Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зайцевой О.А.
судей Кудриной Я.Г. и Ровенко П.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу департамента природных ресурсов и экологии Чукотского автономного округа на решение суда Чукотского автономного округа от 04 октября 2021 года по административному делу по административному исковому заявлению прокурора Чукотского автономного округа к департаменту природных ресурсов и экологии Чукотского автономного округа об оспаривании приказа от 10 февраля 2021 года N 32-од.
Заслушав доклад судьи Зайцевой О.А, возражения относительно доводов кассационной жалобы прокурора Генеральной прокуратуры РФ Нишоновой Ф.А, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
10 февраля 2021 года департаментом природных ресурсов и экологии Чукотского автономного округа издан приказ N 32-од "Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами Чукотского автономного округа" (далее - Приказ от 10 февраля 2021 года). Приказ официально опубликован на интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru 16 февраля 2021 года (регистрационный номер N 8701202102160001), а также в приложении "Ведомости" от 19 февраля 2021 года N 6/1(999/1) к газете "Крайний Север" от 19 февраля 2021 года N 6(2275).
Пунктом 1 Приказа от 10 февраля 2021 года утверждена территориальная схема обращения с отходами Чукотского автономного округа.
В пункте 2 Приказа от 10 февраля 2021 года указано на размещении территориальной схемы обращения с отходами Чукотского автономного округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте Чукотского автономного округа http://чукотка.рф на странице департамента природных ресурсов и экологии Чукотского автономного округа.
Приказом от 10 февраля 2021 года признан утратившим силу приказ комитета природных ресурсов и экологии Чукотского автономного округа от 24 января 2020 года N 13-од "Об утверждении территориальной схемы в области обращения с отходами, в том числе с твёрдыми коммунальными отходами" (пункт 3 Приказа). Контроль за исполнением данного приказа возложен на управление по обращению с отходами департамента природных ресурсов и экологии Чукотского автономного округа (пункт 4 Приказа).
Прокурор Чукотского автономного округа обратился в суд Чукотского автономного округа с вышеназванным исковым заявлением и просил признать приказ департамента природных ресурсов и экологии Чукотского автономного округа N 32-од 10 февраля 2021 года "Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами Чукотского автономного округа" не соответствующим нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим со дня вступления решения суда в законную силу.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что оспариваемый приказ противоречит статьям 1, 2, 3, 4.1, 9, 12, 13.2-13.4, 17, 18, 19, 20, 21, 24.8-24.13, пункту 8 статьи 29.1 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", подпункту "г" пункта 4, пунктам 9, 10, 12 Правил разработки, общественного обсуждения, утверждения, корректировки территориальных схем в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, а также требованиям к составу и содержанию таких схем, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 2018 года N 1130, пунктам 7-9, 11-14 Правил определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 04 апреля 2016 года N 269, пунктам 17, 18, 19 раздела 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твёрдых коммунальных отходов и ведения их реестра, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 года N 1039, поскольку расчёт массы образования отходов (таблица "А" раздела 1), а также используемые при разработке Территориальной схемы нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории Чукотского автономного округа для объектов общественного назначения и в отношении объектов жилищного фонда (таблицы 15 и 16 подраздела 2.4 раздела 2) определены без проведения необходимых замеров. Ранее решением суда Чукотского автономного округа от 24 февраля 2021 года по делу N 3а-3/2021, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 27 мая 2021 года, признан не соответствующим закону и не действующим приказ департамента природных ресурсов и экологии Чукотского автономного округа от 29 июля 2020 года N 119-од "Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Чукотского автономного округа".
Приложение А6 к Территориальной схеме "Реестр контейнерных площадок" не содержит по всем включенным в него площадкам сведения о собственниках мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, исчерпывающие данные о технических характеристиках мест (площадок накопления твердых коммунальных отходов, а также об источниках образования твердых коммунальных отходов, которые складируются в местах (на площадках) накопления твердых коммунальных отходов (в целом отсутствуют). Приложением А6 в реестр контейнерных площадок включены 398 необустроенных площадок с грунтовым покрытием.
