Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
Председательствующего Лавник М.В, судей Латушкиной С.Б, Андугановой О.С, рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи, при содействии Барун-Хемчикского районного суда Республики Тыва, гражданское дело N 2-5363/2021 (УИД: 17RS0017-01-2021-004819-13) по иску Ооржака Айхана Владимировича к Министерству внутренних дел по Республике Тыва о признании незаконным решения жилищно-бытовой комиссии о снятии с учёта на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилищного помещения, обязании восстановить на учёте, по кассационной жалобе Министерства внутренних дел по Республике Тыва на решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 22 декабря 2021 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва от 7 июня 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Латушкиной С.Б, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Ооржак А.В. обратился в суд с иском к Министерству внутренних дел по Республике Тыва о признании незаконным решения комиссии Министерства внутренних дел по Республике Тыва о снятии его с учёта очередников по получению социальной единовременной выплаты для приобретения или строительству жилья.
В обоснование заявленных требований Ооржак А.В. указал, что проходил службу в органах внутренних дел, уволен со службы с правом получения пенсии, трудовой стаж составляет более 16 лет. В период прохождения службы был поставлен на учёт для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилья, в количестве 1 человека. До и после постановки на учёт проживал в квартире родной сестры О.А.В. по адресу: "адрес", по договору найма. Решением жилищно-бытовой комиссии Министерства внутренних дел по Республике Тыва от 19 февраля 2020 г. N, утверждённым распоряжением Министерства внутренних дел по Республике Тыва от 5 марта 2020 г. N 60р, в учётное дело внесены изменения по составу семьи в связи с регистрацией брака ДД.ММ.ГГГГ с О.А.Н.
Согласно выписке из протокола N заседания жилищно-бытовой комиссии Министерства внутренних дел по Республике Тыва от 13 апреля 2021 г. Ооржак А.В. снят с учёта. Основанием для снятия с учёта послужило то, что он с семьёй имели право пользования жилым помещением, как члены семьи собственника, обеспечены площадью на одного человека более 15 кв.м.
Ооржак А.В. не согласен с указанными выводами ответчика, полагает, что нарушены его конституционные права. С середины 2015 года он фактически по адресу места регистрации не проживал, так как находился в местах лишения свободы до февраля 2018 г. Потом начал проживать в местечке Ак села Шекпээр Барун-Хемчикского района по настоящее время. Он и его семья не являются членами семьи его родной сестры О.А.В, собственника жилого помещения, где он был зарегистрирован, так как совместно с ней не проживали, совместное хозяйство не вели. Ооржак А.В. живёт со своей семьёй. Жилищные условия у него не изменились, он, по-прежнему, нуждается в жилье, в силу чего оснований для снятия его с учёта не имелось.
Ооржак А.В. просил признать незаконным решение жилищно-бытовой комиссии МВД по Республике Тыва от 13 апреля 2020 г. о снятии с учёта на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилищного помещения, обязать восстановить на учёте с 6 декабря 2012 г.
Решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 22 декабря 2021 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва от 7 июня 2022 г, исковые требования удовлетворены.
Признано незаконным решение жилищно-бытовой комиссии от 13 апреля 2021 г. о снятии Ооржак А.В. и его семьи в составе двух человек с учёта очередников Министерства внутренних дел по Республике Тыва на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Министерство внутренних дел по Республике Тыва обязано восстановить Ооржак А.В. на учёте на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с 6 декабря 2012 г.
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, Министерство внутренних дел по Республике Тыва просит отменить решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 22 декабря 2021 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва от 7 июня 2022 г.
Относительно доводов кассационной жалобы письменных возражений не поступало.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции с использованием системы видеоконференц-связи лица, участвующие в деле, надлежаще извещённые о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились.
На основании части пятой статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационных жалобах, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Согласно части первой статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения не были допущены судом первой и апелляционной инстанций при рассмотрении данного дела.
Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ) данный закон регулирует отношения, связанные с денежным довольствием и пенсионным обеспечением сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, обеспечением жилыми помещениями, медицинским обеспечением сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в органах внутренних дел, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ сотрудник, имеющий стаж службы в органах внутренних дел не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе службы в органах внутренних дел.
Право сотрудника на единовременную социальную выплату признаётся при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в части 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ. В частности, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел, иному федеральному органу исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники по решению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководителя иного федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, при условии, что сотрудник не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения (подпункт 1 части 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ); является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 кв. м (подпункт 2 части 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ).
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учётом совместно проживающих с ним членов его семьи (часть 4 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ).
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты в силу части 5 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. N 1223 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации.
Пунктом 8 названных Правил предусмотрено, что при наличии у сотрудника и (или) проживающих совместно с ним членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной площади всех жилых помещений.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что Ооржак А.В. обратился в Министерство внутренних дел по Республике Тыва 23 ноября 2012 г. с заявлением о принятии на учёт для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
28 ноября 2012 г. решением комиссии по принятию на учёт для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения МВД по Республике Тыва Ооржак А.В. принят на учёт.
