Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего: Раужина Е.Н.
судей: Новожиловой И.А, Леонтьевой Т.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-413/2022 (42RS0037-01-2022-000344-32) по иску Лоскутовой Т.Ю. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Кемеровской области -Кузбассу о взыскании денежных средств
по кассационной жалобе Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N9 по Кемеровской области - Кузбассу на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 16 августа 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Раужина Е.Н, пояснения представителей Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N9 по Кемеровской области - Кузбассу Легенкиной Е.Б, Болучевского С.С, поддержавших доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Лоскутова Т.Ю. обратилась в суд с исковым заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N9 по Кемеровской области - Кузбассу о взыскании денежных средств.
Требования мотивированы тем, что с 13 января 1992 г. истец замещала должность государственной гражданской службы в Межрайонной инспекцией ИФНС N7 по Кемеровской области, с 15 января 2010г. замещала должность начальника отдела работы с налогоплательщиками. Межрайонная инспекция ИФНС N7 по Кемеровской области реорганизована путем присоединения к Межрайонной инспекции ИФНС N 9 по Кемеровской области. 13 августа 2021 г. служебный контракт с истцом расторгнут, и она уволена с государственной службы в связи с сокращением должности. При увольнении ей были выплачены: компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания, компенсации за неиспользованный отпуск. Данные выплаты были выплачены не в полном размере, поскольку при их расчете не были учтены выплаты материального стимулирования и единовременного поощрения, производимые, за последние 12 месяцев перед увольнением (с августа 2020 г. по июль 2021 г.) в сумме 368 322 рубля 29 копеек, что привело к занижению размера 4-х месячного денежного содержания, а также к неправильному расчету компенсации за неиспользованный отпуск. 16 ноября 2021 г. Лоскутова Т.Ю. обратилась в инспекцию с заявлением о выплате компенсации за третий месяц в соответствии с абзацем 4 статья 178 Трудового кодекса Российской Федерации. Однако данная выплата ей не выплачена до настоящего времени. Кроме того, как указывает истец, ответчик необоснованно удержал из выплат при увольнении сумму налога на доходы физических лиц в размере 5 541 рубль 71 копейка. В установленном порядке она обратилась с заявлением о возвращении излишне удержанной суммы налога. Однако до настоящего время денежные средства не возвращены. В результате нарушения трудовых прав ей были причинены нравственные и физические страдания: она переживала, нервничала, у нее был нарушен сон.
Истец просила взыскать с ответчика задолженность, образовавшуюся в связи с неполной выплатой компенсации в размере четырехмесячного денежного содержания в сумме 122 744 рубля 08 копеек, задолженность, образовавшуюся в связи с неполной выплатой компенсации за неиспользованный отпуск в сумме 64 592 рубля 58 копеек, задолженность, образовавшуюся в связи невыплатой дополнительной денежной компенсации за третий месяц со дня увольнения в сумме 73 322 рубля 35 копеек, проценты в связи неполной выплатой компенсации при увольнении и недополученной компенсации за неиспользованные дни отпуска в сумме 7 280 рублей 76 копеек, проценты в связи с невыплатой дополнительной компенсации за третий месяц со дня увольнения в сумме 1 648 рублей 58 копеек, компенсацию морального вреда в размере 50 000 рублей, излишне удержанную из дохода сумму налога на доходы физических лиц в сумме 5 541 рубль 75 копеек.
Решением Юргинского городского суда Кемеровской области от 26 мая 2022 г. в удовлетворении исковых требований Лоскутовой Т.Ю. к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N9 по Кемеровской области - Кузбассу о взыскании денежных средств отказано в полном объеме.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 16 августа 2022 г. решение Юргинского городского суда Кемеровской области от 26 мая 2022 г. отменено в части отказа в удовлетворении исковых требований о взыскании задолженности, образовавшейся в связи с неполной выплатой компенсации при увольнении и в связи с не полной выплатой компенсации за неиспользованный отпуск; компенсации морального вреда, в отмененной части вынесено новое решение.
