Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зеленского А.М, судей Бельмас Н.А. и Морозковой Е.Е, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело (N2а-10839/2021) по кассационной жалобе администрации муниципального образования "Новодевяткинское сельское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области на решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 24 декабря 2021г. и на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 16 июня 2022г. (N33а-3986/2022) по административному иску администрации муниципального образования "Новодевяткинское сельское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области к комитету правопорядка и безопасности Ленинградской области о признании незаконным акта проверки.
Заслушав доклад судьи Морозковой Е.Е, объяснения представителя администрации муниципального образования "Новодевяткинское сельское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области Чемия-Адамович И.С, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Администрация МО "Новодевяткинское сельское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области обратилась в суд с административным иском к комитету правопорядка и безопасности Ленинградской области, ведущему инженеру комитета правопорядка и безопасности Ленинградской области Мочаловскому А.В. со следующими требованиями:
-признать незаконным и отменить акт проверки от 22 июля 2021г. А ПП N31 ведущего инженера отдела по надзору в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций департамента по взаимодействию с органами военного управления, органами юстиции и судебными органами комитет правопорядка и безопасности Ленинградской области Мочаловского А.В.;
-признать незаконным и отменить предписание от 22 июля 2021г. П ПП N31 ведущего инженера отдела по надзору в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций департамента по взаимодействию с органами военного управления, органами юстиции и судебными органами комитет правопорядка и безопасности Ленинградской области Мочаловского А.В.
Административный истец полагал, что предписание и акт проверки являются незаконными, поскольку у администрации МО "Новодевяткинское сельское поселение" отсутствуют полномочия по организации и осуществлению мероприятий по территориальной и гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Кроме этого, работы по устройству системы оповещения проведены, устройство оповещения стоит на балансе в казне как действующая движимая вещь.
В администрации разработан и утвержден регламент о системе оповещения и информирования населения муниципального образования "Новодевяткинское сельское поселение" в случае чрезвычайной ситуации, разработана исполнительная документация и система оповещения ГО и ЧС, кроме того, административный истец ежегодно заключает договор на техническое обслуживание местной системы оповещения. Последний и действующий договор N14591/04 от 01.01.2021 г, в соответствии с актами выполненных работ работы по техническому обслуживанию местной системы оповещения выполняются ежемесячно. Таким образом, муниципальная система оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях создана, по настоящее время обслуживается.
Решением Всеволожского городского суда Ленинградской области от 24 декабря 2021г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 16 июня 2022г, в удовлетворении административного иска отказано.
В кассационной жалобе администрация муниципального образования "Новодевяткинское сельское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области просит отменить постановленные по делу судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, нарушение норм процессуального права.
В соответствии с ч.2 ст.329 КАС РФ при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (ч.2 ст.328 КАС РФ).
Таких нарушений из обжалуемых судебных постановлений не усматривается, доводы жалобы не могут повлечь их отмену в кассационном порядке.
Федеральным законом от 6 октября 2003г. N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее-Федеральный закон N131-ФЗ) установлены общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления.
Вопросы местного значения городского, сельского поселения урегулированы статьей 14 названного Федерального закона N131-ФЗ.
Согласно ч.1 ст.14 Федерального закона N131-ФЗ к вопросам местного значения городского поселения относятся:
участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения (пункт 8);
создание, содержание и организация деятельности аварийно-спасательных служб и (или) аварийно-спасательных формирований на территории поселения (пункт 24).
В ч.2 ст.14 Федерального закона N131-ФЗ указано, что к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20 (в части принятия в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).
В соответствии со ст. 1 Областного закона Ленинградской области от 10.07.2014 N 48-оз "Об отдельных вопросах местного значения сельских поселений Ленинградской области" (в редакции N12 от 20.01.2020, действовавшей на момент принятия оспариваемых ненормативных правовых актов) за сельскими поселениями Ленинградской области закреплены вопросы местного значения, предусмотренные пунктами 5, 6, 7.1, 7.2, 8, 11, 13, 13.1, 15, 18, 19 (в части использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20 (в части резервирования земель и изъятия земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществления в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осмотров зданий, сооружений и выдачи рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений), 22, 24, 26, 27, 31, 32, 33.1, 33.2, 34, 37, 38, 39 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Как следует из материалов дела на основании распоряжения комитета правопорядка и безопасности Ленинградской области от 10.06.2021 г. ПП N31 "О проведении плановой выездной проверки юридического лица (органа местного самоуправления)" административным ответчиком - ведущим инженером комитета правопорядка и безопасности Ленинградской области Мочаловским А.В. в период с 1 июля 2021г. по 22 июля 2021г. проведена плановая выездная проверка в отношении административного истца по выполнению требований, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
По результатам проверки по выполнению требований, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайно ситуаций природного и техногенного характера, проведенной ведущим инженером комитета правопорядка и безопасности Ленинградской области Мочаловским А. В. составлен акт проверки АПП N31 и предписание П ПП N31 об устранении нарушений обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В целях устранения выявленных при проверке нарушений требований, в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994г. N68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", администрации муниципального образования "Новодевяткинское сельское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области предписано в срок до 22.06.2022 устранить следующие нарушения:
1. План действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории муниципального образования не разработан; 2. Органом местного самоуправления координационный орган единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций - комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности муниципального образования не создан;
3. При органе местного самоуправления постоянно действующий орган управления, специально уполномоченный на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций не создан;
4. На муниципальном уровне орган повседневного управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций - единая дежурно-диспетчерская служба муниципального образования не создан;
5. В органе местного самоуправления утвержденное Положение о муниципальном звене Ленинградской областной подсистемы РСЧС, определяющее организацию, состав органов управления, сил и средств звена, а также порядок их деятельности отсутствует;
6. Органом местного самоуправления обеспечение поддержания общественного порядка при проведении аварийно- спасательных и других неотложных работ не организовано;
7. В органе местного самоуправления резерв материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций не создан;
8. В органе местного самоуправления нормативно правовой акт, определяющий порядок создания, использования и восполнения резервов финансовых и материальных ресурсов отсутствует;
9. В органе местного самоуправления номенклатура и объем местных резервов не утверждена;
10. В органе местного самоуправления командно-штабные учения не проводятся;
11. В органе местного самоуправления тактико-специальные учения с участием сил постоянной готовности не проводятся;
12. В органе местного самоуправления штабные тренировки не проводятся;
13. Органом местного самоуправления сбор и обмен информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций не осуществляется;
14. Органом местного самоуправления на территории муниципального образования местная система оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях не создана;
15. Органом местного самоуправления положение на местную систему оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях не разработано;
16. В органе местного самоуправления проектно-сметная документация на местную систему оповещения населения о чрезвычайных ситуациях отсутствует;
17. В органе местного самоуправления актуализированные нормативные акты в области создания, поддержания в состоянии постоянной готовности и задействования местной системы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях отсутствуют;
18. Органом местного самоуправления решения о проведении эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях не принимаются и их проведение не организуется;
19. Орган местного самоуправления устойчивому функционированию организаций в чрезвычайных ситуациях не содействует.
