Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Стешовиковой И.Г, судей Лепской К.И, Смирновой О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-299/2021 по иску Чапала Ларисы Владимировны к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Псковской области о включении периодов работы в специальный стаж, назначении досрочной страховой пенсии по старости по кассационной жалобе Чапала Л.В. на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Псковского областного суда от 12 апреля 2022 г.
Заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Смирновой О.В, выслушав объяснения представителя Чапала Л.В. Старостина К.С, действующего по доверенности от 15 декабря 2021 г, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Чапала Л.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Великие Луки и Великолукском районе Псковской области, просила включить в специальный стаж следующие периоды работы с 11 августа 2004 г. по 31 марта 2008 г. в должности медицинской сестры ГУ "Следственный изолятор ИЗ-60/2"; с 1 апреля 2008 г. по 30 ноября 2008 г. в должности медицинской сестры перевязочного кабинета медицинской части ГУ "Следственный изолятор ИЗ- 60/2"; с 1 декабря 2008 г. по 31 декабря 2013 г. в должности медицинской сестры перевязочной ФБУ "Следственный изолятор N 2 ФСИН по Псковской области"; с 1 января 2020 г. по 8 сентября 2020 г. в должности медицинской сестры перевязочной части филиала "Медицинская часть N 17 ФКЗ МСЧ-78 ФСИН России по Псковской области", назначить досрочную страховую пенсию по старости с 9 сентября 2020 г.
Решением Великолукского городского суда Псковской области от 29 апреля 2021 г. исковые требования Чапала Л.В. удовлетворены в полном объёме.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Псковского областного суда от 6 сентября 2021 г. решение Великолукского городского суда Псковской области от 29 апреля 2021 г. в части включения в специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости периода работы с 1 января 2020 г. по 8 сентября 2020 г. в должности медицинской сестры перевязочной части филиала "Медицинская часть N 17 ФКЗ МСЧ-78 ФСИН России по Псковской области" отменено, в указанной части принято новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Чапала Л.В. отказано, в остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 9 февраля 2022 г. апелляционное
определение судебной коллегии по гражданским делам Псковского областного суда от 6 сентября 2021 г. в части оставления без изменения решения Великолукского городского суда Псковской области от 29 апреля 2021 г. о включении периодов работы с 11 августа 2004 г. по 31 марта 2008 г. в должности медицинской сестры ГУ "Следственный изолятор ИЗ-60/2", с 1 апреля 2008 г. по 30 ноября 2008 г. в должности медицинской сестры перевязочного кабинета медицинской части ГУ "Следственный изолятор ИЗ- 60/2", с 1 декабря 2008 г. по 31 декабря 2013 г. в должности медицинской сестры перевязочной ФБУ "Следственный изолятор N 2 ФСИН по Псковской области" в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости отменено, в отменённой части дело направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции, в остальной части апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Псковского областного суда от 6 сентября 2021 г. оставлено без изменения.
Отменяя апелляционное определение в части, суд кассационной инстанции указал на несоответствие вывода нижестоящего суда положениям подпункта 17 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ), сделанного без учёта правовой позиции неоднократно изложенной Конституционным Судом Российской Федерации в Определениях от 20 февраля 2007 г. N 145-О-О, от 17 декабря 2009 г. N 1580-О-О, поскольку деятельность ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Псковской области направлена на оказание лечебной и медико-профилактической помощи не только осуждённым, но и подозреваемым, обвиняемым, содержащимся в учреждении, в котором истец выполняла трудовые функции, указанные в должностных инструкциях медицинской сестры.
При новом рассмотрении дела апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Псковского областного суда от 12 апреля 2022 г. решение Великолукского городского суда Псковской области от 29 апреля 2021 г. в части включения периодов работы с 11 августа 2004 г. по 31 марта 2008 г. в должности медицинской сестры ГУ "Следственный изолятор ИЗ-60/2", с 1 апреля 2008 г. по 30 ноября 2008 г. в должности медицинской сестры перевязочного кабинета медицинской части ГУ "Следственный изолятор ИЗ- 60/2", с 1 декабря 2008 г. по 31 декабря 2013 г. в должности медицинской сестры перевязочной ФБУ "Следственный изолятор N 2 ФСИН по Псковской области" в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости и назначения досрочной страховой пенсии по старости с 9 сентября 2020 г. отменено, в отменённой части вынесено новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Чапала Л.В. отказано.
