Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Гордиенко А.Л, судей Папушиной Н.Ю, Попова А.А, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N55RS0016-01-2022-000485-09 по иску прокурора Кормиловского района Омской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Кормиловского муниципального района Омской области, обществу с ограниченной ответственностью "Магнит" о признании незаконным бездействия и возложении обязанности принять меры по ликвидации несанкционированных свалок отходов, расположенных в границах Юрьевского сельского поселения
по кассационной жалобе администрации Кормиловского муниципального района Омской области на решение Кормиловского районного суда Омской области от 19 мая 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 10 августа 2022 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Гордиенко А.Л,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Кормиловского района Омской области обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Кормиловского муниципального района Омской области, обществу с ограниченной ответственностью "Магнит" (далее ООО "Магнит") с требованиями о ликвидации несанкционированных свалок отходов, расположенных в границах Юрьевского сельского поселения.
Требования мотивировал тем, что прокуратурой района проведена проверка исполнения требований законодательства об отходах производства и потребления на территории Кормиловского муниципального района Омской области, по результатам которой установлено, что на территории Кормиловского муниципального района полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами администрацией Кормиловского муниципального района администрации Юрьевского сельского поселения не переданы.
При этом на территории "данные изъяты" имеются места образования несанкционированных свалок по "адрес". Участок находится примерно в 200 м от ориентира по направлению на восток (кадастровый N). Адрес ориентира: "адрес"; участок местности площадью 0, 24 га, местонахождение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир - населенный пункт. Участок находится примерно в 30 м от ориентира по направлению на север. Адрес ориентира: "адрес".
Вопреки установленным требованиям, отходы в указанных местах размещены непосредственно на почве, герметическое покрытие (специальное сооружение), исключающее попадание вредных вещество в почву под свалками, отсутствует. В связи с чем, вышеуказанные свалки являются несанкционированными.
По факту выявленных нарушений прокурором района 6 декабря 2021 г. в адрес главы администрации Кормиловского муниципального района Омской области внесено представление, однако действенные меры, направленные на устранение выявленных нарушений, не были приняты.
Выявленные нарушения создают угрозу наступления негативных последствий в виде серьезного загрязнения земли, почв, на которых находятся указанные несанкционированные свалки отходов, также наличие названных свалок на территории соответствующего поселения может негативным образом сказаться на жизни и здоровье неопределенного круга лиц.
Прокурор просил признать незаконным бездействие Администрации Кормиловского муниципального района Омской области, выразившееся в непринятии мер по ликвидации несанкционированных свалок отходов, расположенных в границах Юрьевского сельского поселения:
участок местности площадью 0, 50 га, местонахождение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир - населенный пункт. Участок находится примерно в 200 м от ориентира по направлению на восток (кадастровый N). Адрес ориентира: "адрес";
участок местности площадью 0, 24 га, местонахождение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир - населенный пункт. Участок находится примерно в 30 м от ориентира по направлению на север. Адрес ориентира: "адрес".
Обязать администрацию Кормиловского муниципального района Омской области в срок не позднее 31 декабря 2022 г. принять меры по ликвидации несанкционированных свалок отходов, расположенных на указанных участках.
Решением Кормиловского районного суда Омской области от 19 мая 2022 г. суд признал незаконным бездействие администрации Кормиловского муниципального района Омской области в непринятии мер по ликвидации несанкционированных свалок отходов, расположенных в границах "данные изъяты": участок местности площадью 0, 50 га, местонахождение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир - населенный пункт. Участок находится примерно в 200 м от ориентира по направлению на восток (кадастровый N). Адрес ориентира: "адрес"; участок местности площадью 0, 24 га, местонахождение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир - населенный пункт. Участок находится примерно в 30 м от ориентира по направлению на север. Адрес ориентира: "адрес".
Обязал администрацию Кормиловского муниципального района Омской области в срок не позднее 31 декабря 2022 г. принять меры по ликвидации несанкционированных свалок отходов, расположенных в границах "данные изъяты": участок местности площадью 0, 50 га, местонахождение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир - населенный пункт. Участок находится примерно в 200 м от ориентира по направлению на восток (кадастровый N). Адрес ориентира: "адрес"; участок местности площадью 0, 24 га, местонахождение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир - населенный пункт. Участок находится примерно в 30 м от ориентира по направлению на север. Адрес ориентира: "адрес"".
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 10 августа 2022 г. указанное решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе администрация Кормиловского муниципального района Омской области ставит вопрос об отмене вышеуказанных судебных постановлений как принятых с нарушением норм материального и процессуального права.
Прокуратурой Омской области, а также ООО "Магнит" на кассационную жалобу принесены возражения.