Взысканы в пользу Лоскутовой Т.Ю. с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Кемеровской области- Кузбассу задолженность, образовавшаяся в связи с неполной выплатой компенсации при увольнении в размере 122 744 рубля 08 копеек, задолженность, образовавшаяся в связи с неполной выплатой компенсации за неиспользованный отпуск, в размере 64 592 рубля 58 копеек; компенсацию морального вреда в размере 5 000 рублей.
В остальной части решение Юргинского городского суда Кемеровской области от 26 мая 2022 г. оставлено без изменения
Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N9 по Кемеровской области - Кузбассу на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 16 августа 2022 г. подана кассационная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене судебного постановления, как незаконного, оставлении без изменения решения Юргинского городского суда от 26 мая 2022 г..
Лоскутовой Т.Ю. представлены возражения на кассационную жалобу.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Лоскутова Т.Ю, надлежаще извещенная о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, в том числе публично, путем размещения соответствующей информации на официальном сайте суда (http://8kas.sudrf.ru), не явилась, сведений о причинах неявки не представила, об отложении рассмотрении дела в связи с невозможностью явиться в судебное заседание не просила. На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, заслушав пояснения представителей Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N9 по Кемеровской области - Кузбассу Легенкиной Е.Б, действующей на основании доверенности от 10 января 20212 г. N N, Болучевского С.С, действующего на основании доверенности от 24 ноября 2021 г. N, поддержавших доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам ФИО4 кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Статья 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции нарушений, указанных в статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы исходя из следующего
Как установлено судами и следует из материалов дела, с 13 января 1992 г. Лоскутова Т.Ю. проходила государственную гражданскую службу в Межрайонной ИФНС N7 России по Кемеровской области - Кузбассу.
Последняя занимаемая истцом должность государственной службы - начальник отдела учета работы с налогоплательщиками.
На основании приказа Федеральной налоговой службы от 30 апреля 2021 г. N ЕД-7-4/456 Межрайонная инспекция ИФНС N7 по Кемеровской области - Кузбассу реорганизована путем присоединения к Межрайонная инспекция ИФНС N 9 по Кемеровской области - Кузбассу.
Межрайонная инспекция ИФНС N9 по Кемеровской области -Кузбассу является правопреемником Межрайонной инспекции ИФНС N 7 по Кемеровской области - Кузбассу.
Приказом Межрайонной ИФНС N 7 России по Кемеровской области - Кузбассу от 9 августа 2021 г. Лоскутова Т.Ю. уволена с государственной гражданской службы по пункту 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе с 13 августа 2021 г.
Согласно расчетным листам, при увольнении истцу выплачены: четырехмесячное денежное содержания в размере 170 515 рублей 32 копейки, компенсация за неиспользованный отпуск в размере 86 152 59 руб.
Данные выплаты рассчитаны без учета средств, выплаченных истцу за последние 12 месяцев, предшествующие дню увольнения, на основании приказов: от 27 августа 2020 г. N 02.2-08/79-одсп, от 25 сентября 2020 г. N 02.2-08/85-одсп, от 27 октября 2020 г. N 02.2-08/95-о, от 16 ноября 2020 г. N 02.2-08/101-одсп, от 16 декабря 2020 г. N02.2-08/120-одсп, от 16 декабря 2020 г. N 02.2-08/119-одсп, от 22 апреля 2021 г. N 02.2-08/23-одсп, от 26 мая 2021 г. N 02.2-08/40-одсп; от 24 июня 2021 г. N 02.2-08/52-одсп, от 27 июля 2021 г. N 02.2-08/58-одсп.
Судом установлено, что Лоскутовой Т.Ю. получено в качестве материального стимулирования, премии за показатели эффективности профессиональной служебной деятельности и личный вклад в обеспечении полномочий, возложенных на инспекцию, материальной помощи, за 12 месяцев, предшествующих увольнению (август 2020 г. - июль 2021 г.) 368 322 рубля 29 копеек.