Согласно выписки из протокола N от 28 ноября 2012 г. заседания комиссии по принятию на учёт для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения МВД по Республике Тыва Ооржак А.В. принят на учёт от 28 ноября 2012 г. следует, что Ооржак А.В. в органах внутренних дел проходит службу с 15 августа 1998 г, стаж более 14 лет, 2 месяца 24 дня. Единовременная социальная выплата по месту службы не предоставлялась. Ооржак А.В. проживает в квартире по договору найма жилого помещения, общей площадью 63, 8 кв.м, жилой - 40 кв.м, расположенной по адресу: "адрес". Данная квартира принадлежит О.А.В. на праве собственности. Иных жилых помещений, занимаемых по договорам найма или на праве собственности, у Ооржака А.В. не имеется. Общая площадь жилого помещения, положенная данному сотруднику 33 кв.м.
ДД.ММ.ГГГГ Ооржак А.В. заключил брак с О.А.Н.
Из учётного дела следует, что решением жилищно-бытовой комиссии Министерства внутренних дел по Республике Тыва от 19 февраля 2020 г. внесены изменения по составу семьи в связи с регистрацией брака.
Согласно выписке из домовой книги N от 26 февраля 2020 г, Ооржак А.В. зарегистрирован по адресу: "адрес" с 6 ноября 2012 г, а О.А.Н. с 12 октября 2019 г.
Решением жилищно-бытовой комиссии Министерства внутренних дел по Республике Тыва от 13 апреля 2021 г. Ооржак А.В. с семьёй в составе двух человек сняты с учёта очередников МВД по Республике Тыва на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на основании пункта 1 части 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ, подпункта "г" пункта 19, пункта 24 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам органов внутренних дел, пункта 1 статьи 31 Жилищного Кодекса Российской Федерации.
Данным решением установлено, что Ооржак А.В. зарегистрирован с супругой по адресу: "адрес", принадлежащей сестре О.А.В, которая не зарегистрирована в указанной, квартире и не проживает. Ооржак А.В. заключал договоры найма жилого помещения с 1 марта 2010 г, которые представлялись в комиссию. В связи с чем комиссия пришла к выводу о том, что Ооржак А.В. и его супруга вселены в указанную квартиру в качестве членов семьи собственника жилого помещения, имеют право пользования данным жилым помещением, обеспечены жилой площадью более 15 кв.м.
Судом также установлено, что в период с 6 апреля 2016 г. по 23 января 2018 г. Ооржак А.В. находился в местах лишения свободы.
Справкой администрации сельского поселения сумона Шекпээр Барун- Хемчикского кожууна от 25 мая 2021 г. подтверждается, что Ооржак А.В. проживает в местечке Ак с. Шекпээр с 1 февраля 2018 г. по настоящее время.
Из договора купли-продажи квартиры и земельного участка от 27 мая 2021 г. следует, что О.А.В. продала М. квартиру по адресу: "адрес" Договор прошёл регистрацию в установленном законом порядке.
Ооржак А.В. представил выписку ПАО Сбербанк о безналичном зачислении на счёт собственника жилья О.А.В. в период с 14 июня 2013 г. по 14 сентября 2015 г. денежную компенсацию за найм жилого помещения за июль, август, сентябрь, октябрь 2013 г, февраль, ноябрь 2014 г, за сентябрь 2015 г.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования Ооржака А.В, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ, статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации", пришёл к выводу о том, что Ооржак А.В. и его супруга были вселены в жилое помещение "адрес", принадлежащее на праве собственности родной сестре О.А.В, не как члены семьи собственника жилого помещения, а как наниматели.
При этом суд первой инстанции исходил из того, что Ооржак А.В. при постановке на учёт предоставлял жилищно-бытовой комиссии договоры найма, заключённые с собственником данного жилого помещения, между истцом и собственником жилого помещения неоднократно заключались соглашения о найме жилого помещения, договоры найма имели возмездный характер, истец за найм квартиры ежемесячно оплачивал арендную плату. Также Ооржак А.В. за наем жилья в период с 2013 г. по 2015 г. получал компенсацию в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. N 1228 "О порядке и размерах денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и членам семей сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, погибших (умерших) вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в органах внутренних дел".
С учётом установленных обстоятельств, принимая во внимание, что иных оснований для снятия Ооржака А.В. с учёта не имелось, суд первой инстанции пришёл к выводу, что решение жилищно-бытовой комиссии от 13 апреля 2021 г. о снятии Ооржака А.В. и его семьи в составе двух человек с учёта очередников МВД по Республике Тыва на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения является незаконным, в связи с чем МВД по Республике Тыва обязано восстановить Ооржака А.В. на учёте на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с 6 декабря 2012 г.
Проверяя законность и обоснованность принятого по делу решения, суд апелляционной инстанции, установив, что выводы суда, изложенные в обжалуемом решении, соответствуют обстоятельствам дела, установленным судом по результатам исследования и оценки представленных сторонами доказательств в соответствии с правилами статьи 67 ГПК РФ, нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, применены правильно, согласился с принятым по делу решением.
