Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зайцевой О.А.
судей Ровенко П.А. и Римского Я.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства обороны Российской Федерации на решение Комсомольского районного суда Хабаровского края от 08 февраля 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 27 мая 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению заместителя военного прокурора гарнизона Комсомольск-на-Амуре, в защиту интересов неопределённого круга лиц, к Министерству обороны Российской Федерации, ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации, ООО "Таурус", заинтересованное лицо НО "Региональный оператор - "Фонд капитального ремонта многоквартирных домов в Хабаровском крае", о возложении обязанности по проведению капитального ремонта многоквартирного дома.
Заслушав доклад судьи Зайцевой О.А, пояснения прокурора Генеральной прокуратуры РФ Нишоновой Ф.А, полагавшей необходимым оспариваемые судебные акты оставить без изменения, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
заместитель военного прокурора гарнизона города Комсомольск-на-Амуре обратился в Комсомольский районный суд Хабаровского края в защиту интересов неопределённого круга лиц с вышеназванным административным исковым заявлением к Министерству обороны Российской Федерации (далее - Минобороны России), ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России) и, с учётом уточнения исковых требований и прекращения производства в части требований о проведении текущего ремонта многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: Хабаровский край, Комсомольский район, посёлок Хурба, улица Добровольского, дом 9 (инв.N 110), просил возложить на Минобороны России обязанность в течение 12 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу провести капитальный ремонт многоквартирного дома N 10 (инв.N 134), расположенного по адресу: Хабаровский край, Комсомольский район, село Хурба, улица Добровольского, работы в объёмах, указанных в дефектном акте от 25 сентября 2021 года и 27 сентября 2021 года (с перечислением видов работ).
В обоснование заявленных требований указал, что в ходе проведённой проверки было установлено, что Минобороны России, являясь собственником жилого дома, расположенного по адресу: Хабаровский край, Комсомольский район, село Хурба, улица Добровольского, дом 10, содержит жилой дом ненадлежащим образом, а ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России, принявшее на себя обязательства по управлению указанным домом в силу договора N 3-УЖФ/ВВО-1 от 26 сентября 2017 года, не исполняет обязанности по текущему ремонту дома. Выявленные в ходе проверки нарушения не отвечают требованиям безопасности для жизни и здоровья граждан, проживающих в жилом фонде Минобороны России, существенно нарушают их жилищные права, а также способствуют росту социальной напряженности, в связи с чем, требуют принятия действенных мер по устранению.
Решением Комсомольского районного суда Хабаровского края от 14 декабря 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 31 марта 2021 года, административные исковые требования военного прокурора были удовлетворены, с возложением обязанности на Минобороны России и ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу провести капитальный ремонт и текущий ремонт соответственно многоквартирного жилого N 10 (инв.N 134), расположенного по адресу: Хабаровский край, посёлок Хурба, улица Добровольского.
Кассационным определением судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 07 июля 2021 года решение Комсомольского районного суда Хабаровского края от 14 декабря 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 31 марта 2021 года отменены, административное дело направлено на новое рассмотрение в Комсомольский районный суд Хабаровского края.
Определениями Комсомольского районного суда Хабаровского края от 08 ноября 2021 года и от 10 января 2022 года к участию в деле привлечены в качестве заинтересованного лица НО "Региональный оператор - Фонд капитального ремонта многоквартирных домов в Хабаровском крае", в качестве административного соответчика - ООО "Таурус".
Решением Комсомольского районного суда Хабаровского края от 08 февраля 2022 года, изменённым апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 27 мая 2022 года, административные исковые требования военного прокурора гарнизона Комсомольск-на-Амуре удовлетворены частично: на Минобороны России возложена обязанность в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу провести капитальный ремонт многоквартирного жилого дома N 10 (инв.N 134), расположенного по адресу: Хабаровский край, Комсомольский район, село Хурба, улица Добровольского, в объёмах, указанных в дефектном акте от 27 сентября 2021 года и акте сезонного (осеннего) осмотра объекта жилищного фонда от 27 сентября 2021 года. Прекращено производство по административному делу в части административных исковых требований к ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России о возложении обязанности провести текущий ремонт многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: Хабаровский край, Комсомольский район, посёлок Хурба, улица Добровольского, дом 9 (инв.N 110). В удовлетворении заявленных требований к ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России, ООО "Таурус" отказано.
