Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Кузьмичева В.А, судей Рогожиной Е.В, Савинова К.А, при секретаре Чайко А.В, рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Мордовская сетевая компания" о признании недействующим со дня принятия приказа Республиканской службы по тарифам Республики Мордовия от 30 декабря 2021 года N 284 "Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии (мощности) на 2022 год" в части, по апелляционным жалобам Республиканской службы по тарифам Республики Мордовия, общества с ограниченной ответственностью "Мордовская сетевая компания", апелляционному представлению прокурора Республики Мордовия на решение Верховного Суда Республики Мордовия от 20 июля 2022 года.
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Кузьмичева В.А, объяснения представителя общества с ограниченной ответственностью "Мордовская сетевая компания" ФИО8, представителей Республиканской службы по тарифам Республики Мордовия ФИО9, ФИО10, представителя акционерного общества "Мордовская электросетевая компания" ФИО11, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Куренкова Е.А, поддержавшего доводы апелляционного представления, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
Республиканской службой по тарифам Республики Мордовия (далее - РСТ, тарифный орган, регулятор) 30 декабря 2021 года принят приказ N 284 "Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии (мощности) на 2022 год" (далее - Приказ N 284), устанавливающий единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Мордовия согласно приложению N 1, единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Мордовия, поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей согласно приложению N 2, долгосрочные параметры регулирования для территориальных сетевых организаций Республики Мордовия, в отношении которых тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности сетевых организаций согласно приложению N 3, необходимая валовая выручка (далее - НВВ) сетевых организаций на долгосрочный период регулирования (без учёта оплаты потерь) согласно приложению N 4, индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчётов между сетевыми организациями Республики Мордовия согласно приложению N 5.
Приказом РСТ Республики Мордовия от 1 февраля 2022 года N 5 "О внесении изменений в приказ Республиканской службы по тарифам Республики Мордовия 30 декабря 2021 года N 284 "Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии (мощности) на 2022 год" (далее - Приказ N 5) внесены изменения в Приказ N 284.
В соответствии с Приказом N 5 внесены изменения в размер экономически обоснованных единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Мордовия на 2022 год.
Приказ N 5 вступил в силу с 14 февраля 2022 года через 10 дней после опубликования на официальном интернет-портале правовой информации pravo.gov.ru 4 февраля 2022 года.
Общество с ограниченной ответственностью "Мордовская сетевая компания" (далее - ООО "МСК") обратилось в суд с административным иском о признании недействующим в части приказа N 284 со дня принятия.
В обоснование иска указало, что тарифный орган в нарушение нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу:
- не включил в НВВ расходы в сумме 1822, 18 тыс. руб, которые сложились как фактическая оплата по арендной плате ООО "МСК" в 2019 году контрагентам ООО " "данные изъяты"", ЗАО " "данные изъяты"", ПАО " "данные изъяты"", ООО "данные изъяты"", ООО " "данные изъяты"";
- без экономического обоснования произвел корректировку НВВ 2022 года в сторону уменьшения на сумму "данные изъяты" тыс. руб. в связи с ограничением предельного уровня тарифа на услуги по передаче электрической энергии, установленного приказом ФАС России от ДД.ММ.ГГГГ N;
- уменьшил с "данные изъяты" тыс. руб. до "данные изъяты" тыс. руб. расходы по обеспечению коммерческого учёта электрической энергии (мощности), произведя расчёт данных затрат, исходя из среднерыночной стоимости приборов учёта, без включения необходимых затрат на проведение работ по монтажу и установке приборов учета, мотивировав это учётом данных затрат в НВВ ООО "МСК" через фонд оплаты труда, в также не приняв во внимание общехозяйственные и производственные расходы и затраты на иное оборудование, использующееся при организации коммерческого учета электрической энергии;
- применил корректировку НВВ в 2022 году, уменьшив последнюю на "данные изъяты" тыс. руб, необоснованно применив понижающий коэффициент 3%, ошибочно признав установленным наличие факта непредставления регулируемой организацией в Министерство энергетики Российской Федерации отчетных данных, предусмотренных пунктом 14 Положения об определении применяемых при установлении долгосрочных тарифов показателей надежности и качества поставляемых товаров и оказываемых услуг, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 года N 1220, и данных о перерывах электроснабжения.
