Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Кудриной Я.Г.
судей Туктамышевой О.В, Римского Я.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства обороны Российской Федерации на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 15 апреля 2022 года, принятое по административному делу N 2а-3826/2021, по административному исковому заявлению Военного прокурора гарнизона Комсомольск-на-Амуре к ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации о возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Туктамышевой О.В, пояснения прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Потаповой Е.Н, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
военный прокурор гарнизона Комсомольск-на-Амуре, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Кировский районный суд города Хабаровска с вышеназванным исковым заявлением, в котором с учетом уточнений просил обязать Министерство обороны Российской Федерации, ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, произвести ремонт здания лечебного корпуса (инв. N) ФИО1 городка N ФИО1 N ФИО1 "301 ФИО1 госпиталь" Минобороны РФ, расположенного по адресу: "адрес", в объемах, указанных в акте осеннего осмотра объектов имущественного комплекса ФИО1 городка от ДД.ММ.ГГГГ N, дефектном акте N от ДД.ММ.ГГГГ, акте осмотра здания от ДД.ММ.ГГГГ.
Выполнить следующие действия: заделка стыков, швов, трещин фундамента, восстановление местами облицовки фундаментных стен со стороны подвальных помещений, цоколей (180 кв.м.), восстановление штукатурного слоя и кирпичной кладки цокольной части здания (50 кв.м.); восстановление штукатурного слоя цоколя (250 кв.м.); на несущих (внешних) стенах - заделка трещин, расшивка швов, восстановление облицовки (100 кв.м.), герметизация стыков элементов полнособорных зданий и заделку выбоин и трещин на поверхности блоков и панелей по всему зданию (20 кв.м.), постановка на раствор отдельных выпавших камней (10 кв.м.), устранение сырости и продуваемости в подвальном помещении, прочистка и ремонт вентиляционных каналов им вытяжных устройств; замена и усиление отдельных элементов деревянных перекрытий в палате N; проведение пескоструйной очистки, промывки, окраски фасадов и восстановление на фасаде участков штукатурки и плиточной облицовки (50 кв.м.); на кровле проведение замены штучных материалов (шифера) 150 кв.м, антисептической и противопожарной защиты деревянных конструкций, усиление элементов деревянной стропильной системы, включая смену отдельных стропильных ног, стоек, подкосов, участков прогонов, лежней, мауэрлатов, обрешеток, монтаж системы организованного водоотвода; частичную замену покрытия пола линолеумом (250 кв.м.); замена разбитых стекол, стеклоблоков (3 кв.м.), частичная замена оконных и дверных заполнений (5 кв.м.); замена унитазов (3 шт.), раковин (6 шт.), смесителей для раковин (6 шт.), запорной арматуры - краны водоразборные (28 шт.), вентилей (6 шт.); замена неисправных участков электрических сетей здания и устройство новых; замена задвижек на системе отопления диаметром 80 (6 шт.), смена отдельных участков и устранение неплотностей вентиляционных коробок, шахт, камер, воздухоотводов; замена пожарных шкафов (4 шт.), монтаж противопожарных дверей (8 шт.).
В обоснование требований прокурор указал, что в силу действующего законодательства проведение капитального ремонта должно быть возложено на собственника имущества, которым является Министерство обороны Российской Федерации, а проведение текущего ремонта на ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление", в обязанность которого входит содержание имущества. Считает, что нарушение прав неопределенного круга лиц продолжается, поскольку в лечебном корпусе осуществляется лечение военнослужащих и отсутствие ремонта может привести к травматизму.
Определением Кировского районного суда города Хабаровска от 9 июня 2021 года административное дело передано для рассмотрения по подсудности в Центральный районный суд города Комсомольска-на-Амуре.
Решением Центрального районного суда города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 23 августа 2021 года исковые требования военного прокурора гарнизона Комсомольск-на-Амуре удовлетворены частично. На федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны РФ возложена обязанность в течение одного года шести месяцев со дня вступления решения суда по данному административному делу в законную силу произвести капитальный ремонт здания лечебного корпуса (инв. N) ФИО1 городка N ФИО1 N ФИО1 "301 ФИО1 госпиталь" Минобороны РФ, расположенного по адресу: "адрес", в указанных в иске объемах. В удовлетворении иска к Министерству обороны РФ отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 15 апреля 2022 года, решение Центрального районного суда города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 23 августа 2021 года отменено, принято по делу новое решение, которым административный иск военного прокурора гарнизона Комсомольска-на-Амуре удовлетворен частично.
