Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
Председательствующего Латушкиной С.Б, судей Кожевниковой Л.П, Андугановой О.С, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-335/2022 (УИД: 38RS0017-01-2022-000335-55) по иску Белан Елены Анатольевны к Областному государственному казённому учреждению "Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району" и министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области о признании права на социальную выплату на приобретение или строительство жилого помещения взамен утраченного в паводок жилого помещения, по кассационной жалобе Белан Елены Анатольевны на решение Нижнеудинского городского суда Иркутской области от 17 марта 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 11 июля 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Латушкиной С.Б, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Белан Е.А. обратилась в суд с иском к Областному государственному казенному учреждению "Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району" (далее - ОГКУ "УСЗН по Нижнеудинскому району") и министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской "адрес".
В обоснование заявленных требований Белан Е.А. указал, что является собственником жилого помещения, расположенного на "адрес", находившегося в границах зоны чрезвычайной ситуации, связанной с наводнением, вызванным сильными дождями, прошедшими в июне-июле 2019г. на территории Нижнеудинского муниципального образования. Межведомственной комиссией после обследования дома выявлены основания для признания его подлежащим капитальному ремонту вследствие повреждения паводком. После признания судом незаконным заключения межведомственной комиссии о нуждаемости дома в капитальном ремонте комиссия провела повторное обследование дома и, как следует из её заключения от 11 ноября 2021 г. N, с учётом заключения строительно-технической экспертизы ООО "Ленсудэксперт" от 10 июля 2020 г. о непригодности дома для проживания в связи с воздействием паводковых вод, выявила основания для признания дома не пригодным для проживания. На основании данного заключения администрацией Нижнеудинского муниципального образования вынесено постановление о признании дома не пригодным для проживания от 11 ноября 2021 г. N. С указанными документами она обратилась в ОГКУ "УСЗН по Нижнеудинскому району" для вынесения решения о выдаче свидетельства, удостоверяющего право на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения взамен утраченного в паводок жилого дома, однако получила отказ, из которого следует, что в соответствии с полученной от администрации Нижнеудинского муниципального образования на межведомственный запрос информацией, установленный межведомственной комиссией факт непригодности дома для проживания не связан с чрезвычайной ситуацией, вызванной наводнением.
На основании изложенного, Белан Е.А. просила суд признать за ней право на социальную выплату на приобретение или строительство жилого помещения взамен утраченного в паводок жилого помещения в соответствии с постановлением правительства Иркутской области от 17 июля 2019 г. N 556-пп "О предоставлении гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне-июле 2019г. на территории Иркутской области, мер социальной поддержки по обеспечению жильём"; признать незаконным отказ ОГКУ "УСЗН по Нижнеудинскому району" от 11 января 2022 г. в принятии решения о выдаче свидетельства, удостоверяющего право на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения взамен утраченного в период наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими на территории Иркутской области в июне-июле 2019г, вышеуказанного жилого помещения; обязать ОГКУ "УСЗН по Нижнеудинскому району" принять решение о выдаче ей соответствующего свидетельства, а министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области - оформить и выдать ей такое свидетельство.
Решением Нижнеудинского городского суда Иркутской области от 17 марта 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 11 июля 2022 г, в удовлетворении исковых требований Белан Е.А. отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, Белан Е.А. просит отменить решение Нижнеудинского городского суда Иркутской области от 17 марта 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 11 июля 2022 г.
Относительно доводов кассационной жалобы письменных возражений не поступало.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, надлежаще извещённые о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились. В представленном суду кассационной инстанции заявлении Белан Е.А. просила о рассмотрении дела в её отсутствие.
На основании части пятой статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Согласно части первой статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения не были допущены судом первой и апелляционной инстанций при рассмотрении данного дела.
В соответствии с пунктом "з" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ) определены общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Согласно статье 2 названного Закона правовое регулирование отношений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права и осуществляется названным Законом, принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут принимать муниципальные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с защитой населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
В силу Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ чрезвычайная ситуация - это обстановка на определённой территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей; зона чрезвычайной ситуации - это территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация (абзацы первый и четвертый статьи 1).