Административный истец, уточнив требования административного искового заявления, просил признать недействующим Приказ N 284 в части НВВ ООО "МСК" без учета оплаты потерь, учтенной при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в Республике Мордовия на 2022 год; базового уровня подконтрольных расходов долгосрочных параметров регулирования, установленных для ООО "МСК" в приложении N 3; НВВ сетевых организаций на долгосрочный период регулирования (без учёта оплаты потерь); индивидуальных тарифов на услуги по передаче энергии для взаиморасчётов между ООО "МСК" и сетевыми организациями Республики Мордовия.
Кроме того, ООО "МСК" просило признать недействующими индивидуальные тарифы ООО "МСК" на услуги по передаче энергии для взаиморасчётов с сетевыми организациями Республики Мордовия, установленные в пунктах 18, 19, 20 Приложения N 5 к указанному приказу, которым установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче энергии для взаиморасчётов между ООО " "данные изъяты"" и ООО " "данные изъяты"", ООО " "данные изъяты" РМ", АО " "данные изъяты"".
В ходе производства по делу ООО "МСК" отказалось от иска в части административных исковых требований о признания недействующими пунктов 18, 19, 20 Приложения N 5 к приказу N 284, которым установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче энергии для взаиморасчётов между ООО "МСК" и ООО " "данные изъяты"", ООО " "данные изъяты" РМ", АО "данные изъяты"", определением суда в указанной части производство по административному делу прекращено (т. 4 л.д. 122-125).
Решением Верховного Суда Республики Мордовия от ДД.ММ.ГГГГ административное исковое заявление удовлетворено частично. Признан не действующим со дня принятия Приказ N 284 в редакции Приказа РСТ N 5 в части установления в отношении ООО "МСК":
- НВВ сетевых организаций без учета оплаты потерь, учтенной при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в Республике Мордовия на 2022 год, установленной в подпункте 10 таблицы 1 Приложения 1 к приказу;
- НВВ сетевых организаций на долгосрочный период регулирования (без учёта оплаты потерь), установленной в пункте 8 Приложения N 4 к приказу;
- индивидуальных тарифов на услуги по передаче энергии для взаиморасчётов между сетевыми организациями Республики Мордовия, установленных в пунктах 14, 15, 16, 17, 21, 22, Приложения N 5 к приказу.
В остальной части административное исковое заявление оставлено без удовлетворения. Взыскано с РСТ Республики Мордовия в пользу ООО "МСК" расходы по оплате государственной пошлины в сумме 4500 рублей.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, РСТ Республики Мордовия подана апелляционная жалоба, в которой поставлен вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного.
В апелляционной жалобе административный истец ООО "МСК" считает решение незаконным в части отказа в удовлетворении иска о признании приказа N 284 незаконным:
- в части исключения из НВВ на 2022 год затрат на аренду электросетевого оборудования в размере "данные изъяты" тыс. руб, понесенных в 2019 году, - в части применения понижающего коэффициента к НВВ на 2022 год (3%), связанного с корректировкой достижения установленного уровня надежности и качества услуг за 2020 год;
-в части уменьшения расходов по обеспечению коммерческого учета электрической энергии (мощности) в составе тарифной заявки на 2022 год.
Просит решение в части признания Приказа N 284 соответствующим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу по приведенным статьям расходов НВВ отменить и вынести новое решение.
В апелляционном представлении прокурор Республики Мордовия ставит вопрос об отмене судебного акта в части отказа в признании оспариваемого нормативного правового акта недействующим по основанию необоснованного применения понижающего коэффициента в 3 % при определении НВВ ООО "МСК" на 2022 года, исходя из показателей надежности и качества оказываемых услуг.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения административного дела в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Изучив доводы апелляционных жалоб и апелляционного представления, заслушав лиц, участвующих в деле, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), судебная коллегия приходит к следующему.
