Апелляционное определение Южного окружного военного суда от 28 октября 2022 г. по делу N 33а-989/2022
Судебная коллегия по административным и гражданским делам Южного окружного военного суда в составе:
председательствующего Костина В.А, судей Санникова А.Б, Цыбульника В.Е, при секретаре судебного заседания Прокопенко Т.С, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе административного истца на решение Крымского гарнизонного военного суда от 2 августа 2022 г, которым отказано в удовлетворении заявленных требований капитана Лакизо Сергея Николаевича о признании незаконными действий командира войсковой части N, связанных с порядком выплаты ежемесячной надбавки за особые условия военной службы.
Заслушав доклад судьи Цыбульника В.Е, изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда, доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, объяснения представителя командира войсковой части N - старшего лейтенанта Бабичева А.И, возражавшего против доводов жалобы, судебная коллегия
установила:
Лакизо С.Н. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконными действия командира войсковой части N, связанные с невыплатой ему ежемесячной надбавки за особые условия военной службы (за непосредственное осуществление охраны государственной границы) за период с 4 марта 2020 г. по 15 июля 2022 г. в размере 10 процентов оклада по воинской должности, обязать названное должностное лицо выплатить ему эту надбавку за указанный период.
Решением суда в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе административный истец просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование Лакизо С.Н. указывает, что суд первой инстанции пришел к ошибочному выводу о том, что инспекторский состав пограничной заставы является узкими специалистами в штате заставы и специфика их службы ограничивается проведением государственного контроля в сфере охраны морских биологических ресурсов. Он считает, что данное направление является частью пограничной деятельности, в связи с чем в качестве основного условия для выплаты оспариваемой надбавки следует считать прохождение военнослужащими службы в составе пограничного подразделения.
По мнению автора жалобы, суд не принял во внимание, что после внесения изменений в Инструкцию о выплате военнослужащим органов федеральной службы безопасности, проходящим военную службу по контракту, ежемесячной надбавки за особые условия военной службы, утвержденную приказом ФСБ России от 26 декабря 2012 г. N N (далее - Инструкция), и исключения должностей инспекторского состава из перечня должностей, по которым устанавливалась оспариваемая надбавка, образовалась правовая коллизия между постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2011 г. N 1073 и Инструкцией. Поэтому суду в соответствии с пунктом 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2022 г. N 21 "О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации" следовало руководствоваться нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу.
В письменных возражениях представитель административного ответчика просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, приведенные в апелляционной жалобе и возражениях на нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.
Согласно пункту 18 ст. 2 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" ежемесячная надбавка за особые условия военной службы устанавливается в размере до 100процентов оклада по воинской должности. Правила выплаты указанной ежемесячной надбавки определяются Правительством Российской Федерации в зависимости от условий прохождения военной службы соответствующими категориями военнослужащих.
В соответствии с пунктом 3 Правил выплаты ежемесячной надбавки за особые условия военной службы военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2011 г. N 1073 (далее - Правила), выплата данной надбавки производится военнослужащим, проходящим военную службу на отдельных должностях, по перечням, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, в размере до 50 процентов оклада по воинской должности.
В соответствии с подподпунктами "н" и "щ" п. 1 Инструкции военнослужащим органов федеральной службы безопасности, состоящим на воинских должностях, исполнение должностных обязанностей по которым предусматривает непосредственное осуществление государственного контроля в сфере охраны морских биологических ресурсов, выплачивается ежемесячная надбавка в размере 40 процентов оклада по воинской должности, а непосредственно осуществляющим охрану государственной границы - ежемесячная надбавка в размере 10 процентов оклада по воинской должности.
По делу установлено, что Лакизо С.Н. проходит военную службу в войсковой части N в должности государственного инспектора Российской Федерации по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов группы режимно-контрольных мероприятий отделения (пограничной заставы).
В соответствии с выпиской из должностного регламента государственного инспектора Российской Федерации по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов группы режимно-контрольных мероприятий отделения (пограничной заставы), утвержденной 25января 2020 г. командиром войсковой части N, основной целью служебной деятельности по данной воинской должности является осуществление непосредственного государственного контроля в сфере сохранения морских биологических ресурсов.
