Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зайцевой О.А.
судей Кудриной Я.Г. и Ровенко П.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства обороны Российской Федерации на решение Ленинского районного суда города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 08 сентября 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 20 апреля 2022 года по административному делу по исковому заявлению заместителя военного прокурора гарнизона Комсомольск-на-Амуре, в защиту интересов неопределённого круга лиц, к Министерству обороны Российской Федерации, ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации о признании действий (бездействия) незаконными, возложении обязанности совершить определенные действия.
Заслушав доклад судьи Зайцевой О.А, возражения относительно доводов кассационной жалобы прокурора Генеральной прокуратуры РФ Нишоновой Ф.А, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
заместитель военного прокурора гарнизона Комсомольск-на-Амуре обратился в Ленинский районный суд города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края в защиту интересов неопределённого круга лиц с вышеназванным исковым заявлением и, с учётом уточнения исковых требований, просил обязать Министерство обороны Российской Федерации (далее - Минобороны России) в течение 12 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу выполнить капитальный ремонт, а именно: произвести установку пожарно-охранной сигнализации и системы автоматического пожаротушения казарменно-жилищного фонда войсковой части 45505 (инв.N 20), расположенного на территории военного городка "По ул. Водонасосная" в городе Комсомольске-на-Амуре Хабаровского края; обязать Минобороны России в течение 6 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу выделить лимиты бюджетных средств на проведение ФГБУ "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России) текущего ремонта казарменно-жилищного фонда войсковой части 45505 (инв.N 20), расположенного на территории военного городка "По ул.Водонасосная"; обязать ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России после поступления бюджетных средств от Минобороны России в течение 6 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу провести текущий ремонт казарменно-жилищного фонда войсковой части 45505 (инв.N 20), расположенного на территории военного городка "По ул. Водонасосная" (с указанием перечня работ).
В суде первой инстанции дело рассмотрено в порядке гражданского судопроизводства.
Определением судьи Хабаровского краевого суда от 03 марта 2022 года дело передано в судебную коллегию по административным делам Хабаровского краевого суда для рассмотрения в порядке административного судопроизводства.
Решением Ленинского районного суда города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 08 сентября 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 20 апреля 2022 года, исковые требования прокурора удовлетворены частично: на Минобороны России возложена обязанность в течение 12 месяцев с даты вступления решения суда в законную силу выполнить капительный ремонт, а именно: произвести установку пожарно-охранной сигнализации и системы автоматического пожаротушения казарменно-жилищного фонда войсковой части 45505 - объекта с инвентарным номером 20, расположенного на территории военного городка "По ул.Водонасосная". В удовлетворении остальной части требований отказано.
19 августа 2022 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба Минобороны России, поданная через Ленинский районный суд города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края 06 августа 2022 года (сдана в организацию почтовой связи), в которой ставится вопрос об отмене состоявшихся судебных постановлений и принятии нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований прокурора.
В обоснование своей позиции кассатор сослался на нарушение судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права. Так, по мнению кассатора, суды необоснованно в отсутствие надлежащих доказательств по делу согласились с доводами прокурора о незаконном бездействии со стороны Минобороны России, как собственника объекта, по установке пожарно-охранной сигнализации и системы автоматического пожаротушения казарменно-жилищного фонда войсковой части 45505 - объекта с инвентарным номером 20, расположенного на территории военного городка "По ул.Водонасосная", поскольку Минобороны России осуществляет свою деятельность непосредственно через органы управления военных округов, иные органы военного управления, территориальные органы (военные комиссариаты), что возложение на собственника обязанности по содержанию или ремонту (капитальному, текущему) его имущества возможно, если это предусмотрено законом, либо если ненадлежащее содержание собственником своего имущества нарушает права и законные интересы других лиц. Также кассатор сослался на отсутствие в материалах дела доказательств необходимости и технической возможности установки пожарно-охранной сигнализации и системы автоматического пожаротушения казарменно-жилищного фонда войсковой части 45505.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 22 августа 2022 года кассационная жалоба Минобороны России передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, представители административных ответчиков в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 (Кодекса административного судопроизводства РФ (далее - КАС РФ) судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Частью 2 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, изучив письменные возражения военной прокуратуры гарнизона Комсомольск-на-Амуре, выслушав возражения прокурора Генеральной прокуратуры РФ Нишоновой Ф.А, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу, что при рассмотрении настоящего дела судами первой и апелляционной инстанции были допущены такого рода существенные нарушения норм материального и процессуального права.