Государственное регулирование цен в электроэнергетике осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Федеральный закон от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ, Закон об электроэнергетике) и утвержденными во исполнение данного закона постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года N 1178 Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Основы ценообразования) и Правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Правила регулирования цен), а также Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам (далее - ФСТ России) от 6 августа 2004 года N 20-э/2 (далее - Методические указания N 20-э/2), Методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденными приказом ФСТ России от 17 февраля 2012 год N 98-э (далее - Методические указания N 98-э).
В соответствии с пунктом 3 статьи 24 Федерального Закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают цены (тарифы), указанные в статье 23.1 данного закона, за исключением цен (тарифов), регулирование которых осуществляется Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
Абзацем шестым пункта 4 статьи 23.1 Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ предусмотрено, что государственному регулированию на оптовом и (или) на розничных рынках подлежат цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, а также предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни таких цен (тарифов).
РСТ Республики Мордовия является органом исполнительной власти Республики Мордовия, осуществляющим полномочия по реализации государственной политики в области регулирования цен (тарифов, надбавок), в том числе на услуги по передаче электрической энергии, в соответствии с Положением, утвержденным постановлением Правительства Республики Мордовия от 12 декабря 2017 года N 642 (далее - Положение).
Как правильно установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, Приказ N 284, в редакции приказа N 5 принят уполномоченным органом в пределах его компетенции, с соблюдением установленных законом требований к форме и порядку введения в действие, и по этим основаниям не оспаривается.
ООО "МСК", являющееся регулируемой сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии, 30 апреля 2021 года обратилось в РСТ Республики Мордовия с предложением об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2022 год долгосрочного периода регулирования 2020-2024 гг, представив комплект обосновывающих документов (тарифное дело).
По результатам оценки предложения ООО "МСК" органом регулирования составлено экспертное заключение по экономической обоснованности затрат на оказание услуг по передаче электрической энергии по электрическим сетям ООО "МСК" на 2022 год.
30 декабря 2021 года при наличии необходимого кворума состоялось заседание коллегии РСТ Республики Мордовия, на котором большинством голосов членов коллегии принято решение об установлении в отношении ООО "МСК" долгосрочных параметров регулирования, размера НВВ и индивидуальных тарифов, что подтверждается протоколом заседания правления от 30 декабря 2021 года N 62, на основании которого 30 декабря 2021 года принят Приказ РСТ Республики Мордовия N 284
Как усматривается из материалов дела, регулирующий орган на основании заявления ООО "МСК" установилтарифы на 2022 год методом долгосрочной индексации НВВ на основе долгосрочных параметров регулирования.
При расчете НВВ были использованы материалы, представленные ООО "МСК" в адрес РСТ Республики Мордовия.
Разрешая административные требования, суд первой инстанции пришел к выводу, что оспариваемый в части в рамках данного административного дела приказ тарифного органа не соответствует требованиям нормативных правовых актов, регулирующих правоотношения в сфере электроэнергетики, имеющих большую юридическую силу, нарушают права и охраняемые законом интересы административного истца.
Судебная коллегия полагает возможным согласиться с такими выводами суда первой инстанции.
Цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, подлежат государственному регулированию (пункты 1 и 4 статьи 23.1 Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ).
В соответствии с положениями пункта 4 статьи 23 Закона об электроэнергетике государственное регулирование цен (тарифов) в электроэнергетике может осуществляться на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности соответствующих организаций.
Статьями 6, 23 Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ установлены основные принципы организации экономических отношений и основы государственной политики в сфере электроэнергетики, в том числе соблюдение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии; обеспечение экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и сбыт электрической энергии; обязательный раздельный учет организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, объема продукции (услуг), доходов и расходов на производство, передачу и сбыт электрической энергии.
В соответствии с частью 1 статьи 23 Федерального закона N 35-ФЗ от 26 марта 2003 года государственное регулирование цен (тарифов), надбавок осуществляется в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации. При этом регулируемые цены (тарифы), надбавки могут устанавливаться как в числовом выражении, так и в виде формул или порядка определения таких цен (тарифов) и надбавок.
Пунктом 12 Основ ценообразования предусмотрено, что при регулировании цен (тарифов) применяется, в том числе, метод долгосрочной индексации НВВ.
