Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лавник М.В, судей Гусева Д.А, Новожиловой И.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-3611/2021 (УИД 54RS0010-01-2021-004787-40) по иску Швыдко Натальи Геннадьевны к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Новосибирской области о включении периода службы в выслугу лет, по кассационной жалобе Швыдко Натальи Геннадьевны на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 7 июля 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Гусева Д.А, объяснения представителя Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Новосибирской области Савчук Н.С, возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Швыдко Наталья Геннадьевна (далее по тексту - Швыдко Н.Г, истец) обратилась в суд с иском к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Новосибирской области (далее по тексту - ГУ МВД России по Новосибирской области, ответчик) о возложении обязанности засчитать в стаж службы в органах внутренних дел период службы в качестве стажера в должности следователя с 1 июня 1993 г. по 14 июня 1994 г. и установить общий календарный стаж службы в органах внутренних дел в размере 15 лет 00 месяцев 24 дня.
Требования мотивированы тем, что с 1 июня 1993 г. по 24 июня 2008 г. истец проходила службу в органах внутренних дел, последняя занимаемая должность - следователь следственного отдела УВД по Октябрьскому району г. Новосибирска. 24 июня 2008 г. истец была уволена со службы по подпункту "б" статьи 19 Закона "О милиции" - по достижению предельного возраста. Согласно исчислению ответчика выслуга лет истца составляет 14 лет 00 месяцев 10 дней. Однако, ответчиком необоснованно не включен в срок службы период с 1 июня 1993 г. по 14 июня 1994 г. в качестве стажера в должности следователя, что противоречит Положению о службе в органах внутренних дел, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. N 4202-1 и постановлению Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941.
Решение Центрального районного суда г. Новосибирска от 15 декабря 2021 г. исковые требования Швыдко Н.Г. к ГУ МВД России по Новосибирской области о понуждении к включению периода службы в выслугу лет удовлетворены, на ГУ МВД России по Новосибирской области возложена обязанность включить в выслугу лет Швыдко Н.Г. в органах внутренних дел период в должности исполняющей обязанности младшего следователя с 1 июня 1993 г. по 13 июня 1994 г. и произвести перерасчет общего календарного стажа службы в органах внутренних дел, также с с ГУ МВД России по Новосибирской области в пользу Швыдко Н.Г. взысканы расходы на оказание услуг представителем в размере 20000 рублей.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 7 июля 2022 г. решение Центрального районного суда г. Новосибирска от 15 декабря 2021 г. отменено. По делу принято новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, Швыдко Н.Г. просит отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 7 июля 2022 г.
Относительно доводов кассационной жалобы письменных возражений не представлено.
В судебном заседании судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции представитель ответчика ГУ МВД России по Новосибирской области Савчук Н.С, действующая на основании доверенности от 30 декабря 2021 г, возражала против доводов и требований кассационной жалобы, просила кассационную жалобу оставить без удовлетворения.
Истец Швыдко Н.Г. своевременно и надлежащим образом извещенная о дне, времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, в судебное заседание не явилась, сведений об уважительных причинах неявки суду не сообщила.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося истца.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает кассационную жалобу подлежащей оставлению без удовлетворения по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для признания выводов суда апелляционной инстанций незаконными.
Как установлено судом апелляционной инстанции и следует из материалов дела, Швыдко Н.Г. проходила службу в органах внутренних дел с 1 июня 1993 г. по 24 июня 2008 г, что следует из послужного списка.
Последняя занимаемая должность - следователь следственного отдела при УВД по Октябрьскому району города Новосибирска.
В соответствии с приказом от 24 июня 2008 г. N N Швыдко Н.Г. была уволена по пункту "б" статьи 19 Закона Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. N 1026-1 "О милиции" (по достижении предельного возраста). Общий трудовой стаж на день увольнения составил 29 лет 6 месяцев, стаж службы в органах внутренних дел составил 14 лет 00 месяцев 7 дней.
Как следует из послужного списка, в период с 1 июня 1993 г. по 14 июня 1994 г. Швыдко Н.Г. проходила службу в должности исполняющей обязанности младшего следователя следственного отдела Заельцовского РОВД города Новосибирска.
Однако, указанный период в расчет выслуги лет в органах внутренних дел не включен.
Как следует из записей в послужном списке, в спорный период с 1 июня 1993 г. по 13 июня 1994 г, Швыдко Н.Г. являлась исполняющей обязанности младшего следователя следственного отдела РОВД Заельцовского района города Новосибирска. При этом специальное звание в указанный период не присваивалось.
Основанием для издания приказа и принятия на работу являлось личное заявление Швыдко Н.Г. от 10 марта 1993 г.
Из резолюции, наложенной на данное заявление, усматривается, что истец принимается на должность с испытательным сроком в 1 год.