12 августа 2022 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба Минобороны России, поданная через Комсомольский районный суд Хабаровского края 15 июля 2022 года (сдана в организацию почтовой связи), в которой ставится вопрос об отмене состоявшихся судебных постановлений и принятии нового судебного акта об отказе в удовлетворении административных исковых требований прокурора к Минобороны России.
В обоснование своей позиции кассатор сослался на нарушение судами первой и апелляционной инстанции норм материального и процессуального права. Так, по мнению кассатора, судами не выполнены предписания кассационного определения судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикцию. Кассатор указывает, что суды не приняли во внимание положения действующего законодательства, не учли организационную структуру Минобороны России и наделение специальными полномочиями структурных подразделений Минобороны России, поскольку приказом Департамента военного имущества Минобороны России от 16 января 2021 года N 93 спорный многоквартирный дом передан в оперативное управление ФГАУ "Росжилкомплекс", который осуществляет весь спектр работ и услуг по управлению и распоряжению ведомственным жилищным фондом, а также включение многоквартирного дома под номером 5854 в Программу капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, расположенных на территории Хабаровского края на 2014-2043 года, утверждённую постановление Правительства Хабаровского края от 30 декабря 2013 года N 479-пр. Кассатор сослался на отсутствие полномочий у прокурора на обращение в суд с настоящим административным исковым заявлением, поскольку круг лиц, проживающих в спорном многоквартирном доме, определён.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 15 августа 2022 года кассационная жалоба Минобороны России передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, представители административных ответчиков и заинтересованного лица в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Частью 2 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, изучив письменные возражения военного прокурора, выслушав пояснения прокурора Генеральной прокуратуры РФ Нишоновой Ф.А, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу о необходимости изменения в части решения Комсомольского районного суда Хабаровского края от 08 февраля 2022 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 27 мая 2022 года.
Как установлено судами и следует из материалов дела, в ходе проведённой военной прокуратурой гарнизона Комсомольск-на-Амуре проверки исполнения должностными лицами Минобороны России и ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства при содержании многоквартирного жилого дома N10 по улице Добровольского посёлка Хурба Хабаровского края, установлено, что Минобороны России является собственником указанного МКД, который на основании договора управления жилищным фондом, закреплённым за вооруженными силами Российской Федерации N 3-УЖФ/ВВО-1 от 26 сентября 2017 года, передан в управление ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России.
В целях досудебного урегулирования настоящего спора в рамках претензионной работы 07 мая 2020 года директору филиала ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России внесено представление об устранении нарушений закона.
Согласно дефектному акту N 10 от 27 сентября 2021 года, ведомостью объёмов работ от 27 сентября 2021 года, акту общего сезонного (осеннего) осмотра объекта жилищного фонда (многоквартирного дома) от 27 сентября 2021 года, спорный жилой дом находится в неудовлетворительном состоянии, требует проведения капитального ремонта.
Соглашением от 03 ноября 2021 года о расторжении договора управления жилищным фондом, закрепленным за Вооруженными силами РФ N 3-УЖФ/ВВО-1 от 26 сентября 2017 года, многоквартирный дом N 10, расположенный по адресу: Хабаровский край, Комсомольский район, село Хурба, улица Добровольского, исключён из числа переданных в управление ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России.
Решением главного управления регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края N 1459 от 26 ноября 2021 года многоквартирный дом N 10 по улице Добровольского села Хурба Хабаровского края исключён из реестра лицензий Хабаровского края на основании заявления ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России.
Решением главного управления регионального государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края N 1531 от 30 декабря 2021 года многоквартирный дом N 10 по улице Добровольского села Хурба Хабаровского края включён в реестр лицензий Хабаровского края под управление ООО "Таурус".
Согласно части 1 статьи 161 Жилищного кодекса РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
В силу пункта 1 статьи 209 и пункта 1 статьи 210 Гражданского кодекса РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом, и он несёт бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Из содержания пункта 12 статьи 1 Федерального закона от 31 мая 1996 года N 61-ФЗ "Об обороне" следует, что имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
Согласно подпункту 71 пункта 7 Положения о Минобороны России, утверждённого Указом Президента РФ от 16 августа 2004 года N 1082 (далее - Положение о Минобороны России), к полномочиям Минобороны России отнесено, в том числе, осуществление, в пределах компетенции, правомочий собственника имущества Вооруженных Сил РФ.
Минобороны России организует выполнение работ по капитальному ремонту объектов военной и социальной инфраструктур в Вооруженных Силах, а также эксплуатацию таких объектов (подпункт 68 пункта 7 Положения о Минобороны России).