Как указано в пункте "в" статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ Президент Российской Федерации определяет в соответствии со статьёй 80 Конституции Российской Федерации и федеральными законами основные направления государственной политики и принимает иные решения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера (подпункт "а" пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ).
В силу пункта 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причинённого их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций; на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций; на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причинённый их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 2 этой же статьи закона).
Указом Губернатора Иркутской области от 27 июня 2019 г. N 134-уг "О введении режима чрезвычайной ситуации на территории Иркутской области" на территории Иркутской области с 13 часов 00 минут 27 июня 2019 г. введён режим чрезвычайной ситуации для территориальной подсистемы Иркутской области единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и установлен региональный (межмуниципальный) уровень реагирования.
Указом Президента Российской Федерации от 3 июля 2019 г. N 316 "О мерах по ликвидации последствий наводнений на территории Иркутской области" наводнение на территории Иркутской области признано чрезвычайной ситуацией федерального характера и установлен особый уровень реагирования.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 2019 г. N 916 "Об утверждении Правил предоставления иного межбюджетного трансферта из федерального бюджета бюджету Иркутской области в целях софинансирования расходных обязательств Иркутской области по финансовому обеспечению оказания мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 г. на территории Иркутской области" утверждены Правила предоставления в 2019 году иного межбюджетного трансферта из федерального бюджета бюджету Иркутской области на финансовое обеспечение реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области (далее - Правила).
Пунктом 3 Правил предусмотрено, что трансферт предоставляется на следующие цели:
а) предоставление социальных выплат гражданам, указанным в пункте 4 настоящих Правил, утратившим жилые помещения, на приобретение или строительство ими жилых помещений на территории Российской Федерации;
б) предоставление социальных выплат гражданам, указанным в пункте 4 настоящих Правил, на осуществление капитального ремонта повреждённых жилых помещений, находящихся в собственности этих граждан;
в) приобретение, строительство жилых помещений уполномоченным органом государственной власти Иркутской области для передачи их гражданам, указанным в пункте 4 настоящих Правил, утратившим жилые помещения;
г) предоставление бюджетам муниципальных образований Иркутской области межбюджетных трансфертов из бюджета Иркутской области на приобретение, строительство жилых помещений для передачи их гражданам, указанным в пункте 4 настоящих Правил;
д) предоставление бюджетам муниципальных образований Иркутской области межбюджетных трансфертов из бюджета Иркутской области на осуществление капитального ремонта повреждённых жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности.
Постановлением Правительства Иркутской области от 17 июля 2019 г. N 556-пп "О предоставлении гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 года на территории Иркутской области, мер социальной поддержки по обеспечению жильём" утверждено Положение о порядке и условиях предоставления гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области, социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения (далее - Положение от 17 июля 2019 г. N 556-пп).
Пунктом 6 указанного Положения предусмотрено, что предоставление социальной выплаты осуществляется гражданам, отвечающим на момент обращения за предоставлением социальной выплаты одному из следующих условий:
1) являвшимся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений или нанимателями утраченных жилых помещений по договорам социального найма (далее - собственники (наниматели) утраченных жилых помещений) и не имеющим в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, либо имеющим в собственности иное жилое помещение, пригодное для проживания, или долю в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, если общая площадь такого жилого помещения (часть общей площади такого жилого помещения, приходящейся на долю в праве общей собственности на жилое помещение) на каждого проживающего, имеющего постоянную регистрацию по месту жительства в таком жилом помещении, составляет менее учётной нормы площади жилого помещения, установленной в соответствии с частью 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации;
3) не являвшимся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений, но имеющим постоянную регистрацию по месту жительства в утраченных жилых помещениях, относящимся к членам семьи граждан, указанных в подпунктах 1 и 2 настоящего пункта, и не имеющим в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, либо имеющим в собственности иное жилое помещение, пригодное для проживания, или долю в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, если общая площадь такого жилого помещения (часть общей площади такого жилого помещения, приходящейся на долю в праве общей собственности на жилое помещение) на каждого проживающего, имеющего постоянную регистрацию по месту жительства в таком жилом помещении, составляет менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной в соответствии с частью 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации.
