Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
Председательствующего Латушкиной С.Б, судей Раужина Е.Н, Андугановой О.С, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-154/2022, УИД 54RS0001-01-2021-003807-62 по иску первого заместителя прокурора Новосибирской области Крылова Б.А. в интересах Беджука Бориса Федоровича к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Новосибирской области о возложении обязанности включить периоды работы в специальный стаж, произвести перерасчёт пенсии, по кассационной жалобе Беджука Бориса Федоровича на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 24 мая 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Латушкиной С.Б, возражения прокурора пятого отдела (апелляционно-кассационный) (с дислокацией в г. Кемерово, г. Новосибирске, г. Челябинске) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Самойлова А.А, полагавшего кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Первый заместитель прокурора Новосибирской области Крылов Б.А. обратился в суд в интересах Беджука Б.Ф. с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Дзержинском районе г. Новосибирска (далее - УПФР в Дзержинском районе г. Новосибирска) о возложении обязанности включить периоды работы в специальный стаж, произвести перерасчёт пенсии.
В обоснование заявленных требований первый заместитель прокурора указал, что Беджук Б.Ф. является получателем пенсии по старости с 3 ноября 1992 г.
При назначении пенсии в его специальный стаж, дающий право на получение пенсии по старости досрочно, включены периоды работы с 1 сентября 1953 г. по 24 июня 1958 г, с 5 сентября 1958 г. по 1 декабря 1962 г, с 25 декабря 1962 г. по 29 июля 1963 г, с 28 июня 1967 г. по 28 мая 1973 г. и с 8 февраля 1988 г. по 3 ноября 1992 г. в соответствии с пунктом "е" статьи 12 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", действовавшего на момент назначения пенсии.
Специальный стаж на момент назначения пенсии составлял 15 лет 10 мес. 02 дня.
Проведённой в 2000 году пенсионным органом проверкой выявлены факты ненадлежащего оформления пенсионного дела Беджука Б.Ф, в связи с чем произведён перерасчет пенсии, и в специальный стаж засчитаны только 6 лет 5 месяцев 8 дней.
Установлено, что первичными документами период работы с 8 февраля 1988 г. по 3 ноября 1992 г. непосредственно на полевых топографо- геодезических работах документально не подтверждён.
За период с 28 июня 1967 г. по 28 мая 1973 г. первичные документы, подтверждающие работу непосредственно на полевых топографо-геодезических работах, отсутствуют.
По результатам проверки указанные периоды исключены из специального стажа, необходимого для исчисления пенсии.
В ходе проведённой прокуратурой области проверки установлено, что Беджук Б.Ф. в период с 28 июня 1967 г. по 28 мая 1973 г. работал в проектно-конструкторском бюро при Новосибирском объединении "Сельхозтехника" в должностях старшего инженера (инженера-геодезиста), начальника сектора изысканий, заведующего (начальника) лабораторий и исследований, главного инженера проектов, неоднократно командировался в районы области для проведения топографических и топосъемочных работ, изысканий, взятия исходных данных, топоосновы.
2 февраля 1992 г. Беджук Б.Ф. принят на должность руководителя группы Сибирского проектного института "Сибагропромтехпроект".
Периоды работы Беджука Б.Ф. и характер выполняемых им работ с 28 июня 1967 г. по 28 мая 1973 г. и с 8 февраля 1988 г. по 3 ноября 1992 г. подтверждаются копиями личной карточки формы Т-2, протоколом заседания комиссии по установлению стажа работы на полевых топографо-геодезических работах Беджука Б.Ф. за период с 28 июня 1967 г. по 28 мая 1973 г, утверждённого 12 ноября 1992 г, справками Сибирского проектного института "Сибагропромтехпроект" от 17 ноября 1990 г. N, N, от 25 ноября 1992 г. N, от 24 ноября 1992 г, от 31 марта 1993 г, от 24 мая 2000 г. N, архивными справками от 27 марта 2020 г. N, от 15 февраля 2021 г. N.