Разрешая спор по существу, руководствуясь положениями Федерального закона от 27 июля 2004 г. N79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. N562, установив, что спорные денежные средства выплачены не из фонда оплаты труда государственных служащих, а за счет дополнительных бюджетных ассигнований, выделяемых на дополнительное материальное стимулирование сверх фонда оплаты труда, исходя из того, что по своей правовой природе указанные выплаты не относятся к денежному содержанию гражданского служащего, которое учитывается при расчете четырехмесячного денежного содержания и компенсации за неиспользованный отпуск, подлежащих выплате государственному служащему при увольнении, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что истцу при увольнении в полном объеме выплачены четырехмесячное денежное содержание и компенсация за неиспользованный отпуск.
Разрешая требования истца о выплате денежной компенсации за третий месяц со дня увольнения на основании решения службы занятости населения г. Юрги N в размере 73 322 рублей 35 копеек, и отказывая в удовлетворении указанных требований, суд первой инстанции исходил из того, что в случае расторжения служебного контракта по основаниям, предусмотренным пунктами 8.1-8.3 ч. 1 статьи 37 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания, при этом компенсация за третий месяц со дня увольнения государственному служащему не выплачивается.
Отказывая истцу в удовлетворении требований о взыскании в его пользу излишне удержанной из дохода суммы налога на доходы физических лиц в размере 5 541 рубль 75 копеек, суд исходил из того, что стороной ответчика не нарушены сроки для возврата истцу в добровольном порядке излишне удержанной сумму НДФЛ, в связи с чем исковое требование о взыскании с ответчика излишне удержанной суммы налога на доходы физических лиц в указанной сумме является необоснованным и удовлетворению не подлежит.
Проверяя законность и обоснованность принятого по делу решения, суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции в части отказа во взыскании задолженности, образовавшейся в связи невыплатой дополнительной денежной компенсации за третий месяц со дня увольнения в сумме 73 322 рубля 35 копеек, процентов в связи неполной выплатой компенсации при увольнении и недополученной компенсации за неиспользованные дни отпуска в сумме 7 280 рублей 76 копеек, процентов в связи невыплатой дополнительной компенсации за третий месяц со дня увольнения в сумме 1 648 рублей 58 копеек, указав на соответствие выводов суда нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, и фактическим обстоятельствам, установленным по делу.
Отменяя решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении исковых требований о взыскании задолженности, образовавшейся в связи с неполной выплатой компенсации при увольнении и в связи с не полной выплатой компенсации за неиспользованный отпуск; компенсации морального вреда, судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда, установив, что стимулирующие выплаты в пределах выделенных бюджетных ассигнований на материальное стимулирование гражданских служащих носили систематический характер во исполнение Постановлений Правительства Российской Федерации 17 февраля 2020 г. N168-8, от 10 июня 2020 г. N843-33 и от 22 марта 2021 г. N 440-16, предусматривающих в 2020 и 2021 годах объемы бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда на дополнительное материальное стимулирование гражданских служащих, их центральных аппаратов и территориальных органов, пришла к выводу, что материальное стимулирование выплачено Лоскутовой Т.Ю, в рамках мероприятий, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" в части совершенствования системы оплаты труда гражданских служащих, и указанные суммы следует учитывать в порядке пунктов 6 и 8 Правил от 6 сентября 2007 г. N562 в качестве выплат, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенных статьей 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N79-ФЗ, осуществляемых за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.
Судом апелляционной инстанции определены к взысканию в пользу истца задолженность, образовавшаяся в связи с неполной выплатой компенсации при увольнении в размере 122 744 рубля 08 копеек, задолженность, образовавшаяся в связи с неполной выплатой компенсации за неиспользованный отпуск, в размере 64 592 рубля 58 копеек.
В соответствии со статьей 237 Трудового кодекса Российской Федерации, разъяснениями, содержащимися в пункте 63 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г. N2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", установив нарушение прав истца при расчете при увольнении, учитывая фактические обстоятельства дела, характер допущенного ответчиком нарушения, требования разумности и справедливости, судебная коллегия пришла к выводу об удовлетворении требования о взыскании компенсации морального вреда, взыскав компенсацию в размере 5 000 рублей.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что судом апелляционной инстанции нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения применены правильно.
Правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N79-ФЗ).
Согласно пункту 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N79-ФЗ гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.
Частью 13 статьи 46 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N79-ФЗ предусмотрено, что при прекращении или расторжении служебного контракта, освобождении от замещаемой должности гражданской службы и увольнении с гражданской службы гражданскому служащему выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска.
Частью 1 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.
Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы (далее - должностной оклад) и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, или классным чином юстиции, или дипломатическим рангом (далее - оклад за классный чин), которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего (далее - оклад денежного содержания), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты) (часть 2 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации").
К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (часть 5 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации").
Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным нормативным актом - Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. N 562 (далее - Правила N562).
Пунктом 2 указанных Правил предусмотрено, что согласно частям 2 и 5 статьи 50 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью государственной гражданской службы Российской Федерации и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также дополнительных выплат, к которым относятся: а) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; б) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; в) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; г) ежемесячное денежное поощрение; д) премии за выполнение особо важных и сложных заданий; е) материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих; ж) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.
Согласно абзацу первому пункта 6 Правил N562 при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.
Абзацем 1 пункта 8 Правил N562, в частности, определено, что в случае, предусмотренном подпунктом "д" (увольнение с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы), гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере соответственно месячного денежного содержания за 4 месяца и месячного денежного содержания за 1 месяц.
Согласно абзацу 2 пункта 8 Правил N562 месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подпунктами "а" - "г" пункта 2 Правил, а также 1/12 размера предусмотренных подпунктами "д" - "ж" пункта 2 Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта.
В части 1 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N79-ФЗ предусмотрено, что фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.
При формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): 1) оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов; 2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов; 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; 6) ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; 7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания (часть 2 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N79-ФЗ).
В соответствии с частью 3 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных частью 2 данной статьи, а также за счет средств: 1) на выплату районного коэффициента (коэффициента); 2) на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; 3) на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно части 6 статьи 51 Федерального закона от от 27 июля 2004 г. N79-ФЗ порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.
Пунктом 8 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. N763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" установлено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).
На основании пунктов 9 данного Указа фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных п. 8 этого Указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с абзацем 8, 10 подпункта "р" пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" Правительству Российской Федерации поручено до 1 июля 2012 г. представить в установленном порядке предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, предусматривающие, в том числе, установление особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, а также единого подхода к осуществлению выплаты государственным гражданским служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы; совершенствование системы материальной и моральной мотивации государственных гражданских служащих, доведение уровня оплаты их труда до конкурентного на рынке труда, увеличение в оплате труда государственных гражданских служащих доли, обусловленной реальной эффективностью их работы.
Согласно разъяснениям, содержащимся в письме Министерства финансов Российской Федерации от 15 июля 2014 г. N14-04-05/34482 о дополнительном материальном стимулировании, осуществляемом на основании постановления Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 г. N238-7, для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) в соответствии с пунктами 6 и 8 Правил исчисления размеров денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. N 562, дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенный статьей 50 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 г. N238-7.
Руководствуясь вышеприведенным правовым регулированием, исследовав юридически значимые обстоятельства, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации учитывая, что дополнительное материальное стимулирование государственных гражданских служащих, осуществляемое в рамках мероприятий, предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления", производится за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда и выплачивается государственным гражданским служащим в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, то есть связано с исполнением служащим его должностных обязанностей, осуществляется по результатам оценки достижения государственным служащим установленных в федеральном государственном органе показателей эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности, суд апелляционной инстанции пришел к правомерному выводу, что, исходя из правовой природы указанных выплат, правомерно учитывать указанные выплаты при расчете компенсации при увольнении истца в связи с сокращением должности гражданской службы в соответствии с пунктом 8 Правил в порядке, предусмотренном для исчислении премии за выполнение особо важных и сложных заданий.