Разрешая требования истца о включении периода работы в выслугу лет, обязании произвести перерасчет пенсии, суд первой инстанции исходил из норм Закона Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. N 1026-1 "О милиции", постановления Верховного Совета Российской Федерации N 4202-1 от 23 декабря 1992 года "Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации"(действующих в спорный период), и пришел к выводу о доказанности факта прохождения Швыдко Н.Г. стажировки по должности младшего следователя в период с 1 июня 1993 г. по 14 июня 1994 г.
При этом суд первой инстанции, анализируя представленные доказательства, заключение от 14 июня 1994 г. о проверке соответствия занимаемой должности по результатам испытательного срока с 1 июня 1993 г. по 13 июня 1994 г, указал в мотивировочной части решения суда, что С.Н.Г. (в настоящее время Швыдко) проходила стажировку в отделении Заельцовского РОВД с 1 июня 1993 г, и исполняла полномочия следователя: выезжала на место происшествия, производила осмотр места происшествия, допрашивала свидетелей, потерпевших, оформляла протоколы задержания в порядке статьи 122 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, предъявляла обвинение, избирала меру пресечения, заполняла статистические документы, самостоятельно расследовала уголовные дела.
Суд апелляционной инстанции обоснованно с такими выводами не согласился.
Отменяя решение суда первой инстанции и принимая новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, суд апелляционной инстанции исходил из того, что достаточных и допустимых доказательств назначения истца на должность сотрудника внутренних дел не предоставлено.
Оснований не соглашаться с выводами суда апелляционной инстанции у судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не имеется, поскольку они подробно и обстоятельно мотивированы, должным образом отражены в обжалуемом апелляционном определении, постановлены в соответствии с правильно установленными фактическими обстоятельствами дела, верной оценкой собранных по делу доказательств, основаны на правильном применении норм права, регулирующих возникшие отношения, и на имеющихся в деле доказательствах, которым суд апелляционной инстанции дал надлежащую оценку в соответствии с требованиям статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Правоотношения, связанные с поступлением на службу в органы внутренних дел, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) сотрудника органов внутренних дел регулируются Федеральным законом от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ). Вопросы прохождения службы сотрудниками полиции также регулируются нормами Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции".
В соответствии со статьей статье 34 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" служба в полиции осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, регламентирующим вопросы прохождения службы в органах внутренних дел, с учетом положений настоящего Федерального закона. Действие трудового законодательства Российской Федерации распространяется на сотрудников полиции в части, не урегулированной законодательством Российской Федерации, регламентирующим вопросы прохождения службы в органах внутренних дел, и настоящим Федеральным законом.
В силу пунктов 1 и 2 статьи 1 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ служба в органах внутренних дел - федеральная государственная служба, представляющая собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации (далее - граждане) на должностях в органах внутренних дел Российской Федерации (далее - органы внутренних дел), а также на должностях, не являющихся должностями в органах внутренних дел, в случаях и на условиях, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации. Должности в органах внутренних дел - должности сотрудников органов внутренних дел, которые учреждаются в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел (далее - федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел), его территориальных органах, подразделениях, организациях и службах.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ сотрудник органов внутренних дел - гражданин, который взял на себя обязательства по прохождению федеральной государственной службы в органах внутренних дел в должности рядового или начальствующего состава и которому в установленном настоящим Федеральным законом порядке присвоено специальное звание рядового или начальствующего состава.
Как следует из части 1 статьи 25 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" сотрудником полиции является гражданин Российской Федерации, который осуществляет служебную деятельность на должности федеральной государственной службы в органах внутренних дел и которому в установленном порядке присвоено специальное звание, предусмотренное статьей 26 настоящего Федерального закона.
В соответствии со статьей 24 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ для гражданина, поступающего на службу в органы внутренних дел, в целях проверки уровня его подготовки и соответствия должности в органах внутренних дел, на замещение которой он претендует, устанавливается испытание на срок от двух до шести месяцев, за исключением случаев, установленных частями 10 и 11 настоящей статьи. На период испытания кандидат назначается стажером на соответствующую должность в органах внутренних дел без присвоения ему специального звания. Во время испытания стажер выполняет обязанности и пользуется правами в соответствии с замещаемой должностью в органах внутренних дел и условиями трудового договора. Стажеру в период испытания не разрешаются ношение и хранение огнестрельного оружия. Запрещается использовать стажера в оперативных мероприятиях, когда может возникнуть угроза его жизни либо когда его самостоятельные действия в силу профессиональной неподготовленности могут привести к нарушению, ущемлению прав, свобод и законных интересов граждан. В период испытания стажер наряду с выполнением основных обязанностей и поручений по должности проходит индивидуальное обучение по месту службы под руководством непосредственного руководителя (начальника) и наставника из числа опытных сотрудников органов внутренних дел, назначаемого приказом уполномоченного руководителя. В период испытания осуществляется дальнейшее изучение деловых и личных качеств стажера. Срок испытания засчитывается в стаж службы в органах внутренних дел (выслугу лет).
В заявленные периоды службы истца в качестве стажера по соответствующей должности действовал Закон Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. N 1026-1 "О милиции" и Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденное постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. N 4202-1 (далее - Положение о службе).