Пункт 5.3.4 раздела 5 Территориальной схемы, приложение А10.1 "Объекты размещения ТКО, предлагаемые к использованию до 2023 года", а также Б.2 "Сводная информация об объектах обращения с ТКО" дополнены сведениями об объектах размещения отходов, не внесённых в государственный реестр объектов размещения отходов либо в Перечень объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации.
Раздел 8 Территориальной схемы не содержит графическое отображение движения отходов от источников образования отходов и мест накопления отходов до объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов, объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов, указанных в приложениях N А10, А11. Также раздел 8 не содержит графическое отображение движения отходов, направляемых в другие субъекты Российской Федерации, от источников образования отходов либо от объектов обработки отходов.
В таблицу 43 раздела 9 Территориальной схемы "Перечень мероприятий, предлагаемых территориальной схемой" внесены сведения о 54 несанкционированных свалках, с указанием мероприятия "Модернизация объекта - приведение объекта размещения в соответствие с требованиями природоохранного законодательства". В названной таблице и других положениях раздела 9 не приведены сведения о проектных мощностях и планируемых технологических решениях по предполагаемому строительству, реконструкции, выводу из эксплуатации объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов, в том числе твердых коммунальных отходов, сроках проведения данных видов работ, о планируемом местоположении вновь вводимых объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов.
В разделе 10 Территориальной схемы "Оценка объема соответствующих капитальных вложений в строительство, реконструкцию, выведение из эксплуатации объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов, в том числе коммунальных отходов" не указаны обоснования использования строительных материалов, технологий, оборудования для запланированного строительства объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов, а также специализированного автотранспортного парка.
Территориальная схема в утверждённом виде не отвечает предъявляемым требованиям, допускает неоднозначное толкование содержания её разделов и носит неопределённый характер, её реализация может сказаться на экологической ситуации в регионе в целом, привести к дестабилизации ситуации в сфере обращения с отходами, в том числе по их сбору, транспортировке, обработке, утилизации и размещению, невыполнению программных мероприятий Подпрограммы "Реализация комплекса мероприятий по обращению с отходами" Государственной программы "Охрана окружающей среды и обеспечение рационального природопользования в Чукотском автономном округе", утвержденной постановлением Правительства Чукотского автономного округа от 15 января 2015 года N 20, в том числе в части выполнения инженерных изысканий, подготовки проектной документации для строительства объектов, используемых для обработки, утилизации, захоронения и хранения отходов, объектов обезвреживания отходов, на строительство и оснащение таких объектов. Все это может привести к неэффективному использованию бюджетных средств.
Решением суда Чукотского автономного округа от 04 октября 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общею юрисдикции от 01 июня 2022 года, административное исковое заявление прокурора Чукотского автономного округа удовлетворено в части. Признаны не действующими со дня вступления решения суда в законную силу пункты 1, 2 приказа департамента природных ресурсов и экологии Чукотского автономного округа от 10 февраля 2021 года N 32-од "Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами Чукотского автономного округа". В удовлетворении административных исковых требований прокурора в части признания пунктов 3, 4 приказа департамента природных ресурсов и экологии Чукотского автономного округа от 10 февраля 2021 года N 32-од "Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами Чукотского автономного округа" не соответствующими нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующими со дня вступления решения суда в законную силу, отказано.
25 августа 2022 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба департамента природных ресурсов и экологии Чукотского автономного округа, поданная через суд Чукотского автономного округа 09 августа 2022 года, в которой ставится вопрос об отмене решения суда Чукотского автономного округа от 04 октября 2021 года и направлении дела на новое рассмотрение.