Судебной коллегией по гражданским делам Кемеровского областного суда также учтено, что стимулирующие выплаты в пределах выделенных бюджетных ассигнований на материальное стимулирование гражданских служащих носили систематический характер во исполнение Постановлений Правительства Российской Федерации 17 февраля. 2020 г. N168-8, от 10 июня 2020 г. N 843-33 и от 22 марта 2021 г. N 440-16, предусматривающих в 2020 и 2021 годах объемы бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда на дополнительное материальное стимулирование гражданских служащих, их центральных аппаратов и территориальных органов, а, следовательно, материальное стимулирование, выплаченное Лоскутовой Т.Ю, следует учитывать в порядке пунктов 6 и 8 Правил от 6 сентября 2007 г. N562 в качестве выплат, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенных статьей 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N79-ФЗ, осуществляемых за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.
Доводы кассационной жалобы о том, что материальное стимулирование не входит в систему оплаты труда гражданских служащих и не является гарантированной выплатой в структуре их денежного содержания не могут повлечь отмену обжалуемого судебного постановления, поскольку основаны на ошибочном толковании норм материального права, примененных судом при разрешении дела и выводов судебных инстанций не опровергают.
Из системного толкования вышеприведенных правовых норм следует, что актами Правительства Российской Федерации федеральным государственным органам ежегодно доводятся объемы средств, имеющих целевой характер, - повышение материальной мотивации гражданских служащих, увеличение объема выплат гражданским служащим, обусловленных реальной эффективностью их работы. При этом данными актами правовая форма и (или) механизм выплаты этих средств не установлены. Целевой характер этих мероприятий заключается в повышении уровня оплаты труда указанных категорий лиц, что прямо свидетельствует об отнесении соответствующих выплат к выплатам за профессиональную служебную деятельность.
Указание кассатора на разъяснения, содержащиеся в письме Министерства финансов Российской Федерации от 27 апреля 2021 г. N14-03-03/32289, выводов судебных инстанций не опровергают, поскольку в указанном письме содержится указание на то, что при расчетах по начислению гражданским служащим выплат по оплате труда (исчислению сохраняемого денежного содержания) учитываются условия выплаты материального стимулирования, предусмотренных в соответствующем государственном органе. При этом, судом при разрешении спора были учтены характер, произведенных истцу выплат материального стимулирования, условия выплаты.
Доводы кассационной жалобы о необоснованном взыскании компенсации морального вреда и немотивированном определении размера компенсации морального вреда нельзя признать обоснованными, поскольку судом установлен факт нарушения трудовых прав истцов, что является основанием для компенсации морального вреда в соответствии со статьей 237 Трудового кодекса Российской Федерации, при этом, законодатель, закрепляя право на компенсацию морального вреда, не устанавливает единого метода оценки физических и нравственных страданий, не определяет конкретный размер компенсации, а предоставляет определение размера компенсации суду. Компенсация морального вреда должна возместить потерпевшему понесенные им физические и нравственные страдания, исходя из конкретных обстоятельств настоящего дела. Судом апелляционной инстанции указанные условия соблюдены.
Иные доводы кассационной жалобы также не свидетельствуют о том, что при рассмотрении данного дела судом апелляционной инстанции были допущены нарушения норм права, которые могли бы служить основанием для отмены обжалуемого судебного постановления.
Несогласие, выраженное в кассационной жалобе с выводами судов первой и апелляционной инстанций, иная оценка фактических обстоятельств, равно как и отличное от судебных инстанций толкование положений закона, не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки и не подтверждает допущенных судами нарушений норм права, которые могли повлиять на исход дела и являлись бы достаточным основанием для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке.
Фактически приведенные в кассационной жалобе доводы не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены и учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебных актов, влияли на законность постановленного судебного акта, либо опровергали выводы суда и направлены на переоценку собранных по делу доказательств и установленных по делу фактических обстоятельств, что в силу части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является недопустимым в суде кассационной инстанции.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые могли бы служить основанием для отмены судебных постановлений, принятых по настоящему делу в кассационном порядке, судебной коллегией по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции по доводам кассационной жалобы не установлено.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу о том, что оснований для отмены апелляционного определения по доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 16 августа 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N9 по Кемеровской области - Кузбассу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.