Выводы судебных инстанций являются правильными, соответствуют требованиям закона, сомнений у суда кассационной инстанции не вызывают.
Выражая несогласие с судебными актами, заявитель приводит доводы о том, что Ооржак А.В. и его супруга были вселены в квартиру, расположенную по адресу: "адрес" в качестве членов семьи собственника данного жилого помещения, в соответствии с расчётом каждый член семьи обеспечен площадью жилого помещения более чем 15 кв.м, которые аналогичны доводам, ранее заявлявшимся в суде первой и апелляционной инстанций, они были предметом проверки судебных инстанций, и им судебными инстанциями дана надлежащая оценка.
По смыслу нормативных положений части 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ, применяемых в системной взаимосвязи с пунктом 8 Правил предоставления единовременной социальной выплаты, при определении уровня обеспеченности жилой площадью сотрудника в целях предоставления единовременной социальной выплаты учёту подлежит общая площадь жилого помещения, занимаемая сотрудником и членами его семьи по договору социального найма или в силу правоотношений собственности, вне зависимости от того, кто является нанимателем или собственником жилого помещения.
Отказ в принятии сотрудника на учёт для получения единовременной выплаты допускается в случае, если представленные документы и сведения, полученные по результатам проведённой комиссией проверки, не подтверждают наличие условий, необходимых для принятия сотрудника на такой учёт (пункт 16 Правил предоставления единовременной социальной выплаты).
Сотрудник снимается с учёта для получения единовременной выплаты в случае выявления сведений, не соответствующих сведениям, указанным в заявлении и представленных документах, послуживших основанием для принятия сотрудника на учёт для получения единовременной выплаты (если данные сведения свидетельствуют об отсутствии у сотрудника права на принятие на такой учёт) (подпункт "г" пункта 19 Правил предоставления единовременной социальной выплаты).
В силу пункта 24 Правил, если основания для получения сотрудником единовременной выплаты утрачены, комиссия принимает решение о снятии сотрудника с учёта. Соответствующие изменения вносятся в книгу учёта в день принятия правового акта.
В силу части 1 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены данным кодексом.
Частью 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Вселённые собственником жилого помещения члены его семьи имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи (часть 2 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учётом положений части 1 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, исходя из того, что членами семьи собственника жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Для признания названных лиц, вселённых собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки.
Судебными инстанциями было установлено, что на момент подачи заявления о принятии на учёт для получения единовременной социальной выплаты 23.11.2012 г, а также на момент принятия 13 апреля 2021 г. решения о снятии с учёта, Ооржак А.В. и его супруга были вселены в квартиру по адресу: "адрес" на основании договора найма, заключаемого с собственником жилого помещения, в связи с чем принимая во внимание взаимосвязанные положения части 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ, пункта 8 Правил, статей 30, 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" пришли к правильному выводу о том, что по данному делу юридически значимым обстоятельством с учётом заявленных Ооржаком А.В. требований о признании незаконным решения о снятии с учёта на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, а также норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, является установление нуждаемости Ооржака А.В. в жилом помещении по одному из условий, определённых частью 2 статьи 4 Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ.
Судами установлено, что истец проживал в вышеуказанном жилом помещении по договору найма на возмездной основе, при постановке истца на учёт, а также при последующей перерегистрации истцом в жилищную комиссию были представлены договоры найма, выписка из домовой книги, ответчиком составлялись акты проверки жилищных условий из которых следует, что Ооржак А.В. проживает в спорном жилом помещении, принадлежащем на праве собственности О.А.В... Ооржак А.В. за наем жилья в период с 2013 г. по 2015 г. получал компенсацию в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. N 1228. В период с 6 апреля 2016 г. по 23 января 2018 г. находился в местах лишения свободы. Каких-либо новых обстоятельств при принятии решения жилищно-бытовой комиссией МВД по Республике Бурятия о снятии Ооржака А.В. с учёта не возникло.
Установив на основании совокупности исследованных доказательств, отсутствие факта вселения Ооржака А.В. и его супруги в жилое помещение по адресу: по адресу: "адрес" в качестве членов семьи собственника данного жилого помещения, и, соответственно, отсутствие у истца и его супруги права пользования жилым помещением как у членов семьи собственника на основании части 2 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации, суды нижестоящих инстанций пришли к правильному выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
Фактически приведённые в кассационной жалобе доводы не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены и учтены судами первой и второй инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, влияли на законность и обоснованность постановленных судебных актов, либо опровергали выводы судов.
Судами первой и апелляционной инстанций не допущено нарушений норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, влекущих отмену или изменение принятых по настоящему делу судебных постановлений по тем доводам, которые изложены в кассационной жалобе.
Таким образом, при изложенной совокупности обстоятельств, доводы жалобы нельзя квалифицировать в качестве нарушения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, приведших к судебной ошибке, а потому принятые по делу решение суда и апелляционное определение отмене в кассационном порядке не подлежат.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 22 декабря 2021 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва от 7 июня 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства внутренних дел по Республике Тыва - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.