В обоснование своей позиции кассатор сослался на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда обстоятельствам дела. Так, довод суда о том, что пункт 5.3.4 раздела 5 Территориальной схемы (таблица 37), приложение А10.1 "Объекты размещения ТКО, предлагаемые к использованию до 2023 года", а также приложение Б.2 "Сводная информация об объектах обращения с ТКО" содержат сведения об объектах размещения отходов, не имеющих документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, и не внесённых в ГРОРО либо в перечень, является не соответствующим действительности, поскольку полигон ТКО, расположенный в г.о. Анадырь, приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 02 августа 2018 года N 294 "О включении объектов размещения отходов в государственный реестра объектов размещения отходов", внесён в ГРОРО в соответствии с нормами действующего законодательства, о чём в данной реестре сделана запись N 87-00018-З-00294-010818 от 02 августа 2018 года. Принимая во внимание факт внесения полигона ТКО, расположенного в г.о.Анадырь, наличие схемы потоков, указывающей на движение отходов, в том числе к указанному полигону, Департамент также полагает не соответствующим действительности вывод суда о том таблица 42 "Существующая схема потоков отходов" раздела 8 Территориальной схемы содержит сведения о движении отходов до традиционно сложившихся мест размещения отходов (свалки), не включённых в государственный реестр объектов размещения отходов либо в Перечень, тогда как в территориальной схеме должна содержаться схема потоков отходов, а также, что в разделе 8 Территориальной схемы не содержится графическое отображение движения отходов от источников образования отходов и мест накопления отходов до объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов, объектов размещения отходов, включенных в ГРОРО, сведения о которых содержаться в приложениях N А10, А11.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 26 августа 2022 года кассационная жалоба департамента природных ресурсов и экологии Чукотского автономного округа передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в его отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав возражения прокурора Генеральной прокуратуры РФ Нишоновой Ф.А, изучив письменные возражения и.о.прокурора Чукотского автономного округа, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для пересмотра обжалуемого судебного постановления в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не усматривается.
При этом, в соответствии с пунктом 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 09 июля 2020 года N 17 "О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих производство в суде кассационной инстанции", судебная коллегия суда кассационной инстанции полагает необходимым проверить также законность и обоснованность апелляционного определения, которым решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Оценив представленные сторонами доказательства в соответствии со статьёй 84 КАС РФ, суды первой и апелляционной инстанций в судебных актах сослались на положения Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Кодекса о нормативных правовых актах Чукотского автономного округа от 24 февраля 2009 года N 25-ОЗ, Правила разработки, общественного обсуждения, утверждения, корректировки территориальных схем в области обращения с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами, а также требования к составу и содержанию таких схем, утверждённые постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 2018 года N 1130, Санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", утверждённые постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года N 3, исходили из того, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в пределах компетенции, с соблюдением порядка опубликования и правил введения в действие; при этом при разработке оспариваемой Территориальной схемы использовались нормативы накопления твердых коммунальных отходов, утверждённые с нарушением установленных правил, что свидетельствует о недостоверном отражении в Территориальной схеме сведений о количестве образующихся отходов; в таблице "А" раздела 1 оспариваемой Территориальной схемы приведен расчёт массы
образования отходов до актуализации территориальной схемы в соответствии с нормативными накоплениями твердых коммунальных отходов, утверждёнными приказом департамента промышленной и сельскохозяйственной политики Чукотского автономного округа от 31 августа 2017 года N 35, а в таблицах 15 и 16 подраздела 2 определены нормативы накопления твердых коммунальных отходов для объектов общественного назначения и в отношении объектов жилищного фонда в соответствии с приказом департамента природных ресурсов и экологии Чукотского автономного округа от 29 июля 2020 года N 119-од (указанные приказы вступившими в законную силу судебными актами, признаны недействующим со дня вступления решения суда в законную силу, поскольку они приняты без проведения в установленном порядке необходимых замеров образующихся твердых коммунальных отходов), и пришли к правильному выводу, что утверждённая приказом от 10 февраля 2021 года N32-од Территориальная схема не отвечает предъявленным к ней требованиям закона, допускает неоднозначное толкование содержания её разделов и носит неопределённый характер; допущенные при утверждении Территориальной схемы существенные нарушения действующего законодательства свидетельствуют о её несоответствии нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, в связи с чем пункт 1 Приказа от 10 февраля 2021 года N 32-од, которым утверждена данная схема, подлежит признанию не действующим, а также подлежит признанию недействующим пункт 2 оспариваемого приказа о размещении Территориальной схемы в сети "Интернет", как вытекающий из пункта 1 и непосредственно с ним связанный.
