Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе председательствующего судьи Склярука С.А., Смирновой Е.Д., Ульянкина Д.В. рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Второго кассационного суда общей юрисдикции поступившую 25 августа 2022 года в суд первой инстанции кассационную жалобу представителя Правительства Москвы, Департамента экономической политики и развития г. Москвы Снегиревой А.И. на решение Московского городского суда от 2 марта 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 16 июня 2022 года, вынесенные по административному делу по административному исковому заявлению Акционерного общества "Деревообрабатывающий комбинат N 5" об оспаривании отдельных положений нормативного правового акта (присвоенный судом первой инстанции номер дела: N 3а-658/2022).
Заслушав доклад судьи Смирновой Е.Д, выслушав объяснения представителя административного истца АО "Деревообрабатывающий комбинат N 5" Кулакова Д.Л, представителя административного ответчика Правительства Москвы и заинтересованного лица Департамента экономической политики и развития г. Москвы Снегиревой А.И, заключение прокурора Драева Т.К, судебная коллегия
установила:
Правительством Москвы 28 ноября 2014 года принято постановление N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", опубликованное 2 декабря 2014 года в издании "Вестник Мэра и правительства Москвы" N 67, а также размещено 28 ноября 2014 года на официальном сайте Правительства Москвы http://www.mos.ru.
Указанным постановлением утвержден Перечень объектов недвижимого имущества (зданий, строений и сооружений), в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, на 2015 год и последующие налоговые периоды в соответствии со статьей 1.1 Закона г. Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций".
Постановлениями Правительства Москвы от 29 ноября 2016 года N 789-ПП, 28 ноября 2017 года N 911-ПП, 27 ноября 2018 года N 1425-ПП, 26 ноября 2019 года N 1574-ПП, 24 ноября 2020 года N 2044-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 года N 700-ПП" перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, изложен в новой редакции и определен по состоянию на 1 января 2017 года, 1 января 2018 года, 1 января 2019 года, на 1 января 2020 года и на 1 января 2021 года.
В пункты 17139, 17119, 17127 Перечня на 2017 год включены нежилые здания с кадастровыми номерами N, расположенные по адресу: г. Москва, ул. Молодогвардейская, д. 61, строения 29, 11, 30 соответственно.
Указанные здания включены в пункты 17465, 17446, 17454 Перечня на 2018 год, пункты 18905, 18883, 18891 Перечня на 2019 год, пункты 13700, 7731, 4726 Перечня на 2020 год, пункты 17690, 17676, 17684 Перечня на 2021 год.
АО "Деревообрабатывающий комбинат N 5", являясь собственником указанных зданий, обратилось в суд с административным исковым заявлением к Правительству Москвы о признании недействующими перечисленных пунктов Перечней на 2017-2021 годы, мотивируя требования тем, что здания не обладают признаками объектов налогообложения, определенными статьей 1.1 Закона Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" и статьей 378.2 Налогового кодекса РФ, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество исчисляется исходя из кадастровой стоимости, чем нарушаются права Общества как налогоплательщика.
Решением Московского городского суда от 2 марта 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 16 июня 2022 года, постановлено признать недействующими оспариваемые пункты Перечней на 2017-2021 годы.
В кассационной жалобе представителя Правительства Москвы, Департамента экономической политики и развития г. Москвы Снегиревой А.И. ставится вопрос об отмене судебных постановлений по мотивам незаконности и необоснованности.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Согласно пункту 3 статьи 378.2 НК РФ в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения.
При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
В силу статьи 1.1 Закона г. Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении:
административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них (кроме помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти, автономных, бюджетных и казенных учреждений), если соответствующие здания (строения, сооружения), за исключением многоквартирных домов, расположены на земельных участках, один из видов разрешенного использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного (кроме зданий (строений, сооружений), расположенных на земельных участках, вид разрешенного использования которых предусматривает размещение промышленных или производственных объектов) и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания (пункт 1);
отдельно стоящих нежилых зданий (строений, сооружений) общей площадью свыше 1000 кв. метров и помещений в них, фактически используемых в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (пункт 2).
Судами установлено, что принадлежащие административному истцу здания с кадастровыми номерами N, расположенные по адресу: г. Москва, ул. Молодогвардейская, д. 61, строения 29, 30 соответственно, размещены на земельном участке с кадастровым номером N с видом разрешенного использования:
склады (6.9) (земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (1.2.9);
деловое управление (4.1) (земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (1.2.7.);
магазины (4.4) (земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания);
обслуживание автотранспорта (4.9), земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (1.2.5), строительная промышленность (6.6) (земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (1.2.9).
Здание с кадастровым номером N расположено в границах земельного участка с кадастровым номером N с видом разрешенного использования:
деловое управление (4.1) (земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (1.2.7.);
обслуживание автотранспорта (4.9) земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (1.2.9);
склады (6.9) (земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (1.2.9);
Спорные здания включены в оспариваемые пункты Перечней на 2017 - 2021 годы по виду разрешенного использования земельного участка, на котором они расположены.
