Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Назейкиной Н.А, судей Серебряковой О.И, Гаиткуловой Ф.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N2-2013/2021 по иску Ульяновского транспортного прокурора к ФКУ "Приволжский АПСЦ" о возложении обязанности по оснащению специальной техникой, имуществом и снаряжением
по кассационным жалобам ответчиков Федерального казенного учреждения "Приволжский авиационный поисково-спасательный центр" и Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация) на решение Красноглинского районного суда г.Самары от 25 августа 2021 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 23 мая 2022 года.
Заслушав доклад судьи Назейкина Н.А, объяснения представителя ответчика Федерального агенства воздушного транспорта Климовой Е.А, действующей на основании доверенности NД-14.3/52 от 27.04.2022 года и диплома о высшем образовании серии КЗ N65788 N 17359 от 10.07.2012 года, в поддержание доводов жалобы, заключение старшего прокурора отдела управления Главного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Хлебниковой Е.В, судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Ульяновский транспортный прокурор обратился в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц с иском о возложении обязанности по оснащению специальной техникой, имуществом и снаряжением, указав в обоснование заявленных требований, что учредителем Федерального казенного учреждения "Приволжский авиационный поисково-спасательный центр" (ФКУ "Приволжский АПСЦ") является Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация). Ульяновской транспортной прокуратурой проведена проверка ФКУ "Приволжский АПСЦ" воздушного законодательства в части организации наземного обслуживания воздушных судов, аварийное и поисково-спасательное обеспечение полетов, по итогам которой выявлены нарушения, а именно: Ульяновская региональная поисково-спасательной база (Ульяновская РПСБ) ФКУ "Приволжское АПСЦ" в полной мере не оснащена необходимой специальной техникой, аварийно-спасательным имуществом и снаряжением: грузовой поисково-спасательный автомобиль повышенной проходимости (с кузовом типа КУНГ); гусеничный (на шинах низкого давления) тягач; транспортер для перевозки личного состава, грузов и техники; приемник сигналов глобального позиционирования ГЛОНАСС (GPS); катер спасательный с мотором прицеп для транспортировки катера; оборудование для спасательных катеров; пояс авиационный спасательный на каждого члена спасательной парашютно-десантной группы.
По результатам проверки 25.02.2021 года Ульяновским транспортным прокурором директору ФКУ "Приволжский АПСЦ" внесено представление об устранении нарушений вышеуказанных требований законодательства, которое удовлетворено, но до настоящего времени нарушения не устранены.
Прокурор просил обязать ответчика ФКУ "Приволжский АПСЦ" (ОГРН 1086311004636) оснастить согласно Требованиям к подготовке авиационного персонала органов и служб единой системы авиационно-космического поиска и спасания в Российской Федерации, а также авиационных сил поиска и спасания к проведению поисково-спасательных операций (работ), а также экипажей воздушных судов к выживанию в условиях автономного существования, состава наземных поисково-спасательных команд и спасательных парашютно-десантных групп, перечня оборудования, аварийно-спасательного имущества и снаряжения для оснащения поисково-спасательных воздушных судов, наземных поисково-спасательных команд и спасательных парашютно-десантных групп, требований к оснащению помещений на аэродроме для экипажей поисково-спасательных воздушных судов, наземных поисково-спасательных команд и спасательных парашютно-десантных групп, методики выполнения радиотехнического и визуального поиска воздушных судов, терпящих или потерпевших бедствие, сигналов, применяемых при проведении поисково-спасательных операций (работ), сроков проведения поиска воздушных судов, терпящих или потерпевших бедствие, их пассажиров и экипажей с использованием радиотехнических средств, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 03.06.2014 года N148, Ульяновскую РПСБ следующим обмундированием, снаряжением и имуществом: грузовым поисково-спасательным автомобилем повышенной проходимости (с кузовом типа КУНГ), гусеничным (на шинах низкого давления) тягачом; транспортером для перевозки личного состава, грузов и техники, приемником сигналов глобального позиционирования ГЛОНАСС (GPS); катером спасательным с мотором, прицеп для транспортировки катера, оборудованием для спасательных катеров, поясами авиационными спасательными на каждого члена спасательной парашютно-десантной группы Ульяновской РПСБ.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования, привлечены Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация).