В соответствии с пунктом 5 Положения о Минобороны России, Минобороны России осуществляет свою деятельность непосредственно и через органы управления военных округов (Северного флота), иные органы военного управления, территориальные органы (военные комиссариаты), подведомственные Минобороны России организации.
Принимая оспариваемые судебные акты о частичном удовлетворении административных исковых требований военного прокурора, суды первой и апелляционной инстанции сославшись на положения Гражданского кодекса РФ, Жилищного кодекса РФ, Положение о Минобороны России, утверждённое Указом Президента РФ от 16 августа 2004 года N 1082, установили, указанные выше обстоятельства, и пришли к выводу о необходимости освобождения ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России и ООО "Таурус" от ответственности, возложив обязанность по осуществлению ремонта МКД N10 на собственника Минобороны России.
Изложенные в оспариваемых судебных актах выводы сомнений в правильности не вызывают, поскольку соответствуют установленным фактическим обстоятельствам дела.
Выводы судов мотивированы и в кассационной жалобе по существу кассатором не опровергнуты. Нарушения требований статей 60, 61, 62, 64, 84 КАС РФ при сборе и оценке доказательств, равно как и нарушения норм материального права, при рассмотрении данного дела судами не допущено.
Доводы кассационной жалобы не влекут отмену обжалуемых судебных постановлений, так как не содержат правовых оснований к их отмене, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки судов, а также к выражению несогласия с оценкой судами доказательств по делу и обстоятельств, послуживших основанием для выводов судов по существу спора.
Вопреки доводам кассационной жалобы, Минобороны России не представлены доказательства включения многоквартирного дома N 10 (инв.N 134), расположенного по адресу: Хабаровский край, Комсомольский район, село Хурба, улица Добровольского, в Программу капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, расположенных на территории Хабаровского края на 2014-2043 года, утверждённую постановление Правительства Хабаровского края от 30 декабря 2013 года N479-пр.
Между тем, судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции не может согласиться изложением резолютивной части решения суда первой инстанции в силу следующего.
Согласно части 1 статьи 218, части 2 статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет требования о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, если признает оспариваемые решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, а также нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Кодекс административного судопроизводства РФ устанавливает обязанность суда определять обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела, в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, при этом по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия), принятых или совершённых органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными органами и организациями, наделёнными отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностными лицами, государственными или муниципальными служащими, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований (часть 3 статьи 62 КАС РФ).
В силу части 1 статьи 176 КАС РФ решение суда должно быть законным и обоснованным. Судебный акт является законным в том случае, когда он принят при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, и обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, а также тогда, когда он содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (пункты 2 и 3 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении").
При этом, согласно пункту 1 части 3 статьи 227 КАС РФ, в резолютивной части судебного акта по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) должны содержаться, в том числе, в случае удовлетворения административного иска и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению. Суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определённого действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений.
Вместе с тем в нарушение требований пункта 1 части 3 статьи 227 КАС РФ, суд первой инстанции, с позицией которого согласился суд апелляционной инстанции, возложив на Минобороны России обязанность провести капитальный ремонт многоквартирного жилого дома N 10 (инв.N134), расположенного по адресу: Хабаровский край, Комсомольский район, село Хурба, улица Добровольского, неверно указал, какие именно действия надлежит совершить Минобороны России, в целях восстановления нарушенных прав неопределённого круга лиц.
Поскольку судами первой и апелляционной инстанции допущены ошибки в толковании и применении норм материального права, решение Комсомольского районного суда Хабаровского края от 08 февраля 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 27 мая 2022 года подлежат изменению в части действий, которые надлежит совершить Минобороны России, с учётом требований подпункта 68 пункта 7 Положения о Минобороны России.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 328-331 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Комсомольского районного суда Хабаровского края от 08 февраля 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 27 мая 2022 года изменить в части.
Изложить второй абзац резолютивной части решения Комсомольского районного суда Хабаровского края от 08 февраля 2022 года в следующей редакции.
"Возложить на Министерство обороны Российской Федерации обязанность в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать выполнение работ по капитальному ремонту многоквартирного жилого дома N 10 (инв. N 134), расположенного по адресу: Хабаровский край, Комсомольский район, село Хурба, улица Добровольского, в объёмах, указанных в дефектном акте от 27 сентября 2021 года и в акте сезонного (осеннего) осмотра объекта жилищного фонта от 27 сентября 2021 года.".
В остальной части решение Комсомольского районного суда Хабаровского края от 08 февраля 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 27 мая 2022 года оставить без изменения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.