Вместе с тем суды не усмотрели оснований для удовлетворения требований прокурора в части признания не соответствующими нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующими со дня вступления решения суда в законную силу, пунктов 3 и 4 Приказа от 10 февраля 2021 года N 32-од, которыми признан утратившим силу приказ комитета природных ресурсов и экологии Чукотского автономного округа (прежнее название административного ответчика) и возложен контроль за исполнением оспариваемого Приказа от 10 февраля 2021 года N 32-од, поскольку оснований для их признания не действующими прокурором не представлено, а судом таких оснований не установлено.
Каких-либо убедительных доказательств, опровергающих эти выводы, либо иных доказательств в обоснование своей позиции, в том числе в кассационной жалобе представителем департамента природных ресурсов и экологии Чукотского автономного округа не представлено.
Изложенные в судебных актах выводы сомнений в правильности не вызывают, поскольку соответствуют установленным фактическим обстоятельствам дела.
Выводы судов мотивированы и в кассационной жалобе по существу кассатором не опровергнуты. Нарушения требований статей 60, 61, 62, 64, 84 КАС РФ при сборе и оценке доказательств, равно как и нарушения норм материального права, при рассмотрении данного дела судами не допущено.
Судами двух инстанций дана оценка всем доводам кассатора, вновь изложенным в кассационной жалобе, с учётом обстоятельств дела и применительно к нормам закона, регулирующим спорные правоотношения, результаты оценки отражены в обжалуемых судебных постановлениях.
Доводы кассационной жалобы не влекут отмену обжалуемых судебных постановлений, так как не содержат правовых оснований к их отмене, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки судов, а также к выражению несогласия с оценкой судами доказательств по делу и обстоятельств, послуживших основанием для выводов судов по существу спора.
Между тем, решение вопроса исследования и оценки доказательств в силу статей 178, 308, 310 КАС РФ отнесено к исключительной компетенции судов первой и апелляционной инстанции, поэтому связанные с ним доводы кассатора, согласно части 3 статьи 329 КАС РФ, не могут служить основанием для отмены судебных постановлений в кассационном порядке.
В частности, положения части 3 статьи 329 КАС РФ, находясь в системной взаимосвязи с другими положениями главы 35 данного Кодекса, регламентирующими производство в суде кассационной инстанции, предоставляют суду кассационной инстанции при проверке судебных постановлений право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права. Дополнительные доказательства судом кассационной инстанции не принимаются.
Иное позволяло бы суду кассационной инстанции подменять суды первой и второй инстанции, которые самостоятельно исследуют и оценивают доказательства, устанавливают фактические обстоятельства дела на основе принципов состязательности, равноправия сторон и непосредственности судебного разбирательства.
Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов первой и апелляционной инстанции правильными, мотивированными, основанными на законе, и не опровергнутыми доводами кассационной жалобы.
Принцип правовой определенности предполагает, что стороны не вправе требовать пересмотра решения суда только в целях проведения повторного слушания и получения нового судебного постановления другого содержания. Иная точка зрения на то, как должно было быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены состоявшихся по делу судебных постановлений.
Ревизия доказательственной стороны данного спора, заложенная в доводах жалобы, находится за пределами полномочий суда кассационной инстанции.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебных постановлений, вопреки доводам кассационной жалобы, судами допущено не было.
Оснований, предусмотренных частями 2, 3 статьи 328 КАС РФ, для отмены или изменения оспариваемых судебных постановлений, по доводам кассационной жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329-331 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение суда Чукотского автономного округа от 04 октября 2021 года апелляционное определение судебной коллегии судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общею юрисдикции от 01 июня 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу департамента природных ресурсов и экологии Чукотского автономного округа - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.