Решением Красноглинского районного суда г.Самары от 25 августа 2021 года удовлетворены исковые требования Ульяновского транспортного прокурора. На ФКУ "Приволжский АПСЦ" возложена обязанность по оснащению согласно Требований к подготовке авиационного персонала органов и служб единой системы авиационно-космического поиска и спасания в Российской Федерации, а также авиационных сил поиска и спасания к проведению поисково-спасательных операций (работ), а также экипажей воздушных судов к выживанию в условиях автономного существования, состава наземных поисково-спасательных команд и спасательных парашютно-десантных групп, перечня оборудования, аварийно-спасательного имущества и снаряжения для оснащения поисково-спасательных воздушных судов, наземных поисково-спасательных команд и спасательных парашютно-десантных групп, требований к оснащению помещений на аэродроме для экипажей поисково-спасательных воздушных судов, наземных поисково-спасательных команд и спасательных парашютно-десантных групп, методики выполнения радиотехнического и визуального поиска воздушных судов, терпящих или потерпевших бедствие, сигналов, применяемых при проведении поисково-спасательных операций (работ), сроков проведения поиска воздушных судов, терпящих или потерпевших бедствие, их пассажиров и экипажей с использованием радиотехнических средств, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 03.06.2014 года N148, Ульяновской РПСБ следующим обмундированием, снаряжением и имуществом:
- грузовым поисково-спасательным автомобилем повышенной проходимости (с кузовом типа КУНГ), - гусеничным (на шинах низкого давления) тягачом, - транспортером для перевозки личного состава, грузов и техники, - приемником сигналов глобального позиционирования ГЛОНАСС (GPS), - катером спасательным с мотором, прицеп для транспортировки катера, - оборудованием для спасательных катеров, поясами авиационными спасательными на каждого члена спасательной парашютно-десантной группы Ульяновской РПСБ.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 23 мая 2022 года решение Красноглинского районного суда г.Самары от 25 августа 2021 года отменено, по делу принято новое решение об удовлетворении исковых требований, которым на ФКУ "Приволжский авиационный поисково-спасательный центр" возложена обязанность по оснащению, а на Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация) обязанность по финансированию согласно Требованиям к подготовке авиационного персонала органов и служб единой системы авиационно-космического поиска и спасания в Российской Федерации, а также авиационных сил поиска и спасания к проведению поисково-спасательных операций (работ), а также экипажей воздушных судов к выживанию в условиях автономного существования, состава наземных поисково-спасательных команд и спасательных парашютно-десантных групп, перечня оборудования, аварийно-спасательного имущества и снаряжения для оснащения поисково-спасательных воздушных судов, наземных поисково-спасательных команд и спасательных парашютно-десантных групп, требований к оснащению помещений на аэродроме для экипажей поисково-спасательных воздушных судов, наземных поисково-спасательных команд и спасательных парашютно-десантных групп, методики выполнения радиотехнического и визуального поиска воздушных судов, терпящих или потерпевших бедствие, сигналов, применяемых при проведении поисково-спасательных операций (работ), сроков проведения поиска воздушных судов, терпящих или потерпевших бедствие, их пассажиров и экипажей с использованием радиотехнических средств, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 03.06.2014 года N148, Ульяновской региональной поисково-спасательной базы следующим обмундированием, снаряжением и имуществом:
- грузовым поисково-спасательным автомобилем повышенной проходимости (с кузовом типа КУНГ), - гусеничным (на шинах низкого давления) тягачом, - транспортером для перевозки личного состава, грузов и техники, - приемником сигналов глобального позиционирования ГЛОНАСС (GPS), - катером спасательным с мотором, прицеп для транспортировки катера, - оборудованием для спасательных катеров, поясами авиационными спасательными на каждого члена спасательной парашютно-десантной группы Ульяновской региональной поисково-спасательной базы в течение шести месяцев.
В кассационных жалобах ответчики ФКУ "Приволжский авиационный поисково-спасательный центр" и Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация) просят об отмене апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда.
Информация о рассмотрении кассационной жалобы в соответствии с положениями Федерального закона от 22.12.2008 года N262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" размещена на официальном сайте Шестого кассационного суда общей юрисдикции в сети Интернет (https//6kas.sudrf.ru/).
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, выслушав стороны, обсудив доводы кассационных жалоб, судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для их удовлетворения.
Судом установлено, в период с 26.01.2021 года по 25.02.2021 года Ульяновской транспортной прокуратурой проведена проверка ФКУ "Приволжский АПСЦ" требований воздушного законодательства, при организации деятельности Ульяновской региональной поисково-спасательной базы - филиал ФКУ "Приволжский АПСЦ".
В ходе проверки установлено, что в нарушение п.п. 2, 3, 7, 9, 14, 71 Положения N6 Требований в Ульяновской РПСБ отсутствует следующая специальная техника, аварийно-спасательное имущество и снаряжение, а именно:
- грузовой поисково-спасательный автомобиль повышенной проходимости (с кузовом типа КУНГ); гусеничный (на шинах низкого давления) тягач; транспортер для перевозки личного состава, грузов и техники; приемник сигналов глобального позиционирования ГЛОНАСС (GPS); катер спасательный с мотором прицеп для транспортировки катера; оборудование для спасательных катеров;
- пояс авиационный спасательный на каждого члена спасательной парашютно-десантной группы.
По результатам проверки 25.02.2021 года Ульяновским транспортным прокурором директору ФКУ "Приволжский АПСЦ" внесено представление об устранении нарушений вышеуказанных требований законодательства.