В кассационной жалобе Чапала Л.В. ставится вопрос об отмене апелляционного определения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, возражения на жалобу, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения судебного постановления, предусмотренных статьёй 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский процессуальный кодекс).
Судом при рассмотрении дела установлено, что 9 сентября 2020 г. Чапала Л.В. обратилась в пенсионный орган с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости по подпункту 17 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
Решением от 18 декабря 2020 г. N 1338 Чапала Л.В. отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого десятилетнего специального стажа. В специальный стаж засчитан период работы с 1 января 2014 г. по 31 декабря 2019 г. (6 лет 00 месяцев 1 день) в должности медицинской сестры перевязочной филиала "Медицинская часть N 17 ФКУЗ МСЧ-78 ФСИН России". Другие спорные периоды не включены в специальный стаж в связи с отсутствием документов, подтверждающих полную занятость на работах с осужденными в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы.
Согласно трудовой книжке 11 августа 2004 г. Чапала Л.В. принята на должность медицинской сестры медицинской части Государственного учреждения "Следственный изолятор ИЗ-60/2", 1 апреля 2008 г. переведена на должность медицинской сестры перевязочного кабинета медицинской части, с 1 декабря 2008 г. назначена на должность медицинской сестры перевязочной медицинской части ФБУ "Следственный изолятор N 2 Федеральной службы исполнения наказаний", 31 декабря 2013 г. Чапала Л.B. уволена по части 3 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации.
В выписке из индивидуального лицевого счёта Чапала Л.В, зарегистрированной в системе обязательного пенсионного страхования 18 ноября 1997 г. в сведениях о периодах работы отсутствует информация о выполняемой истцом льготной работе с 11 августа 2004 г. по 31 марта 2008 г. в должности медицинской сестры ГУ "Следственный изолятор ИЗ- 60/2"; с 1 апреля по 30 ноября 2008 г. в должности медицинской сестры перевязочного кабинета медицинской части ГУ "Следственный изолятор ИЗ- 60/2"; с 1 декабря 2008 г. по 31 декабря 2013 г. в должности медицинской сестры перевязочной ФБУ "Следственный изолятор N 2 ФСИН по Псковской области".
Медицинская часть СИЗО-2 осуществляет комплекс профилактических, лечебных, санитарно-гигиенических мероприятий среди спецконтингетна (подследственных, осужденных).
Согласно справке ФКУ СИЗО-2 У ФСИН России по Псковской области от 27 апреля 2021 г. к работникам медицинской части ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Псковской области код особых условий труда за период с 1997 г. по 2013 г. не применялся ввиду невозможности подтвердить их полную занятость на работах с осужденными в течение полного рабочего дня (не менее 80 процентов).
Согласно справкам ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Псковской области от 17 июня 2020 г. и 30 марта 2021 г. Чапала Л.B. работала с выполнением нормы рабочего времени, установленной на ставку заработной платы. Была занята на работах с подследственными и осужденными. Раздельный учёт, какой именно категории граждан оказывалась медицинская помощь, в учреждении не вёлся.