Пунктом 2 Основ ценообразования установлено, что период регулирования - не менее 12 месяцев, если иное не предусмотрено решением Правительства Российской Федерации, на который рассчитываются цены (тарифы); необходимая валовая выручка - экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимых организации для осуществления регулируемой деятельности в течение расчетного периода регулирования.
Срок действия утверждённых цен (тарифов) не может составлять менее 12 месяцев (финансовый год), если иное не установлено решением Правительства Российской Федерации (пункт 62 Основ ценообразования).
В соответствии с пунктом 7 Правил государственного регулирования, цены (тарифы) и (или) их предельные уровни вводятся в действие с начала очередного года на срок не менее 12 месяцев.
НВВ представляет собой экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимых организации для осуществления регулируемой деятельности в течение расчетного периода регулирования (пункт 2 Основ ценообразования), в который, в том числе, включаются экономически обоснованные расходы организации на осуществление регулируемой деятельности (пункты 15 - 34 Основ ценообразования).
Из пункта 38 Основ ценообразования следует, что тарифы на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемые с применением метода долгосрочной индексации НВВ, регулирующими органами определяются в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой, на основании следующих долгосрочных параметров регулирования: базового уровня подконтрольных расходов, устанавливаемого регулирующими органами; индекса эффективности подконтрольных расходов и индекса эффективности операционных, подконтрольных расходов; коэффициента эластичности подконтрольных расходов по количеству активов; уровня потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям; уровня надежности и качества реализуемых товаров (услуг).
Регулирующий орган определяет НВВ, учитываемую при установлении тарифов, по результатам экспертизы предложений и обосновывающих материалов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность (пункты 12, 20, 22, 23 Правил государственного регулирования тарифов). При этом регулирующий орган принимает меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность (пункт 7 Основ ценообразования).
Как следует из материалов дела, при установлении НВВ на 2022 год регулирующий орган:
- уменьшил с "данные изъяты" тыс. руб. до "данные изъяты" тыс. руб. расходы по обеспечению коммерческого учёта электрической энергии (мощности), произведя расчёт данных затрат, исходя из среднерыночной стоимости приборов учёта;
- уменьшил НВВ 2022 года на сумму "данные изъяты" тыс. руб. в связи с ограничением предельного уровня тарифа на услуги по передаче электрической энергии, установленного приказом ФАС России от ДД.ММ.ГГГГ N;
- не включил в НВВ расходы в сумме 1822, 18 тыс. руб, которые сложились как фактическая оплата по арендной плате ООО "МСК" в 2019 году контрагентам ООО " "данные изъяты"", ЗАО " "данные изъяты"", ПАО " "данные изъяты"", ООО ОК " "данные изъяты"", ООО " "данные изъяты"";
- применил корректировку НВВ в 2022 году, уменьшив последнюю на "данные изъяты" тыс. руб, применив понижающий коэффициент 3%, признав установленным наличие факта непредставления регулируемой организацией в Министерство энергетики Российской Федерации отчетных данных, предусмотренных пунктом 14 Положения об определении применяемых при установлении долгосрочных тарифов показателей надежности и качества поставляемых товаров и оказываемых услуг, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 года N 1220, и данных о перерывах электроснабжения.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции об обоснованном исключении расходов на приобретение приборов учета, исчисленных ООО "МСК" на основании приказа N 257, и исключении необходимых затрат на проведение работ по монтажу и установке приборов учета, при этом обоснованно согласился с доводами административного истца о том, что в расчёте РСТ Республики Мордовия необходимые и планируемые расходы по статье "обеспечение коммерческого учета электрической энергии (мощности)" значительно занижены.
Согласно части 5 статьи 37 Федерального закона N 35-ФЗ коммерческий учет электрической энергии (мощности) на розничных рынках и в целях оказания коммунальных услуг по электроснабжению обеспечивают гарантирующие поставщики и сетевые организации с применением приборов учета электрической энергии в соответствии с правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, установленными в соответствии с жилищным законодательством, правилами организации учета электрической энергии на розничных рынках, в том числе посредством интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности).
