Судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Фахрутдинова И.И, судей Бритвиной Н.С. и Карякина Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании поданную 8 сентября 2022 года кассационную жалобу Горбунова Н.В. на решение Ленинского районного суда города Чебоксары Чувашской Республики от 22 августа 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Чувашской Республики от 2 сентября 2022 года по административному делу N 2а-3384/2022 по административному исковому заявлению Горбунова Н.В. к Центральной избирательной комиссии Чувашской Республики, Ленинской районной города Чебоксары территориальной избирательной комиссии об оспаривании решения Ленинской районной города Чебоксары территориальной избирательной комиссии от 9 августа 2022 года N 21/01 "Об отказе в регистрации кандидата в депутаты на дополнительных выборах депутатов Чебоксарского городского Собрания депутатов седьмого созыва Горбунова Н.В, выдвинутого в порядке самовыдвижения по одномандатному избирательному округу N 9".
Заслушав доклад судьи Бритвиной Н.С, изложившей обстоятельства административного дела, содержание судебных актов, принятых по административному делу и доводы кассационной жалобы, выслушав в её поддержку объяснения представителя Горбунова Н.В. - Беловой С.И, заключение прокурора Мигунова В.Ю, полагавшего судебные акты подлежащими оставлению без изменения, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
решением Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от 21 июня 2022 года N 811 на 11 сентября 2022 года назначены дополнительные выборы депутатов Чебоксарского городского Собрания депутатов по одномандатным избирательным округам N 4, 9, 17.
Решением Ленинской районной города Чебоксары территориальной избирательной комиссии от 9 августа 2022 года N 21/01 Горбунову Н.В, выдвинутому в порядке самовыдвижения, отказано в регистрации кандидатом в депутаты на дополнительных выборах депутатов Чебоксарского городского Собрания депутатов седьмого созыва, по одномандатному избирательному округу N 9.
Горбунов Н.В. (далее также - административный истец) обратился в суд с административным исковым заявлением к Центральной избирательной комиссии Чувашской Республики, Ленинской районной города Чебоксары территориальной избирательной комиссии (далее также - административный ответчик, территориальная избирательная комиссия), в котором просил отменить решение территориальной избирательной комиссии от 9 августа 2022 года N 21/01 "Об отказе в регистрации кандидата в депутаты на дополнительных выборах депутатов Чебоксарского городского Собрания депутатов седьмого созыва Горбунова Н.В, выдвинутого в порядке самовыдвижения по одномандатному избирательному округу N 9".
В обоснование административного искового заявления Горбуновым Н.В. указано, что решением Ленинской районной города Чебоксары территориальной избирательной комиссии от 9 августа 2022 года ему отказано в регистрации кандидатом в депутаты Чебоксарского городского Собрания депутатов по одномандатному избирательному округу N 9.
4 июля 2021 года в территориальную избирательную комиссию им представлены документы о выдвижении кандидата. Документы на регистрацию кандидатом в депутаты представлены 31 июля 2022 года.
Административный истец был уведомлен, что проверка подписных листов с подписями избирателей в поддержку кандидата состоится 6 августа 2022 года в 14.00 часов, однако прибыв к указанному времени, ему стало известно, что проверка завершена в предыдущий день, итоговый протокол уже составлен и подписан рабочей группой 5 августа 2022 года, то есть на день раньше, чем было указано в выданном ему уведомлении.
Для регистрации Горбунов Н.В. предоставил в территориальную избирательную комиссию 96 подписей избирателей, из которых 18 подписей признаны недействительными, что отражено в итоговом протоколе проверки подписных листов от 5 августа 2022 года, где также отражены основания (причины) признания подписей не засчитанными. При этом, Горбуновым Н.В. отмечается, что законодательство не содержит такой термин в отношении подписей избирателей, как "не засчитанные подписи".
Горбунов Н.В. не согласен с выводами, изложенными в итоговом протоколе, в части наличия исправлений в подписях избирателей, а именно: на листе N12 в строке 2 - 1 подпись; на листе N 25 в строке 1 - 1 подпись; на листе N 10 - 2 подписи; на листе N 21 графа "подписной лист удостоверяю" (номер квартиры) - 3 подписи; лист 24 графа "подписной лист удостоверяю" (слово "ул.") - 3 подписи; лист 32 "подписной лист удостоверяю" (буква "г." после даты рождения) - 3 подписи, сославшись на то, что рабочая группа по проверке подписных листов фактически без оснований признала вышеуказанные подписи избирателей недействительными, указав на наличие в них исправлений, которые, по мнению административного истца, не являются исправлениями, изменяющими первоначальный смысл записи, не препятствующие однозначному толкованию имеющихся сведений.
Административный истец указывает, что у территориальной избирательной комиссии не имелось оснований для отказа в регистрации его в качестве кандидата на выборах, учитывая, что подписные листы содержат достаточное количество достоверных подписей избирателей.