Из должностных инструкций медицинской сестры, утверждённых начальником ФБУ ИЗ-60/2 УФСИН России по Псковской области в 2008, 2010 годах, следует, что в обязанности Чапала Л.В. входило: осуществление первичных медицинских осмотров всем поступившим в учреждение, в том числе следующим транзитом, с целью выявления заболеваний и телесных повреждений; осуществление обхода камер с обязательным посещением несовершеннолетних; совершение обхода карцеров; обеспечение оказания неотложной доврачебной медицинской помощи спецконтингенту; организация и произведение забора крови для анализов, взятие мазков у вновь поступивших подследственных и осужденных; снятие ЭКГ; осуществление помощи при приеме больных врачами; выполнение плановых назначений врачей; выполнение плановых инъекций и перевязок ВИЧ- инфицированным; организация и проведение дезинфекционных мероприятий; осуществление контроля над соблюдением санитарных требований в учреждении; осуществление контроля по соблюдению прав лиц, находящихся под стражей и т.д.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь статьёй 39 Конституции Российской Федерации, статьёй 8, подпунктом 17 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, статьями 5, 14, 22, 24 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" (далее - Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5473-1), пунктом 3 Списка работ, профессий и должностей работников учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, занятых на работах с осуждёнными, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 1994 г. N 85, постановлением Правительства Российской Федерации от 26 августа 1996 г. N 999, исходил из того, что деятельность ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Псковской области направлена на оказание лечебной и медико-профилактической помощи подозреваемым, обвиняемым и осужденным, содержащимся в учреждении. Работа истца сопряжена с особыми условиями труда, как работа в специализированном исправительном (режимном) учреждении с оказанием лечебной и медико-профилактической помощи спецконтингенту, в том числе и осужденным, в течение полного рабочего дня.
Отсутствие в индивидуальном лицевом счёте застрахованного лица кода особых условий труда и, соответственно, неуплата страхователем в установленный срок или уплата не в полном объёме страховых взносов в Пенсионный орган Российской Федерации не должно препятствовать реализации права своевременно и в полном объёме получать трудовую пенсию.
Не соглашаясь с выводами суда первой инстанции, судебная коллегия по гражданским делам Псковского областного суда указала, что одним из условий реализации права на досрочное назначении страховой пенсии по старости является постоянная занятость в течение полного рабочего дня на работах с осужденными и начисление и уплата работодателем страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по дополнительному тарифу, однако факт занятости на работах с осуждёнными постоянно и непосредственно в течение полного рабочего дня не подтверждён.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции полагает, что выводы суда об отказе в удовлетворении исковых требований вследствие не подтверждения занятости среднего медицинского персонала, постоянно и непосредственно занятого на работах с осужденными, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судом апелляционной инстанции, нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Согласно Конституции Российской Федерации в России как социальном государстве, политика которого направлена на создание условий для достойной жизни и свободного развития человека, охраняются труд и здоровье людей, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты, развивается система социальных служб; каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, предусмотренных законом (статья 7; статья 37, часть 3; статья 39, часть 1).
Пенсионное обеспечение является важнейшим элементом социального обеспечения. Государственные пенсии в силу статьи 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации устанавливаются законом. Определяя в законе основания назначения пенсий, их размеры, порядок исчисления и выплаты, законодатель, исходя из конституционных требований, руководствуясь принципами социального государства, равенства и справедливости, вправе закрепить как общие условия назначения пенсий, так и особенности приобретения права на пенсию, включая введение для некоторых категорий граждан льготных условий пенсионного обеспечения в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств, характеризующих, в частности, трудовую деятельность. Такое регулирование должно обеспечивать учёт и оценку - с опорой на обоснованные критерии - особых условий труда, неблагоприятных факторов и особенностей трудового процесса, которые положены в основу предоставления права на льготное пенсионное обеспечение, а также должно гарантировать реализацию этого права.
Досрочное назначение пенсии по старости рабочим и служащим, занятым на работах с осуждёнными, впервые было предусмотрено статьёй 36 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5473-1. В целях реализации этого права постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 1994 г. N 85 утверждён Список работ, профессий и должностей работников учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, занятых на работах с осужденными, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда. Согласно его пункту 3 право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют медицинские работники, постоянно и непосредственно занятые на работах с осужденными, а именно врачи всех наименований, средний медицинский персонал, младший медицинский персонал.
Норма статьи 36 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5473-1 впоследствии включена в пенсионное законодательство (введённый в 1996 г. пункт "м" статьи 12 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", подпункт 8 пункта 1 статьи 28, а с 1 января 2009 г. - подпункт 17 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"). При этом, как следует из пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516), и постановления Минтруда России от 22 мая 1996 г. N 29 "Об утверждении разъяснения "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет", одним из условий реализации права на досрочное назначение пенсии по старости является постоянная занятость в течение полного рабочего дня на работах с осужденными. Факт занятости на работах с осужденными постоянно и непосредственно в течение полного рабочего дня (не менее 80 процентов рабочего времени) для зачёта соответствующих периодов работы в специальный стаж подтверждается справкой, выданной администрацией учреждения, исполняющего наказания.