В силу пункта 1 статьи 209 и пункта 1 статьи 210 Гражданского кодекса РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом, и он несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Из содержания пункта 12 статьи 1 Федерального закона от 31 мая 1996 года N 61-ФЗ "Об обороне" следует, что имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
Согласно подпункту 71 пункта 7 Положения о Минобороны России, утверждённого Указом Президента РФ от 16 августа 2004 года N 1082 (далее - Положение о Минобороны России), к полномочиям Минобороны России отнесено, в том числе, осуществление в пределах компетенции, правомочий собственника имущества Вооруженных Сил РФ.
Минобороны России организует выполнение работ по капитальному ремонту объектов военной и социальной инфраструктур в Вооруженных Силах, а также эксплуатацию таких объектов (подпункт 68 пункта 7 Положения о Минобороны России).
В соответствии с пунктом 5 Положения о Минобороны России, Минобороны России осуществляет свою деятельность непосредственно и через органы управления военных округов (Северного флота), иные органы военного управления, территориальные органы (военные комиссариаты), подведомственные Минобороны России организации.
Аналогично пункт 1, подпункт "б" пункта 2 постановления Правительства РФ от 29 декабря 2008 года N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" определяют, что Минобороны России осуществляет функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений; осуществляет контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью находящегося в федеральной собственности имущества Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Минобороны России организаций, в том числе переданного в установленном порядке иным лицам, и при выявлении нарушений принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации меры по их устранению и привлечению виновных лиц к ответственности.
Приказом Минобороны России от 02 марта 2017 года N 155 в целях содержания (эксплуатации) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставления коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации создано ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России.
В соответствии с пунктами 21, 25 Устава ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России, утверждённого приказом директора Департамента имущественных отношений Минобороны России от 03 марта 2017 года N 607, Учреждение обеспечивает содержание (эксплуатацию): проектирование, капитальный и текущий ремонт, реконструкцию недвижимого имущества, закреплённого на праве оперативного управления и предоставленного в безвозмездное пользование; Учреждение осуществляет материально-техническое обеспечение и деятельность по эксплуатации закреплённых на праве оперативного управления (предоставленных в безвозмездное пользование) объектов материально-технической базы, оборудования и инженерных сетей, обеспечивающих их функционирование, управление имуществом, находящимся в государственной собственности, аренду и управление недвижимым имуществом за вознаграждение или на договорной основе.
Согласно пункту 6 Руководства по коммунально-эксплуатационному обеспечению Вооруженных Сил Российской Федерации, утверждённого приказом Министра обороны РФ от 30 декабря 2017 года N 860, ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России отнесено к коммунально-эксплуатационным органам (организациям).
Как установлено судами и следует из материалов административного дела, в ходе проведённой военной прокуратурой гарнизона Комсомольск-на-Амуре проверки исполнения должностными лицами Минобороны России требований законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства при содержании и эксплуатации здания казармы (инв.N 20), расположенного на территории военного городка "По ул.Водонасосная" в городе Комсомольске-на-Амуре Хабаровского края, установлено, что здание казармы находится в собственности Минобороны России, и на основании акта о приёме-передаче здания N 15 от 31 марта 2017 года, оно передано ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России на эксплуатационное содержание, и что здание казармы нуждается в проведении ремонтных работ.