Исключение из трудового стажа периодов работы нарушает права Беджука Б.Ф.
Протокольным определением Джержинского районного суда от 17 августа 2021 г. произведена замена ответчика в Дзержинском районе г. Новосибирска на его правопреемника Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Новосибирской области (далее - ОПФР по Новосибирской области).
Уточнив исковые требования в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор и Беджук Б.Ф. просили обязать ОПФР по Новосибирской области восстановить в полном объёме специальный стаж Беджука Б.Г, учтённый при назначении пенсии 15 лет 10 месяцев 2 дня и произвести перерасчёт пенсии с учётом включения в специальный стаж 15 лет 10 месяцев 2 дня.
Решением Дзержинского районного суда города Новосибирска от 1 февраля 2022 г. исковые требования удовлетворены частично.
На ОПФР по Новосибирской области возложена обязанность включить в специальный стаж Беджука Бориса Федоровича периоды работы:
-с 25 августа 1956 г. по 10 октября 1956 г. - 1 месяц 17 дней, -с 3 мая 1957 г. по 20 ноября 1957 г, -с 8 сентября 1958 г. по 1 декабря 1962 г, -с 25 декабря 1962 г. по 29 июля 1963 г. - 6 месяцев 26 дней (один год), -с 26 августа 1963 г. по 29 мая 1967 г, -с 28 июня 1967 г. по 28 мая 1973 г. - 3 года 3 месяца 24 дня, -с 1974 г. по 1982 г. -1 год 1 месяц 05 дней, -с 8 февраля 1988 г. по 3 ноября 1992 г. - 10 месяцев 03 дня.
На ОПФР по Новосибирской области возложена обязанность произвести перерасчёт пенсии Беджука Б.Ф. с учётом указанных периодов работы.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 24 мая 2022 г. решение Дзержинского районного суда города Новосибирска от 1 февраля 2022 г. в части возложения на ОПФР по Новосибирской области обязанности произвести перерасчёт пенсии Беджука Б.Ф. отменено. В указанной части принято новое решение об отказе в иске.
В остальной части решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, Беджук Б.Ф. просит отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 24 мая 2022 г.
На кассационную жалобу ОПФР по Новосибирской области принесены письменные возражения, в которых ответчик просит апелляционное определение оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции иные лица, участвующие в деле, надлежаще извещённые о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились.
На основании части пятой статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью первой статьи 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Из содержания кассационной жалобы усматривается, что апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда обжалуются только в части отказа в удовлетворении исковых требований Беджука Б.Ф. о возложении на ОПФР по Новосибирской области обязанности произвести перерасчёт пенсии с учётом включения в специальный стаж Беджука Б.Г. 15 лет 10 месяцев 2 дня и, согласно части первой статьи 379.6 ГПК РФ, подлежит проверке в этой части.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, в письменных возражениях на кассационную жалобу, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Согласно части первой статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения не были допущены судом апелляционной инстанции при рассмотрении данного дела.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что 3 ноября 1992 г. Беджуку Б.Ф. назначена пенсия по старости в соответствии с пунктом "е" статьи 12 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации".
При назначении пенсии продолжительность общего трудового стажа составляла 39 лет 12 дней, продолжительность специального стажа на полевых геологоразведочных работах - 15 лет 07 месяц 13 дней.
Пенсия по старости в соответствии со статьёй 16 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" исчислялась в размере 55% заработка и, сверх того, 1% заработка за каждый год общего трудового стажа, превышающий требуемый для назначения пенсии (25 лет для мужчин), и на 1% заработка за каждый полный год специального стажа сверх необходимого для установления пенсии (12 лет 6 месяцев).
Пенсионным органом проведена проверка документов пенсионного дела Беджука Б.Ф, по результатам которой решением УПФР в Заельцовском районе г. Новосибирска с 1 августа 2000 г. Беджуку Б.Ф. была установлена пенсия на общих основаниях, произведён пересмотр специального стажа в связи с исключением части периодов работы Беджука Б.Ф. на полевых геологоразведочных работах по причине не подтверждения обоснованности выдачи справок, подтверждающих занятость истца в полевых условиях.