В связи с несогласием с решением административного ответчика, Горбунов Н.В. обратился в Центральную избирательную комиссию Чувашской Республики с жалобой, которая постановлением Центральной избирательной комиссии Чувашской Республики от 12 августа 2022 года N 21/140-7 оставлена без удовлетворения.
Горбунов Н.В, оспаривая законность решения административного ответчика, просил отменить решение территориальной избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата в депутаты от 9 августа 2022 года N 21/01.
Решением Ленинского районного суда города Чебоксары Чувашской Республики от 22 августа 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Чувашской Республики от 2 сентября 2022 года, Горбунову Н.В. отказано в удовлетворении административных исковых требований.
В кассационной жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции 8 сентября 2022 года, Горбунов Н.В, выражая несогласие с состоявшимися по делу судебными актами и повторно приводя доводы, изложенные им ранее в административном исковом заявлении и апелляционной жалобе о представлении им необходимого количества подписей избирателей в его поддержку, просит отменить состоявшиеся по делу судебные постановления в связи с допущенными судами нарушениями норм материального и процессуального права, принять по делу новое решение о возложении обязанности на территориальную избирательную комиссию зарегистрировать его кандидатом в депутаты.
Административный истец, повторяя доводы апелляционной жалобы, в кассационной жалобе указывает на нарушение административным ответчиком его права на присутствие при проверке подписных листов.
Автор кассационной жалобы обращает внимание на то, что судами не дана оценка тому обстоятельству, что рабочая группа по результатам проверки подписных листов не засчитала 18 подписей избирателей, однако Федеральный закон от 12 июня 2007 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" не содержит такого термина в отношении подписей избирателей. Итоговый протокол не имеет указание на количество недействительных подписей, из чего, по мнению административного истца, следует, что нет подписей, признанных недействительными.
По мнению заявителя, ни в одной подписи, признанной недействительной по причине наличия исправлений, нет такого исправления, которое влечёт искажение сведений, не позволяющее однозначно воспринимать сведения, либо свидетельствующее об изменении первоначально внесенных сведений.
В судебном заседании представитель Горбунова Н.В. - Белова С.И. доводы, изложенные в кассационной жалобе, поддержала в полном объеме.
Иные лица, участвующие в деле, извещённые о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в судебное заседание не явились. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение кассационной жалобы в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения участвующего в деле лица, заключение прокурора, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы по следующим основаниям.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций по настоящему административному делу не допущено.
В соответствии с частью 10 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии о заверении списка кандидатов, об отказе в заверении списка кандидатов, о регистрации кандидата, списка кандидатов, об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, избирательное объединение, в отношении которых вынесено такое решение, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого заверен или зарегистрирован по тому же избирательному округу.
Согласно пункту 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2007 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ) решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 данного Федерального закона, иных требований, предусмотренных данным Федеральным законом, иным законом.
Пунктом 1 статьи 34 Федерального закона N 67-ФЗ определено, что самовыдвижение кандидатов производится путем уведомления об этом избирательных комиссий, в которых будет осуществляться регистрация кандидатов, с последующим сбором подписей в поддержку самовыдвижения кандидатов.
Согласно пункту 4 статьи 23 Закона Чувашской Республики от 25 ноября 2003 года N 41 "О выборах в органы местного самоуправления в Чувашской Республике" (далее - Закон Чувашской Республики N 41) сбор подписей в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов производится с соблюдением требований статьи 37 Федерального закона.
Согласно пункту 1 статьи 37 Федерального закона N 67-ФЗ в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов, инициативы проведения референдума могут собираться подписи избирателей, участников референдума в порядке, который определяется законом.
Согласно пункту 1 статьи 24 Закона Чувашской Республики N 41 документы для регистрации кандидата, списка кандидатов представляются в соответствующую избирательную комиссию не позднее чем за 40 дней до дня голосования до 18 часов (абзац 2).
Соответствующая избирательная комиссия в течение десяти дней со дня приема документов для регистрации кандидатов, списка кандидатов принимает решение о регистрации кандидата, списка кандидатов либо об отказе в регистрации указанного кандидата, списка кандидатов (абзац 3).
Порядок регистрации кандидатов, списка кандидатов, основания отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов регулируются статьей 38 Федерального закона N 67-ФЗ (пункт 19 статьи 24 Закона Чувашской Республики N 41).
В соответствии с подпунктом "д" пункта 24 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ основанием отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.
По результатам проверки подписей избирателей и соответствующих им сведений об избирателях, содержащихся в подписных листах, подпись избирателя может быть признана достоверной либо недостоверной и (или) недействительной (пункт 6.1 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ).
Из указанной нормы следует, что достоверной подписью является подпись избирателя, которая не признана недостоверной или недействительной.
