Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зеленского А.М, судей Бельмас Н.А. и Морозковой Е.Е, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело (N2а-390/2021) по кассационной жалобе администрации муниципального образования Сланцевский муниципальный район Ленинградской области на решение Сланцевского городского суда Ленинградской области от 22 декабря 2021г. и на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 19 мая 2022г. (N33а-2881/2022) по административному иску Сланцевского городского прокурора к администрации муниципального образования Сланцевский муниципальный район Ленинградской области о признании бездействия незаконным, об обязании ликвидировать свалку бытовых отходов.
Заслушав доклад судьи Морозковой Е.Е, возражения прокурора второго отдела Управления по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе Генеральной прокуратуры Российской Федерации Парфеновой Е.Г, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Сланцевский городской прокурор обратился в суд с административным иском к администрации муниципального образования Сланцевский муниципальный район Ленинградской области, в котором просил:
признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Сланцевский муниципальный район Ленинградской области, выразившееся в ненадлежащей организации деятельности в сфере обращения с отходами и непринятии мер по охране окружающей среды;
обязать администрацию муниципального образования Сланцевский муниципальный район Ленинградской области ликвидировать несанкционированную свалку отходов IV класса опасности, объемом 200-250 куб. метров, расположенную в 50 метрах от дороги к дер. Тихвинка Черновского сельского поселения Сланцевского муниципального района Ленинградской области, в границах географических координат, определенных с использованием навигационной системы GPS: "данные изъяты" установить срок исполнения судебного акта до 01.04.2022 года.
В обоснование указал, что в результате проведенной проверки выявлены нарушения законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, требований Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", выразившиеся в обнаружении факта несанкционированного размещения отходов потребления вдоль дороги в дер. Тихвинка Черновского сельского поселения Сланцевского района Ленинградской области.
Наличие свалки на территории Черновского сельского поселения нарушает права неопределённого круга лиц на благоприятную окружающую среду, гарантированное ст. 42 Конституции РФ, а также ст.8 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
Решением Сланцевского городского суда Ленинградской области от 22 декабря 2021г. административный иск прокурора удовлетворен. Признано незаконным бездействие администрации муниципального образования Сланцевский муниципальный район Ленинградской области, выразившееся в ненадлежащей организации деятельности в сфере обращения с отходами и непринятии мер по охране окружающей среды. Администрация муниципального образования Сланцевский муниципальный район Ленинградской области обязана в срок до 1 апреля 2022г. ликвидировать несанкционированную свалку отходов IV класса опасности, объемом 200-250 куб. метров, расположенную в 50 метрах от дороги к дер. Тихвинка Черновского сельского поселения Сланцевского муниципального района "адрес", в границах географических координат, определенных с использованием навигационной системы "данные изъяты").
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 19 мая 2022г. решение Сланцевского городского суда Ленинградской области от 22 декабря 2021г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе администрация муниципального образования Сланцевский муниципальный район Ленинградской области просит отменить постановленные по делу судебные акты, ссылаясь на допущенные судами нарушения норм материального и процессуального права.
В соответствии с ч.2 ст.329 КАС РФ при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (ч.2 ст.328 КАС РФ).
Таких нарушений из обжалуемых судебных постановлений не усматривается, доводы жалобы не могут повлечь их отмену в кассационном порядке.
В соответствии с п.1 ст. 16 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) земли, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц или муниципальных образований, являются государственной собственностью.
Пунктом 2 данной статьи предусмотрено, что разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации (федеральную собственность), собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с Земельным кодексом и федеральными законами.
В силу пункта 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001г. N 137-Ф3 "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных упомянутым пунктом (абзац четвертый).
Статьей 8 Федерального закона от 30 марта 1999г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" предусмотрено, что граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
В соответствии со ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления в недра и на почву.
Согласно ст. 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими санитарными и иными требованиями.
Пунктом 14 части 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003г. N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определено, что к вопросам местного значения муниципального района относится, в том числе участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
Как следует из материалов дела, в ходе проверки, проведенной в 2020г. Сланцевской городской прокуратурой, установлено, что вдоль дороги в дер. Тихвинка Черновского сельского поселения Сланцевского района Ленинградской области (координаты "данные изъяты"), площадью приблизительно объемом 50 м3 допущено несанкционированное размещение различных видов отходов, в виде твёрдых бытовых отходов населения, пластмассовых бутылок, полиэтиленовых пакетов, бытового мусора, предметов бытовой утвари, мебели, старых вещей и др.
В связи с чем, Сланцевским городским прокурором в адрес главы администрации муниципального образования Черновское сельское поселение Сланцевского муниципального района Ленинградской области 26 ноября 2020г. вынесено представление N7-91-2020/248 "Об устранении нарушений федерального законодательства".
В ответе на указанное представление от 23 декабря 2020г. глава администрации муниципального образования Черновское сельское поселение сообщил, что земельный участок, на котором обнаружена несанкционированная свалка, находится в федеральной собственности на землях запаса; ни в казне Черновского сельского поселения, ни в казне Сланцевского муниципального района эти земли не числятся.
