Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Кувшинов В.Е., рассмотрев жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью "Авиакомпания "Икар" ФИО7 на вступившие в законную силу постановление судьи Оренбургского районного суда Оренбургской области от 26 апреля 2022 года, решение судьи Оренбургского областного суда от 31 мая 2022 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью "Авиакомпания "Икар" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Оренбургского районного суда Оренбургской области от 26 апреля 2022 года, оставленным без изменения решением судьи Оренбургского областного суда от 31 мая 2022 года, общество с ограниченной ответственностью "Авиакомпания "Икар" (далее - общество, ООО "Авиакомпания "Икар") признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, защитник ООО "Авиакомпания "Икар" ФИО8 просит обжалуемые судебные акты отменить, ссылаясь на их незаконность, производство по делу прекратить.
Потерпевший ФИО9 в возражениях на жалобу просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения.
Изучив материалы истребованного дела об административном правонарушении, доводы жалобы и возражения на жалобу, судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон N 52-ФЗ) санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, помимо прочего, посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
Согласно статье 11 Федерального закона N 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, помимо прочего, выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
В силу статьи 24 Федерального закона N 52-ФЗ при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 1). Индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны приостановить либо прекратить свою деятельность или работу отдельных цехов, участков, эксплуатацию зданий, сооружений, оборудования, транспорта, выполнение отдельных видов работ и оказание услуг в случаях, если при осуществлении указанных деятельности, работ и услуг нарушаются санитарные правила (пункт 2).
Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших.
Перечень таких заболеваний утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 года N 715.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 года N 66 коронавирусная инфекция (2019-nCoV) внесена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22 мая 2020 года N 15 утверждены Санитарно-эпидемиологические правила "СП 3.1.3597-20 Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" (далее - СП 3.1.3597-20).
В соответствии с пунктом 4.4 указанных санитарно-эпидемиологических правил (в редакции, действовавшей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения дела об административном правонарушении) мероприятиями, направленными на "разрыв" механизма передачи инфекции, являются:
- организация дезинфекционного режима на предприятиях общественного питания, объектах торговли, транспорте, в том числе дезинфекция оборудования и инвентаря, обеззараживание воздуха;
- обеспечение организациями и индивидуальными предпринимателями проведения дезинфекции во всех рабочих помещениях, использования оборудования по обеззараживанию воздуха, создания запаса дезинфицирующих средств, ограничения или отмены выезда за пределы территории Российской Федерации.
Согласно пункту 6.2 СП 3.1.3597-20, профилактическая дезинфекция осуществляется при возникновении угрозы заноса инфекции с целью предупреждения проникновения и распространения возбудителя заболевания в коллективы людей, в организациях, на территориях, где это заболевание отсутствует, но имеется угроза его заноса извне.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16 октября 2020 года N 30 утверждены Санитарно-эпидемиологические требования к отдельным видам транспорта и объектам транспортной инфраструктуры СП 2.5.3650-20. Настоящие санитарные правила распространяются на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность, в том числе связанную с эксплуатацией воздушных судов.
В соответствии с пунктом 1.8. СП 2.5.3650-20 требования к проведению мероприятий по профилактической дезинфекции в зависимости от вида и типа транспортных средств и видов объектов инфраструктуры транспорта приведены в таблице 57 приложения 1 к настоящим санитарным правилам.
Согласно приложению 1 (таблица N 57) "Требования по проведению мероприятий по профилактической дезинфекции" СП 2.5.3650-20 мероприятия по профилактической дезинфекции выполняются путем профилактической дезинфекция кабин пилотов, пассажирских салонов, кухонных отсеков, туалетных кабин воздушных судов, пассажирских кресел, ручек дверей, багажных полок, выходных сопел системы кондиционирования с применением дезинфицирующих средств, допущенных к применению на воздушных судах, путем одновременной обработки воздуха, горизонтальных, вертикальных, боковых поверхностей.
Периодичность выполнения мероприятий, во время введения режима ограничений, связанных с распространением инфекционных заболеваний - после каждого рейса; во время введения режима повышенной готовности - 1 раз в день.
Указом Губернатора Оренбургской области от 17 марта 2020 года N 112-ук "О мерах по противодействию распространению в Оренбургской области новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)" на территории Оренбургской области введен режим повышенной готовности для органов управления и сил Оренбургской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Из материалов дела усматривается, что на основании обращения ФИО10 17 декабря 2021 года Оренбургским транспортным прокурором проведена проверка, согласно решению о проведении проверки от 9 декабря 2021 года, в рамках исполнения требований санитарно-эпидемиологического законодательства в аэропорту г. Оренбурга на борту воздушного судна "данные изъяты" с бортовым номером N, используемого ООО "Авиакомпания "Икар" для перевозки пассажиров.
В ходе проверки помощником Оренбургского транспортного прокурора установлены нарушения обществом положений статей 2, 11, 24 Федерального закона N 52-ФЗ, пункта 4.4. СП 3.1.3597-20, пункта 1.8, приложения 1 (таблица N 57) СП 2.5.3650-20, постановления Правительства Российской Федерации N 66, Указа Губернатора N 112-ук (акт по результатам проверки от 4 января 2022 года), выразившиеся в следующем: на борту данного воздушного судна отсутствуют документы (акты выполненных работ, записи в журнале), подтверждающих проведение на борту воздушного судна в аэропорту г. Оренбурга мероприятий по профилактической дезинфекции силами бортпроводников воздушного судна или иной организации; отсутствие специальных дезинфицирующих средств, ветошь, тара для приготовления (разведения) дезинфицирующих растворов необходимого объема на борту воздушного судна и оборудования для проведения профилактической дезинфекции воздуха на воздушном судне; отсутствует договор о проведении дезинфекции на воздушных судах, прибывающих (убывающих) в аэропорт г. Оренбурга, между авиакомпанией и подрядной организацией.
Указанные обстоятельства послужили основанием для составления 21 января 2022 года постановления о возбуждении дела об административном правонарушении по части 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ООО "Авиакомпания "Икар" и привлечения общества районным судом к административной ответственности по указанной норме Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются материалами дела, которым была дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Выводы судебных инстанций о виновности общества в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются правильными, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Действия общества квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Порядок и срок привлечения общества к административной ответственности соблюден.
В силу части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Общество, имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению, в связи с чем обоснованно привлечено к административной ответственности на основании части 2 статьи 6.3 названного Кодекса.
Все доводы поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции жалобы направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств. Аналогичные доводы были предметом проверки предыдущих судебных инстанций, не нашли своего подтверждения в материалах настоящего дела об административном правонарушении, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, обоснованно отвергнуты по основаниям, изложенным в соответствующих судебных актах, и не ставят под сомнение наличие в действиях ООО "Авиакомпания "Икар" объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Из доводов жалобы, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, не следует, что при рассмотрении настоящего дела допущены какие-либо нарушения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Административное наказание назначено ООО "Авиакомпания "Икар" в пределах санкции части 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с применением положений части 3.2 статьи 4.1 данного Кодекса.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых судебных актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
постановление судьи Оренбургского районного суда Оренбургской области от 26 апреля 2022 года, решение судьи Оренбургского областного суда от 31 мая 2022 года, вынесенные в отношении общества с ограниченной ответственностью "Авиакомпания "Икар" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника общества с ограниченной ответственностью "Авиакомпания "Икар" ФИО11 - без удовлетворения.
Судья В.Е. Кувшинов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.