Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Сумачаковой Н.И, судей Сучковой Е.Г, Тертишниковой Л.А, при секретаре судебного заседания Ермаковой А.В, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N3а-176/2022 по административному исковому заявлению Севергина Антона Андреевича об оспаривании решения Государственного бюджетного учреждения Республики Бурятия "Центр государственной кадастровой оценки" и установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости, по апелляционным жалобам представителя Министерства имущественных и земельных отношений Республики Бурятия - Булнаева Дмитрия Геннадьевича, представителя Государственного бюджетного учреждения Республики Бурятия "Центр государственной кадастровой оценки" - Аюшина Буду Баяртовича на решение Верховного Суда Республики Бурятия от 26 июля 2022 года, которым исковые требования удовлетворены частично.
Заслушав доклад судьи Пятого апелляционного суда общей юрисдикции Сучковой Е.Г, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
Севергин А.А. обратился в Верховный Суд Республики Бурятия с административным исковым заявлением об оспаривании решения Государственного бюджетного учреждения Республики Бурятия "Центр государственной кадастровой оценки" (далее - Бюджетное учреждение Республики Бурятия) от 16 июля 2021 года N и установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N, распложенного по адресу: "адрес", в размере его рыночной стоимости, равной 59 000 рублей, по состоянию на 27 мая 2021 года.
В обоснование заявленных требований указано, что Севергин А.А. является собственником указанного земельного участка. Кадастровая стоимость данного объекта недвижимости значительно превышает его рыночную стоимость, определенную в представленном отчете об оценке N 12У-05/21 от 31 мая 2021 года, чем нарушаются права и законные интересы административного истца как налогоплательщика.
Решением Верховного Суда Республики Бурятия от 31 марта 2022 года административное исковое заявление Севергина А.А. удовлетворено частично в части установления кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости, в удовлетворении исковых требований об оспаривании решения Бюджетного учреждения Республики Бурятия отказано. Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 14 июня 2022 года вышеуказанное решение отменено с направлением административного дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции, поскольку к участию в деле в качестве административного ответчика не было привлечено Министерство имущественных и земельных отношений Республики Бурятия.
Решением Верховного Суда Республики Бурятия от 26 июля 2022 года административное исковое заявление Севергина А.А. удовлетворено частично, установлена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N в размере его рыночной стоимости 86 176 рублей по состоянию на 27 мая 2021 года, в удовлетворении исковых требований о признании незаконным решения Бюджетного учреждения Республики Бурятия отказано.
Представитель Министерства имущественных и земельных отношений Республики Бурятия в апелляционной жалобе просит вышеуказанное решение отменить, прекратив производство по административному делу. В обоснование своей позиции указывает, что при разрешении вопроса об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости судом должен быть разрешен вопрос о незаконности принятого бюджетным учреждением решения, что соответствует требованиям статьи 22.1 Федерального закона от 03 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке". В данном случае суд отказал административному истцу в удовлетворении требований о признании незаконным решения Бюджетного учреждения Республики Бурятия, следовательно, не мог разрешить вопрос об установлении размера кадастровой стоимости земельного участка, поскольку тем самым нарушается установленный законодательством порядок обжалования кадастровой стоимости. Кроме того, судом необоснованно установлена кадастровая стоимость объекта недвижимости по состоянию на 27 мая 2021 года, поскольку оспариваемая кадастровая стоимость утверждена Приказом Министерства имущественных и земельных отношений Республики Бурятия от 15 октября 2020 года N 80 по состоянию на 01 января 2020 года.
В апелляционной жалобе представитель Бюджетного учреждения Республики Бурятия просит обжалуемое решение Верховного Суда Республики Бурятия отменить, отказав в удовлетворении административных исковых требований в полном объеме. В качестве доводов апелляционной жалобы указывает, что требование административного истца об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости является производным от требования об оспаривании решения Бюджетного учреждения Республики Бурятия. Требование об оспаривании кадастровой стоимости не может быть рассмотрено в качестве самостоятельного требования в силу положений Федерального закона от 03 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке", поскольку подлежит рассмотрению только после вступления в законную силу решения суда о признании решения бюджетного учреждения незаконным. Административный истец вправе повлиять на величину кадастровой стоимости объекта недвижимости путем ее пересмотра при повторном обращении в Бюджетное учреждение Республики Бурятия, поскольку заинтересованные лица не ограничены в правах на многократное обращение с заявлениями об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости с приложением исправленного отчета об оценке.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом и своевременно.
