Апелляционное определение Южного окружного военного суда от 21 октября 2022 г. по делу N 33а-649/2022
Судебная коллегия по административным и гражданским делам Южного окружного военного суда в составе:
председательствующего Костина В.А, судей Санникова А.Б, Шуайпова М.Г, при секретаре судебного заседания Тарасенко Ю.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя административного истца -
Морозовой Т.И. на решение Ростовского-на-Дону гарнизонного военного суда от 4 мая 2022 г, которым отказано в удовлетворении заявленных в интересах проходящей венную службу по контракту старшины Умахановой Светланы Борисовны требований о признании незаконным решения начальника филиала "Южный" Федерального государственного автономного учреждения "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации (далее - филиал ФГАУ "Росжилкомплекс") от 25 января 2022 г. N 49 об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, в качестве членов семьи дочери и внуков административного истца.
Заслушав доклад судьи Шуайпова М.Г, изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда, доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя административного истца - Морозовой Т.И. в обоснование доводов жалобы, судебная коллегия
установила:
Умаханова С.Б. через представителя обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просила:
признать незаконным решение начальника филиала ФГАУ "Росжилкомплекс" от 25 января 2022 г. N 49 в части отказа в принятии в качестве членов ее семьи на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, ее дочери ДД.ММ.ГГГГ года рождения и внуков ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ годов рождения;
обязать указанное должностное лицо отменить это решение и повторно рассмотреть вопрос о принятии членов ее семьи на жилищный учет.
Решением гарнизонного военного суда в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе представитель Умахановой С.Б. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Со ссылкой на пункт 6 Правил признания военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту, нуждающимися в жилых помещениях, формы выписки из решения о предоставлении жилого помещения, находящегося в федеральной собственности, в собственность бесплатно, формы акта приема-передачи жилого помещения и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от
30 октября 2020 N 1768 (далее - Правила), в жалобе выражается несогласие с выводом суда первой инстанции о том, что в жилищный орган Умахановой С.Б. не были представлены документы, подтверждающие право ее дочери и внуков в качестве членов ее семьи состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Рассмотрев материалы дела и приведенные в апелляционной жалобе доводы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Отказывая в удовлетворении административного искового заявления, суд первой инстанции согласился с выводом жилищного органа о том, что Умахановой С.Б. в нарушение пункта 6 Правил за период после
9 февраля 2021 г. и до подачи заявления не предоставлены договор найма жилого помещения и какие-либо иные документы (копии финансовых лицевых счетов с мест жительства военнослужащего и членов ее семьи или единый жилищный документ), которые бы подтверждали право ее дочери и внуков состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Кроме того, суд признал обоснованным оспариваемый отказ жилищного органа и по мотивам того, что административный истец, проживая с 2017 года на условиях найма в жилом доме, принадлежащем на праве собственности гражданину С.Ш, не представила документы, подтверждающие то, что ее дочь и внуки не являются членами семьи собственника этого дома, и наряду с этим общая площадь занимаемого ими в этом доме жилого помещения (48 кв. м), приходящаяся на каждого из них, превышает учетную норму жилого помещения, в избранном ею в качестве постоянного места жительства
"адрес" (10 кв. м).
Однако с данными выводами гарнизонного военного суда согласиться нельзя.
Право военнослужащих на жилище гарантировано статьей 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", пунктом 1 которой предусмотрено, что жилые помещения предоставляются военнослужащим-гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей.
В соответствии с пунктом 5 ст. 2 того же Федерального закона социальные гарантии, предусмотренные этим Федеральным законом, устанавливаются военнослужащим и членам их семей. К членам семей военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, на которых распространяются указанные социальные гарантии, относятся перечисленные в данной норме закона лица, если иное не установлено данным Федеральным законом и другими федеральными законами.
При этом в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 г. N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" даны разъяснения, согласно которым при решении вопроса о том, кого следует относить к членам семьи военнослужащего, имеющим право на обеспечение жильем, судам следует руководствоваться, в частности, нормами Жилищного и Семейного кодексов Российской Федерации.
В части 1 ст. 69 ЖК РФ установлено, что к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство.
В пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" разъясняется, что к членам семьи нанимателя жилого помещения относятся: супруг, а также дети и родители данного нанимателя, проживающие совместно с ним; другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. К другим родственникам при этом могут быть отнесены любые родственники как самого нанимателя, так и членов его семьи независимо от степени родства как по восходящей, так и нисходящей линии.
