Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Гылкэ Д.И, судей Катанаевой А.С, Печуриной Ю.А, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Федоровой Я.Я, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-165/2022 по административному исковому заявлению Набиева Магомеда Магомедовича об оспаривании отдельных положений Региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Дагестан на 2014-2040 годы, утвержденной постановлением Правительства Республики Дагестан от 18 апреля 2014 г. N 175 (с изменениями, внесенными постановлением Правительства Республики Дагестан от 7 апреля 2022 г. N 80), по апелляционной жалобе административного ответчика Правительства Республики Дагестан на решение Верховного Суда Республики Дагестан от 13 июля 2022 г, которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Катанаевой А.С, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Екимцова М.Н, полагавшего, что решение суда подлежит оставлению без изменения, судебная коллегия
установила:
18 апреля 2014 г. постановлением Правительства Республики Дагестан N 175 утверждена Региональная программа по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Дагестан на 2014-2040 годы (далее - Программа), приложением к которой является перечень многоквартирных домов, общее имущество которых подлежит капитальному ремонту в рамках реализации программы (далее - Перечень).
Указанное постановление было официально опубликовано в газете "Дагестанская правда", выпуск N 120-126 от 22 апреля 2014 г, после чего вступило в силу и на момент принятия судом обжалуемого решения сохраняет свое действие с учетом внесенных в последующем изменений.
Набиев М.М, являясь собственником жилого помещения, расположенного в многоквартирном доме по адресу: "адрес", обратился в суд с административным исковым заявлением об оспаривании нормативного правового акта.
В административном исковом заявлении с учетом уточнений просил признать не действующим со дня принятия пункт 1242 Перечня (согласно актуальной редакции, утвержденной постановлением Правительства Республики Дагестан от 7 апреля 2022 г. N 80) в части: переноса работ по ремонту внутридомовых инженерных систем электроснабжения (шифр работ 1), газоснабжения (шифр работ 2), водоснабжения (шифр работ 4), водоотведения (шифр работ 5) и работ по ремонту подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме (шифр работ 9) из планового периода 2017-2019 гг. на плановый период 2035-2037 гг.; переноса работ по ремонту фасада (шифр работ 10) из планового периода 2017-2019 гг. на плановый период 2023-2025 гг.; переноса работ по ремонту фундамента (шифр работ 11) из планового периода 2029-2031 гг. на плановый период 2038-2040 гг.; исключения работ по ремонту внутридомовых инженерных систем электроснабжения (шифр работ 1), газоснабжения (шифр работ 2) и работ по ремонту крыши, в том числе переустройству невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройству выходов на кровлю (шифр работ 8) из планового периода 2038-2040 гг.
В обоснование требований указано на то, что перенос периода проведения капитального ремонта на более поздний срок, сокращение перечня запланированных ранее ремонтных работ общедомового имущества осуществлен произвольно и не соответствует действующему жилищному законодательству, в частности, требованиям части 4 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
Решением Верховного Суда Республики Дагестан от 13 июля 2022 г. административное исковое заявление о признании нормативного правового акта не действующим в оспариваемой части удовлетворено. На Правительство Республики Дагестан возложена обязанность принять замещающий нормативный правовой акт.
В апелляционной жалобе Правительство Республики Дагестан просит об отмене решения суда как постановленного с нарушением норм материального и процессуального права, при неправильном установлении имеющих значение для дела обстоятельств, принять по административному делу новое решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований.
Представителем административного истца Сулеймановым С.М, а также участвовавшим в деле прокурором на доводы апелляционной жалобы представлены письменные возражения.
Участвующие в деле лица в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, будучи извещенными о рассмотрении дела своевременно и надлежащим образом, ходатайств об отложении не заявили, об уважительности причин неявки не сообщили.
Представитель Правительства Республики Дагестан Закавова Р.А, представитель административного истца Сулейманов С.М. заявили ходатайства о рассмотрении дела в свое отсутствие.
В соответствии с положениями части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) административное дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, и их представителей.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного акта как постановленного при соблюдении норм материального и процессуального права по следующим основаниям.
Вопросы формирования и использования фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме регулируются Жилищным кодексом Российской Федерации. Определение порядка установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, принятие нормативных правовых актов, направленных на обеспечение его своевременного проведения, отнесены к полномочиям соответствующих органов государственной власти субъекта Российской Федерации (пункт 11.1 части 1 статьи 4, пункт 8.3 статьи 13, часть 1 статьи 167 ЖК РФ).
Частью 1 и пунктом 1 части 2 статьи 168 ЖК РФ предусмотрено, что в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов, контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации утверждается региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, которая формируется на срок, необходимый для проведения капитального ремонта общего имущества во всех многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и включает в себя, в том числе перечень всех многоквартирных домов, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, за исключением многоквартирных домов, признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.
В соответствии с частью 6 статьи 168 ЖК РФ порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта, требования к таким программам, порядок предоставления органами местного самоуправления сведений, необходимых для подготовки программ, установлен Законом Республики Дагестан от 9 июля 2013 г. N 57 "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Дагестан", согласно пункту 2 статьи 2.2 которого утверждение и актуализация региональной программы капитального ремонта осуществляется Правительством Республики Дагестан.