15.03.2021 года ФКУ "Приволжский АПСЦ" в адрес Ульяновской транспортной прокуратуры поступило письмо об исполнении Представления, из которого прокурором сделан вывод об отсутствии со стороны ФКУ "Приволжский АПСЦ" действий по принятию исчерпывающих мер для устранения указанных нарушений, при этом, в качестве причины, препятствующей исполнению установленной законом обязанности, указано на недостаточность финансирования со стороны Федерального агентства воздушного транспорта.
Удовлетворяя требования прокурора, руководствуясь пунктом 3 статьи 86, абзацем 2 пункта 2 статьи 89 Воздушного кодекса Российской Федерации, пунктом 6, подпунктом "в" пункта 9 Федеральных авиационных правил поиска и спасения людей в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2008 года N530, Приказом Минтранса от 26.11.2020 года N517 "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Аварийно-спасательное обеспечение полетов воздушных судов", пунктом 12 приказа Министерства транспорта РФ от 03.06.2014 года N148 "Об утверждении требований к подготовке авиационного персонала органов и служб единой системы авиационно-космического поиска и спасания в Российской Федерации, а также авиационных сил поиска и спасания к проведению поисково-спасательных операций (работ), а также экипажей воздушных судов к выживанию в условиях автономного существования, состава наземных поисково-спасательных команд и спасательных парашютно-десантных групп, перечня оборудования, аварийно-спасательного имущества и снаряжения для оснащения поисково-спасательных воздушных судов, наземных поисково-спасательных команд и спасательных парашютно-десантных групп, требований к оснащению помещений на аэродроме для экипажей поисково-спасательных воздушных судов, наземных поисково-спасательных команд и спасательных парашютно-десантных групп, методики выполнения радиотехнического и визуального поиска воздушных судов, терпящих или потерпевших бедствие, сигналов, применяемых при проведении поисково-спасательных операций (работ), сроков проведения поиска воздушных судов, терпящих или потерпевших бедствие, их пассажиров и экипажей с использованием радиотехнических средств", суд первой инстанции исходил из того, что бездействие должностных лиц ФКУ "Приволжский авиационный поисково-спасательный центр", выразившееся в непринятии мер по обеспечению РПСБ специальной техникой, аварийно-спасательным имуществом и снаряжением в соответствии с перечнем, который указан в
приложении N6 к Приказу Минтранса N148, создает угрозу причинения вреда здоровью и жизни неопределенного круга лиц, пользующихся услугами воздушного транспорта, в случае возникновения чрезвычайных ситуаций на территории Ульяновского транспортного района.
Суд апелляционной инстанции, перейдя к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции, проанализировав представленные доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь положениями статьей 6, 21, 69, 78, 158, 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктов 1, 4 статьи 123.22 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 5.13 Положения о Федеральном агентстве воздушного транспорта, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 года N396 "О Федеральном агентстве воздушного транспорта", Устава федерального казенного учреждения "Приволжский авиационный поисково-спасательный отряд", утвержденного Приказом Росавиации от 06.05.2011 года N235 (с изм. от 30.08.2017 года) пришел к выводу о невозможности исполнения судебного акта без поступления дополнительного финансирования на эти цели, ввиду чего при недостаточности денежных средств у ФКУ "Приволжский АПСЦ" по его обязательствам привлек Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация) в качестве субсидиарного ответчика.
Как указано судом апелляционной инстанции, ФКУ "Приволжский авиационный поисково-спасательный центр" находится в ведении Федерального агентства воздушного транспорта, основной его деятельностью является осуществление поисково-спасательных операций (работ) по поиску и спасанию пассажиров и экипажей воздушных судов, терпящих или потерпевших бедствие, в том числе на воде, которые проводятся аттестованными аварийно-спасательными базами, что предусмотрено ч.1 ст.88 Воздушного кодекса Российской Федерации, статей 1, 6, 12 Федерального закона "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателя", п. 9 Федеральных авиационных правил поиска и спасания в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2008 года N530, а также приказом Минтранса России от 03.06.2014 года N148.
Суд кассационной инстанции соглашается с изложенными выводами суда апелляционной инстанции, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права и соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Приведенные в кассационных жалобах доводы основаны на неправильном толковании норм материального и процессуального права, являлись предметом рассмотрения судов, по существу направлены на переоценку исследованных судом доказательств и обстоятельств, установленных на основании этой оценки. Между тем, кассационная инстанция при проверке законности судебных постановлений нижестоящих судов не вправе входить в обсуждение фактической стороны дела, а также переоценивать доказательства, исследованные судами.
Несогласие с выводами суда в связи с иной оценкой доказательств в силу статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не является основанием для отмены судебного постановления в кассационном порядке.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от 23 мая 2022 года оставить без изменения, кассационные жалобы ответчиков Федерального казенного учреждения "Приволжский авиационный поисково-спасательный центр" и Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация) - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.