Разрешая спор по существу и частично удовлетворяя заявленные истцом требования о включении в специальный стаж Беджука Б.Ф. периодов его работы с 25 августа 1956 г. по 10 октября 1956 г, с 3 мая 1957 г. по 20 ноября 1957 г, с 8 сентября 1958 г. по 1 декабря 1962 г, с 25 декабря 1962 г. по 29 июля 1963 г, с 26 августа 1967 г. по 28 мая 1973 г, с 1974 г. по 1982 г, с 8 февраля 1988 г. по 3 ноября 1992 г. и о перерасчёте пенсии с учётом указанных периодов, суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что представленные в материалы дела доказательства в совокупности подтверждают наличие у истца специального стажа.
Проверяя законность и обоснованность принятого по делу решения, суд апелляционной инстанции, установив, что выводы суда, изложенные в обжалуемом решении в части включения вышеуказанных периодов в специальный стаж Беджука Б.Ф, соответствуют обстоятельствам дела, установленным судом по результатам исследования и оценки представленных сторонами доказательств в соответствии с правилами статьи 67 ГПК РФ, нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, применены правильно, согласился с принятым по делу решением в указанной части.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции не согласился с решением суда первой инстанции в части возложения на ответчика обязанности произвести перерасчёт пенсии истцу с учётом включённых периодов работы.
Отменяя решение суда в данной части и принимая новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований Беджука Б.Ф. о перерасчёте пенсии, суд апелляционной инстанции исходил из того, что размер страховой пенсии истца с учётом спорных периодов работы, не изменится, в связи с чем у суда первой инстанции отсутствовали основания для возложения на ответчика обязанности произвести истцу перерасчёт пенсии.
Оснований не согласиться с данными выводами суда апелляционной инстанции по доводам кассационной жалобы истца не усматривается, поскольку выводы суда апелляционной инстанции соответствуют материалам дела, нормам права, регулирующим спорные отношения, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Пенсионное обеспечение в Российской Федерации в настоящее время регулируется нормами Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее также - Федеральный закон "О страховых пенсиях") с применением норм ранее действовавшего законодательства в той мере, в которой это предусмотрено указанным Федеральным законом.
Расчёт размера пенсии за периоды трудовой деятельности до 31 декабря 2014 г. производится по нормам Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ.
В силу части 3 статьи 36 Федерального закона "О страховых пенсиях" со дня вступления в силу настоящего Федерального закона Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
Порядок расчёта пенсии по старости определён положениями статьи 15 Федерального закона "О страховых пенсиях". Основания перерасчёта размера страховой пенсии и срок определены в статье 18 Федерального закона "О страховых пенсиях".
В соответствии с частью 2 статьи 18 Федерального закона "О страховых пенсиях" перерасчёт размера страховой пенсии производится в случае:
1) увеличения величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды до 1 января 2015 года;
2) увеличения суммы коэффициентов, определяемых за каждый календарный год иных засчитываемых в страховой стаж периодов, указанных в части 12 статьи 15 настоящего Федерального закона, имевших место после 1 января 2015 года до даты назначения страховой пенсии;
3) увеличения по данным индивидуального (персонифицированного) учёта в системе обязательного пенсионного страхования величины индивидуального пенсионного коэффициента, определяемой в порядке, предусмотренном частью 18 статьи 15 настоящего Федерального закона, исходя из суммы страховых взносов на страховую пенсию, не учтённых при определении величины индивидуального пенсионного коэффициента для исчисления размера страховой пенсии по старости или страховой пенсии по инвалидности, при их назначении, переводе с одного вида страховой пенсии на страховую пенсию по старости или страховую пенсию по инвалидности, предыдущем перерасчете, предусмотренном настоящим пунктом, а также при назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца. Такой перерасчёт производится без заявления пенсионера (за исключением лиц, имеющих право на установление доли страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 19 и 20 настоящего Федерального закона) с 1 августа каждого года, а в случае перерасчета размера страховой пенсии по случаю потери кормильца - с 1 августа года, следующего за годом, в котором была назначена указанная страховая пенсия.