На основании части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Частью 7 статьи 22 Федерального закона от 03 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" предусмотрено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость.
Частью 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является: недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости; установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Согласно разъяснениям, данным в абзаце 1, 6 пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", с заявлением, административным исковым заявлением (далее - заявление) о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Из материалов административного дела следует, что Севергин А.А. является собственником земельного участка с кадастровым номером N, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.
Приказом Министерства имущественных и земельных отношений Республики Бурятия от 15 октября 2020 года N 80 "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе всех категорий земель, расположенных на территории Республики Бурятия" утверждена кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N в размере 158 872 рублей по состоянию на 01 января 2020 года, которая подлежит применению с 01 января 2021 года. Сведения в Единый государственный реестр недвижимости внесены 18 января 2021 года.
01 июля 2021 года Севергин А.А. обратился в Бюджетное учреждение Республики Бурятия с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N на основании отчета об оценке N 12У-05/21 от 31 мая 2021 года, выполненного обществом с ограниченной ответственностью "Бюро оценки собственности", где размер рыночной стоимости спорного земельного участка составил 59 000 рублей.
Решением Бюджетного учреждения Республики Бурятия от 16 июля 2021 года N отказано в удовлетворении заявления Севергина А.А. на том основании, что представленный им отчет об оценке не соответствует требованиям законодательства об оценочной деятельности, что повлияло на итоговую рыночную стоимость земельного участка.
Определением Верховного Суда Республики Бурятия от 11 ноября 2021 года по данному административному делу назначена судебная экспертиза, проведение которой подтверждается наличием в материалах дела заключения эксперта N 15-11-2-2021 от 14 января 2022 года, выполненного обществом с ограниченной ответственностью "НЭКС-независимая экспертиза собственности" (далее - ООО "НЭКС-независимая экспертиза собственности"). Из данного заключения эксперта следует, что отчет об оценке N 12У-05/21 от 31 мая 2021 года составлен с нарушением требований законодательства, которые могли повлиять на величину рыночной стоимости объекта оценки, а также то, что рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N составляет 45 000 рублей по состоянию на 27 мая 2021 года.
Определением Верховного Суда Республики Бурятия от 15 февраля 2022 года по административному делу назначена дополнительная судебная экспертиза по определению рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером N с учетом замечаний Бюджетного учреждения Республики Бурятия.
Из экспертного заключения N 21-02-1/22 от 15 марта 2022 года, выполненного ООО "НЭКС-независимая экспертиза собственности", следует, что рыночная стоимость спорного объекта недвижимости с учетом замечаний Бюджетного учреждения Республики Бурятия составляет 86 176 рублей по состоянию на 27 мая 2021 года.
Отказывая в удовлетворении административного искового заявления в части признания незаконным решения Бюджетного учреждения Республики Бурятия, суд первой инстанции обоснованно указал, что у Бюджетного учреждения Республики Бурятия имелись основания, предусмотренные пунктом 2 части 10 статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценки", для отказа в удовлетворении заявления об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, поскольку представленный административным истцом отчет об оценке составлен с нарушением действующего законодательства, что подтверждено в результате проведения судебной экспертизы. Кроме того, оспариваемое решение было принято уполномоченным учреждением с соблюдением порядка и формы его принятия.
Указанные выводы суда первой инстанции судебная коллегия находит обоснованными, поскольку они подробно и должным образом мотивированны в обжалуемом решении, соответствуют обстоятельствам дела и основаны на положениях действующего законодательства.
Удовлетворяя административное исковое заявление в части установления кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, Верховный Суд Республики Бурятия исходил из того, что имеет место нарушение прав административного истца, поскольку имеется разница между кадастровой стоимостью земельного участка и его рыночной стоимостью, определенной на основании экспертного заключения, признанного судом достоверным и допустимым доказательством по делу.
Решение Верховного Суда Республики Бурятия судебная коллегия находит обоснованным, принятым в соответствии с нормами действующего материального и процессуального законодательства.