По смыслу указанных норм, в случае проживания военнослужащего на условиях договора найма жилья в связи с непредоставлением ему специализированного жилого помещения его родственников следует относить к членам семьи, имеющим право на обеспечение жилым помещением вместе с военнослужащим, при условии совместное проживание лица с ним в этом жилом помещении, а в отношении других родственников - ведения с ними общего хозяйства.
Согласно пункту 6 Правил при подаче в уполномоченный орган заявления о признании нуждающимся в жилом помещении военнослужащий должен представить, в числе прочих, выписки из домовых книг и копии финансовых лицевых счетов с мест жительства членов его семьи или единый жилищный документ за последние 5 лет до подачи заявления.
В том же пункте указывается, что в случае если по обстоятельствам, не зависящим от военнослужащего, часть документов не могут быть
получены (представлены), военнослужащий представляет документы, свидетельствующие о невозможности их получения (представления).
Такое же требование к документам, представляемым военнослужащим совместно с заявлением о принятии на жилищный учет, установлено в пункте 1 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом Министра обороны Российской федерации от
30 сентября 2010 г. N 1280 (далее - Инструкция).
Согласно пункту 5 Инструкции, если военнослужащим предоставлены не все документы, указанные в пункте 1, уполномоченный орган приостанавливает рассмотрение заявления о принятии на учет нуждающегося в жилом помещении и направляет военнослужащему и в копии командиру (начальнику) воинской части по месту прохождения военнослужащим военной службы уведомление с предложением предоставить в уполномоченный орган недостающие документы.
Из материалов дела следует, что Умаханова С.Б. заключила первый контракт о прохождении военной службы в 2001 году и проходила военную службу в воинских частях на территории "адрес". Общая продолжительность ее военной службы составляет более 20 лет, планировалась к увольнению с военной службы по возрасту в мае 2022 года.
С 26 декабря 2016 г. по 7 сентября 2021 г. административный истец проходила военную службу в войсковой части N (н "адрес"), а с 8 сентября 2021 г. по настоящее время - в войсковой части "адрес" (н "адрес"). По месту службы служебным жильем она не обеспечивалась, проживала в жилых помещениях казарменного жилого фонда.
Согласно договорам найма жилого помещения, в том числе представленного в суд апелляционной инстанции договора найма жилья от
10 февраля 2021 г, Умаханова С.Б, ее дочь и внуки с 2017 года проживают на условиях найма по адресу: "адрес", принадлежащем на праве собственности гражданину С.Ш С 1 сентября 2020 г. они зарегистрированы по указанному адресу.
24 декабря 2021 г. Умаханова С.Б. через представителя обратилась к начальнику филиала ФГАУ "Росжилкомплекс" с заявлением о принятии ее с дочерью и внуками на жилищный учет.
25 января 2022 г. решением начальника филиала ФГАУ "Росжилкомплекс" N 49 Умаханова С.Б. принята на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, а в принятии на жилищный учет ее совершеннолетней дочери ДД.ММ.ГГГГ года рождения, внуков ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ годов рождения отказано на основании пунктов 1, 2 части 1 ст. 54 ЖК РФ, по мотивам того, что не доказан факт их совместного проживания, а также за период после 9 февраля 2021 г. и до подачи заявления не предоставлены договор найма жилого помещения, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства военнослужащего и членов ее семьи или единый жилищный документ.
Между тем по делу установлено, что уполномоченный жилищный орган не направил М.А. уведомление с предложением предоставить недостающие документы, как того требует пункт 5 Инструкции. Материалы административного дела, а также исследованное в суде апелляционной инстанции учетное (жилищное) дело Умахановой С.Б. не содержат доказательств направления ей или в адрес командования воинской части такого уведомления и приостановления рассмотрения ее заявления о принятии на жилищный учет. Не представлено таких доказательств и в суд апелляционной инстанции.
Согласно объяснениям Умахановой С.Б, данным ею в ходе исполнения судебного поручения окружного военного суда, в период прохождения военной службы в войсковой части N до августа 2021 года ей было предоставлено место в общежитии. С 2017 года она нанимала жилое помещение для себя и членов своей семьи у гражданина С.Ш. по адресу: "адрес"
"адрес" куда ежедневно ездила после службы на личном транспорте. Родственных отношений с собственником жилого помещения у нее, ее дочери и внуков не имеется. Ее дочь в браке не состояла, с отцом ее детей не проживала. Ей не известно о наличии у отца ее внуков жилых помещений в собственности или по договору социального найма. После перевода в войсковую часть N в сентябре 2021 г. она проживает в офицерском общежитии воинской части. Служебные жилые помещения ей не предлагались.