Согласно части 10 статьи 15 Федерального закона "О страховых пенсиях" периоды трудовой деятельности, имеющие место до 1 января 2015 г. исчисляются в соответствии с нормами Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В целях сохранения ранее приобретённых прав на трудовую пенсию статьёй 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ предусмотрена оценка пенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1 января 2002 года путём их конвертации (преобразования) в расчётный пенсионный капитал (пункт 1 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ) по приведённой в данной статье формуле:
ПК = (РП - 450 рублей) x T, где
ПК - величина расчётного пенсионного капитала застрахованного лица;
РП - расчётный размер трудовой пенсии, определяемый для застрахованных лиц в соответствии с настоящей статьёй;
450 рублей - размер базовой части трудовой пенсии по старости, который устанавливался законодательством Российской Федерации на 1 января 2002 года;
T - ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости, равный аналогичному периоду, подлежащему применению при установлении трудовой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом (пункт 1 статьи 14 и пункт 1 статьи 32 настоящего Федерального закона).
В случае, если при определении расчётного размера трудовой пенсии в соответствии с настоящей статьей застрахованное лицо имеет неполный общий трудовой стаж, то величина расчётного пенсионного капитала при неполном общем трудовом стаже определяется исходя из величины расчетного пенсионного капитала при полном общем трудовом стаже, которая делится на число месяцев полного общего трудового стажа и умножается на число месяцев фактически имеющегося общего трудового стажа.
После 1 января 2002 г. размер пенсии исчисляется с учётом страховых взносов, перечисленных работодателем за застрахованное лицо в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Расчётный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 настоящей статьи (пункт 2 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ).
В случае выбора гражданином исчисления расчётного размера трудовой пенсии в соответствии с пунктом 3 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, в которую включаются периоды, перечисленные в названном выше пункте.
Если гражданин выбрал вариант исчисления расчётного размера трудовой пенсии в соответствии с пунктом 4 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, в которую засчитываются периоды, предусмотренные нормами пенсионного законодательства, действовавшего до 1 января 2002 года.
При этом варианты определения расчётного размера трудовой пенсии, предусмотренные пунктами 3 и 4 статьи 30 названного федерального закона, предполагают использование в соответствующих целях либо среднемесячного заработка застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учёта в системе обязательного пенсионного страхования, либо среднемесячного заработка застрахованного лица за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке работодателями или государственными (муниципальными) органами (абзац седьмой пункта 3 и абзац четвёртый пункта 4 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ).
Таким образом, действующим пенсионным законодательством предусмотрен дифференцированный подход при расчёте пенсии, с предоставлением права выбора наиболее выгодного варианта застрахованному лицу.
В соответствии с пунктом 3 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ расчётный размер трудовой пенсии определяется (в случае выбора застрахованного лица) по следующей формуле:
РП = СК x ЗР / ЗП x СЗП, где
РП - расчётный размер трудовой пенсии;
СК - стажевый коэффициент, который для застрахованных лиц:
из числа мужчин, имеющих общий трудовой стаж не менее 25 лет, и из числа женщин, имеющих общий трудовой стаж не менее 20 лет, составляет 0, 55 и повышается на 0, 01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх указанной продолжительности, но не более чем на 0, 20;
из числа лиц, имеющих страховой стаж и (или) стаж на соответствующих видах работ, которые требуются для досрочного назначения трудовой пенсии по старости (статьи 27 - 28 настоящего Федерального закона), составляет 0, 55 при продолжительности общего трудового стажа, равного продолжительности страхового стажа, указанной в статьях 27 - 28 настоящего Федерального закона, требуемого для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, и повышается на 0, 01 за каждый полный год общего трудового стажа сверх продолжительности такого стажа, но не более чем на 0, 20;
ЗР - среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 годы по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования либо за любые 60 месяцев работы подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. Свидетельскими показаниями среднемесячный заработок не подтверждается;
ЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за тот же период;
СЗП - среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за период с 1 июля по 30 сентября 2001 года для исчисления и увеличения размеров государственных пенсий, утверждённая Правительством Российской Федерации (1 671 рубль 00 копеек).
Отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в размере не свыше 1, 2.
Для лиц, проживавших по состоянию на 1 января 2002 года в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (пункт 2 статьи 28 настоящего Федерального закона), в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате, отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в следующих размерах:
не свыше 1, 4 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере до 1, 5;
не свыше 1, 7 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1, 5 до 1, 8;
не свыше 1, 9 - для лиц, проживавших в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1, 8 и выше.
Во всех случаях учёта отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) в повышенном размере применяется районный коэффициент, установленный органами государственной власти СССР или федеральными органами государственной власти. При этом, если установлены разные районные коэффициенты к заработной плате, учитывается коэффициент к заработной плате, установленный в данных районе или местности для рабочих и служащих непроизводственных отраслей.
В соответствии с пунктом 9 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ конвертация (преобразование) пенсионных прав в расчётный пенсионный капитал застрахованных лиц, указанных в пункте 1 статьи 27 настоящего Федерального закона, в том числе лицам, в отношении которых при назначении досрочной трудовой пенсии по старости применяются положения статьи 28.1 настоящего Федерального закона, и застрахованных лиц, указанных в статье 27.1 настоящего Федерального закона, может осуществляться по их выбору в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, с применением вместо общего трудового стажа (имеющегося и полного) стажа на соответствующих видах работ (имеющегося и полного).
В целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц под стажем на соответствующих видах работ понимается суммарная продолжительность периодов работы до 1 января 2002 года, определённая в пункте 1 статьи 27 и статье 27.1 настоящего Федерального закона. Период пребывания на инвалидности I и II группы, полученной вследствие увечья, связанного с производством, или профессионального заболевания, приравнивается к работе, на которой получено указанное увечье или заболевание (пункт 10 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ).
Согласно пункта 1 статьи 30.1 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ величина расчётного пенсионного капитала застрахованного лица, исчисленного в соответствии со статьёй 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ, подлежит валоризации (повышению) с 1 января 2010 г. Сумма валоризации составляет 10% величины расчётного пенсионного капитала и, сверх того, 1% величины расчётного пенсионного капитала за каждый полный год общего трудового стажа, приобретённого до 1 января 1991 г.
В соответствии с пунктом 11 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ за весь период, начиная с 1 января 2002 г, производится индексация расчётного пенсионного капитала, в соответствии с коэффициентами, утверждёнными Постановлениями Правительства Российской Федерации.
В соответствии с частью 10 статьи 18 Федерального закона "О страховых пенсиях" размер страховой пенсии ежегодно корректируется в связи с установлением стоимости пенсионного коэффициента на указанную дату, исходя из роста потребительских цен за прошедший год.
Согласно нормам статьи 16 Федерального закона "О страховых пенсиях" к страховой пенсии по старости устанавливается фиксированная выплата.
Согласно статье 30.2 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ определение размера страховой части трудовой пенсии по старости, размера трудовой пенсии по инвалидности и размера трудовой пенсии по случаю потери кормильца с учётом суммы валоризации (пункт 1 статьи 30.1 настоящего Федерального закона) гражданам, впервые обратившимся за назначением трудовой пенсии начиная с 1 января 2010 г, производится в порядке, установленном соответственно статьями 14, 15 и 16 настоящего Федерального закона (пункт 1).
