Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Стешовиковой И.Г, судей Лепской К.И, Смирновой О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-380/2021 по иску прокурора Ковдорского района Мурманской области, действующего в интересах муниципального образования Ковдорский муниципальный округ Мурманской области, к председателю Совета депутатов Ковдорского муниципального округа Филипишину Александру Ивановичу о признании распоряжений о выплате материальной помощи недействительными, взыскании денежных средств по кассационной жалобе председателя Совета депутатов Ковдорского муниципального округа Филипишина А.И. на решение Ковдорского районного суда Мурманской области от 29 декабря 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного суда от 18 мая 2022 г.
Заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Смирновой О.В, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
прокурор Ковдорского района Мурманской области, действующий в интересах муниципального образования Ковдорский муниципальный округ, обратился в суд с иском к председателю Совета депутатов Ковдорского муниципального округа Филипишину А.И, просил признать распоряжения о выплате Филипишину А.И, материальной помощи от 3 декабря 2018 г. N 11-к, 29 мая 2019 г. N 6-о, 18 мая 2020 г. N 8-о, 2 апреля 2021 г. N 2-к недействительными, взыскать незаконно перечисленные денежные выплаты в размере 465 059, 5 руб.
Решением Ковдорского районного суда Мурманской области от 29 декабря 2021 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного суда от 18 мая 2022 г, исковые требования исполняющего обязанности прокурора Ковдорского района Мурманской области удовлетворены частично, признаны недействительными распоряжения от 3 декабря 2018 г. N 11-к, от 29 мая 2019 г. N 6-о "О предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска Филипишину А.И." в части пункта 2 распоряжения о выплате материальной помощи, от 18 мая 2020 г. N 8-о "О предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска Филипишину А.И." в части пункта 2 распоряжения о выплате материальной помощи, от 2 апреля 2021 г. N 2-к, с ответчика в бюджет муниципального образования Ковдорский муниципальный округ Мурманской области взысканы денежные выплаты в размере 420 396, 5 руб, государственная пошлина 7 404 руб.
В кассационной жалобе председателя Совета депутатов Ковдорского муниципального округа Филипишина А.И. ставится вопрос об отмене судебных постановлений.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражения на жалобу, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения судебных постановлений, предусмотренных статьёй 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский процессуальный кодекс).
Судом при рассмотрении дела установлено, что решением Совета депутатов Ковдорского района Мурманской области от 5 октября 2017 г. N 9 председателем Совета депутатов Ковдорского района пятого созыва избран Филипишин А.И. депутат Совета депутатов Ковдорского района пятого созыва по двухмандатному избирательному округу N 2.
Решением Совета депутатов муниципального образования Ковдорский район от 9 июня 2009 г. N 56 утверждено Положение об оплате труда лиц, замещающих выборные муниципальные должности в органах местного самоуправления муниципального образования Ковдорский район (далее - Положение N 56), которым определены условия оплаты труда, в том числе главы Ковдорского района.
Оплата труда выборных должностных лиц производится в виде ежемесячного денежного содержания и иных выплат, предусмотренных настоящим Положением и иными муниципальными правовыми актами (пункт 2.1.1 Положения N 56).
Согласно пункту 2.2.2 Положения N 56 лицам, замещающим выборные муниципальные должности, проработавшим в органах местного самоуправления не менее шести месяцев, один раз в течение календарного года может выплачиваться материальная помощь в размере трёх ежемесячных денежных вознаграждений, установленных им на момент осуществления выплаты. Материальная помощь выплачивается по просьбе лица, замещающего выборную муниципальную должность.
В соответствии с пунктом 3.1 Положения N 56 выплаты производятся в пределах фонда оплаты труда в бюджете муниципального образования на содержание лиц, замещающих выборные муниципальные должности, на очередной финансовый год.
При наличии экономии фонда оплаты труда средства направляются на выплату материальной помощи, на компенсационные и (или) поощрительные выплаты, не предусмотренные настоящим Положением, в соответствии с действующим законодательством и правовыми актами Совета депутатов Ковдорского района или перенаправлены на содержание органов местного самоуправления муниципального образования Ковдорский район (пункт 3.2 Положения N 56).
Принятие решения по всем выплатам, предусмотренным данным Положением по любым основаниям, может быть принято только в пределах утверждённого фонда оплаты труда и при наличии финансовых средств, выделенных по смете расходов на соответствующий финансовый год (раздела 4 Положения N 56).
В 2018-2021 годах председателем Совета депутатов Ковдорского района Филипишиным А.И. изданы распоряжения о выплате председателю Совета депутатов Ковдорского района Филипишину А.И. материальной помощи в размере трёх ежемесячных денежных вознаграждений, установленных ему на момент осуществления выплаты: от 3 декабря 2018 г. N 11-к; от 29 мая 2019 г. N 6-о; от 18 мая 2020 г. N 8-о; от 2 апреля 2021 г. N 2-к.