Частью 1 статьи 17 Закона Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. N 1026-1 "О милиции" было предусмотрено, что сотрудниками милиции в Российской Федерации являются граждане Российской Федерации, состоящие на должностях рядового или начальствующего состава органов внутренних дел, которым в установленном порядке присвоены специальные звания рядового или начальствующего состава милиции.
Согласно статье 1 Положения о службе сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации являются граждане Российской Федерации, состоящие в должностях рядового и начальствующего состава органов внутренних дел или в кадрах Министерства внутренних дел Российской Федерации, которым в установленном настоящим Положением порядке присвоены специальные звания рядового и начальствующего состава органов внутренних дел.
В соответствии со статьей 12 Положения о службе для лиц, впервые поступающих на службу в органы внутренних дел, может быть установлен испытательный срок продолжительностью от трех месяцев до одного года в зависимости от уровня подготовки и должности, на которую они поступают. В этом случае кандидат назначается стажером на соответствующую должность без присвоения ему специального звания. Для лиц, впервые принимаемых на службу в милицию, испытательный срок обязателен. На время испытательного срока на стажера распространяется действие законодательства Российской Федерации о труде, а также статей 53 и 55 настоящего Положения. Испытательный срок засчитывается в стаж службы в органах внутренних дел, дающий право на выплату процентной надбавки за выслугу лет и назначение пенсии по линии Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Из приведенных нормативных положений в их системной взаимосвязи следует, что гражданин, поступивший на службу в качестве стажера по соответствующей должности, не может считаться сотрудником органов внутренних дел или сотрудником полиции (ранее - милиции) до момента назначения на должность и присвоения специального звания.
Поскольку в периоды с 1 июня 1993 г. по 24 июня 2008 г. истец Швыдко Н.Г. не была назначена на должность и ей не было присвоено специальное звание, сотрудником органов внутренних дел в указанные периоды она не являлась.
Суд апелляционной инстанции обоснованно принял во внимание, что период службы в качестве стажера по соответствующей должности является трудовой деятельностью, а не служебной, в связи с чем, к этому периоду не могут в полном объеме применяться нормы закона, регулирующие служебные отношения в органах внутренних дел, в том числе отношения, связанные с пенсионным обеспечением и расчетом выслуги лет.
Стаж службы (выслуга лет) в органах внутренних дел исчисляется в порядке, установленном статьей 38 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ.
В части 2 статьи 38 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ указаны периоды, включаемые в стаж службы (выслугу лет) в органах внутренних дел.
В соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 38 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ в стаж службы (выслугу лет) в органах внутренних дел включаются для назначения пенсии за выслугу лет - периоды, указанные в частях 2 и 3 настоящей статьи (в календарном или льготном исчислении).
Исполнение обязанностей младшего следователя в Заельцовском РУВД без указания в послужном списке и трудовой книжке сведений о стажировке по данной должности не означает занятие Швыдко Н.Г. в спорный период должности сотрудника милиции (полиции) со всеми полномочиями и обязанностями.
Положения действующего в период 1 июня 1993 г. по 13 июня 1994 г. законодательства исключают возможность включения в стаж службы в органах внутренних дел периода осуществления трудовой деятельности в качестве работника, в заявленный период истец не была назначена на должность и ей не было присвоено специальное звание, в связи с чем данный период не является служебной деятельностью.
Доводы кассационной жалобы отмену оспариваемого судебного акта не влекут, поскольку выражают несогласие с выводами суда апелляционной инстанции, направлены на иную оценку установленных по делу обстоятельств и исследованных судом доказательств, что на стадии кассационного производства по делу не представляется возможным.
На недопустимость судом кассационной инстанции устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанций, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими, а также исследовать новые доказательства указано в пункте 36 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 г. N 17 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции".
Согласно разъяснению, содержащемуся в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 г. N 17 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции", производство в суде кассационной инстанции предназначено для проверки законности вступивших в законную силу судебных постановлений, установления правильности применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судебными инстанциями в ходе предшествующего рассмотрения дела.
Решение вопроса исследования и оценки доказательств, установление фактических обстоятельств дела отнесено к компетенции судов первой и апелляционной инстанций, поэтому связанные с ним доводы заявителя подлежат отклонению.
Одним из принципов верховенства права является принцип правовой определенности, который предусматривает недопустимость пересмотра окончательного решения суда исключительно в целях проведения повторного слушания по делу и постановления нового решения. Пересмотр окончательного решения суда возможен лишь с целью исправления судебных ошибок при неправильном применении правовых норм. Отклонение от данного принципа допустимо исключительно при наличии существенных и неоспоримых обстоятельств. Указанные обстоятельства заявителем в кассационной жалобе не приведены.
Юридически значимые обстоятельства дела судом апелляционной инстанции определены правильно, выводы должным образом мотивированы и основаны на установленных фактических обстоятельствах дела, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права.
Поскольку судом апелляционной инстанции материальный закон применен и истолкован правильно, нарушений процессуального права не допущено, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 7 июля 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Швыдко Натальи Геннадьевны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.