Размер страховой части трудовой пенсии по старости, размер трудовой пенсии по инвалидности и размер трудовой пенсии по случаю потери кормильца с учётом суммы валоризации (пункт 1 статьи 30.1 настоящего Федерального закона) с 1 января 2010 г. гражданам, являвшимся получателями указанных трудовых пенсий до 1 января 2010 г, определяется по формуле:
П = Б + П1 + (СВ / Т / КН) x К, где
П - размер страховой части трудовой пенсии по старости, размер трудовой пенсии по инвалидности, размер трудовой пенсии по случаю потери кормильца;
Б - фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости, фиксированный базовый размер трудовой пенсии по инвалидности, фиксированный базовый размер трудовой пенсии по случаю потери кормильца (статьи 14, 15 и 16 настоящего Федерального закона);
П1 - размер страховой части трудовой пенсии (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца) по состоянию на 31 декабря 2009 г.;
СВ - сумма валоризации (статья 30.1 настоящего Федерального закона);
Т - количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, примененного при назначении гражданину страховой части соответствующей трудовой пенсии, исчисленного в отношении трудовой пенсии по инвалидности и трудовой пенсии по случаю потери кормильца с учетом умножения на отношение нормативной продолжительности страхового стажа инвалида (умершего кормильца) к 180 месяцам, которое предусмотрено соответственно статьями 15 и 16 настоящего Федерального закона;
КН - количество нетрудоспособных членов семьи умершего кормильца, являющихся получателями трудовой пенсии по случаю потери кормильца, установленной в связи со смертью этого кормильца по состоянию на 1 января 2010 г.;
К - суммарный коэффициент индексаций и дополнительных увеличений страховой части трудовой пенсии, проведённых в Российской Федерации за период со дня назначения гражданину страховой части соответствующей трудовой пенсии до 1 января 2010 г. (пункт 2).
Из материалов дела следует, что оценка пенсионных прав Беджука Б.Ф. произведена по наиболее выгодному для него варианту, а именно в соответствии с пунктом 3 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Из представленного ответчиком в материалы дела расчёта размера страховой пенсии по старости следует, что с учётом спорных периодов работы истца, включённых судом с 25 августа 1956 г. по 10 октября 1956 г, с 3 мая 1957 г. по 20 ноября 1957 г, с 8 сентября 1958 г. по 1 декабря 1962 г, с 25 декабря 1962 г. по 29 июля 1963 г, с 26 августа 1967 г. по 28 мая 1973 г, с 1974 г. по 1982 г, с 8 февраля 1988 г. по 3 ноября 1992 г, общий трудовой стаж истца по состоянию на 1 января 2002 г. составит 34 года 10 месяцев 26 дней.
С учётом показателей по стажу и заработку расчётный размер трудовой пенсии (РП) составит 1283, 33 руб, исходя из следующего расчёта: стажевый коэффициент 0, 64 (0, 55+0, 09) (стажевый коэффициент) х 1, 2 (отношение заработков) х 1671, 00 руб. (среднемесячная заработная плата в Российской Федерации за период с 1 июля по 30 сентября 2001 года).
Расчётный пенсионный капитал (ПК) до 1 января 2002 г. составит 119999, 52 руб, исходя из следующего расчёта: (1283, 33 руб. (расчётный размер трудовой пенсии) - 450, 00 руб. (размер базовой части трудовой пенсии по старости, который устанавливался законодательством Российской Федерации на 1 января 2002 г.) х 144 (Т) ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости, равный аналогичному периоду, подлежащему применению при установлении трудовой пенсии в соответствии с настоящим Федеральным законом (пункт 1 статьи 14 и пункт 1 статьи 32 настоящего Федерального закона).
Общий трудовой стаж до 1 января 1991 г, исчисленный в соответствии с пунктом 3 статьи 30 Закона от 17 декабря 2001 г, составляет 31 год, соответственно процент валоризации составил 41 % (10% + (1% х 31)).
Сумма валоризации (СВ) составит 49199, 80 руб. из расчёта 119999, 23 руб. (расчётный пенсионный капитал ПК) х 41 %.
