Апелляционное определение Южного окружного военного суда от 21 октября 2022 г. по делу N 33а-967/2022
Судебная коллегия по административным и гражданским делам Южного окружного военного суда в составе:
председательствующего Костина В.А, судей Санникова А.Б, Шуайпова М.Г, при секретаре судебного заседания Тарасенко Ю.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя административного истца -
Лобжанидзе Г.В. на решение Нальчикского гарнизонного военного суда от
8 августа 2022 г, которым отказано в удовлетворении заявленных в интересах ефрейтора запаса Горбанева Максима Николаевича требований о признании незаконными действий начальника федерального государственного казенного учреждения "412 военный госпиталь" Министерства обороны Российской Федерации (далее - военный госпиталь), связанных с отказом в оказании административному истцу медицинской помощи.
Заслушав доклад судьи Шуайпова М.Г, изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда, доводы апелляционной жалобы и поданных на нее возражавшей, судебная коллегия
установила:
Горбанев М.Н. через представителя обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил:
признать незаконными действия начальника военного госпиталя, связанные с отказом в оказании ему медицинской помощи;
обязать начальника военного госпиталя оказать ему лечение либо направить его в иное медицинское учреждение Министерства обороны Российской Федерации для оказания лечения, с последующим направлением на военно-врачебную комиссию для определения категории годности к военной службе.
Решением гарнизонного военного суда в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе представитель административного истца просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
В жалобе указывается, что в связи полученным на территории Украины осколочным ранением Горбанев М.Н. был направлен в военный госпиталь, врачи которого отказали ему в лечения по неизвестным ему причинам. На письменное обращение административного истца оказать ему медицинскую помощь начальник военного госпиталя в письме от 30 мая 2022 г. ответил ему отказом по мотивам того, что операция такой сложности в военном госпитале не проводится, а направить в госпиталь центрального подчинения не представляется возможным. В связи с увольнением с военной службы, он утратил право на бесплатную медицинскую помощь. В связи с непроведением лечения и не фиксированием факта полученной травмы Горбанев М.Н. лишен возможности получить документы для реализации Указа Президента Российской Федерации от 5 марта 2022 N 98 "О дополнительных социальных гарантиях военнослужащим, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и членам их семей".
Представитель утверждает о незаконности приказа командира войсковой части N о предоставлении Горбаневу М.Н. отпуска и исключении из списков личного состава воинской части, поскольку медицинская помощь в связи с травмой ему не была оказана, то отпуск фактически не был предоставлен, с приказом он не ознакомлен.
В письменных возражениях начальник военного госпиталя просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, приведенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
В соответствии с частью 2 ст. 16 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащие имеют право на бесплатное получение медицинской помощи.
В пункте 4 ст. 25 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан" определено, что порядок организации медицинской помощи военнослужащим и приравненным к ним лицам устанавливается Правительством Российской Федерации, особенности организации оказания медицинской помощи военнослужащим, в том числе порядок их освобождения от исполнения обязанностей военной службы (служебных обязанностей) в связи с заболеванием и иными причинами, устанавливаются федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
Согласно пунктами 4 и 5 ст. 17.1 Федерального закона "Об обороне" медицинская помощь военнослужащим в медицинских (военно-медицинских) подразделениях Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в местах их постоянной дислокации оказывается в соответствии с порядком организации медицинской помощи военнослужащим, устанавливаемым Правительством Российской Федерации, в соответствии с утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, порядками оказания медицинской помощи, с учетом стандартов медицинской помощи, утверждаемых указанным федеральным органом исполнительной власти.
В пунктах 6, 7 и 8 Правил организации медицинской помощи военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации, воинских формирований и органов и гражданам, призванным на военные сборы, в медицинских (военно-медицинских) подразделениях Вооруженных Сил Российской Федерации, воинских формирований и органов в местах их постоянной дислокации и в военно-медицинских частях и организациях, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2020 г. N 1980 (далее Правила), предусмотрено, что для оказания медицинской помощи в плановой форме в стационарных условиях военнослужащие направляются в военно-медицинские организации по медицинскому заключению лечащего врача. Очередность направления военнослужащих определяют лечащие врачи военно-медицинских организаций, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях, по согласованию с военно-медицинскими организациями, в которые военнослужащие направляются на лечение в соответствии с медицинскими показаниями. Скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь при состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства, оказывается военнослужащим беспрепятственно и безотлагательно всеми военно-медицинскими организациями вне зависимости от ведомственной подчиненности. Оказание военнослужащим медицинской помощи в экстренной или неотложной форме осуществляется в порядке, установленном пунктами 6 и 7 настоящих Правил, при самостоятельном обращении пациента в военно-медицинскую организацию или при его доставке выездной бригадой скорой медицинской помощи в соответствии с правилами осуществления медицинской эвакуации при оказании скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, установленными Министерством здравоохранения Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 8, 9 и 13 Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю "хирургия", утвержденному приказом Минздрава России от 15 ноября 2012 N 922н, скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь оказывается в экстренной и неотложной форме, а также в амбулаторных и стационарных условиях. Бригада скорой медицинской помощи доставляет больных с угрожающими жизни состояниями в медицинские организации, оказывающие круглосуточную медицинскую помощь по профилю "анестезиология и реанимация" и "хирургия". Плановая медицинская помощь оказывается при проведении профилактических мероприятий, при заболеваниях и состояниях, не сопровождающихся угрозой жизни, не требующих экстренной и неотложной помощи, отсрочка оказания которой на определенное время не повлечет за собой ухудшение состояния, угрозу жизни и здоровью больного.