К членам семьи гражданина относятся его супруг или супруга, дети (в том числе усыновленные, принятые под опеку (попечительство), переданные на воспитание в приемную семью, а также рожденные или усыновленные после дня введения режима чрезвычайной ситуации), несовершеннолетние братья и сестры, родители и усыновители этого гражданина и его внуки (в том числе рожденные или усыновленные детьми гражданина после дня введения режима чрезвычайной ситуации), а также иные лица, признанные решением суда членами семьи гражданина (далее - члены семьи).
4) являвшимся собственниками (нанимателями) утраченных жилых помещений или имеющим документы и имеющим в собственности иное жилое помещение, пригодное для проживания, или долю в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, если общая площадь такого жилого помещения (часть общей площади такого жилого помещения, приходящейся на долю в праве общей собственности на жилое помещение) составляет более учётной нормы площади жилого помещения, установленной в соответствии с частью 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации;
5) не являвшимся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений, но имеющим постоянную регистрацию по месту жительства в утраченных жилых помещениях, относящимся к членам семьи граждан, указанных в подпункте 4 настоящего пункта, и не имеющим в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, либо имеющим в собственности иное жилое помещение, пригодное для проживания, или долю в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, если общая площадь такого жилого помещения (часть общей площади такого жилого помещения, приходящейся на долю в праве общей собственности на жилое помещение) составляет более учётной нормы площади жилого помещения, установленной в соответствии с частью 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации, за исключением граждан, в отношении которых принято решение о выдаче свидетельства на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения (далее - свидетельство).
Порядок удостоверения права на получение социальной выплаты регламентирован Главой 3 указанного Положения.
В соответствии с пунктом 10, 11 Положения право на получение социальной выплаты удостоверяется свидетельством. В целях выдачи свидетельства гражданин (совместно граждане, являющиеся участниками общей собственности на утраченное жилое помещение) или его (их) представитель в срок до 25 декабря 2020 г. включительно, за исключением гражданина (граждан), указанного (указанных) в подпункте 6 пункта 6 настоящего Положения, а также гражданина (граждан) право на получение социальной выплаты которого (которых) подтверждено судебным решением либо на основании повторного обследования жилого помещения, обращается (обращаются) с заявлением (совместным заявлением) о выдаче свидетельства на получение социальной выплаты (далее - заявление о выдаче свидетельства) по форме согласно приложению 1 к настоящему Положению в государственное учреждение Иркутской области, подведомственное министерству социального развития и включенное в перечень, утверждённый нормативным правовым актом указанного министерства, по месту жительства (пребывания) гражданина (далее - учреждение). Заявление о выдаче свидетельства подписывается гражданином (гражданами) и всеми членами его (их) семьи или его (их) представителем.
В соответствии с пунктом 16 Положения учреждение не позднее двух рабочих дней со дня обращения гражданина (граждан) или его (их) представителя за выдачей свидетельства обеспечивает направление запросов (межведомственных запросов) в государственные органы, органы местного самоуправления, подведомственные государственным органам и органам местного самоуправления организации в целях получения следующих документов (сведений): 1) сведений о нахождении утраченного жилого помещения в зоне чрезвычайной ситуации, определенной решением главы муниципального образования Иркутской области, на территории которого решением главы указанного муниципального образования введен режим функционирования "Чрезвычайная ситуация"; 2) сведений о признании жилого помещения утраченным; 3) сведений о праве собственности на утраченное жилое помещение или о праве пользования утраченным жилым помещением по договору социального найма - в случае обращения гражданина, указанного в подпункте 1 пункта 6 настоящего Положения, или его представителя; 4) сведений о регистрации членов семьи по месту жительства в утраченном жилом помещении; 5) сведений о наличии (отсутствии) у гражданина, членов семьи в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания.