Согласно акту N 9 общего осеннего осмотра объектов имущественного комплекса (зданий и сооружений) военного городка от 21 сентября 2020 года, дефектному акту N 14 от 21 сентября 2020 года с локальным сметным расчётом, утверждённых командиром войсковой части 45505 30 сентября 2020 года, здание казарма в/ч 98562 (инв.N 20) военного городка по улице Водонасосной, 1 города Комсомольска-на-Амуре, нуждается в ремонте (требуется установка пожарно-охранной сигнализации и системы автоматического пожаротушения).
В целях досудебного урегулирования настоящего спора в рамках претензионной работы 18 сентября 2020 года начальнику ЖКС N 2 филиала ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России внесено представление об устранении нарушений закона, однако мер по проведению ремонта объекта не принято.
Принимая оспариваемые судебные акты, суды первой и апелляционной инстанции, установив, что отсутствуют сведения о закреплении за ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России спорного здания казармы на праве оперативного управления, что устройство систем противопожарной автоматики и дымоудаления отнесено к капитальному ремонту, а необходимость установки пожарно-охранной сигнализации и системы автоматического пожаротушения подтверждается актом общего осеннего осмотра N 9 от 21 сентября 2020 года и дефектным актом N 14 от 30 сентября 2020 года, пришли к выводу о незаконном бездействии Минобороны России как собственника недвижимого имущества (здания казармы).
Судебная коллегия суда кассационной инстанции не может согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанции, поскольку судами не учтено следующее.
Так, задачами административного судопроизводства являются защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, укрепление законности и предупреждение нарушений в сфере административных и иных публичных правоотношений (пункты 2 и 4 статьи 3 КАС РФ).
Кодекс административного судопроизводства РФ устанавливает обязанность суда определять обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела, в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, при этом по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия), принятых или совершённых органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными органами и организациями, наделёнными отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностными лицами, государственными или муниципальными служащими, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований (часть 3 статьи 62 КАС РФ).
В силу части 1 статьи 176 КАС РФ решение суда должно быть законным и обоснованным. Судебный акт является законным в том случае, когда он принят при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, и обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, а также тогда, когда он содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (пункты 2 и 3 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении").
Право на судебную защиту, как неоднократно указывал Конституционный Суд РФ, оказывается существенно ущемлённым, если суды при рассмотрении дела не исследуют его фактические обстоятельства по существу, ограничиваясь установлением формальных условий применения нормы (постановления от 06 июня 1995 года N 7-П, от 13 июня 1996 года N 14-П, от 28 октября 1999 года N 14-П, от 22 ноября 2000 года N14-П, от 14 июля 2003 года N 12-П, от 12 июля 2007 года N 10-П, определение от 05 марта 2004 года N 82-0 и др.).
Обжалуемые судебные акты приведённым требованиям не соответствуют.
Согласно статье 3 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Федеральным законом от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ) определены основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и установлены общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, производственным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.
Законодатель, устанавливая в статье 83 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ требования к системам автоматического пожаротушения и пожарной сигнализации, указал, что названные системы должны монтироваться в зданиях и сооружениях в соответствии с проектной документацией, разработанной и утверждённой в установленном порядке (абзац первый части 1).
Автоматические установки пожаротушения (далее - АУПТ) должны быть обеспечены расчётным количеством огнетушащего вещества, достаточным для ликвидации пожара в защищаемом помещении, здании или сооружении; устройствами для контроля работоспособности установки, для оповещения людей о пожаре, а также дежурного персонала и (или) подразделения пожарной охраны о месте его возникновения, для задержки подачи газовых и порошковых огнетушащих веществ на время, необходимое для эвакуации людей из помещения пожара и для ручного пуска пожаротушения, за исключением установок пожаротушения, оборудованных оросителями (распылителями), оснащенными замками, срабатывающими от воздействия опасных факторов пожара (пункты 1 - 5 части 1 статьи 83).
Требования к проектированию АУПТ и автоматической пожарной сигнализации устанавливаются упомянутым федеральным законом и (или) нормативными документами по пожарной безопасности (часть 10 статьи 83).