В ходе обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности) на розничных рынках и для оказания коммунальных услуг по электроснабжению гарантирующие поставщики и сетевые организации обязаны осуществлять контроль соблюдения требований, при которых допускается использование прибора учета электрической энергии для коммерческого учета электрической энергии (мощности), а также извещать заинтересованных субъектов электроэнергетики, потребителей электрической энергии (мощности) и иных владельцев приборов учета электрической энергии о нарушении указанных требований.
Сетевые организации в ходе обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности) на розничных рынках и для оказания коммунальных услуг по электроснабжению обязаны осуществлять приобретение, установку, замену, допуск в эксплуатацию приборов учета электрической энергии и (или) иного оборудования, а также нематериальных активов, которые необходимы для обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности), и последующую их эксплуатацию в отношении непосредственно или опосредованно присоединенных к принадлежащим им на праве собственности или ином законном основании объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии (мощности), приобретающих электрическую энергию на розничных рынках, объектов по производству электрической энергии (мощности) на розничных рынках и объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, при отсутствии, выходе из строя, истечении срока эксплуатации или истечении интервала между поверками приборов учета электрической энергии и (или) иного оборудования, которые используются для коммерческого учета электрической энергии (мощности), в том числе не принадлежащих сетевой организации, а также при технологическом присоединении таких энергопринимающих устройств, объектов по производству электрической энергии (мощности) и объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации, за исключением коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии.
В соответствии с частью 3 статьи 23.2 Федерального закона N 35-ФЗ расходы сетевой организации, понесенные ею для исполнения обязательств, предусмотренных частью 5 статьи 37 настоящего Федерального закона, подлежат включению в состав тарифа на услуги по передаче электрической энергии и (или) платы за технологическое присоединение в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике.
Как следует из представленных материалов дела в рамках тарифной заявки на 2022 год был представлен расчет расходов по указанной статье, исходя из планируемого на 2022 год общего количества приборов учета в размере 50 штук, и цен, предусмотренных приказом РСТ Республики Мордовия от 25 декабря 2020 года N 257 (далее - приказ N 257).
РСТ Республики Мордовия при определении количественной потребности в приборах учёта руководствовалась представленными данными ООО "МСК" с указанием перечня объектов (потребителей), у которых отсутствуют, истекают сроки эксплуатации или интервалы между поверками приборов учета, вместе с тем, отклонила расчёт расходов на приобретение приборов учета, исчисленный ООО "МСК" на основании приказа N 257, поскольку указанным приказом определена плата за технологическое присоединение к электрическим сетям территориальных сетевых организаций, в том числе стандартизированная тарифная ставка на покрытие расходов на обеспечение средствами коммерческого учёта электрической энергии, следовательно, данным приказом не могут определяться расходы на приобретение приборов учета сетевыми организациями, поскольку данным приказом не устанавливаются регулируемые государственным органом цены на приборы учёты, а также и потому что указанная ставка включает в себя стоимость работ, которые учтены в НВВ через затраты по фонду оплаты труда.
Из экспертного заключения следует, что расходы на приобретение приборов учета РСТ Республики Мордовия были определены в результате анализа среднерыночной стоимости приборов аналогичных по техническим характеристикам, заявленным организацией, на основе изучения цены предложения приборов учета на Яндекс Маркет, на сайте интернет - магазина "данные изъяты", на сайте АО " "данные изъяты"".
В соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования при определении фактических значений расходов (цен) регулирующий орган использует (в порядке очередности, если какой-либо из видов цен не может быть применен по причине отсутствия информации о таких ценах): установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) в случае, если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию; цен, установленных в договорах, заключенных в результате проведения торгов; рыночных цен, сложившихся на организованных торговых площадках, в том числе биржах, функционирующих на территории Российской Федерации; рыночных цен, предоставляемых организациями, осуществляющими сбор информации о рыночных ценах, разработку и внедрение специализированных программных средств для исследования рыночных цен, подготовку периодических информационных и аналитических отчетов о рыночных ценах. При отсутствии указанных данных расчетные значения расходов определяются с использованием официальной статистической информации.