После получения ответов на запросы (межведомственные запросы), указанные в пункте 16 настоящего Положения, но не позднее 30 рабочих дней со дня обращения гражданина (граждан) или его (их) представителя за выдачей свидетельства учреждение принимает решение о выдаче свидетельства или об отказе в выдаче свидетельства.
В соответствии с пунктом 18 Положения основаниями для принятия решения об отказе в выдаче свидетельства являются: 1) отсутствие права гражданина на предоставление социальной выплаты в соответствии с настоящим Положением; 2) несоблюдение условий предоставления социальной выплаты, указанных в пункте 6 настоящего Положения; 3) непредставление документов или представление неполного перечня документов в соответствии с пунктом 12 настоящего Положения, за исключением документов, которые гражданин (граждане) или его (их) представитель вправе не представлять; 4) обращение с заявлением о выдаче свидетельства после срока, установленного в пункте 11 настоящего Положения.
Отказ в выдаче свидетельства может быть обжалован в порядке, установленном законодательством (пункт 19 Положения).
Свидетельство оформляется министерством социального развития по форме согласно приложению 2 к настоящему Положению в срок не позднее трех рабочих дней со дня поступления от учреждения решения о выдаче свидетельства и материалов (пункт 23 Положения).
Таким образом, в силу пункта 16 названного Положения о порядке и условиях предоставления гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 года на территории Иркутской области, социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения обязательными условиями возникновения права на получение меры социальной поддержки в форме предоставления выплаты денежных средств на строительство или приобретение жилья взамен утраченного являются нахождение утраченного жилого помещения в границах подтопленных (затопленных) зон чрезвычайной ситуации, признание жилого помещения утраченным.
В соответствии с частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято постановление от 28 января 2006 г. N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 7 указанного Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.
Оценка соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции производится межведомственной комиссией на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесённым к их компетенции.
По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки; о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признаётся непригодным для проживания; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции (пункт 47 Положения).
Таким образом, вопросы признания жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции отнесены к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что решением Нижнеудинского городского суда от 19 октября 2020 г. признаны незаконными заключение межведомственной комиссии от 25 июня 2020 г. N о выявлении оснований для признания спорного дома подлежащим капитальному ремонту и постановление администрации Нижнеудинского муниципального образования от 26 июня 2020 г. N о признания дома подлежащим капитальному ремонту.
Решением Нижнеудинского городского суда от 21 апреля 2021 г. по иску Белан Е.А. признаны незаконными заключение межведомственной комиссии от 28 декабря 2020 г. N о выявлении оснований для признания спорного дома не пригодным для проживания и подлежащим сносу и соответствующее постановление администрации Нижнеудинского муниципального образования от 28 декабря 2020 г. N.
Согласно акту обследования дома N 8 от 11 ноября 2021 г, межведомственная комиссия пришла к выводу о выявлении оснований для признания дома N по "адрес" не пригодным для проживания.
Заключением межведомственной комиссии от 11 ноября 2021 г, с учётом заключения строительно-технической экспертизы ООО "Ленсудэксперт" от 10 июля 2020 г, выявлены основания для признания дома N по "адрес" не пригодным для проживания.
Постановлением администрации Нижнеудинского муниципального образования от 11 ноября 2021 г. N дом N по "адрес" признан не пригодным для проживания.
Согласно материалам, хранящегося в ОГКУ "Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району" дела по заявлению Белан Е.А. о предоставлении соответствующей социальной выплаты 8 декабря 2021 г, Белан Е.А. с вышеуказанными ненормативными правовыми актами обратилась в учреждение с заявлением о принятии решения о предоставлении социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения взамен утраченного в паводок жилого дома.