Из расчётных листков председателя Совета депутатов Ковдорского района Филипишина А.И. следует, что на основании вышеуказанных распоряжений материальная помощь Филипишину А.И.: в декабре 2018 г. начислена в размере 116 955 руб, выплачена в размере 102 270 руб, в июне 2019 г. начислена 116 955 руб, выплачена 102 271 руб, в июне 2020 г. - 121 633, 2 руб, выплачена в размере 106 340, 2 руб, в апреле 2021 г. начислена 125 283, 3 руб, выплачена 109 516, 3 руб.
Всего из бюджета муниципального образования Ковдорский муниципальный округ Мурманской области на банковский счёт Филипишина А.И. переведена материальная помощь за период 2018-2021 гг. 420 396, 5 руб.
Разрешая спор и частично удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь частью 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, частью 1 статьи 1102, частью 3 статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьёй 12, частью 1 статьи 1, частью 1 статьи 4, частью 1 статьи 34, частями 10, 11, 15 статьи 35, частью 7.1 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 г..N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", частью 2 статьи 1, частями 1, 2 статьи 10, частью 1 статьи 11 Федерального закона от 25 декабря 2008 г..N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", статьями 21-23, 25 устава муниципального образования Ковдорского муниципального округа, принятым решением Совета депутатов Ковдорского района от 30 мая 2005 г..N 48, Положением N 56, установив, что вопросы, связанные с распоряжением муниципальной собственностью, принятием бюджета муниципального образования, контролем за его исполнением, материально-техническим обеспечением деятельности органов муниципального образования, в том числе определением размера расходов на денежное содержание лиц, замещающих выборные муниципальные должности в органах местного самоуправления отнесены к компетенции представительного органа муниципального образования - Совета депутатов Ковдорского района Мурманской области, принимая во внимание, что выплата материальной помощи производится на основании соответствующего решения Совета депутатов, исходил из незаконности распоряжений председателя Совета депутатов о выплате самому себе материальной помощи в отсутствие об этом решения представительного органа муниципального образования, пришёл к выводу о недобросовестности должностного лица при принятии распоряжений, проявлении личной заинтересованности, влияющей на надлежащее, объективное и беспристрастное осуществление своих должностных полномочий, несоблюдении законодательства о противодействии коррупции, взыскал незаконно перечисленные из местного бюджета денежные средства в
пределах срока исковой давности, о применении которого ходатайствовал ответчик.
С выводами суда первой инстанции согласилась судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции полагает, что выводы, содержащиеся в судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судом, нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, вытекающие из порядка организации местного самоуправления и противодействия коррупции, согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 26 февраля 2021 г. N 203-О.
Председатель Совета депутатов как лицо, обладающее особым публично-правовым статусом, принимает на себя полномочия по решению вопросов местного значения, в том числе осуществляет общее руководство работой аппарата Совета депутатов, к полномочиям которого относится осуществление контроля за исполнением местного бюджета.
Председатель Совета депутатов должен соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, установленные федеральным законодательством о противодействии коррупции.
Вместе с тем указанные обязанности ответчиком не соблюдались, что привело к изданию незаконных распоряжений о выплате самому себе материальной помощи и, соответственно, к возникновению конфликта интересов, что правомерно расценено судами нижестоящих инстанций как действия, свидетельствующие о его недобросовестности.
Доводы кассационной жалобы о выплате материальной помощи с согласия Совета депутатов муниципального образования, вхождении материальной помощи в фонд оплаты труда председателя Совета депутатов, выплате денежных средств в пределах бюджетных ассигнований, недоказанности недобросовестности действий ответчика, отсутствии коррупционной составляющей в его действиях и иные доводы кассационной жалобы тождественны доводам апелляционной жалобы, которым судом апелляционной инстанции дана надлежащая правовая квалификация, выражают несогласие с данной судом оценкой доказательств и установленными судом обстоятельствами и не могут служить основанием для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
При таких обстоятельствах, а также учитывая общепризнанный принцип правовой определённости, являющийся одним из условий права на справедливое судебное разбирательство, предусмотренный статьёй 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, судебная коллегия по гражданским делам не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены вступивших в законную силу судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ковдорского районного суда Мурманской области от 29 декабря 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Мурманского областного суда от 18 мая 2022 г. оставить без изменения, кассационную жалобу председателя Совета депутатов Ковдорского муниципального округа Филипишина Александра Ивановича
- без удовлетворения.
Председательствующий
судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.