Сравнительный анализ технических характеристик приборов, коммерческих предложений по продаже принят РСТ Республики Мордовия в основу расчёта средневзвешенной цены, с нормативно-техническими регламентами, регулирующими техническую допустимость использования приборов учёта, применение которых предписано Федеральным законом N 35-ФЗ, свидетельствует, что большинство приборов, ценовые предложения по которым взяты РСТ Республики Мордовия в основу расчёта средневзвешенной цены, не могут быть использованы как не отвечающие имеющимся нормативно-техническим требованиям.
Анализ вышеуказанных сведений свидетельствует о том, что рыночная стоимость приборов учёта, положенная в основу расчёта расходов на приобретение приборов учёта, не может быть признана достоверной, а значит допустимой, т.к. из десятка ценовых предложений, только одно или два, в зависимости от вида приборов, могли быть приняты за рыночную цену. При этом ценовые предложения по приборам, которые не могут быть установлены сетевой организацией как прибор учёта в соответствии с принятыми изменениями в действующее законодательство в области регулирования правоотношений по электроэнергетике, по стоимости значительно ниже, чем приборы учёта, отвечающие нормативно-техническим требованиям. В связи с чем обоснованными являются доводы административного истца о том, что в расчёте РСТ Республики Мордовия необходимые и планируемые расходы по данной статье значительно занижены.
В связи с чем суд апелляционной инстанции отклоняет доводы апелляционной жалобы РСТ Республики Мордовия о том, что Приказ N 257 не содержит конкретного перечня приборов учета электрической энергии (мощности) с указанием наименования производителя, марок, технических характеристик, и тарифная заявка административного истца также не содержит подробного описания, предлагаемых к использования приборов учете, и соглашается с выводами суда первой инстанции, что оспариваемый нормативный правовой акт не соответствует положениям пункта 29 Основ ценообразования.
Доводы апелляционной жалобы ООО "МСК" о том, что РСТ Республики Мордовия необоснованно определилапланируемые расходы без включения необходимых затрат на проведение работ по монтажу и установке приборов учета, мотивировав это включением данных затрат в НВВ ООО "МСК" через фонд оплаты труда, а также не приняв во внимание общехозяйственные и производственные расходы и затраты на иное оборудование, использующееся при организации коммерческого учета электрической энергии, отклоняются как несостоятельные. Вышеперечисленные затраты в расчёте общества отсутствуют, их экономическая обоснованность документально не подтверждена, равно как и сведения о том, что учёт данных затрат не дублируется иными статьями расходов, запланированных обществом на 2022 год.
В нарушение пункта 29 Основ ценообразования административным истцом не представлены документы, обосновывающие заявленные по данной статье затрат расходы, а именно: материалы о проведении конкурсных процедур, порядок которых установлен Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", реестр договоров, счета-фактуры, документы, подтверждающие оплату расходов по указанной статье затрат и другие первичные бухгалтерские документы.
Согласно абзацу одиннадцатому пункта 7 Основ ценообразования исключение экономически не обоснованных доходов и расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, выявленных в том числе по результатам проверки их хозяйственной деятельности, учет экономически обоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, не учтенных при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, или доходов, недополученных при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования по не зависящим от организации, осуществляющей регулируемую деятельность, причинам, в целях сглаживания изменения тарифов могут осуществляться в течение периода, в том числе относящегося к разным долгосрочным периодам регулирования, который не может быть более 5 лет. В этом случае распределение исключаемых экономически не обоснованных доходов и расходов, учитываемых экономически обоснованных расходов, не учтенных при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, или доходов, недополученных при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования, осуществляется при расчете необходимой валовой выручки соответствующего годового периода регулирования с учетом параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации. Действие положений, установленных настоящим абзацем, не распространяется на территориальные сетевые организации, необходимая валовая выручка которых с учетом расходов на оплату потерь и оплату услуг других территориальных сетевых организаций за 3 последних периода регулирования не превысила 10 процентов суммарной необходимой валовой выручки территориальных сетевых организаций, учтенной при установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии.
Из данной нормы следует, что правило распределения исключаемых экономически не обоснованных доходов и расходов, учитываемых экономически обоснованных расходов в целях сглаживания изменения тарифов - не распространяется на территориальные сетевые организации, необходимая валовая выручка которых с учетом расходов на оплату потерь и оплату услуг других территориальных сетевых организаций за 3 последних периода регулирования не превысила 10 процентов суммарной необходимой валовой выручки территориальных сетевых организаций, учтенной при установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии.