Руководствуясь приведенными нормами права, положениями статей 22, 24, 53, 59 Закона Республики Дагестан от 16 апреля 1997 г. N 8 "О нормативных правовых актах Республики Дагестан", статей 20, 21 Закона Республики Дагестан от 7 июня 2006 г. N 33 "О Правительстве Республики Дагестан", оценив представленные письменные доказательства, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом государственной власти при соблюдении требований к порядку принятия и введению его в действие.
Проверяя соответствие содержания нормативного правового акта в оспариваемой части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд первой инстанции пришел к выводу об обоснованности заявленных требований.
Судебная коллегия с такими выводами суда первой инстанции соглашается.
Из материалов административного дела следует, что в региональную программу после приведения ее в соответствие с требованиями пункта 3 части 2 статьи 168 ЖК РФ (в редакции Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 176-ФЗ) были внесены изменения, в результате чего в Перечне многоквартирных домов, общее имущество которых подлежит капитальному ремонту, сокращены объемы ремонтных работ и перенесены их сроки применительно к многоквартирному дому, в котором расположено принадлежащее административному истцу жилое помещение.
Проанализировав содержание приведенных нормативных актов, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что оспариваемым постановлением Правительства Республики Дагестан произвольно увеличены сроки проведения запланированных ремонтных работ и сокращен их объем.
Между тем очередность осуществления капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяется исходя из критериев, установленных статьей 13 Закона Республики Дагестан от 9 июля 2013 г. N 57 "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Дагестан", с учетом сведений, предоставляемых Государственной жилищной инспекцией Республики Дагестан в соответствии с пунктом 3 Порядка проведения мониторинга технического состояния многоквартирных домов, расположенных на территории Республики Дагестан, утвержденного постановлением Правительства Республики Дагестан от 20 января 2014 г. N 12.
В силу части 5 статьи 168 ЖК РФ и части 11 статьи 11 Закона Республики Дагестан от 9 июля 2013 г. N 57 региональная программа капитального ремонта подлежит актуализации не реже чем один раз в год, которая осуществляется путем внесения в нее изменений в порядке, предусмотренном частями 6 - 10 статьи 11, предполагающем на регулярной основе предварительный сбор и обобщение информации о многоквартирных домах, результатов мониторинга их технического состояния, проведенного в соответствии со статьей 14 данного Закона.
Кроме того, по общему правилу, установленному частью 4 статьи 168 ЖК РФ, решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме требуется для внесения в региональную программу изменений в части переноса установленного срока капитального ремонта общего имущества в таком многоквартирном доме на более поздний период, сокращения перечня планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в этом многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1 - 5 части 4 статьи 168 ЖК РФ.
Аналогичные положения предусмотрены в части 8 статьи 15 Закона Республики Дагестан от 9 июля 2013 г. N 57 "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Дагестан".
Из материалов административного дела следует, что решения о переносе сроков проведения и сокращении объема работ по капитальному ремонту собственниками многоквартирного дома не принималось, фактических оснований для переноса срока и сокращения объема работ по ремонту общего имущества дома не имеется, принимая во внимание представленные в материалах дела и исследованные судом первой инстанции сведения о техническом состоянии многоквартирного дома, использованные при формировании и изменении Программы.
Давая в решении оценку доводам Правительства Республики Дагестан, аналогичным приведенным в апелляционной жалобе, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что из постановления Правительства Республики Дагестан от 7 апреля 2022 г. N 80 "О внесении изменений в Региональную программу по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Дагестан на 2014 - 2040 годы" и паспорта Программы не усматривается, что внесенные в нее изменения в части переносов сроков капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома, расположенного по адресу: и сокращение перечня планируемых ремонтных работ обусловлены изменением сроков проведения работ по ремонту внутридомовых инженерных систем газоснабжения, ремонту, замене, модернизации лифтов, ремонту лифтовых шахт, машинных и блочных помещений, приоритетный характер таких ремонтных работ в соответствии с частью 3.1 статьи 168 ЖК РФ, частью 4.1 статьи 13 Закона Республики Дагестан от 9 июля 2013 г. N 57 "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Республике Дагестан" Программой не закреплен.
В соответствии с пунктом 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" судом первой инстанции возложена на Правительство Республики Дагестан обязанность принять заменяющий нормативный правовой акт в рамках ежегодной актуализации программы капитального ремонта в связи с недостаточной правовой урегулированностью спорных правоотношений, которая может повлечь нарушение прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Решение суда принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению в рассматриваемом деле, имеющие значение для дела обстоятельства подтверждены исследованными судом доказательствами, которым в решении судом дана оценка по правилам статьи 84 КАС РФ.
Доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, основаны на неверном толковании норм материального права, не опровергают выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого решения.
Исходя из изложенного и руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Верховного Суда Республики Дагестан от 13 июля 2022 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Республики Дагестан - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Пятый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства РФ в течение 6 месяцев.
Мотивированное апелляционное определение составлено 14 октября 2022 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.