Сумма расчётного пенсионного капитала (ПК), с учётом которого исчислен размер страховой части трудовой пенсии по старости на 31 декабря 2014 г, рассчитанная в в соответствии с пунктом 1 статьи 14 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" составит 6596, 79 руб.
ИПК составит 102, 914, из расчёта 6596, 79 руб. / 64, 10 (стоимость одного пенсионного коэффициента с 1 января 2015 г.).
На 1 января 2022 г. размер страховой пенсии составит 11048 руб. 85 коп. (102, 914 х 107, 36 руб.), размер фиксированной выплаты составляет 13128 руб. 62 коп.
Пенсионным органом пенсия истцу выплачивается с 1 января 2022 г.
Поскольку спорные периоды работы истца с 25 августа 1956 г. по 10 октября 1956 г, с 3 мая 1957 г. по 20 ноября 1957 г, с 8 сентября 1958 г. по 1 декабря 1962 г, с 25 декабря 1962 г. по 29 июля 1963 г, с 26 августа 1967 г. по 28 мая 1973 г, с 1974 г. по 1982 г, с 8 февраля 1988 г. по 3 ноября 1992 г, подлежащие включению в специальный стаж, были учтены при подсчёте страхового (общего трудового стажа), включение спорных периодов в специальный стаж не влечёт увеличения величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды до 1 января 2015 г, и не влечёт изменение размера пенсии, суд апелляционной инстанции пришёл к правильному выводу об отсутствии оснований для перерасчёта пенсии.
Доводы кассационной жалобы о неправильном исчислении стажевого коэффициента, подлежат отклонению, поскольку расчёт пенсии произведён пенсионным органом по наиболее выгодному для истца варианту расчёта, а именно по пункту 3 части 3 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации исходя из продолжительности общего трудового стажа, при определении продолжительности которого спорные периоды были учтены в общем трудовом стаже.
Положения пункта 3 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", устанавливая порядок исчисления стажевого коэффициента для застрахованных лиц, имеющих общий трудовой стаж, а также для застрахованных лиц, имеющих страховой стаж и (или) стаж на соответствующих видах работ, которые требуются для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, обеспечивают исчисление расчётного размера трудовой (с 1 января 2015 года - страховой) пенсии исходя из продолжительности общего трудового стажа (при условии, что такой вариант является наиболее благоприятным для застрахованного лица).
Доводы кассационной жалобы о том, что суд не проверил расчёт пенсии на выплатной период с 1 ноября 1992 г. по 31 декабря 2001 г, отмену обжалуемого судебного акта не влекут.
Как следует из материалов дела, при переводе Беджука Б.Ф. с льготной пенсии, назначенной по пункту "е" статьи 12 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. "О государственных пенсиях в РСФСР", на пенсию по старости на общих основаниях с 1 августа 2020 г. размер пенсии Беджука Б.Ф. в меньшую сторону не изменялся, что подтверждается распоряжениями на выплату пенсии за период: февраль 1993 г, август 1993 г, с 1 мая 1999 г. по 1 августа 2002 г.
Кроме того, в ходе рассмотрения дела требований о перерасчёте пенсии, с учётом включения специального стажа 15 лет 10 месяцев 02 дня, за период с момента назначения пенсии и до 1 января 2002 г, истец не заявлял.
Фактически приведённые в кассационной жалобе доводы не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены и учтены судом апелляционной инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, влияли на законность и обоснованность постановленного судебного акта, либо опровергали выводы суда апелляционной инстанции.
Судом апелляционной инстанции не допущено нарушений норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, влекущих отмену или изменение принятых по настоящему делу судебного постановления по тем доводам, которые изложены в кассационной жалобе.
Таким образом, при изложенной совокупности обстоятельств, доводы жалобы нельзя квалифицировать в качестве нарушения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, приведших к судебной ошибке, а потому принятое по делу апелляционное определение отмене в кассационном порядке не подлежит.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 24 мая 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Беджука Бориса Федоровича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.