После обращения Белан Е.А, учреждение в соответствии с требованиями Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47, а также подпунктов 1, 2, 7 пункта 16 положения, утверждённого постановлением правительства Иркутской области от 17 июля 2019 г. N 556-пп, 9 сентября 2021 г. обратилось в орган местного самоуправления с запросом о предоставлении сведений о нахождении жилого помещения в границах зоны чрезвычайной ситуации, о признании жилого помещения о признании жилого помещения утраченным: акта обследования дома межведомственной комиссией и её заключения по результату обследования, а также постановления органа местного самоуправления о сносе дома.
Согласно информации главы Нижнеудинского муниципального образования от 13 декабря 2021 г. по результату обследования дом N по "адрес" находился в границах зоны чрезвычайной ситуации, межведомственной комиссией было дано заключение о выявлении оснований для признания дома не пригодным для проживания, однако доказательства наличия причинно-следственной связи между состоянием дома и воздействием паводка не установлено, поскольку, согласно представленному заключению строительно-технической экспертизы ООО "Ленсудэксперт" от 10 июля 2020 г. причиной дефектов дома, делающих его не пригодным для проживания, является температурно-влажностное воздействие окружающей среды; физический износ и старение материалов; высокий уровень грунтовых вод в связи с паводком.
На основании полученной информации и ввиду отсутствия у Белан Е.А. иных доказательств, достоверно подтверждающих наличие прямой причинно-следственной связи между непригодностью дома для проживания и воздействием паводка, 11 января 2022 г. учреждением издан приказ об отказе Белан Е.А. в принятии решения о выдаче соответствующего свидетельства в соответствии с подпунктом 1 пункта 18 положения, утверждённого постановлением правительства Иркутской области от 17 июля 2019 г. N 556- пп.
Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что Белан Е.А. не представлено доказательств, соответствующих требованиям статей 59, 60 ГПК РФ, подтверждающих то обстоятельство, что жилой дом утрачен, признан непригодным для проживания в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне-июле 2019 года на территории Иркутской области. Действия ОГКУ "Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району" по вынесению приказа об отказе в принятии решения о выдаче Белан Е.А. свидетельства, подтверждающего право на соответствующую социальную выплату, признаны судом первой инстанции законными и обоснованными, соответствующими положениям подпунктов 1, 2, 3 пункта 6, пункта 12, подпунктов 1, 2, 7 пункта 15 и подпункта 2 пункта 16 Положения от 17 июля 2019 г. N 556-пп.
Проверяя законность и обоснованность принятого по делу решения, суд апелляционной инстанции, установив, что выводы суда, изложенные в обжалуемом решении, соответствуют обстоятельствам дела, установленным судом по результатам исследования и оценки представленных сторонами доказательств в соответствии с правилами статьи 67 ГПК РФ, нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, применены правильно, согласился с принятым по делу решением.
Выводы судебных инстанций являются правильными, соответствуют требованиям закона, сомнений у суда кассационной инстанции не вызывают.
Доводы кассационной жалобы о том, что суд необоснованно сделал вывод об отсутствии причинно-следственной связи между состоянием дома и чрезвычайной ситуацией не могут служит основанием для отмены обжалуемых судебных актов, поскольку сводятся к изложении позиции, выраженной истцом в ходе рассмотрения дела в суде первой и апелляционной инстанций, данные доводы были предметом проверки судебных инстанций, и им судебными инстанциями дана надлежащая правовая оценка.
В ходе рассмотрения дела судом установлено, что согласно акту обследования помещения от 23 декабря 2020 г. межведомственной комиссии, назначенной постановлением администрации Нижнеудинского муниципального образования от 6 октября 2020 г. N, заключению межведомственной комиссии N от 28 декабря 2020 г, жилой дом, по адресу "адрес" признан не пригодным для проживания, предполагаемые причины возникновения деформаций ? температурно-влажностное воздействие окружающей среды, физический износ и старение материалов, высокий уровень грунтовых вод. Ухудшение технического состояния жилого дома вызвано в том числе бездействием собственника и невыполнением своевременно требуемых работ по капитальному ремонту здания. При этом из протокола заседании межведомственной комиссии от 28 декабря 2020 г, назначенной постановлением администрации Нижниудинского муниципального образования от 6 октября 2020 г. N следует, что Белан Е.А. были даны пояснения, что был затоплен огород и подполье.