Согласно части 1 статьи 91 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ помещения, здания и сооружения, в которых предусмотрена система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, оборудуются автоматическими установками пожарной сигнализации и (или) пожаротушения в соответствии с уровнем пожарной опасности названных объектов на основе анализа пожарного риска. Перечень объектов, подлежащих оснащению указанными установками, устанавливается нормативными документами по пожарной безопасности.
К нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности; в случае, если положениями Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ (за исключением положений статьи 64, части 1 статьи 82, части 7 статьи 83, части 12 статьи 84, частей 1.1 и 1.2 статьи 97) устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу его соответствующих положений, в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию либо проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня его вступления в силу, применяются ранее действовавшие требования. При этом в отношении объектов защиты, на которых были проведены капитальный ремонт, реконструкция или техническое перевооружение, требования Федерального закона от 22 июля 2008 года N123-ФЗ применяются в части, соответствующей объёму работ по капитальному ремонту, реконструкции или техническому перевооружению (части 2 и 4 статьи 4 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ).
Требования к зданиям, сооружениям, помещениям и оборудованию, подлежащим защите АУПТ и автоматической пожарной сигнализацией, определены Нормами пожарной безопасности "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией" (НПБ 110-03), утверждёнными приказом МЧС России от 18 июня 2003 года N 315 (далее - НПБ 110-03), предписания которых распространяются исключительно на объекты защиты, введённые в эксплуатацию в период до вступления в силу Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ, в предусмотренных его статьёй 4 случаях.
Согласно паспорту военного городка по улице Водонасосная, расположенного по адресу: Хабаровский край, город Комсомольск-на-Амуре, улица Водонасосная, дом 1, здание казармы построено в 2004 году, его площадь составляет 2836 кв. м, находится в удовлетворительном техническом состоянии.
Так, возлагая на Минобороны России обязанность выполнить капительный ремонт, а именно: произвести установку пожарно-охранной сигнализации и системы автоматического пожаротушения казарменно-жилищного фонда войсковой части 45505 - объекта с инвентарным номером 20, расположенного на территории военного городка "По ул.Водонасосная", суды не приняли во внимание положения действующего законодательства по обеспечению пожарной безопасности, в том числе требований пожарной безопасности, согласно которым система автоматического пожаротушения, представляет собой комплекс стационарных технических средств для тушения пожара и должна монтироваться в здании в соответствии с проектной документацией, разработанной и утверждённой в установленном законом порядке, одновременно с возведением объекта защиты или его реконструкцией и (или) капитальным ремонтом, исходя из технических возможностей установки пожарно-охранной сигнализации и системы автоматического пожаротушения казарменно-жилищного фонда войсковой части 45505, в том числе при согласовании с органами Государственной противопожарной службы, не учли организационную структуру Минобороны России и наделение специальными полномочиями структурных подразделений Минобороны России, не определили надлежащее лицо, непосредственно ответственное за проведение капитального ремонта, а также не выяснили, являются ли установленные судом сроки реальными, а решение исполнимым.
Поскольку судами первой и апелляционной инстанции допущены нарушения норм материального и процессуального права, повлиявшие на исход рассмотрения дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов лиц, участвующих в деле, в связи с чем, состоявшийся по настоящему делу судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции, для принятия решения в соответствии с требованиями действующего законодательства.
При этом, необходимо отметить, что настоящее дело рассмотрено судом первой инстанции в порядке гражданского судопроизводства, в то же время с учётом положений пункта 2 части 2 статьи 1 КАС РФ и разъяснений, приведённых в пунктах 1 и 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", дела, связанные с оспариванием решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления подлежат рассмотрению в порядке административного судопроизводства.
При новом рассмотрении дела суду первой инстанции надлежит учесть изложенное, устранить допущенные нарушения и разрешить возникший спор с соблюдением норм материального и процессуального права и принять законное и обоснованное решение.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 328-331 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ленинского районного суда города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 08 сентября 2021 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 20 апреля 2022 года отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Ленинский районный суд города Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края в порядке административного судопроизводства.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.