Из справки главного бухгалтера войсковой части N от 26 июля 2022г. N 384 следует, что за период с 4 марта 2020 г. по 25 июля 2022 г. Лакизо С.Н. выплачивалась надбавка за непосредственное осуществление государственного контроля в сфере охраны морских биологических ресурсов в размере 40 процентов оклада по воинской должности.
В соответствии с приказом ФСБ России от 6 декабря 2018 г. N N "Об утверждении Положения о финансово - экономическом управлении Службы обеспечения деятельности Федеральной службы безопасности Российской Федерации" это управление в пределах компетенции и в установленном порядке имеет право направлять руководителям, начальникам органов безопасности методические рекомендации и разъяснения по вопросам совершенствования финансово - экономической деятельности и об устранении недостатков в использовании денежных средств, выделяемых из федерального бюджета на содержание органов безопасности.
По сообщению начальника Управления от 15 января 2018 г. N N надбавку за особые условия военной службы по основанию, предусмотренному подпунктом "щ" п. 1 Инструкции за непосредственное осуществление охраны государственной границы, правомерно устанавливать военнослужащим, проходящим военную службу на должностях, за исключением воинских должностей начальников и государственного инспекторского состава групп режимно-контрольных мероприятий.
Как следует из сообщения заместителя руководителя пограничной службы ФСБ России от 11 июня 2022 г. N N, государственному инспекторскому составу выплачивается надбавка за непосредственное осуществление государственного контроля в размере 40 процентов оклада по воинской должности, а непосредственно осуществляющим пограничную деятельность - за непосредственную охрану государственной границы в размере 10 процентов оклада по воинской должности.
Таким образом, вопреки доводам жалобы, обязательным условием для выплаты военнослужащим оспариваемой надбавки является прохождение ими военной службы на воинских должностях, исполнение обязанностей по которым предусматривает непосредственное осуществление охраны государственной границы.
Так как в должностные обязанности административного истца не входит непосредственное осуществление охраны государственной границы, то гарнизонный военный суд обоснованно отказал Лакизо С.Н. в удовлетворении заявленных требований.
В силу пункта 25 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, военнослужащие, находящиеся на боевом дежурстве (боевой службе), в суточном и гарнизонном нарядах, в объектовом карауле, привлеченные для ликвидации последствий стихийных бедствий, а также при других чрезвычайных обстоятельствах исполняют специальные обязанности. Эти обязанности и порядок их исполнения устанавливаются федеральными законами, общевоинскими уставами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и носят, как правило, временный характер.
Согласно выписке из книг пограничной деятельности Лакизо С.Н. в 2022году привлекался к несению службы в пограничных нарядах.
В связи с этим гарнизонный военный суд правильно признал, что несение административным истцом службы в пограничных нарядах не предоставляет ему право на получение оспариваемой надбавки, поскольку в соответствии с пунктом 1 Инструкции выплата данной надбавки обусловлена служебной деятельностью военнослужащего в соответствии с занимаемой им воинской должностью.
При этом положения Инструкции не вступают в противоречие с приведенными в жалобе нормами Правил, а лишь регулируют выплату данной надбавки военнослужащим, проходящим военную службу на отдельных должностях, в соответствии с утвержденным приказом ФСБ России перечнем. В связи с этим правовая коллизия между Правилами и Инструкцией отсутствует.
Иные доводы жалобы сводятся к несогласию истца с вынесенным судебным решением и направлены на переоценку доказательств по делу, законность и обоснованность которых проверена судом первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка.
Поэтому апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 309 и 311 КАС Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Крымского гарнизонного военного суда от 2 августа 2022 г. по административному исковому заявлению Лакизо Сергея Николаевича оставить без изменения, а апелляционную жалобу административного истца - без удовлетворения.
Кассационные жалоба, представление могут быть поданы в Кассационный военный суд через гарнизонный военный суд в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий Костин В.А.
Судьи: Санников А.Б.
Цыбульник В.Е.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 31 октября 2022 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.