Следовательно, до введения в действие Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда" и самого Федерального закона "О специальной оценке условий труда" действовал механизм, позволяющий определять категории работников учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, которые в связи с продолжительной занятостью в течение полного рабочего дня на работах с осужденными (не менее 15 лет для мужчин и 10 лет для женщин) при соблюдении условия о наличии страхового (до 1 января 2002 г. - трудового) стажа определённой продолжительности приобретали право на досрочное назначение пенсии по старости в рамках системы обязательного пенсионного страхования с учётом уплаты за указанных лиц в общем порядке страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
С введением в действие названных законов данный правовой механизм изменён. На работодателей возложена обязанность по уплате за период с 1 января 2013 года страховых взносов по дополнительным тарифам, установленным статьёй 58.3 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (введена Федеральным законом от 3 декабря 2012 г. N 243-ФЗ), а с 1 января 2017 года - статьёй 428 Налогового кодекса Российской Федерации. Также предусмотрено правило о том, что периоды такой работы, имевшие место после 1 января 2013 года, засчитываются в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по дополнительным тарифам. Условия назначения пенсии по старости применяются, если класс условий труда на рабочих местах по таким работам соответствовал вредному и (или) опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда. До установления на таких рабочих местах класса условий труда в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О специальной оценке условий труда", соответствующие периоды могут засчитываться в стаж для досрочного назначения пенсии по старости по признаваемым действительными, но не более чем до 31 декабря 2018 года результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, проведённой в порядке, действовавшем до дня вступления в силу того же Федерального закона (пункт 3 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в действующей редакции, введённой Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 421-ФЗ, часть 6 статьи 30 и часть 8 статьи 35 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Следовательно, начиная с 1 января 2013 года для зачёта рабочим и служащим, включая медицинских работников, учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, периодов работы с осужденными в страховой стаж, необходимый для возникновения права на досрочное назначение трудовой, а с 1 января 2015 года - страховой пенсии по старости (в соответствии с подпунктом 17 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а с 1 января 2015 года - пунктом 17 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г..N 400-ФЗ), наряду с подтверждением занятия должности, предусмотренной Списком работ, профессий и должностей работников учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, занятых на работах с осужденными, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда (применяется в силу подпункта "к" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г..N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учётом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение"), а также постоянной и непосредственной занятости на работах с осужденными, необходимо подтвердить начисление и уплату работодателем страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по дополнительному тарифу. При этом до проведения специальной оценки условий труда класс (подкласс) вредных и (или) опасных условий труда не устанавливался, а страховые взносы уплачивались по единому тарифу: в 2013 году - 2 процента, в 2014 году - 4 процента, в 2015 году и последующие годы - 6 процентов.
После проведения работодателем такой оценки для указанных работников условия труда на их рабочих местах должны отвечать классу (подклассу) вредных и (или) опасных, а работодатель обязан уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации по дополнительному тарифу, соответствующему установленному классу (подклассу) (от 2 до 8 процентов).
Наличие же вредных и (или) опасных условий труда на рабочих местах, связанных с работой с осужденными, само по себе подтверждается указанием соответствующей должности в Списке работ, профессий и должностей работников учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, занятых на работах с осужденными, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда. В то же время уплата работодателем страховых взносов по дополнительному тарифу - одно из условий для включения периодов такой деятельности в страховой стаж, необходимый для возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии с пунктом 17 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, а проведение специальной оценки условий труда, по результатам которой на конкретном рабочем месте идентифицированы вредные и (или) опасные условия труда и определен их класс (подкласс), является в системе действующего регулирования необходимой предпосылкой такой уплаты.
