Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
Председательствующего Латушкиной С.Б, судей Кожевниковой Л.П, Андугановой О.С, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-131/2022 (УИД: 54RS0001-01-2021-003665-03) по иску Даниловой Светланы Михайловны к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Новосибирской области о признании решения в части незаконным, об обязании включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости и на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости периоды работы, об обязании восстановить выплату к страховой пенсии, по кассационной жалобе Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Новосибирской области на решение Дзержинского районного суда г. Новосибирска от 7 февраля 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 31 мая 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Латушкиной С.Б, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Данилова С.М. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Новосибирской области (далее - ОПФР по Новосибирской области) о признании незаконным решения.
В обоснование заявленных требований Данилова С.М. указала, что является получателем страховой пенсии по старости с 7 января 2017 г.
Страховая пенсия назначена Даниловой С.М. досрочно в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в связи с продолжительностью стажа работы в районах Крайнего Севера более 15 лет.
При назначении пенсии Даниловой С.М. были установлены следующие надбавки: отношение заработков в размере 1, 7 для расчёта пенсионного капитала в соответствии с пунктом 3 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"; повышение фиксированной выплаты в размере 50% в стаж не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 20 лет у женщин в соответствии с пунктом 4 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Данилова С.М. обратилась в управление Пенсионного фонда с заявлением об установлении дополнительной надбавки в виде повышения фиксированной выплаты в соответствии с пунктом 3 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в связи с нахождением на иждивении ребёнка в возрасте до 23 лет, обучающегося по очной форме обучения. Данное заявление было удовлетворено.
Однако решением N от 1 марта 2021 г. пенсионный орган пересмотрел размер страховой пенсии по старости с учётом отношения заработков в размере не свыше 1, 4 (для респ. Якутия), а также пересмотрел размер фиксированной выплаты к страховой пенсии за "северный стаж".
Данилова С.М. с данным решением не согласна, поскольку продолжительность страхового стажа, учтённого при установлении страховой пенсии составляет 26 лет 4 месяца 27 дней, а продолжительность работы в районах Крайнего севера - 15 лет 1 месяц 10 дней, что соответствует условиям применения коэффициента в 50 % согласно пункта 4 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Данилова С.М, с учётом уточнения исковых требований в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, просила обязать ОПФР по Новосибирской области включить в специальный стаж, дающий право на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости периоды отпуска по уходу за ребёнком, начавшиеся до 6 октября 1992 г, с 27 марта 1989 г. по 31 октября 1990 г, с 17 декабря 1990 г. по 7 июля 1991 г.; обязать ОПФР по Новосибирской области включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости (работа в районах Крайнего Севера) и на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости период временной нетрудоспособности (больничный по беременности и родам) с 2 апреля 2002 г. по 20 июня 2002 г. в период работы в МУП "Управление жилищного хозяйства"; признать незаконным решение УПФР в Дзержинском районе г. Новосибирска N от 1 марта 2021 г. в части пересмотра размера фиксированной выплаты к страховой пенсии и обязать ответчика восстановить повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости 50% в соответствии с пунктом 4 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 1 апреля 2021 г.
Решением Дзержинского районного суда г. Новосибирска от 7 февраля 2022 г. (с учётом определения об исправлении описки от 9 марта 2022 г.), оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 31 мая 2022 г, исковые требования Даниловой С.М. удовлетворены.
На Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Новосибирской области возложена обязанность включить в специальный стаж, дающий право на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, периоды с 27 марта 1989 г. по 31 октября 1990 г, с 17 декабря 1990 г. по 7 июля 1991 г.
Возложена обязанность включить Даниловой С.М. в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости (работа в районах Крайнего Севера), а также на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, период с 2 апреля 2002 г. по 20 июня 2002 г.
Признано незаконным решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Дзержинском районе г. Новосибирска (межрайонное) от 1 марта 2021 г. N в части пересмотра размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости.
На Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Новосибирской области возложена обязанность восстановить Даниловой С.М. повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости на 50% в соответствии с частью 4 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 1 апреля 2021 г.
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Новосибирской области просит отменить решение Дзержинского районного суда г. Новосибирска от 7 февраля 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 31 мая 2022 г.
Относительно доводов кассационной жалобы письменных возражений не поступало.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, надлежаще извещённые о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились.
