Апелляционное определение Южного окружного военного суда от 21 октября 2022 г. по делу N 33а-958/2022
Судебная коллегия по административным и гражданским делам Южного окружного военного суда в составе:
председательствующего Костина В.А, судей Санникова А.Б, Шуайпова М.Г, при секретаре судебного заседания Тарасенко Ю.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя административного истца - Вердяна А.А. на решение 5 гарнизонного военного суда от 16 июня 2022 года, которым отказано в удовлетворении заявленных требований сержанта запаса Манукян Арусяк Вагановны о признании незаконными действий командира войсковой части N, связанных с порядком подсчёта выслуги лет истца.
Заслушав доклад судьи Костина В.А, изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда, доводы апелляционной жалобы и поступивших относительно неё возражений, судебная коллегия
установила:
Манукян А.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просила признать незаконным произведённый командиром войсковой части N подсчёт её выслуги лет для назначения пенсии, обязать это воинское должностное лицо произвести перерасчёт выслуги лет на льготных условиях - один месяц службы за полтора месяца за весь период прохождения ею военной службы в Пограничных войсках Российской Федерации, находящихся на территории "адрес".
Решением гарнизонного военного суда в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе представитель административного истца просит отменить решение суда в связи с нарушением норм материального и процессуального права, принять новое решение об удовлетворении заявленных требований.
По мнению подателя жалобы, произведённый Манукян А.В. подсчёт выслуги лет для назначения пенсии не соответствует законодательству Российской Федерации.
При этом указывается, что действующие нормативные правовые акты определяют порядок расчёта выслуги лет военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в Вооружённых Силах Российской Федерации и органах пограничной службы Российской Федерации, без принадлежности их гражданства.
В жалобе делается ссылка на то, в Соглашении между Российской Федерации и "адрес" "О порядке комплектования и прохождения военной службы гражданами "адрес" в Пограничных войсках Российской Федерации, находящихся на территории "адрес"" (заключено в "адрес" 15 марта 1994 года) (далее - Соглашение) определено, что граждане "адрес", поступившие на военную службу по контракту в Пограничные войска Российской Федерации, находящиеся на территории Республики Армения, являются военнослужащими Пограничных войск Российской Федерации и имеют правовой статус, определённый законодательством Российской Федерации. Других нормативных правовых актов, определяющих расчёт таким лицам выслуги лет для назначения пенсии не на льготных условиях, не имеется.
В письменных возражениях представитель административного ответчика просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела и доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, с 16 августа 2007 года по 10 февраля 2014 года Манукян А.В. проходила военную службу в Пограничных войсках Российской Федерации, находящихся на территории "адрес", в качестве гражданки "адрес" и лица без гражданства.
С 10 февраля 2014 года она проходила эту службу, будучи гражданкой Российской Федерации.
31 марта 2022 года Манукян А.В. исключена из списков личного состава воинской части в связи с увольнением с военной службы.
В силу пункта 2 ст. 7 ГК РФ в том случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены гражданским законодательством, применяются правила международного договора.
Согласно статье 6 Соглашения граждане "адрес", поступившие на военную службу по контракту и по призыву в Пограничные войска Российской Федерации, находящиеся на территории "адрес", являются военнослужащими Пограничных войск Российской Федерации и имеют правовой статус, определенный законодательством Российской Федерации, Договором между Российской Федерацией и "адрес" о статусе Пограничных войск Российской Федерации, находящихся на территории "адрес", и условиях их функционирования, если иное не оговорено в этом Соглашении.
В статьях 7 и 9 Соглашения установлено, что граждане "адрес", поступившие на военную службу по контракту и по призыву в Пограничные войска Российской Федерации, находящиеся на территории "адрес", на период прохождения военной службы в Пограничных войсках Российской Федерации принимают военную присягу "адрес" и обязательство перед Российской Федерацией о добросовестном исполнении ими военной службы.
Военная служба в Пограничных войсках Российской Федерации, находящихся на территории "адрес", засчитывается гражданам "адрес" как военная служба в Вооруженных Силах "адрес" с предоставлением им и членам их семей прав и льгот в соответствии с законодательством "адрес".
Таким образом, в Соглашении уточнён правовой статус вышеназванной категории военнослужащих, на которых законодательство Российской Федерации о военной службе распространяется только в той мере, в какой иное не предусмотрено Договором между Российской Федерацией и "адрес" о статусе Пограничных войск Российской Федерации, находящихся на территории "адрес", и Соглашением.
При этом правила зачёта выслуги лет для назначения пенсии, в том числе на льготных условиях, военнослужащим, которые, будучи гражданами "адрес" и проходя военную службу Российской Федерации, отказались от гражданства "адрес" и стали гражданами Российской Федерации, в Соглашении не установлены.
В соответствии с подпунктом "г" п. 3 постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семьям в Российской Федерации" в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы военнослужащим засчитывается на льготных условиях один месяц службы за полтора месяца в воинских частях, штабах и воинских учреждениях на территории "адрес" с 1 января 1991 года.
В справке из войсковой части N от 6 июня 2022 года N 8/270, исследованной судом первой инстанции, указано, что при подсчёте выслуги лет период прохождения Манукян А.В. военной службы в Пограничных войсках Российской Федерации с 16 августа 2007 года по 10 февраля 2014 года в качестве гражданки "адрес" учтён в календарном исчислении, а с 10 февраля 2014 года по 31 марта 2022 года, когда она являлась гражданкой Российской Федерации, - на льготных условиях из расчёта один месяц службы за полтора месяца.
При таких обстоятельствах гарнизонный военный суд обоснованно признал законными оспоренные действия командира воинской части по подсчёту выслуги лет Манукян А.В. и правомерно отказал в удовлетворении заявленных ею требований.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309 и 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
Решение 5 гарнизонного военного суда 16 июня 2022 года по административному исковому заявлению Манукян Арусяк Вагановны оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя истца - без удовлетворения.
Кассационная жалоба, представление могут быть поданы в Кассационный военный суд через гарнизонный военный суд в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий В.А. Костин
Судьи: А.Б. Санников
М.Г. Шуайпов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.