Введение в системе обязательного пенсионного страхования особых правил для лиц, занятых на работах с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, в том числе для медицинских работников, и соответствующих требований к работодателям, с которыми они состоят в трудовых отношениях, обусловлено не только отнесением занятости на этих работах к особым условиям труда, предполагающим дополнительные социальные гарантии, но и необходимостью сформировать финансовую базу для осуществления страховщиком, Пенсионным фондом Российской Федерации, выплат застрахованным обязательного страхового обеспечения при наступлении страховых случаев.
Как следует из статьи 17 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", именно страховые взносы, в частности взносы по дополнительному тарифу за лиц, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, выступают материальной гарантией предоставления застрахованным надлежащего страхового обеспечения. Начисление и уплата страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации направлены на реализацию таких принципов социального страхования, как устойчивость и автономность финансовой системы, государственная гарантированность соблюдения прав застрахованных на защиту от социальных рисков и исполнения обязательств по обязательному пенсионному страхованию, а равно принципа солидарности, в том числе применительно к бремени установленных законом расходов на обязательное пенсионное страхование. Подобное регулирование также призвано обеспечивать нормальное функционирование соответствующего финансового механизма и в конечном счете - выплату застрахованным пенсий в размере, предусмотренном законом и адекватном результатам их труда.
Однако при проведении специальной оценки условий труда при работе с осужденными не могут быть инструментально измерены и подтверждены в порядке, закрепленном Федеральным законом "О специальной оценке условий труда". Вследствие отсутствия нормативно-правового регулирования данного вопроса Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 4 октября 2022 г. N 40-П постановлено впредь до внесения изменений, вытекающих из настоящего Постановления, пенсионные права постоянно и непосредственно занятых на работах с осужденными рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы (в том числе медицинских работников, занятых на таких работах в указанных учреждениях), должны обеспечиваться:
работодателем (страхователем) путём уплаты за период с 1 января 2022 года страховых взносов по дополнительному тарифу, который был предусмотрен на период до проведения специальной оценки условий их труда в соответствии с частью 2 статьи 58.3 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (утратил силу с 1 января 2017 г.), с включением соответствующих периодов их трудовой деятельности в страховой стаж, необходимый для возникновения права на досрочное назначение страховой пенсии по старости на основании пункта 17 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях";
государством в порядке исполнения за страхователя обязанности по перечислению в Пенсионный фонд Российской Федерации не уплаченных по указанному дополнительному тарифу за период с 1 января 2013 г. до 1 января 2022 г. страховых взносов за застрахованных лиц, которым в соответствии с настоящим Постановлением в страховой стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости на основании пункта 17 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", учитывается работа, выполнявшаяся в данный период.
Следовательно, применительно к рассматриваемым судом спорным правоотношениям с учётом заявленного истцом периода и характера работы не начисление и не уплата работодателем страховых взносов не препятствовало бы ей реализации права на досрочное назначение пенсии. Однако не подтверждение факта занятости на работах с осужденными постоянно и непосредственно в течение полного рабочего дня документами, выдаваемыми администрацией учреждения, исполняющего наказание, правомерно квалифицировано судом невыполнением требований законодателя для включения периодов работы в специальный стаж и, как следствие, назначение досрочной пенсии по старости.
Доводы кассационной жалобы об отсутствии у работодателя раздельного учёта работы с осуждёнными, подследственными и подсудимыми; надлежащем исполнении истцом обязанностей, предусмотренных должностной инструкцией; не исследовании судом статистической информации по прибытию и убытию и количеству осужденных в учреждении не свидетельствуют о нарушении судом правил оценки доказательств, предусмотренных статьёй 67 Гражданского процессуального кодекса. Фактически доводы выражают несогласие с принятым судебным актом, поэтому в силу части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления, принятого по данному делу.
При таких обстоятельствах, а также учитывая общепризнанный принцип правовой определённости, являющийся одним из условий права на справедливое судебное разбирательство, предусмотренный статьёй 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, судебная коллегия по гражданским делам не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены вступившего в законную силу судебного акта.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Псковского областного суда от 12 апреля 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Чапала Ларисы Владимировны - без удовлетворения.
Председательствующий
судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.