По смыслу приведенных нормативных правовых актов при отсутствии заболевания или состояния, сопровождающегося угрозой жизни, не требующих экстренной и неотложной помощи, отсрочка оказания которой не повлечет за собой ухудшение состояния, угрозу жизни и здоровью больного, ему оказывается плановая медицинская помощь, которая предусматривает определенную очередность при наличии возможностей ее проведения в медицинском учреждении.
Согласно материалам дела Горбанев М.Н. проходил военную службу в войсковой части N. Первый контракт о прохождении военной службы заключен с ним в августе 2019 года.
25 апреля 2022 г. он уволен с военной службы в связи с невыполнением им условий контракта, а с 31 мая того же года исключен из списков личного состава воинской части.
Из административного искового заявления следует, что в апреле 2022 года Горбанев М.Н. при участии в проведении специальной военной операции на территории "адрес" получил осколочное ранение, в связи с чем был направлен в пункт постоянной дислокации воинской части в "адрес". В медицинском пункте воинской части у него была установлена травма, в связи с чем он направлен в военный госпиталь, в которой было отказано в проведении лечения. Горбанев М.Н. обратился в частную клинику, где при ультразвуковом исследовании выявлено инородное тело в мягких тканях правого бедра. 6 мая
2022 г. он обратился с рапортом в военный госпиталь с просьбой оказать ему медицинскую помощь, на который получил письменный ответ начальника госпиталя об отказе в госпитализации.
Из записей в медицинской книжке Горбанева М.Н. видно, что 6 апреля
2022 г. он обратился с жалобами на головную боль, головокружение, шум в ушах, боли в области тыльной поверхности бедра в результате осколочного ранения. Ему рекомендовали консультацию невролога и хирурга в военном госпитале. 13 мая 2022 г. при ультразвуковом исследовании в кабинете ультразвуковой диагностики в частной клинике в г. Моздоке в правом бедре обнаружено инородное тело.
Согласно письму начальника военного госпиталя от 30 мая 2022 г.
N 2833 при осмотре Горбанева М.Н. заведующим хирургическим отделением поликлиники военного госпиталя установлено, что осколок находится глубоко в мягких тканях бедра, в настоящее время попытки его удаления нецелесообразны в связи с возможным причинением большей травмы мышц и более тяжкими последствиями. В поликлинике такого объема операции не проводятся, а в получении стационарной медицинской помощи в военном госпитале отказано в связи с прекращением плановых вмешательств из-за загруженности ранеными из зоны проведения специальной военной операции на "адрес". По тем же основаниям не представляется возможным направление административного истца в госпитали центрального подчинения, где госпитализация плановых больных также прекращена.
Из письменных сообщений начальника военного госпиталя, поступивших в адрес гарнизонного военного суда от 26 июля 2022 г. N 4944 и окружного военного суда от 10 октября 2022 г. N 7092, следует, что с начала проведения специальной военной операции на Украине загруженность коечного фонда военного госпиталя составляет 100 процентов. На основании указаний медицинской службы Южного военного округа в военном госпитале осуществляется стационарное лечение военнослужащих, нуждающихся в скорой специализированной медицинской помощи, а также в медицинской помощи в экстренной и неотложной форме. Плановая медицинская помощь как на дату обращения Горбанева М.Н, так и в настоящее время не осуществляется, что обусловлено нехваткой койко-мест.
Судом первой инстанции также установлено, что в связи с травмой мягких тканей бедра административный истец за скорой медицинской помощью, как в период прохождения военной службы, так и после увольнения не обращался.
Таким образом, Горбанев М.Н. не нуждался в скорой (скорой специализированной), медицинской помощи, а также в медицинской помощи в экстренной или неотложной форме, а плановая медицинская помощь как на дату его обращения в поликлинику военного госпиталя, так и по настоящее время в военно-медицинских организациях не оказывается. Поэтому гарнизонный военный суд пришел к правильному выводу о том, что в данном случае оспариваемый отказ в стационарном лечении являлся обоснованным. При этом административный истец не лишен возможности получить бесплатное плановое медицинское лечение в установленном порядке позднее или в иных государственных учреждениях здравоохранения по месту жительства.
Довод жалобы о том, что отказ в госпитализации лишает Горбанева М.Н. в возможности получения документов для реализации Указа Президента Российской Федерации от 5 марта 2022 N 98 является необоснованным.
Предоставление установленных этим Указом мер социальной поддержки осуществляется в порядке, определенном в приказе Министра обороны Российской Федерации от 22 апреля 2022 г. N 236, по решению командира воинской части, в которой военнослужащий проходил военную службу, на основании рапорта военнослужащего, справки о ранении (контузии, травме, увечье), или военным комиссаром субъекта Российской Федерации по месту жительства гражданина, уволенного с военной службы, на основании заявления, справки о ранении (контузии, травме, увечье) (иного документа, подтверждающего нахождение военнослужащего на лечении), справки о получении ранения (контузии, травмы, увечья) военнослужащим, принимавшим участие в специальной военной операции на территориях "адрес", "адрес" и "адрес".
Довод жалобы о незаконности исключения Горбанева М.Н. из списков личного состава воинской части является необоснованным, поскольку приказ об исключении из списков личного состава воинской части предметом судебного разбирательства в суде первой инстанции не был.
Таким образом, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 309 и 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Нальчикского гарнизонного военного суда от 8 августа 2022 г. по административному исковому заявлению, поданному в интересах Горбанева Максима Николаевича, оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя административного истца - без удовлетворения.
Кассационные жалоба, представление могут быть поданы в Кассационный военный суд через гарнизонный военный суд в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий В.А. Костин
Судьи: А.Б. Санников
М.Г. Шуайпов
Мотивированное апелляционное определение составлено 27 октября 2022 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.