На основании части пятой статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Согласно части первой статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения не были допущены судом первой и апелляционной инстанций при рассмотрении данного дела.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что Даниловой С.М. с 7 января 2017 г. назначена досрочная страховая пенсия по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" как лицу, достигшему возраста 50 лет, родившей двух детей и проработавшей не менее 12 календарных лет в районах Крайнего севера и имеющей стаж не менее 20 лет.
При назначении пенсии Даниловой С.М. установлен стаж в районах Крайнего севера в размере 15 лет 1 месяц 10 дней, в связи с чем установлен повышенный коэффициент в соответствии с частью 4 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением УПФР в Джержинском районе г. Новосибирска (межрайонного) от 1 марта 2021 г. выявлена ошибка, допущенная при установлении страховой пенсии по старости, а также ошибочно установлено повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии в сумме, равной 50 % суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, установленной в соответствии с частью 4 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
С 1 апреля 2021 г. осуществлён перерасчёт специального стажа, последний установлен в размере 12 лет 8 месяцев 25 дней, в результате чего отменён повышенный коэффициент в размере 50%.
Так, ответчиком исключены периоды с 27 марта 1987 г. по 31 октября 1990 г, с 17 декабря 1990 г. по 7 июля 1991 г, с 2 апреля 2002 г. по 20 июня 2002 г.
Как следует из справки МБУ "Муниципальный архив Нерюнгринского района" от 16 мая 2016 г. N в указанный период истец находилась в частично оплачиваемом отпуске по уходу за ребёнком до достижения им возраста 1, 5 лет, а также в отпуске по уходу за ребёнком до достижения возраста 3-х лет.
Разрешая спор по существу, и удовлетворяя заявленные Даниловой С.М. требования, суд первой инстанции пришёл к выводу о включении в стаж, дающий право на повышенный коэффициент периодов с 27 марта 1987 г. по 31 октября 1990 г, с 17 декабря 1990 г. по 7 июля 1991 г, поскольку в соответствии со статьёй 167 КЗоТ РФ, действовавшей в спорный период, период нахождения в отпуске по уходу за ребёнком включался в специальный стаж.
Удовлетворяя требования истца в части включения в специальный стаж периода с 2 апреля 2002 г. по 20 июня 2002 г, суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что указный период относится к отпуску по беременности и родам, в соответствующий период истцу производилась выплата пособия по государственному социальному страхованию, следовательно данный период подлежит включению в специальный стаж, дающий право на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости.
Проверяя законность и обоснованность принятого по делу решения, суд апелляционной инстанции, установив, что выводы суда, изложенные в обжалуемом решении, соответствуют обстоятельствам дела, установленным судом по результатам исследования и оценки представленных сторонами доказательств в соответствии с правилами статьи 67 ГПК РФ, нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, применены правильно, согласился с принятым по делу решением.
Выводы судебных инстанций являются правильными, соответствуют требованиям закона, сомнений у суда кассационной инстанции не вызывают.
Доводы кассационной жалобы, что в стаж для определения размера фиксированной выплаты с 1 января 2015 г. учитываются только периоды работы в районе Крайнего Севера в календарном исчислении, период отпуска по уходу за ребёнком до трёх лет не учитывается, положения статьи 167 КЗоТ РСФСР, положения пункта 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 г. N 677 "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей" подлежат применению исключительно для определения права на досрочное назначение пенсии, до 6 октября 1992 г. нормы о повышении размера базовых частей трудовых пенсий по старости, повышенного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости, повышенной фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в законодательстве в спорный период отсутствовали, в связи с чем, женщины, находившиеся в отпуске по уходу за ребёнком до 6 октября 1992 г, не могли рассчитывать на повышение пенсий в связи с работой в районах Крайнего Севера, не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов, поскольку основаны на ошибочном толковании норм материального права.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившим в силу с 1 января 2015 г.
Сохранение права на досрочное назначение страховой пенсии отдельным категориям граждан регламентировано статьёй 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", пунктами 2 и 6 части 1 которой предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 женщинам, родившим двух и более детей, достигшим возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж не менее 20 лет и проработали не менее 12 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 17 календарных лет в приравненных к ним местностях; мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
В соответствии с частью 4 статьи 17 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в сумме, равной 50 процентам суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 настоящего Федерального закона. Указанным лицам, достигшим возраста 80 лет либо являющимся инвалидами I группы и (или) имеющим право на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частями 3 и 3.1 настоящей статьи, повышения фиксированной выплаты, предусмотренные частями 1 - 3.1 настоящей статьи, дополнительно увеличиваются на сумму, равную 50 процентам суммы соответствующего повышения фиксированной выплаты.