На Министерство обороны Российской Федерации возложена обязанность в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, провести ремонт здания лечебного корпуса (инв. N) ФИО1 городка N ФИО1 N ФИО1 "301 ФИО1 госпиталь" Минобороны РФ, расположенного по адресу: "адрес", в соответствии с дефектным актом от ДД.ММ.ГГГГ. В остальной части исковые требования оставлены без удовлетворения.
12 августа 2022 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба Министерства обороны Российской Федерации, поданная через Центральный районный суд города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края 29 июля 2022 года, в которой ставится вопрос об отмене судебного акта суда апелляционной инстанции и оставлении в силе решения Центрального районного суда города Комсомольска-на -Амуре от 23 августа 2021 года.
В обоснование кассационной жалобы представитель Министерства обороны Российской Федерации ссылается на отсутствие в деле доказательств необходимости проведения именно капитального ремонта здания, поскольку акты общего весеннего осмотра такими доказательствами не являются; на то, что судом апелляционной инстанции не учтена организационная структура Министерства обороны РФ, а также наделение специальными полномочиями его структурных подразделений, в частности, именно на ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ возложена обязанность по проведению текущего и капитального ремонта закрепленного за ними имущества, судом не определено надлежащее лицо, непосредственно ответственное за производство капитального ремонта. Возлагая на собственника имущества обязанность провести капитальный ремонт здания лечебного корпуса суд должен был выяснить объемы работ и затрат для исполнения решения суда, а также выяснить, являются ли установленные судом сроки реальными, а решение исполнимым.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 24 августа 2022 года кассационная жалоба Министерства обороны Российской Федерации передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, административные ответчики в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения прокурора Генеральной прокуратуры РФ, с учетом требований части 2 статьи 329 КАС РФ судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Также судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 КАС РФ.
В данном случае нарушения норм процессуального и материального права, влекущие отмену принятого по делу апелляционного определения, допущены судом апелляционной инстанции.
В силу положений частей 1, 2 статьи 39, части 4 статьи 218 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как следует из материалов дела и установлено судами, в результате проведения надзорных мероприятий ФИО1 прокуратурой гарнизона Комсомольск-на-Амуре выявлены нарушения в области содержания и эксплуатации лечебного корпуса (инв. N) ФИО1 городка N ФИО1 N ФИО1 "301 ФИО1 госпиталь" Минобороны РФ, расположенного по адресу "адрес" необходим капитальный ремонт всего здания, а также его частичная реконструкция.
Здание эксплуатируется в нарушение положений Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", приказа Государственного комитета по архитектуре и градостроительству при Госстрое ССР от 23 ноября 1988 года N 312 ВСН 58-88р, технического регламента о безопасности зданий и сооружений, утвержденного Государственной Думой 23 декабря 2009 года, свода Правил 17.13330.2017 "Кровли", Свода Правил 29.13330.2011 "Полы", Свода Правил 256.1325800.2016 "Электроустановки жилых и общественных зданий", Свода Правил 347.1325800.2017 "Внутренние системы отопления, горячего и холодного водоснабжения.
В дефектном акте N 1186 указан объем работ в части проведения ремонта шиферной кровли, окраски стен, замена оконных блоков, дверных проемов, ремонт фундамента, отмостки, лестниц, системы отопления, ГВС, ХВС, канализации.
Согласно акту N от ДД.ММ.ГГГГ здание передано ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России в эксплуатацию, балансодержателем является ФИО1 "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Минобороны РФ.
Согласно акту технического состояния здания к акту N от ДД.ММ.ГГГГ приема-передачи здания в эксплуатацию, при ознакомлении с документами и проверки установлено, что фундамент, кровля, проемы, электроосвещение, системы холодного водоснабжения и канализации, системы отопления находятся в неудовлетворительном состоянии.
Удовлетворяя частично требования ФИО1 прокурора к ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ и отказывая в удовлетворении требований к Министерству обороны Российской Федерации, суд первой инстанции, установив, что лечебному корпусу (инв. N) требуется капитальный ремонт в объемах, указанных в соответствующем дефектном акте, пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований и возложении соответствующей обязанности на ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России, поскольку ремонт зданий, принадлежащих Минобороны России, является уставной обязанностью ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России.
Отменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции, указал, что спорное здание ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ на праве оперативного управления не передавалось, учреждение, в силу прямого указания пункта 21 его Устава осуществляет капитальный и текущий ремонт, реконструкцию только имущества, закрепленного за ним на праве оперативного управления и предоставленного в безвозмездное пользование. Обязанность по проведению ремонта любого имущества Минобороны России на ФГБУ "ЦЖКУ" не возложена, и пришел к выводу о том, что правовых оснований для удовлетворения заявленных к ФГБУ "ЦЖКУ" административных исковых требований не имелось, напротив заявленные административные требования к Министерству обороны РФ подлежат удовлетворению, поскольку Министерство обороны Российской Федерации, как собственник указанного имущества, в силу статьи 210 Гражданского кодекса РФ, несет бремя его содержания.
С указанными выводами суда апелляционной инстанции судебная коллегия кассационного суда согласиться не может, поскольку они постановлены при неправильном применении норм материального и процессуального права.
В силу пункта 1 статьи 209 и пункта 1 статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом, и он несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Из содержания пункта 12 статьи 1 Федерального закона от 31 мая 1996 года N 61-ФЗ "Об обороне" следует, что имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 года N 1082 утверждено Положение о Министерстве обороны Российской Федерации (далее - Положение), в соответствии с подпунктом 71 пункта 7 которого указанное министерство осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества Вооруженных Сил, имущества, которое составляет государственную казну Российской Федерации и управление которым осуществляет Минобороны России, а также правомочия в отношении земель и других природных ресурсов, предоставленных для нужд Вооруженных Сил.
К полномочиям Министерства обороны Российской Федерации среди прочего подпунктом 68 пункта 7 Положения отнесено - организация выполнения работ по реконструкции, капитальному ремонту и техническому перевооружению объектов ФИО1 и социальной инфраструктур в Вооруженных Силах, а также эксплуатацию таких объектов.
Согласно пункту 5 Положения Минобороны России осуществляет свою деятельность непосредственно и через органы управления ФИО1 округов (Северного флота), иные органы ФИО1 управления, территориальные органы (ФИО1 комиссариаты), подведомственные Минобороны России организации.
Пункт 1, подпункт "б" пункта 2 постановления Правительства РФ от 29 декабря 2008 года N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" также определяют, что Минобороны России осуществляет функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений; осуществляет контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью находящегося в федеральной собственности имущества Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Минобороны России организаций, в том числе переданного в установленном порядке иным лицам, и при выявлении нарушений принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации меры по их устранению и привлечению виновных лиц к ответственности.
На основании приказа Министерства обороны Российской Федерации от 2 марта 2017 года N 155 в целях содержания (эксплуатации) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставления коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации создано Федеральное государственное бюджетное учреждение "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации.
ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России создано для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Минобороны России в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Основными целями деятельности Учреждения являются осуществление содержания (эксплуатации) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации (пункты 12, 13 Устава).
Согласно пунктам 21 и 25 Устава ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России утвержденного приказом директора Департамента имущественных отношений Минобороны России от 3 марта 2017 года N607, учреждение обеспечивает и осуществляет, в том числе, капитальный ремонт, текущий ремонт закрепленных на праве оперативного управления и предоставленного в безвозмездное пользование недвижимого имущества, объектов материально-технической базы, оборудования и инженерных сетей, обеспечивающих их функционирование, управление имуществом, находящимся в государственной собственности, аренду и управление недвижимым имуществом за вознаграждение или на договорной основе.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 декабря 2018 года N 860 утверждено Руководство по коммунально-эксплуатационному обеспечению Вооруженных Сил Российской Федерации (далее также - Руководство), которого определяет коммунально-эксплуатационные органы (организации), отвечающие за коммунально-эксплуатационное обеспечение.
Пунктом 14 Руководства предусмотрено, что филиалы ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России несут ответственность за: обеспечение технической эксплуатации материально-технической базы; контроль за исполнением контрактов по закрепленной номенклатуре. ЖКС несет ответственность за: правильную эксплуатацию систем энергоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, газоснабжения, противопожарной защиты, электротехнического оборудования; своевременное проведение мероприятий промышленной безопасности на опасных производственных объектах коммунального хозяйства Вооруженных Сил, закрепленных на праве оперативного управления за ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России и осуществляет: выявление случаев незаконных присоединений к инженерным сетям; устранение аварийных ситуаций; мероприятия по подготовке к отопительному периоду; иную деятельность, предусмотренную уставом ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России (пункты 15 и 16 Руководства).