В судебном заседании суда кассационной инстанции прокурор пятого отдела (апелляционно-кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Трифонова М.К. просила обжалуемые судебные постановления оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, в суд кассационной инстанции не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в связи с чем судебная коллегия, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, проверив обжалуемые судебные постановления в пределах доводов кассационной жалобы в соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
По настоящему делу таких нарушений судами не допущено.
В соответствии с положениями Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности (статья 1); содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам (пункт 2 статьи 21); отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 1 статьи 22).
Пунктом 1 ст. 13.4 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" предусмотрено, что допускается накопление отходов только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов, согласно пункту 4.13 ГОСТ 30772-2001 "Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения", введенного постановлением Госстандарта России от 28 декабря 2001 г. N 607-ст, являются несанкционированными свалками отходов.
Подпунктом 2 пункта 2 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков возложена обязанность по проведению мероприятий по защите земель, в том числе от загрязнения отходами производства и потребления.
В соответствии с абзацами четвертым и восьмым статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель, почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Пунктом 7.8 "ГОСТ 30772-2001. Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения" установлено, что собственником отходов является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которых они находятся, которые намерены осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение.
Если это лицо не установлено, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся (примечание к пункту 7.8 ГОСТ 30772-2001).
Как следует из материалов дела и установлено судами, по результатам прокурорской проверки на территории "данные изъяты" Кормиловского муниципального района Омской области были выявлены места несанкционированных свалок отходов: участок местности площадью 0, 50 га, местонахождение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир - населенный пункт. Участок находится примерно в 200 м от ориентира по направлению на восток (кадастровый N). Адрес ориентира: "адрес"; участок местности площадью 0, 24 га, местонахождение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир - населенный пункт. Участок находится примерно в 30 м от ориентира по направлению на север. Адрес ориентира: "адрес".
Отходы размещены непосредственно на почве, герметическое покрытие, исключающее попадание вредных веществ в почву под свалкой отсутствует.
По данному факту 6 декабря 2021 г. в адрес главы Кормиловского муниципального района Омской области внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства об отходах производства и потребления, неисполнение которого явилось основанием для обращения прокурора Кормиловского района Омской области в суд с настоящим иском.
Удовлетворяя заявленные прокурором требования, суд первой инстанции, установив факт несанкционированного размещения отходов производства и потребления на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, признал незаконным бездействие Администрации Кормиловского муниципального района Омской области, как лица, ответственного за надлежащее содержание данных земельных участков, возложив на нее обязанность по ликвидации несанкционированных свалок.
Суд апелляционной инстанции с вышеуказанными выводами суда первой инстанции и их обоснованием согласился.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит, что выводы судов отвечают требованиям законодательства, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Доводы кассационной жалобы администрации Кормиловского муниципального района Омской области о том, что установлен исчерпывающий перечень полномочий органов местного самоуправления городских округов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, согласно которому они не наделены полномочиями по ликвидации несанкционированных свалок, в том числе на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, такая обязанность возложена на регионального оператора, отклоняются судом кассационной инстанции.
Согласно пункту 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. N 1156 утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами, в соответствии с пунктом 18 которых собственник земельного участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором.
В ходе рассмотрения дела было установлено наличие несанкционированной свалки на земельных участках, расположенных на территории сельских поселений, территориально входящих в состав Кормиловского муниципального района Омской области, государственная собственность на которые не разграничена. При этом Администрация Кормиловского муниципального района Омской области распоряжается указанными земельными участками, что следует из положений ст. 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Таким образом, выводы судов о том, что Администрация Кормиловского муниципального района Омской области является надлежащим ответчиком по делу, обоснованы.
Доводы кассационной жалобы о том, что выявленные несанкционированные свалки отходов должен ликвидировать региональный оператор являются несостоятельными.
С учетом положений статей 13, 42 Земельного кодекса Российской Федерации органы публичной власти, пока не установлены иные лица, ответственные за ликвидацию последствий негативного воздействия на окружающую среду, самостоятельно осуществляют деятельность по ликвидации таких последствий - несанкционированных свалок на вышеуказанных земельных участках.
Нарушения требований статей 56, 59, 60, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при оценке судами доказательств допущено не было. Нормы материального права применены правильно.
Доводы кассационной жалобы повторяют правовую позицию ответчика, тщательно исследованную судом первой и апелляционной инстанции и нашедшую верное отражение и правильную оценку в обжалуемых судебных постановлениях, и сводятся к выражению несогласия с произведенной судом оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений.
Руководствуясь статьёй 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Кормиловского районного суда Омской области от 19 мая 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 10 августа 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Кормиловского муниципального района Омской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.