Согласно пункту 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" при разрешении споров, возникших в связи с включением женщинам в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода нахождения их в отпуске по уходу за ребёнком, судам следует исходить из того, что если указанный период имел место до 06 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации", с принятием которого период нахождения в отпуске по уходу за ребёнком не включается в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
До введения в действие Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 г. N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" статья 167 Кодекса законов о труде РСФСР предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребёнком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет.
В пункте 7 Разъяснений "О порядке предоставления женщинам частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребёнком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребёнком до достижения им возраста трёх лет", утверждённых постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС N 375/24-11 от 29 ноября 1989 г, закреплено, что время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребёнком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребёнком до достижения им возраста трёх лет засчитывается как в общий, так и в непрерывный стаж работы и в стаж работы по специальности, в том числе: при назначении пособий по государственному социальному страхованию, при назначении государственных пенсий, при выплате единовременного вознаграждения или надбавок к заработной плате за выслугу лет и стаж работы по специальности и вознаграждения за годовые результаты работы предприятия; в стаж работы по специальности при установлении окладов работникам просвещения, здравоохранения, библиотечным работникам и некоторым другим специалистам; при предоставлении льгот лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в Карельской АССР, Коми АССР, Архангельской области; в других случаях, когда от стажа зависит получение каких-либо льгот. Время отпуска по уходу за ребёнком до достижения им возраста полутора лет засчитывается также в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах. Во всех случаях исчисления общего, непрерывного стажа работы и стажа работы по специальности время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребёнком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребёнком до достижения им возраста трёх лет учитывается в том же порядке, как работа или соответственно учёба, в период которой предоставлены указанные отпуска.
Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19, части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации, предполагают правовую определённость и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретённое ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Удовлетворяя требования Даниловой С.М. о признании незаконным решения УПФР в Дзержинском районе г. Новосибирска (межрайонное) от 1 марта 2021 г. в части пересмотра размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости, о включении в стаж, дающий право на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости периодов нахождения Даниловой С.М. в отпуске по уходу за ребёнком с 27 марта 1987 г. по 31 октября 1990 г, с 17 декабря 1990 г. по 7 июля 1991 г, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно исходили из того, что отпуска по уходу за ребёнком были предоставлены Даниловой С.М. в период действия прежней редакции статьи 167 Кодекса законов о труде РСФСР, в связи с чем подлежат включению в стаж работы в местности, приравненных к районам Крайнего Севера.
С учётом положений Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", статьи 167 Кодекса законов о труде РСФСР (в редакции, действовавшей до вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 г. N 3543-1), разъяснений, приведённых в пункте 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", пенсионный орган должен применять единообразный порядок исчисления стажа работы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, как при определении права Даниловой С.М. на досрочное назначение страховой пенсии по старости, так и при определении её права на повышенную фиксированную выплату к страховой пенсии по старости. При таком порядке исчисления стажа оснований для пересмотра размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости Даниловой С.М, исходя их действующего пенсионного законодательства, у ответчика не имелось.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что судами первой и апелляционной инстанций все юридические значимые обстоятельства по делу определены верно, выводы судов, изложенные в обжалуемых судебных постановлениях соответствуют собранным по делу доказательствам, соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Фактически приведённые в кассационной жалобе доводы не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены и учтены судами первой и второй инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, влияли на законность и обоснованность постановленных судебных актов, либо опровергали выводы судов.
Вопреки доводам кассационной жалобы суды разрешили спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям нормами материального права и установленными обстоятельствами, в связи с чем отсутствуют предусмотренные статьёй 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основания для отмены или изменения оспариваемых судебных актов по доводам кассационной жалобы.
Таким образом, при изложенной совокупности обстоятельств, доводы жалобы нельзя квалифицировать в качестве нарушения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, приведших к судебной ошибке, а потому принятые по делу решение суда и апелляционное определение отмене в кассационном порядке не подлежат.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Дзержинского районного суда г. Новосибирска от 7 февраля 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 31 мая 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Новосибирской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.