При повторном обследовании спорного жилого дома 11 ноября 2021 г, с учётом заключения строительно-технической экспертизы ООО "Ленсудэксперт" от 10 июля 2020 г, межведомственная комиссия пришла к выводу о выявлении оснований для признания дома N по "адрес" не пригодным для проживания. В качестве предполагаемых причин указаны: температурно-влажностное воздействие окружающей среды, физический износ и старение материалов, высокий уровень грунтовых вод. Сведений о непригодности жилого дома для проживания в результате паводка, заключение межведомственной комиссии, не содержит.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности по правилам статьи 67 ГПК РФ, суд первой и апелляционной инстанций пришёл к выводу о том, что представленными доказательствами не подтверждается, что спорный жилой дом пришёл в состояние непригодности в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей в июне-июле 2019 года.
При этом суд сделал правильный вывод, что нахождение жилого дома в границах зоны затопления не может свидетельствовать о безусловном основании для получения социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, поскольку в соответствии с постановлением Правительства Иркутской области от 17 июля 2019 г. N 556-пп обязательным условием для предоставления социальной выплаты является утрата или повреждение жилого помещения именно в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 года на территории Иркутской области. Принятие такого решения отнесено к исключительной компетенции межведомственной комиссии. Вместе с тем, как установлено судом, из пояснений истца, участвующей в заседании комиссии при решении вопроса о признании жилого дома непригодным для проживания, следует, что сам жилой дом непосредственно воздействию паводка не подвергался.
Доводы кассационной жалобы о том, что судом апелляционной инстанции незаконно было отказано в удовлетворении ходатайства о назначении судебной экспертизы не свидетельствуют о незаконности обжалуемых судебных актов, поскольку вопрос об удовлетворении таких ходатайств является правом суда, а не обязанностью, суд правомочен самостоятельно решать вопрос о достаточности доказательств, при этом подобные заявления разрешаются судом в каждом конкретном деле исходя из его фактических обстоятельств и сведений, которые могут быть получены судом.
Изучение материалов дела показало, что выводы суда первой и апелляционной инстанции основаны на установленных фактических обстоятельствах дела, приведённом правовом регулировании спорных правоотношений, и доводами кассационных жалоб не опровергаются.
Доводы кассационной жалобы, по существу, сводятся к иному толкованию норм материального и процессуального права и оспариванию указанных выше обстоятельств, основанных на оценке доказательств по делу, а потому не могут являться основанием для отмены обжалуемых судебных актов, поскольку в силу положений главы 41 ГПК РФ суд кассационной инстанции не наделён полномочиями по непосредственному исследованию вопросов факта и переоценке доказательств. В силу статей 67 и 3271 ГПК РФ оценка доказательств и установление обстоятельств по делу относится к исключительной компетенции судов первой и апелляционной инстанций, и иная оценка доказательств стороны спора не может послужить основанием для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке при отсутствии со стороны судов нарушений установленных процессуальным законом правил их оценки.
По настоящему делу юридически значимые обстоятельства судами первой и апелляционной инстанции определены правильно, выводы судов подробно мотивированы, должным образом отражены в обжалуемых судебных постановлениях, основаны на фактических обстоятельствах дела, установленных по результатам исследования и проверки в соответствии с требованиями статьи 67 ГПК РФ доказательств, представленных в материалы дела.
Судами первой и апелляционной инстанций не допущено нарушений норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, влекущих отмену или изменение принятых по настоящему делу судебных постановлений по тем доводам, которые изложены в кассационной жалобе.
Таким образом, при изложенной совокупности обстоятельств, доводы жалобы нельзя квалифицировать в качестве нарушения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, приведших к судебной ошибке, а потому принятые по делу решение суда и апелляционное определение отмене в кассационном порядке не подлежат.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Нижнеудинского городского суда Иркутской области от 17 марта 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 11 июля 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Белан Елены Анатольевны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.