Согласно договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ N N земельный участок с адресным ориентиром: г. Москва, ул. Молодогвардейская, вл. 61 предоставлен АО "Деревообрабатывающий комбинат N 5" на условиях аренды под эксплуатацию зданий и сооружений комбината.
По договору аренды от ДД.ММ.ГГГГ N N земельные участки с кадастровыми номерами N по вышеуказанному адресу предоставлены АО "Деревообрабатывающий комбинат N 5" в пользование на условиях аренды для эксплуатации нежилых помещений в зданиях под склады, деловое управление, магазины, обслуживание автотранспорта, строительную промышленность в соответствии с установленным разрешенным использованием земельного участка.
Суды первой и апелляционной инстанций, установив, что спорные нежилые здания расположены на земельных участках, часть видов разрешенного использования которых позволяет отнести расположенный на нем объект к числу объектов, подлежащих включению в Перечень, при этом приняв во внимание правовую позицию Конституционного Суда РФ, выраженную в Постановлениях от 22 июня 2009 года N 10-П, от 24 марта 2017 года N 9-П, от 2 июля 2020 года N 32-П, от 12 ноября 2020 года N 46-П "По делу о проверке конституционности подпункта 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации" в связи с жалобой открытого акционерного общества "Московская шерстепрядильная фабрика", а также с учетом того, что фактическое использование объектов не устанавливалось ввиду составления площади каждого здания менее 1000 кв.м, пришли к правильному и обоснованному выводу об удовлетворении требований административного истца.
При этом исходили из того, что согласно экспликации ГУП "Московское городское бюро технической инвентаризации" здание с кадастровым номером N общей площадью 85, 6 кв.м, расположенное по адресу: "адрес", "адрес" имеет назначение "очистное сооружение";
здание с кадастровым номером N, общей площадью 92, 9 кв.м, расположенное по адресу: "адрес", "адрес", имеет назначение "склад цемента";
здание с кадастровым номером N, общей площадью 33, 6 кв.м, расположенное по адресу: "адрес", "адрес", имеет назначение "канализационная насосная станция".
Приводимые в кассационной жалобе доводы представителя Правительства Москвы сводятся к тому, что судами неправильно применены нормы материального права, их выводы не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, которые судебная коллегия не находит заслуживающими внимания.
Установив указанные выше обстоятельства, суды правильно приняли во внимание правовую позицию о том, что если здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, имеющем множественность видов разрешенного использования, один из которых предусматривает размещение офисных зданий делового и зданий коммерческого назначения, то основанием для признания здания офисным зданием, торговым объектом, объектом общественного питания и бытового обслуживания является его назначение или фактическое использование в целях коммерческого назначения.
Поскольку в рассматриваемом случае площадь каждого из отдельно стоящего здания составляет менее 1000 кв.м, установление обстоятельства относительно фактического их использования в силу пункта 2 статьи 1.1 Закона г. Москвы от 5 ноября 2003 года N 64 "О налоге на имущество организаций" правового значения не имеет.
Более того судами также установлено, что здания не предназначены для использования в целях административного или коммерческого назначения, размещения торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В связи с изложенным включение принадлежащих АО "Деревообрабатывающий комбинат N 5" нежилых зданий в Перечни на 2017-2021 годы нельзя признать правильным, оправданным в конституционно-правовом отношении, так как это возлагает повышенную налоговую нагрузку на Общество, как налогоплательщика без экономических на то оснований, нарушает конституционные принципы равенства и справедливости налогообложения.
В соответствии с пунктом 7 статьи 3 НК РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.
Согласно позиции, изложенной в упомянутом выше Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 12 ноября 2020 года N 46-П, подпункт 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса не предполагает возможности определения налоговой базы по налогу на имущество организаций исходя из кадастровой стоимости здания (строения, сооружения) исключительно в связи с тем, что один из видов разрешенного использования земельного участка, на котором расположено принадлежащее ему недвижимое имущество, предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания, независимо от предназначения и фактического использования здания (строения, сооружения).
Таким образом, судами первой и апелляционной инстанций правильно определены обстоятельства, имеющие значение для настоящего административного дела, и правильно применен закон, регулирующий спорные отношения, поэтому обжалуемые судебные постановления следует признать законными и обоснованными.
При изложенных обстоятельствах приведенные в кассационной жалобе доводы не могут быть признаны состоятельными и влекущими отмену обжалуемых судебных актов, вследствие чего она оставляется без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Московского городского суда от 2 марта 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 16 июня 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Правительства Москвы, Департамента экономической политики и развития г. Москвы Снегиревой А.И. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий С.А. Склярук
Судьи: Е.Д. Смирнова
Д.В. Ульянкин
Мотивированное кассационное определение изготовлено 24 октября 2022 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.