Недостоверной признается подпись, выполненная от имени одного лица другим лицом, на основании заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке подписей избирателей (пункт 6.3 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ).
Исчерпывающий перечень оснований для признания подписей избирателей недействительными предусмотрен пунктом 6.4 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ.
В соответствии с пунктом 6.4 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ недействительными признаются, в частности, подписи лиц, не обладающих активным избирательным правом (подпункт "б"); подписи избирателей без указания каких-либо из сведений, требуемых в соответствии с данным Федеральным законом, и (или) без указания даты собственноручного внесения избирателем, своей подписи в подписной лист (пункт "г"); все подписи избирателей в подписном листе в случае, если подписной лист не заверен собственноручно подписями лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, и (или) кандидата, либо если хотя бы одна из этих подписей недостоверна, либо если не указана или не внесена собственноручно хотя бы одна из дат заверения подписного листа, либо если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, участников референдума, и (или) в дате внесения подписи указанным лицом, кандидатом имеются исправления, специально не оговоренные соответственно лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, кандидатом, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, о кандидате, указаны в подписном листе не в полном объеме или не соответствуют действительности, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей не внесены им собственноручно либо внесены нерукописным способом или карандашом (подпункт "з"); подписи избирателей, если сведения о них внесены в подписной лист не самими избирателями, ставящими подписи, и не лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, внесенных в этот подписной лист, а также если фамилия, имя, отчество указаны избирателями, несобственноручно, - на основании заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с пунктом 3 данной статьи (пункт "л").
В силу пункта 11 статьи 37 Федерального закона N 67-ФЗ избиратель ставит в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывает свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно число и месяц рождения), адрес места жительства, серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина.
Аналогичные положения содержатся в пункте 9 статьи 24 Закона Чувашской Республики от 25 ноября 2003 года N 41.
Согласно пункту 12 статья 37 Федерального закона N 67-ФЗ каждый подписной лист должен быть заверен подписью лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей. При заверении подписного листа лицо, осуществлявшее сбор подписей избирателей, участников референдума, собственноручно указывает свои фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код выдавшего его органа, а также ставит свою подпись и дату ее внесения.
Из материалов административного дела следует и установлено судами, что 21 июня 2022 года Чебоксарским городским Собранием депутатов принято решение N 811 о назначении на 11 сентября 2022 года дополнительных выборов депутатов в Чебоксарское городское Собрание депутатов по одномандатным избирательным округам N 4, 9, 17.
Согласно выписке из решения муниципальной избирательной комиссии города Чебоксары от 29 июня 2020 года N 11/20, количество подписей в подписных листах по округу N 9 должно составлять 0, 5% от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа, что составляет 88 (от числа зарегистрированных 17 546), и не более 10% количества подписей, необходимых для регистрации кандидатов, что составляет - 96.
Постановлением Центральной избирательной комиссии Чувашской Республики от 11 апреля 2022 года N 9/52-7 полномочия по подготовке и проведению выборов в органы местного самоуправления, местного референдума муниципального образования "город Чебоксары" возложены на Ленинскую районную города Чебоксары территориальную избирательную комиссию.
31 июля 2022 года в территориальную избирательную комиссию Горбуновым Н.В, выдвинутым в порядке самовыдвижения, представлены документы на выдвижение кандидатом в депутаты Чебоксарского городского Собрания депутатов седьмого созыва.
Для регистрации кандидата в депутаты Горбуновым Н.В. представлено в Комиссию 96 подписей избирателей.
По результатам проверки подписных листов рабочей группой Комиссии (итоговый протокол проверки подписных листов от 5 августа 2022 года), с учётом заключения специалиста - почерковеда ЭКО УМВД России по городу Чебоксары Петровой И.С. от 1 августа 2022 года, таблицей, а также сведениями, представленными МВД по Чувашской Республике, 18 подписей избирателей не засчитаны.
Количество достоверных подписей избирателей составило 76, что являлось недостаточным для регистрации кандидата Горбунова Н.В. в депутаты на дополнительных выборах депутатов Чебоксарского городского Собрания депутатов седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 9.
Решением территориальной избирательной комиссии N 21/01 от 9 августа 2022 года Горбунову Н.В. отказано в регистрации кандидатом в депутаты на дополнительных выборах депутата Чебоксарского городского Собрания депутатов седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 9, выдвинутого в порядке самовыдвижения на основании подпункта "д" пункта 24 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ ввиду недостаточности подписей избирателей для регистрации кандидатом в депутаты.
Решением Центральной избирательной комиссией от 12 августа 2022 года N 21/140-7, принятым по результатам жалобы Горбунова Н.В. на вышеуказанное решение территориальной избирательной комиссии, установлена необоснованность признания территориальной избирательной комиссии недействительными 3 подписей в подписных листах, подтверждена недействительность 15 подписей избирателей, с общим количеством достоверных подписей 81, что также недостаточно для регистрации кандидата.