Допрошенная в качестве свидетеля дочь административного истца -
Д.М. показала, что с сентября 2017 г. проживает со своей матерью и двумя своими детьми в жилом доме по вышеуказанному адресу. Она работает врачом в амбулатории. В период прохождения военной службы в войсковой части N ее мать проживала с ними, возвращаясь домой со службы по вечерам, а после перевода в войсковую часть N, приезжала домой только по выходным. В собственности или по договору социального найма у нее жилых помещений нет, в браке она ни с кем не состояла. Отцом ее детей является Д.А, отношения с ним не поддерживает, сведения о нахождении у него в собственности жилых помещений ей не известны. У нее, ее детей и ее матери с С.Ш родственных отношений не имеется.
Свидетель С.Ш показал в суде, что знаком с Умахановой С.Б. с 2016 года, когда последняя обратилась к нему по вопросу найма жилья. С указанного времени Умаханова С.Б. проживает в его доме по договору найма жилого помещения с дочерью и двумя внуками по настоящее время. В родственных отношениях он, его супруга и его дети с Умахановой С.Б, ее дочерью и внуками не состоят.
Приведенные обстоятельства подтвердили и допрошенные ранее в суде первой инстанции в качестве свидетелей соседи - граждане А.С. и З.К.
Из сообщения исполняющего обязанности главы администрации местного самоуправления "адрес" от 28 июля 2022 г. N 290 следует, что Умаханова С.Б, ее дочь и внуки на основании договора найма жилого помещения как временные жильцы с 2017 года проживают по адресу: "адрес" Указанное жилое помещение принадлежит на праве собственности С.Ш, который не является родственником Умахановой С.Б. Факт проживания их по указанному адресу был установлен при осмотре жилого помещения (проверки жилищный условий) и отражен в акте от 17 декабря
2021 г. копия, которой получена Умахановой С.Б.
Из акта проверки жилищных условий от 17 декабря 2021 г. следует, что в вышеуказанном доме общей площадью 138 кв. м, помимо собственника и членов его семьи, в двух комнатах проживают Умаханова С.Б, ее дочь и внуки.
Аналогичные сведения содержатся и в сообщении начальника отдела МВД России по Моздокскому району РСО-Алания от 4 августа 2022 г.
N 15/19690.
Из сообщения врио командира войсковой части "адрес" от 29 июля 2022 г.
N 28/1868 следует, что Умаханова С.Б. в период прохождения военной службы в Чеченской Республике служебным жилым помещением не обеспечивалась, с рапортом о предоставлении ей денежной компенсации за наем жилого помещения не обращалась.
При таких обстоятельствах выводы суда первой инстанции о правомерности оспоренного решения жилищного органа не соответствуют обстоятельствам административного дела, что, в свою очередь, привело к неправильному применению норм материального права.
Что касается иных условий для принятия дочери и внуков
административного истца на жилищный учет в качестве членов ее семьи или для отказа в этом, то они начальником филиала ФГАУ "Росжилкомплекс" не рассматривались и в оспоренном решении не отражены.
Поэтому судебное постановление гарнизонного военного суда подлежит отмене, а апелляционная жалоба представителя Умахановой С.Б. - удовлетворению.
Для восстановления нарушенных прав административного истца судебная коллегия полагает необходимым возложить на начальника филиала ФГАУ "Росжилкомплекс" обязанность повторно рассмотреть вопрос о принятии дочери и двух внуков Умахановой С.Б. на учет нуждающихся в жилых
помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
Руководствуясь статьями 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ростовского-на-Дону гарнизонного военного суда от 4 мая
2022 г. по административному исковому заявлению, поданному в интересах Умахановой Светланы Борисовны отменить.
Принять по делу новое решение, которым административное исковое заявление, поданное в интересах Умахановой Светланы Борисовны, удовлетворить.
Признать незаконным решение начальника филиала "Южный" Федерального государственного автономного учреждения "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации от 25 января 2022 г. N 49 об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, дочери и двух внуков Умахановой Светланы Борисовны.
Обязать начальника филиала "Южный" Федерального государственного автономного учреждения "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)" Министерства обороны Российской Федерации в месячный срок со дня получения для исполнения апелляционного определения повторно рассмотреть вопрос о принятии дочери и двух внуков
Умахановой С.Б. на учет нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, о чем в тот же срок сообщить в суд и административному истцу.
Кассационная жалоба, представление могут быть поданы в Кассационный военный суд через гарнизонный военный суд в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий В.А. Костин
Судьи: А.Б. Санников
М.Г. Шуайпов
Мотивированное апелляционное определение составлено 27 октября 2022 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.