В акте проверки АПП N31 также отражено, что выявлены факты невыполнения предписаний органов государственного надзора, с указанием реквизитов выданных предписаний: N43 от 27 июня 2018г.
С копией распоряжения о проведении проверки глава муниципального образования "Новодевяткинское сельское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области Майоров Д.А. ознакомлен 10 июня 2021г. в 12:00.
Установив изложенные обстоятельства, руководствуясь вышеназванными нормами, суды пришли к обоснованному выводу о том, полномочия по участию в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах муниципального образования возложены на администрацию муниципального образования "Новодевяткинское сельское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области.
Выводы судов об обоснованности указания в акте проверки АПП N31 и в предписании П ПП N31 на допущенные администрацией муниципального образования "Новодевяткинское сельское поселение" Всеволожского муниципального образования Ленинградской области нарушения требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (Федеральный закон от 21 декабря 1994г. N68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера") основаны на материалах дела и на приведенных в предписании П ПП N31 правовых нормах.
Отклоняя иные доводы административного истца о несоответствии действительности перечисленных в акте и предписании нарушений, в подтверждение которых административный истец предоставил в суд первой инстанции доказательства осуществления возложенных на администрацию обязанностей в указанной части, суды указали о правомерности действий административного ответчика при проведении проверки, который исходил из представленных администрацией документов, в связи с чем, не принял во внимание доводы административного истца.
По существу, суды согласились с позицией комитета правопорядка и безопасности Ленинградской области о том, что имеющиеся элементы системы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях в д.Новое Девяткино не отвечают требованиям актов, перечисленных в пункте 14 предписания П ПП N31.
Равно как суды фактически установили, что имеющееся постановление администрации муниципального образования "Новодевяткинское сельское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области от 25 августа 2010г. N107/01-04 не отвечает требованиям, приведенным в пункте 15 предписания П ПП N31.
Как следует из материалов дела, документы, подтверждающие разработку проектно-сметной документации на местную систему оповещения населения о чрезвычайных ситуациях (пункт 16 предписания П ПП N31), а также документы, подтверждающие наличие актуализированных нормативных актов в области создания, поддержания в состоянии постоянной готовности и задействования системы оповещения населения на территории поселения (пункт 17 предписания П ПП N31) не были представлены администрацией муниципального образования "Новодевяткинское сельское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области должностному лицу при проведении проверки.
При изложенных обстоятельствах выводы судебных инстанций об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований административного истца являются верными, в решении суда первой инстанции и апелляционном определении мотивированы, основаны на приведенном правовом регулировании, в кассационной жалобе по существу не опровергнуты.
Доводы о том, что организация и осуществление мероприятий по территориальной и гражданской обороне не относится к вопросам местного значения муниципального образования "Новодевяткинское сельское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области не имеют правового значения, так как комитетом правопорядка и безопасности Ленинградской области внесено предписание П ПП N31 администрации названного муниципального образования в целях устранения выявленных при проверке нарушений требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994г. N68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", а не вследствие выявленных нарушений в сфере территориальной и гражданской обороны.
Утверждение о том, что на момент вынесения предписания муниципальное образование "Новодевяткинское сельское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области не обладало полномочиями по решению вопросов местного значения, указанных в п.8 ч.1 ст.14 Федерального закона N131-ФЗ не соответствует ст.1 Областного закона Ленинградской области от 10 июля 2014г. N48-оз "Об отдельных вопросах местного значения сельских поселений Ленинградской области".
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, по существу являлись предметом проверки судов, названным доводам дана надлежащая оценка судами первой и апелляционной инстанций, не согласиться с которой оснований не имеется.
Несогласие с выводами судов не является правовым основанием для отмены обжалуемых актов.
Допущенные в апелляционном определении судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 16 июня 2022г. описки в дате обжалуемого решения не влияют на правильность обжалуемых судебных актов и могут быть исправлены в соответствии с правилами ст.184 КАС РФ с учетом разъяснений, содержащихся в п.52 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 июня 2020г. N5 "О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации".
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 24 декабря 2021г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 16 июня 2022г.
оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования "Новодевяткинское сельское поселение" Всеволожского муниципального района Ленинградской области -без удовлетворения.
Решение Всеволожского городского суда Ленинградской области от 24 декабря 2021г, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 16 июня 2022г.
и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий
Судьи
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 5 октября 2022г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.