Судом первой инстанции в основу решения обоснованно положено экспертное заключение N 21-02-1/22 от 15 марта 2022 года. Исследовав указанное заключение, судебная коллегия приходит к выводу, что оно полностью соответствует положениям законодательства об оценочной деятельности, требованиям федеральных стандартов оценки, следовательно, данное доказательство является допустимым, достоверно подтверждающим размер рыночной стоимости спорного объекта недвижимости. Экспертом составлено описание объекта оценки с определением количественных и качественных характеристик, приведены все необходимые факторы, оказывающие влияние на стоимость объекта оценки, описан процесс проведения экспертизы, содержатся ссылки на источники информации, описание проведенных расчетов, также имеются доказательства, подтверждающие соблюдение требований законодательства относительно соответствующей квалификации эксперта.
В доводах жалоб апеллянты ссылаются на несоблюдение порядка установления кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости, поскольку полагают, что такое требование может быть рассмотрено только после обращения лица в Бюджетное учреждение Республики Бурятия и признания решения Бюджетного учреждения Республики Бурятия незаконным, что предусмотрено Федеральным законом от 03 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценки".
Согласно пункту 3 статьи 22 Федерального закона от 03 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде по заявлению об оспаривании.
Часть 15 статьи 22.1 Федерального закона от 03 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" предусматривает, что решение бюджетного учреждения в отношении заявления об установлении рыночной стоимости может быть оспорено в суде в порядке административного судопроизводства. Одновременно с оспариванием решения бюджетного учреждения в суд может быть также заявлено требование об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.
Таким образом, одновременно с оспариванием решения бюджетного учреждения закон допускает судебное оспаривание результатов определения кадастровой стоимости, не ставя при этом возможность разрешения требования об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости в зависимость от результата разрешения требования об оспаривании решения бюджетного учреждения или наличия вступившего в законную силу решения суда о признании решения бюджетного учреждения незаконным.
В доводах апелляционной жалобы Министерство имущественных и земельных отношений Республики Бурятия указывает на то, что в решении суда неверно указана дата, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость земельного участка в размере рыночной стоимости.
Согласно статье 22.1 Федерального закона от 03 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" заявление об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости может быть подано в период с даты постановки объекта недвижимости на государственный кадастровый учет до даты снятия его с государственного кадастрового учета. При этом заявление об установлении рыночной стоимости может быть подано в течение шести месяцев с даты, по состоянию на которую проведена рыночная оценка объекта недвижимости и которая указана в приложенном к такому заявлению отчете об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости.
Анализ приведенных норм позволяет сделать вывод о том, что рыночная стоимость, устанавливаемая по правилам статьи 22.1 Федерального закона от 03 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке", определяется на дату, которая указана в отчете об оценке. Этой датой является дата, указанная сторонами договора на проведение рыночной оценки объекта недвижимости (статьи 10 и 11 Федерального закона от 29 июля 1997 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации").
При оспаривании в суде решения бюджетного учреждения и установлении рыночной стоимости такая стоимость должна определяться на дату, указанную в отчете, что соответствует правовой позиции, изложенной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2021) (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30 июня 2021 года).
В рассматриваемом случае кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N установлена судом по состоянию на 27 мая 2021 года, поскольку указанная дата определена в отчете об оценке и в экспертных заключениях, установивших рыночную стоимость на эту же дату.
Иные доводы, содержащиеся в апелляционных жалобах, основаны на неверном толковании норм права, не содержат обстоятельств, которые не проверены и не учтены судом при рассмотрении административного дела, следовательно, не могут являться основанием для отмены или изменения обжалуемого решения.
Решение Верховного Суда Республики Бурятия вынесено в соответствии с нормами материального и процессуального права, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, оснований для его отмены или изменения в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 307-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
Решение Верховного Суда Республики Бурятия от 26 июля 2022 года оставить без изменения, апелляционные жалобы представителя Министерства имущественных и земельных отношений Республики Бурятия - Булнаева Дмитрия Геннадьевича, представителя Государственного бюджетного учреждения Республики Бурятия "Центр государственной кадастровой оценки" - Аюшина Буду Баяртовича - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции (г. Кемерово) через Верховный Суд Республики Бурятия в течение 6 месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.