Из материалов дела следует, что величина НВВ ООО "МСК" с учетом расходов на оплату потерь и оплату услуг других территориальных сетевых организаций за три года 2019 - 2022 гг. не превысила 10 процентов суммарной НВВ территориальных сетевых организаций, учтенной при установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии, в связи с чем действие абзаца 11 пункта 7 Основ ценообразования в части применения механизма распределения расходов в целях сглаживания изменения тарифов на общество не распространяется.
С учётом изложенного, уменьшение НВВ ООО "МСК" на сумму "данные изъяты" тыс. руб. в связи с ограничением предельного уровня тарифа на услуги по передаче электрической энергии, установленного приказом ФАС России от 16 декабря 2021 года N1429/21, не соответствует абзацу 11 пункта 7 Основ ценообразования.
Рассматривая по существу заявленные требования, суд первой инстанции сделал вывод, что предельный уровень тарифов на услуги по передаче электрической энергии был установлен ФАС России только лишь 16 декабря 2021 года, не является основанием для снижения либо исключения органом тарифного регулирования экономически обоснованных затрат административного истца при расчете необходимой валовой выручки с целью установления тарифов, в пределах указанных предельных уровней цен (тарифов).
В апелляционной жалобе административный ответчик указал, что при установлении тарифа не в полном объеме учтены или исключены затраты административного истца в целях предотвращения превышения предельного уровня цен (тарифа), установленного ФАС России, а провести согласование, предусмотренное Порядком согласования решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов об установлении цен (тарифов) на уровне выше максимального или ниже минимального уровня, установленного федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, утвержденным Приказом ФАС России от 8 ноября 2019 года N 1483/19, не представилось возможным в связи с истечением срока, в течение которого такое согласование могло быть инициировано.
Указанные доводы апелляционной жалобы не могут повлечь отмену решения суда, поскольку возможность исключения из состава НВВ ранее учтенных экономически не обоснованных расходов либо включения в расчет тарифов ранее не учтенных экономически обоснованных расходов регулируемой организации (недополученного дохода, возникшего по не зависящим от нее причинам) предусмотрены абзацами первым и десятым пункта 7 Основ ценообразования. Такие меры должны быть реализованы органом регулирования при установлении тарифов в целях соблюдения баланса интересов регулируемой организации и ее потребителей.
Отклоняя доводы административного иска в части необоснованного исключения из НВВ по статье "Недополученные в предыдущем периоде регулирования 2021 года" в сумме "данные изъяты" тыс. руб. фактических затрат по арендной плате, оплаченной в 2019 году контрагентам ООО "Жилкоммунстрой", ЗАО " "данные изъяты"", ПАО " "данные изъяты"", ООО ОК " "данные изъяты"", ООО " "данные изъяты", суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что согласно формул 3 и 7 Методических указаний N 98-э, конкретизирующих пункт 7 Основ ценообразования применительно к расчету НВВ при корректировке тарифов, установленных методом долгосрочной индексации НВВ, в НВВ включаются расходы, выявленные по итогам последнего истекшего года долгосрочного периода регулирования, за который известны фактические значения параметров расчета тарифов, в части неподконтрольных расходов - как разница между фактическими и плановыми указанными расходами за год, предшествующий году, в котором утверждается тариф на очередной финансовый год долгосрочного периода регулирования. С учетом того, что последним годом, за который известны фактические значения для 2022 года является 2020 год, то Методическими указаниями N 98-э, в редакции от 25 декабря 2020 года, не предусматривалось включение в НВВ фактически понесенных, но не учтенных расходов на аренду за годы, предшествующие 2020 году.
Вместе с тем заслуживают внимания доводы апелляционной жалобы административного истца и апелляционного представления относительно несогласия с выводом суда о правомерности применения РСТ Республики Мордовия понижающего коэффициента к НВВ на 2022 год в размере 3%, связанного с корректировкой достижения установленного уровня надежности и качества услуг за 2020 год ввиду не предоставления отчетных данных по форме 8.1_0.