Как следует из материалов дела, здание лечебного корпуса (инв. N) ФИО1 городка N ФИО1 N ФИО1 "301 ФИО1 госпиталь" Минобороны РФ передано ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России в эксплуатацию по акту N от ДД.ММ.ГГГГ, балансодержателем является ФИО1 "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" Минобороны РФ.
Возлагая обязанность по проведению капитального ремонта здания на Министерство обороны Российской Федерации и отказывая в удовлетворении иска к ФГБУ "ЦЖКУ", суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что спорное здание ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ на праве оперативного управления не передавалось, в связи с чем, у ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ отсутствует обязанность по проведению ремонта указанного здания.
Вместе с тем согласно приказу Департамента имущественных отношений МО РФ N от ДД.ММ.ГГГГ прекращено право оперативного управления ФГКУ "Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений" МО РФ и закреплено на праве оперативного управления за ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ недвижимое имущество, указанное в приложении к настоящему приказу. Сведений о том, имеется ли спорное здание в указанном перечне в материалах дела отсутствуют.
Принимая указанное выше решение, суд апелляционной инстанции не принял надлежащих мер по выяснению обстоятельств о том, передавалось ли спорное здание в оперативное управление ФГБУ "ЦЖКУ" МО РФ, не принял надлежащих мер к установлению организации, которой спорное здание передано в оперативное управление, предоставлено в безвозмездное пользование, и которая фактически занимается содержанием и обслуживанием здания госпиталя, в том числе в целях привлечения к участию в административном деле такой организации.
Возлагая на Министерство обороны Российской Федерации как на собственника имущества обязанность произвести ремонт здания лечебного корпуса (инв. N) ФИО1 городка N ФИО1 N ФИО1 "301 ФИО1 госпиталь" Минобороны РФ, суд апелляционной инстанции не принял во внимание вышеназванные акты, не учел организационную структуру Министерства обороны России и наделение специальными полномочиями структурных подразделений министерства, не определилнадлежащее лицо, непосредственно ответственное за производство такого ремонта, в то время как в силу подпункта 68 пункта 7 Положения само Министерство обороны Российской Федерации только организует выполнение работ по капитальному ремонту принадлежащих ему объектов; кроме того, не определилк какому виду ремонта, к капитальному или текущему ремонту относятся указанные в иске работы.
Согласно пункту 3 статьи 3 КАС РФ одной из задач административного судопроизводства является правильное и своевременное рассмотрение и разрешение административных дел.
Достижение указанной задачи невозможно без соблюдения принципа состязательности и равноправия сторон при активной роли суда (пункт 7 статьи 6, статья 14 КАС РФ).
Данный принцип выражается, в том числе, в принятии предусмотренных процессуальным законом мер для всестороннего и полного установления всех фактических обстоятельств по административному делу, для выявления и истребования по собственной инициативе доказательств в целях правильного разрешения дела (часть 1 статьи 63, части 8, 12 статьи 226, часть 1 статьи 306 КАС РФ).
Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации обязывает суд определять обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела, в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле, и предоставляет суду право в целях правильного разрешения административного дела по своей инициативе истребовать доказательства (часть 3 статьи 62, часть 1 статьи 63 КАС РФ).
Вопреки указанным требованиям Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанций не принял мер для всестороннего и полного установления всех фактических обстоятельств по делу.
Согласно части 1 статьи 176 КАС РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Из разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащихся в постановлении от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении", следует, что судебный акт является законным в том случае, когда он принят при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
Обжалуемый судебный акт приведенным требованиям не соответствует.
С учетом изложенного, судебная коллегия считает, что суд апелляционной инстанций допустил существенное нарушение норм материального и процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов административного ответчика в связи с чем судебный акт подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении административного дела суду апелляционной инстанции следует учесть изложенное выше, установить кому передано в оперативное управление, в безвозмездное пользование здание госпиталя, определить организацию и разрешить административное дело в соответствии с установленными по административному делу обстоятельствами и требованиями закона.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329-331 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 15 апреля 2022 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.