили, что в соответствии с пунктом 4 Правил N 516 в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (далее именуется - стаж), засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно пункту 2 Правил N 516 при досрочном назначении гражданам трудовой пенсии по старости в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, суммируются периоды следующих работ:
работы с тяжелыми условиями труда (подпункт 2);
работа в экспедициях, партиях, отрядах, на участках и в бригадах непосредственно на полевых геолого-разведочных, поисковых, топографо-геодезических, геофизических, гидрографических, гидрологических, лесоустроительных и изыскательских работах (подпункт 6).
В силу абзаца пункта 3 Правил N 516 суммирование периодов работ, указанных в пункте 2 настоящих Правил, осуществляется в следующем порядке:
- путем прибавления к периодам работ, указанных в подпункте 2, - периодов работ, указанных в подпункте 1, а также периодов работ, указанных в подпунктах 5 - 7, 9, 12, при досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с абзацем первым подпункта 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона;
- путем прибавления к периодам работы, указанной в подпункте 6, - периодов работ, указанных в подпунктах 1, 2, 5, 7, 9, 12.
Суммирование работ, предусмотренных пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", с работами, предусмотренными пунктом 6 части 1 статьи 30 указанного Федерального закона, производится только, если в результате такого суммирования специальный стаж составит не менее 10 лет для женщин.
Снижение возраста при таком суммировании стажа не предусмотрено.
Суды первой и апелляционной инстанции обоснованно не приняли во внимание доводы истца о возможности суммирования названных периодов работы для досрочного назначения страховой пенсии по старости со снижением возраста, поскольку при таком суммировании право на досрочное назначение страховой пенсии по старости у истца не возникает.
Не влекут отмену оспариваемых судебных актов доводы кассационной жалобы о необходимости применения по вопросу суммирования стажа статьи 13 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1, а не Правил N 516, основана на неверном толковании закона.
Списком N 2 от 26 января 1991 г. раздел производства "Геологоразведочные работы" не поименован.
Согласно статье 12 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" пенсия в связи с особыми условиями труда устанавливается:
- мужчинам - по достижении 55 лет и женщинам - по достижении 50 лет, если они трудились соответственно на работах с тяжелыми условиями труда не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют общий трудовой стаж, указанный в статье 10 Закона.
Гражданам, имеющим не менее половины стажа на работах с тяжелыми условиями труда, пенсия назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 10 Закона, на один год за каждые два года и шесть месяцев такой работы мужчинам и за каждые два года такой работы женщинам (пункт "б");
- мужчинам - по достижении 55 лет, женщинам - по достижении 50 лет, если они трудились соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в экспедициях, партиях, отрядах, на участках и в бригадах непосредственно на полевых геолого-разведочных, поисковых, топографо-геодезических, геофизических, гидрографических, гидрологических, лесоустроительных и изыскательских работах и имеют общий трудовой стаж, указанный в статье 10 Закона.
При этом период работы непосредственно в полевых условиях от полугода до года учитывается за год работы, менее полугода - по фактической ее продолжительности, а на сезонных работах - в соответствии со статьей 94 настоящего Закона (пункт "е").
Порядок суммирования работ с особыми условиями труда определен статьей 13 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 ("Суммирование работ с различными условиями труда"), в основу которого положен принцип суммирования равнозначных льгот по возрасту и специальному трудовому стажу или присоединения большей льготы к меньшей льгот, т.е. к работе, перечисленной в пункте "б" статьи 12 указанного Закона присоединяется работа, указанная в пунктах "д", "е", "ж" и "и" названной статьи; к работе, перечисленной в пункте "ж", работа, указанная в пунктах "б", "д", "е" и "и", и т.д.
Как правомерно установлено судами работы, которые давали право на пенсионные льготы по действовавшему до 1 января 1992 г. Списку N 2, утвержденному постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173, и впоследствии были включены в пункты "д", "е", "ж" и "и" статьи 12 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1, не предусмотрены пунктом "б" статьи 12 указанного Закона и являются работами с одинаковыми условиями труда.
С учетом изложенного названные работы не могут суммироваться в порядке, установленном статьей 13 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1, в связи с чем даже при наличии стажа истца на геологоразведочных работах в полевых условиях до 1992 г. нельзя было бы суммировать геологоразведочные работы в полевых условиях с 1992 года в соответствии с пунктом "е" статьи 12 указанного Закона, как об этом указывает истец в кассационной жалобе.
Суммирование же к стажу работы с тяжелыми условиями труда с 1 января 2002 г. путем прибавления геологоразведочных работ (особых условий труда) возможно только, если в результате суммирования стаж работы с тяжелыми условиями труда составит не менее 10 лет для женщин (Правила N 516), тогда как данное условие в рассматриваемом случае не соблюдено.
Кроме того, поскольку, по настоящему делу не установлено оснований для включения спорных периодов работы по Списку N 2, соответственно, не имеется оснований суммировать зачтенные ответчиком периоды работы по пункту 6 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" с работой с тяжелыми условиями труда.
Приведенные в кассационной жалобе доводы, по сути, выражают несогласие с выводами судов об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований, повторяют позицию истца, изложенную суду первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, эти доводы не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судами при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебных постановлений, влияли на их обоснованность и законность, либо опровергали выводы судов первой и апелляционной инстанций, являются процессуальной позицией истца, основаны на ее субъективной оценке фактических обстоятельств дела и представленных доказательств, не свидетельствуют о том, что при рассмотрении дела судами были допущены нарушения, влекущие отмену вынесенных судебных постановлений в кассационном порядке, фактически направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых ими доказательств, что в силу статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
На недопустимость судом кассационной инстанции устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанций, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими, а также исследовать новые доказательства указано в пункте 36 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 г. N 17 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции".
Согласно разъяснению, содержащемуся в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 г. N 17 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции", производство в суде кассационной инстанции предназначено для проверки законности вступивших в законную силу судебных постановлений, установления правильности применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судебными инстанциями в ходе предшествующего рассмотрения дела.
Решение вопроса исследования и оценки доказательств, установление фактических обстоятельств дела отнесено к компетенции судов первой и апелляционной инстанций, поэтому связанные с ним доводы заявителя подлежат отклонению.
Одним из принципов верховенства права является принцип правовой определенности, который предусматривает недопустимость пересмотра окончательного решения суда исключительно в целях проведения повторного слушания по делу и постановления нового решения. Пересмотр окончательного решения суда возможен лишь с целью исправления судебных ошибок при неправильном применении правовых норм. Отклонение от данного принципа допустимо исключительно при наличии существенных и неоспоримых обстоятельств. Указанные обстоятельства заявителем в кассационной жалобе не приведены.
Юридически значимые обстоятельства дела судами первой и апелляционной инстанций определены правильно, выводы судов должным образом мотивированы и основаны на установленных фактических обстоятельствах дела, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права.
Поскольку судами первой и апелляционной инстанций материальный закон применен и истолкован правильно, нарушений процессуального права не допущено, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Междуреченского городского суда Кемеровской области от 2 февраля 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 16 июня 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Воробьевой Ирины Николаевны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.