При обследовании указанной территории в ноябре 2021г, согласно акту выездного обследования N 1-15-01196-21/3 от 19 ноября 2021г, комитетом государственного экологического надзора Ленинградской области установлено, что размеры свалки увеличились, объем захламления отходами определен визуально и составляет ориентировочно 200-250 куб.метров, морфологический состав отходов: на почве отходы потребления в виде пластиковых бутылок, полиэтиленовых пакетов, отработанные автомобильные покрышки, пластиковые ящики, строительный мусор в виде боя кирпича, кусков бетона, кусков гипсокартона, деревянные поддоны, деревянные бревна и др.; все отходы отнесены к IV классу опасности. Размещение отходов производства и потребления на почве негативно воздействует на окружающую среду и приводит к негативным изменениям качества окружающей среды, представляет угрозу причинения вреда животным, растениям, окружающей среде.
Данные обстоятельства установлены и актом осмотра территории от 25 ноября 2021г, выполненным заместителем Сланцевского городского прокурора и заместителем главы администрации муниципального образования Черновского сельского поселения.
Судом первой инстанции на основании собранных доказательств установлено, что земельный участок, на котором размещена несанкционированная свалка отходов, относится к землям, право государственной собственности на которые не разграничено.
Согласно уведомлению об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений от 10 сентября 2021г. N N в указанном реестре отсутствуют данные об объекте недвижимости по координатам "данные изъяты"; филиал ФБУ "ФКП Росреестра" по Ленинградской области в своем ответе на запрос суда указал, что невозможность идентифицировать земельный участок обусловлена тем, что земельный участок, сведения по которому запрашиваются, не прошел процедуру кадастрового учета.
В соответствии со сведениями, которые представила администрация муниципального образования Сланцевский муниципальный район, данный земельный участок относится к землям запаса.
Из правового анализа приведенных норм следует, что в ведении органа местного самоуправления муниципального района находятся земельные участки, расположенные на территории входящего в этот район сельского поселения либо на межселенных территориях указанного муниципального образования.
Так как несанкционированная свалка отходов образовались на земельном участке (право государственной собственности на который не разграничена), расположенном на территории сельского поселения в границах Сланцевского муниципального района Ленинградской области, вне границ населенного пункта сельского поселения, то суды пришли к обоснованному выводу о наличии у администрации муниципального образования Сланцевский муниципальный район обязанности по ликвидации вышеуказанной свалки.
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции обоснованно указал, что в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что земельный участок, на котором находится несанкционированная свалка отходов, на момент обнаружения несанкционированной свалки отходов являлся и является федеральной собственностью.
С учетом установленных по делу обстоятельств и приведенного регулирования, судебная коллегии по административным делам Ленинградского областного суда правомерно указала, что по делу отсутствуют основания для возложения обязанности по ликвидации выявленной несанкционированной свалки отходов на регионального оператора АО "Управляющая компания по обращению с твердыми коммунальными отходами по Ленинградской области".
В отношении срока, установленного судом для ликвидации несанкционированной свалки, суд апелляционной инстанции правильно отметил, что административный ответчик в рамках исполнения решения суда в порядке, установленном КАС РФ, вправе обратиться с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта.
Выводы судебных инстанций являются верными, в решении суда первой инстанции и апелляционном определении мотивированы, основаны на приведенном правовом регулировании, в кассационной жалобе по существу не опровергнуты.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, по существу являлись предметом проверки судов, названным доводам дана надлежащая оценка судами первой и апелляционной инстанций, не согласиться с которой оснований не имеется.
Круг лиц, участвующих в деле, определяется судом в ходе подготовки дела к судебному разбирательству в порядке ст.135 КАС РФ. Непривлечение к участию в деле Росимущества и ОАО "РЖД" не свидетельствует о нарушении процессуальных норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и не привело к принятию неправильного судебного решения.
Кроме этого, в ходе судебного разбирательства судом первой инстанции ходатайства о привлечении указанных лиц к участию в деле, не заявлялись.
Акт выездного обследования N/З от 19 ноября 2021г. составлен уполномоченным должностным лицом-государственным инспектором в области охраны окружающей среды Ленинградской области главным специалистом Северо-Западного межрайонного отдела департамента государственного экологического надзора комитета государственного экологического надзора Ленинградской области на основании Задания председателя названного Комитета; данный акт и результаты обследования не оспаривались.
Несогласие с выводами судов не является правовым основанием для отмены обжалуемых актов.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Сланцевского городского суда Ленинградской области от 22 декабря 2021г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 19 мая 2022г. оставить без изменения, кассационную жалобу администрации муниципального образования Сланцевский муниципальный район Ленинградской области -без удовлетворения.
Решение Сланцевского городского суда Ленинградской области от 22 декабря 2021г, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Ленинградского областного суда от 19 мая 2022г. и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий
Судьи
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 19 октября 2022г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.