Согласно экспертному заключению понижающий коэффициент, корректирующий НВВ (КНК 2020 г.) составил - 3%, величина корректировки НВВ - "данные изъяты" тыс. руб.
Порядок расчета и применения понижающих (повышающих) коэффициентов, позволяющих обеспечить соответствие уровня тарифов, установленных для организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, уровню надежности и качества поставляемых товаров и оказываемых услуг, а также особенности корректировки тарифов (цен), установленных на долгосрочный период регулирования, в случае предоставления организациями, для которых такие тарифы (цены) установлены, недостоверных отчетных данных, используемых при расчете фактических значений показателей надежности и качества поставляемых товаров и оказываемых услуг, или непредставления таких данных, установлен Методическими указаниями, утвержденными приказом ФСТ России от 26 октября 2010 года N 254-э/1, и предназначенными для использования федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.
Пункт 5 Методических указаний N 254-э/1 предусматривает формулу расчета понижающих (повышающих) коэффициентов:
где:
- понижающий (повышающий) коэффициент, корректирующий необходимую валовую выручку сетевой организации с учетом надежности и качества производимых (реализуемых) товаров (услуг) в году i;
- обобщенный показатель надежности и качества оказываемых услуг в году, используемый при осуществлении корректировки цен (тарифов), установленных на долгосрочный период регулирования.
- максимальный процент корректировки.
Приведенная формула не применяется и коэффициент признается понижающим и устанавливается равным 3% в случае непредставления регулируемыми организациями отчетных данных, используемых при расчете фактических значений показателей надежности и качества оказываемых услуг, по всем показателям (пункт 6 Методических указаний N 254-э/1).
Методические указания по расчету уровня надежности и качества поставляемых товаров и оказываемых услуг для организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью и территориальных сетевых организаций утверждены приказом Минэнерго России от 29 ноября 2016 года N 1256 (далее - Методические указания N 1256).
Показатели надежности и качества услуг состоят из показателей уровня надежности оказываемых услуг и показателей уровня качества оказываемых услуг.
Уровень надежности оказываемых услуг определяется средней продолжительностью прекращения передачи электрической энергии потребителям услуг сетевой организации и средней частотой прекращения передачи электрической энергии потребителям услуг сетевой организации в течение расчетного периода регулирования.
Учет данных первичной информации по прекращениям передачи электрической энергии, произошедшим на объектах сетевых организаций производится путем заполнения территориальной сетевой организацией формы 8.1 приложения N 8 к Методическим указаниям N 1256 ежемесячно при сборе отчетных данных о произошедших технологических нарушениях на ее объектах.
Из материалов дела следует, что форма 8.1 ежемесячно направлялась административным истцом в Минэнерго России, что не оспаривалось в ходе рассмотрения дела представителями тарифного органа.
Таким образом, у регулятора отсутствовали основания для применения к НВВ понижающего коэффициента в размере 3%, что не было учтено судом первой инстанции.
Вместе с тем, принимая во внимание наличие иных допущенных административным ответчиком при расчете оспариваемого тарифа нарушений, с оценкой которых судебная коллегия согласилась, приведенные ошибочные выводы суда не повлекли принятия неправильного по существу судебного решения, основанием для его отмены не являются.
С учетом установленных по делу обстоятельств и приведенных норм законодательства, судебная коллегия приходит к выводу, что у суда первой инстанции имелись правовые основания для признания оспариваемого нормативного правового акта недействующим, что соответствует положениям части 2 статьи 215 КАС РФ.
Судебная коллегия полагает, что решение суда вынесено с соблюдением норм процессуального права и при правильном применении норм материального права. Предусмотренные статьей 310 КАС РФ основания для отмены решения в апелляционном порядке отсутствуют.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, определила:
решение Верховного Суда Республики Мордовия от 20 июля 2022 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Республиканской службы по тарифам Республики Мордовия, общества с ограниченной ответственностью "Мордовская сетевая компания", апелляционное представление прокурора Республики Мордовия - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Первый кассационный суд общей юрисдикции (город Саратов) по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через Верховный Суд Республики Мордовия.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 11 ноября 2022 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.