Разрешая заявленные административные исковые требования и принимая решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований, суд первой инстанции правильно исходил из законности оспариваемого решения Ленинской районной города Чебоксары территориальной избирательной комиссии от 9 августа 2022 года N 21/01 "Об отказе в регистрации кандидатом в депутаты на дополнительных выборах депутатов Чебоксарского городского Собрания депутатов седьмого созыва Горбунова Н.В, выдвинутого в порядке самовыдвижения по одномандатному избирательному округу N 9" и отсутствия оснований для его отмены.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, однако, указав на отсутствие оснований для признания недействительными трёх подписей на подписном листе 32, пришёл к заключению о том, что данное обстоятельство не повлечёт достаточности собранных Горбуновым Н.В. подписей избирателей для его регистрации кандидатом.
Оснований не согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанций у суда кассационной инстанции не имеется, поскольку они являются верными, подробно мотивированы со ссылками на установленные обстоятельства, основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана в соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Вопреки утверждениям подателя жалобы оспариваемое постановление принято в соответствии с полномочиями территориальной избирательной комиссии, соответствует требованиям нормативных правовых актов, регулирующих спорные правоотношения, а оснований для признания достоверными и действительными спорных подписей избирателей не имеется, в связи с чем отсутствовали правовые основания для признания его незаконным.
Вместе с тем, выводы судов о пропуске административным истцом срока обращения в суд с административным исковым заявлением являются ошибочными.
В силу части 4 статьи 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление, касающееся решения избирательной комиссии о регистрации кандидата, списка кандидатов, об отказе в такой регистрации, о заверении списка кандидатов, списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, об отказе в этом заверении, может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия избирательной комиссией оспариваемого решения. В случае предварительного обжалования решения избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов, об отказе в заверении списка кандидатов, списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам в иную избирательную комиссию в порядке, установленном федеральным законом, административное исковое заявление может быть подано в течение пяти дней со дня принятия соответствующей комиссией решения об оставлении жалобы без удовлетворения.
Как следует из материалов дела, решение по жалобе Горбунова Н.В. принято Центральной избирательной комиссией Чувашской Республики 12 августа 2022 года, с административным исковым заявлением Горбунов Н.В. обратился в суд 17 августа 2022 года, то есть в течение пяти дней, установленных частью 4 статьи 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Однако данное обстоятельство не является основанием для отмены судебных актов, поскольку факт пропуска срока обращения административного истца в суд указан судами обеих инстанций как дополнительное основание для отказа в удовлетворении административного искового заявления Горбунова Н.В.
Доводы кассационной жалобы о том, что административным ответчиком нарушено право Горбунова Н.В, как кандидата, на надлежащее уведомление о дате проведения проверки подписных листов являлись предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции, где получили надлежащую правовую оценку, не согласится с которыми у судебной коллегии оснований не имеется.
Действительно, пунктом 6 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ предусмотрено, что при проведении проверки подписей избирателей, в том числе при выборке подписей для проверки, вправе присутствовать любой кандидат, представивший необходимое для регистрации количество подписей избирателей, его уполномоченные представители или доверенные лица. О соответствующей проверке должен извещаться кандидат.
Вместе с тем, судебная коллегия соглашается с выводами суда апелляционной инстанции о том, что присутствие либо отсутствие кандидата Горбунова Н.В. на заседании рабочей группы не могло повлиять на содержание принятого рабочей группой заключения по итогам проверки подписных листов.
Ссылки в жалобе на то, что итоговый протокол не имеет указаний на количество недействительных подписей, содержит указание лишь на то, что не засчитано 18 подписей избирателей, вместе с тем Федеральный закон N 67-ФЗ не содержит такого понятия как "не засчитаны", не могут повлечь отмену судебных актов, поскольку протокол содержит сведения о количестве достоверных подписях избирателей - 78.
Иные доводы кассационной жалобы аналогичны позиции административного истца в судах первой и апелляционной инстанций, получили оценку в судебных актах, с которой соглашается суд кассационной инстанции.
По мнению суда кассационной инстанции, выводы судов являются верными, основанными на фактических обстоятельствах дела и нормах действующего законодательства, оснований не согласиться с ними не имеется, поскольку они мотивированы, соответствуют содержанию исследованных судом доказательств и нормам материального права, подлежащим применению по настоящему делу.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций правильно определили юридически значимые обстоятельства дела, применили закон, подлежащий применению, дали надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебных заседаниях доказательствам, а вынесенные ими судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права, в связи с чем основания для их отмены отсутствуют.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ленинского районного суда города Чебоксары Чувашской Республики от 22 августа 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Чувашской Республики от 2 сентября 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Горбунова Н.В. - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 26 октября 2022 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.